Индекс материала
Мидуэйская операция.
Страница 2
Страница 3
Все страницы

А на борту «Хирю» командование и штаб 2-й ДАВ продолжали демонстрировать обычно вовсе не свойственную им нерешительность. Хотя вернувшиеся пикировщики должны были быть готовы к новому вылету около 14 45. только 45 минут спустя (около 15.30) было принято решение атаковать американцев немедленно 6 D3A1 и 9 А6М2 были уже готовы к подъёму на полётную палубу, но тут вдруг вспомнили, что экипаж не пообедал, и решили атаковать американцев на закате. Почему экипаж не мог подождать 20-30 минут, пока не будет поднята в воздух ударная группа — непонятно (пилотам как раз никто не мешал перекусывать в промежутках между вылетами). Также непонятно. почему ради обеда надо откладывать вылет ударной группы до 18.00. Более разумной выглядит гипотеза о том, что атакой на закате Ямагути хотел обезопасить ударную группу. Действительно, самолеты, атакующие на закате, в сумерках гораздо труднее перехватить, а они могут пользоваться последними лучами заходящего солнца. Но малейшее промедление — и японским лётчикам будет так же сложно атаковать американские авианосцы в темноте, как и американским истребителям их перехватывать Опять-таки оставшимся 5 бомбардировщикам и 5 ударным самолётам был обеспечен явно недостаточный эскорт — 10 истребителей. На самом деле такая «осторожность» только увеличивала угрозу «Хирю». Откладывая атаку, японцы просто напрашивались на повторение утреннего кошмара, когда три японских авианосца были поражены бомбами. имея в ангарах заправленные и снаряжённые боеприпасами самолёты.

 

Это наглядно продемонстрировала группа пикировщиков с авианосца «Энтерпрайз», которая вышла в атаку на «Хирю» около 16.58. заходя на цели с запада, со стороны солнца. Командир ударной группы капитан-лейтенант Уилмер Галлахер был настолько уверен в успехе атаки, что приказал атаковать «Хирю» только 10 самолётам с «Энтерпрайза» (6-я разведывательная и летевшая за ней 6-я бомбардировочная эскадрильи), а самолёты 3-й бомбардировочной эскадрильи (базировавшиеся на «Энтерпрайз» машины с авианосца «Йорктаун») отправил атаковать «ближайший линкор», которым оказался «Харуна». Но исполняющий обязанности командира 3-й бомбардировочной капитан-лейтенант ДеВитт Вуд Шумвэй имел на этот счет свое мнение, и, наплевав на приказ, бросился со своими 14 пикировщиками бомбить японский авианосец сразу после эскадрильи Галлахера. Этим он обеспечил поражение «Хирю», резкий поворот которого в самый последний момент «сбил прицел» лётчикам Галлахера, отбомбившимся неточно. Правда, этим он также сорвал заход на цель 6-й бомбардировочной эскадрильи Беста, которому пришлось прерывать атаку и выходить из пике — прямо на японские истребители, которые сбили его ведомого, младшего лейтенанта Фреда Вебера. Несмотря на все усилия 13 японских истребителей, которыми командовал капитан-лейтенант Инудзука Macao (с «Кага»), эскадрилья Беста снова ринулась в атаку на «Хирю» сразу же за машинами с «Йорктауна».

Шансов увернуться от такой массированной атаки у авианосца не было — в общей сложности носовую часть его полётной палубы поразили четыре 454-кг бомбы (первая из них была, скорее всего, была сброшена Шумвэем). Сила взрывов была такой, что передняя треть полётной палубы завалилась внутрь ангара, а большой кусок носового самолётоподьемника был выброшен из шахты и ударился о надстройку. Как раз в носовом ангаре нахолились 19 истребителей А6М2, большая часть которых была заправлена и снаряжена патронами и снарядами. Результаты попаданий в «Хирю» были настолько заметными, что последние американские пикировщики предпочли атаковать «Харуна», но не добились попаданий. Вся атака заняла 12 минут — с 16.58 до 17.10. Потери американцев составили 3 самолёта, и ещё 3 пришлось списать после возвращения на «Энтерпрайз».

Не успели японцы перевести дух, как в 17.20 на них в атаку пошли задержавшиеся с вылетом 16 SBD-3 с «Хорнета» (8-я разведывательная и 8-я бомбардировочная эскадрильи; командир — капитан-лейтенант Эдгар Ди. Стеббингс). Они решили не атаковать горящий «Хирю» и сбросили свои бомбы на тяжелые крейсера «Тонэ» и «Тикума» — правда, без результата.

А в 17.42 японское авианосное соединение атаковали 6 В-17 подполковника Суини с Мидуэя, и еще 6 В-17, летевших на Мидуэй с аэродрома Баркинг Сэндз на острове Кауаи (командир — майор Джордж Блэки). Почти час (до 18.32) они бросались бомбами по японским кораблям, но попаданий не добились.

Тем временем команда отчаянно боролась за спасение «Хирю», в носовой части которого начался сильный пожар. Поскольку одна из главных пожарных магистралей продолжала работать, распространение пожара в корму удалось сдержать. Авианосец также сохранил ход и управляемость, что позволило ему уходить на северо-запад под прикрытием четырёх эсминцев: «Югумо», «Кадзэгумо», «Макигумо» и вероятно, «Таникадзэ». Но в 21.23 «Хирю» замер без хода и электроэнергии, что лишило экипаж возможности использовать пожарную магистраль. Эсминцы эскорта пытались помочь борьбе с пожаром, подойдя к борту «Хирю» и поливая его из своих брандспойтов В 21.30 «Югумо» даже отправился к крейсеру «Тикума». чтобы взять с этого корабля дополнительные шланги. В результате этих усилий пожары удалось сдержать под контролем, хотя корабль и получил крен в 15' на левых борт из-за массы воды, залитой в ангары. Но около полуночи на авианосце прогремел сильный взрыв, вызвавший новые пожары После ещё двух с половиной часов борьбы с огнем Ямагути и Каку, наконец, сдались и в 02.30 приказали экипажу приготовиться покинуть корабль.

К 02.50 остатки команды «Хирю» (около 800 человек) собрались на полётной палубе, где к ним с прощальной речью обратился сначала командир корабля, а потом и вице-адмирал Ямагути. Затем все повернулись в сторону Токио и трижды прокричали «Банзай!» Императору. После этого под звуки гимна с мачты «Хирю» был спущен корабельный и адмиральский флаги. Вся церемония продолжалась почти 30 минут на фоне непрекращающихся пожаров.

Только в 03.15 команда, наконец, начала покидать корабль, переходя на эсминцы «Кадзэгумо» и «Макигумо»: сначала с корабля был снят портрет Императора, затем раненые, а за ними в полном порядке последовали и остальные члены команды во главе со старшим помошником командира капитаном 2-го ранга Каноэ Такаси. Эвакуация окончательно закончилась в 04 30. Контр-адмирал Ямагути Тамон и капитан 1-го ранга Каку Томэо остались на корабле, дабы своей смертью искупить вину за гибель «Хирю».

Описание исхода с «Хирю» кажется похожим на дешевый пропагандистский фильм, но поведение японцев на палубе гибнущего корабля было для них самих абсолютно естественным — церемонии должны соблюдаться вне зависимости от обстоятельств.

В 05.10 эсминец «Макигумо», наконец, выпустил торпеду по «Хирю» — но торпеда прошла под килем. Тогда корабль описал циркуляцию вокруг «Хирю» и выпустил вторую торпеду, поразившую авианосец в носовую часть с правого борта. Эсминец уже уходил на соединение с остальными кораблями Авианосного ударного соединения, когда на палубе «Хирю» появилось несколько человек, размахивавших шапками. Опасаясь возможной атаки американских самолётов (приближался рассвет) командир «Макигумо» капитан 2-го ранга Фудзита решил не возвращаться за ними. Кроме того, попытка подобрать людей с корабля, который мог затонуть в любой момент, могла закончиться печально для его эсминца.

Но «Хирю» вовсе не собирался тонуть, и в 07.20 адмирал Ямамото с немалым, должно быть, удивлением получил радиограмму с самолёта-разведчика (B4Y1 с авианосца «Хосё») об обнаружении «Хирю» и о наличии людей на его палубе. Вопреки мифу о том, что японские адмиралы не заботились о спасении своих подчиненных, в 08.20 Ямамото приказал отправить для спасения остатков экипажа «Хирю» эсминец «Таникадзэ». К сожалению, корабль не успел найти «Хирю» до его гибели и спасти оставшихся на борту моряков. Зато он успел стать мишенью для не много, не мало, а 65 американских пикировщиков с «Хорнета» и «Энтерпрай» за (18 08 — около 18.40), а в 16.36 и 18.45 его атаковали по 5 В-17 с Мидуэя. Однако «Таникадзэ» смог отбиться от всех атак, сбив при этом один пикировщик SBD и один В-17 еще 1 «Донтлесс» и 1 В-17 были вынуждены на обратном пути сесть на воду из-за нехватки топлива. Только с наступлением темноты эсминец вернулся к главным силам адмирала Ямамото.

Тем временем «Хирю» все больше и больше оседал носом. Наконец, затопление корабля превысило критические пределы, и около 09.07 — 09.15 «Хирю», наконец, ушел на дно носом вперед. Общие потери экипажа «Хирю» и находящегося на борту личного состава 6-й АГ составили 392 человека, в т.ч. 66 летчиков.

Оставшиеся на борту «Хирю» 39 моряков во главе с капитаном 2-го ранга Аимунэ Кунидзо и лейтенантом Мандаи смогли добраться до плававшей неподалеку от «Хирю» шлюпки, в которой, по счастью, оказались запасы еды и питья. После двух недель дрейфа шлюпку заметила американская летающая лодка РВУ и 19 июня 1942 г. их спасла американская плавбаза гидросамолётов «Баллард» (AVD-10 «Ballard»). Четыре моряка умерли от ран во время дрейфа, а пятый скончался уже на борту «Балларда».

С целью скрыть истинные потери японцев при Мидуэе «Хирю» был исключен из списков флота на шесть недель позже, чем «Сорю» — 25 сентября 1942 г.

Материал взят с сайта: http://13fish13.ru/load



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Материалы по теме "ВМФ".

Новое на сайте