Истребители

За всю историю авиации ни один новый самолет не произвел такого оглушительного эффекта, как МиГ-15. На Западе даже не подозревали о его существовании, пока американские пилоты не столкнулись в небе над Кореей с истребителем, который набирал высоту и пикировал быстрее любого американского самолета и отличался потрясающей воображение маневренностью. История создания МиГ-15 такова: по окончании Второй Мировой войны правительство Великобритании предоставило Советскому Союзу новейший английский турбореактивный двигатель «Нин» производства фирмы «Роллс-Ройс» (на тот момент этим двигателем еще не был оснащен ни один английский самолет). Благодаря этому к концу 1947 года прототип МиГ-15, оснащенный не лицензированной модификацией двигателя «Нин», приступил к испытательным полетам. Большие потери МиГ-15 во время войны в Корее объясняются, главным образом, отсутствием опыта у пилотов. К 1960 году МиГ-15 использовался в качестве истребителя армиями 15 стран.

В 1970-х годах начал разрабатываться проект легкого и недорогого палубного самолета поддержки для машин F-14 «Томкэт». Предполагалось, что новая модель заменит устаревшие «Фантомы» F-4 и «Корсары» А-7. Модель F-16 «Файтинг фалкон», заказ на которую сделали ВВС США, американский ВМФ не устроила, поэтому компания «Макдоннел-Дуглас» стала разрабатывать свой проект — на основе, самолета YF-17 фирмы «Нортроп» (эта фирма участвовала и в разработке, и в производстве машины). Самолет выпускался в двух модификациях — истребителя и штурмовика. Поставки начались в мае 1981 года и завершились к 1987 году.

Вслед за « Фантомом» я, корпорация «Макдоннел-Дуглас» разработала ' новую машину F-15A «Игл». С момента появления в 1972 году этот самолет считался лучшим в мире ударным истребителем. Правда, в настоящее время он уступил это звание более современным моделям F-15B и F-15C. Первый полет прототипа F-15A — одноместного самолета со сдвоенными турбореактивными двигателями и стреловидным крылом — состоялся в июле 1972 г. Мощные двигатели производства компании «Пратт-Уитни» и широкое использование в конструкции самолета титановых сплавов (в серийных моделях они составляют 26% от веса самолета) позволили достичь очень высоких скоростей (больше 2,5 звуковых) на большой высоте. Впечатляющие летные характеристики машины (в том числе высокая скороподъемность) стали ясны уже с самого начала полетных испытаний. Серийное производство самолета начались в ноябре 1974 года; машина поступила в 555-е тренировочное соединение тактических истребителей на военно-воздушной базе Лэнгли. Производство F-15A продолжалось до 1979 года, всего было построено 385 самолетов.

Величайший истребитель послевоенного времени был сконструирован компанией «Макдоннел» в 1950-х годах в порядке частной инициативы — фирма справедливо полагала, что ВМФ США вскоре потребуется замена штурмовикам F-3H «Демон». Первоначально задуманный как штурмовик с четырьмя 20-мм пушками, в дальнейшем «фантом» разрабатывался как всепогодный перехватчик с ракетным вооружением. В этом качестве он и начал поступать на вооружение в феврале 1960 года под индексом F-4A. В 1961 году на испытаниях «фантом» новой модификации F-4B наглядно доказал свое превосходство над другими американскими истребителями, прежде всего — в вооружении и разрешающей способности радара. По результатам испытаний фирма «Макдоннел-Дуглас» получила заказ на производство «фантомов» (индекс F-110 вместо раннего F-4C). От своего прототипа F-4B машина F-110 отличалась тем, что имела двойное управление и модернизированную бортовую систему и была укомплектована двигателями J79-GE-15. Всего было выпущено 637 самолетов, состоявших на вооружении 16 из 23 подразделений тактической авиации.

ВМФ США ожидали, что модель F3H окажется по крайней мере не хуже истребителей ВВС, Однако с самого начала разработчики столкнулись с большими трудностями. Самолет получался слишком дорогим; кроме того — и это главное — специально разработанный компанией «Вестингауз» двигатель XJ-40 не обеспечивал необходимой тяги. Вдобавок ВМФ отказался от проекта стандартного истребителя и предложил разработать проект всепогодного ночного истребителя. Первые серийные F3H-1N оснащались двигателями J40-WE-22, но после 11 аварий, две из которых имели тяжелые последствия, производство самолетов было остановлено. Ситуацию удалось исправить, заменив двигатель «Вестингауз» на J-71 компании «Эллисон»; ранние модели F3H-1 были частью укомплектованы новым двигателем, частью же использовались как наземные тренажеры. Поставки F3H-2 начались в 1956 году.

Популярность «Фантомов» в ВМФ и Корпусе морской пехоты США привела к тому, что компании «Макдоннел» предложили продолжить разработку машины. Группа конструкторов под руководством Г. В. Ковингтона сохранила в модели «Бэнши» низкорасположенное прямое крыло и трехколесное шасси. Новый самолет был больше своего предшественника, имел удлиненный фюзеляж (что позволило увеличить запас топлива), складывающиеся крылья и расположенные в местах соединения крыльев с фюзеляжем более мощные двигатели. Сначала этой модели присвоили индекс F-2D, затем F2H; в окончательном варианте — F-2. Первые F2H-1 были поставлены ВМС США в августе 1948 года. Самолет выпускался в семи основных модификациях. Почти все они использовались в Корее. F2H-2 — вторая серийная модель машины, снабженная дополнительными топливными баками на концах крыльев. Всего было выпущено 56 таких самолетов.

F-104G — модификация самолета «Старфайтер», полностью переделанного по заказу ВВС ФРГ на тактический ударный самолет-разведчик с ядерным вооружением на борту. Эта машина предназначалась только для экспорта. Первый полет прототипа состоялся в июне 1960 года. В сравнении с F-104D новый самолет имел значительно усиленный фюзеляж, был оснащен многорежимным радаром «Насарр», инерционной навигационной системой и управляемыми закрылками. ВВС ФРГ были поставлены 96 самолетов. Изображенный на рисунке самолет оснащен противокорабельными ракетами «Корморан». Еще одна модификация, RF-104G, представляла собой самолет-разведчик; таких самолетов изготовили 184 экз. Последними крупными заказчиками этих самолетов были Италия и ФРГ.

Р80А — первая серийная модель истребителей семейства «Шутинг Стар»  При изменении американской системы обозначений первая буква в названии Р (Pursuit — преследователь) была заменена на F (Fighter — истребитель). Изображенный на фотографии самолет № 44-85226 «Бетси Джин», принадлежавший командиру 412-й истребительной группы, отмечен цветными вертикальными полосами на фюзеляже. Прежняя система обозначений боевых и экспериментальных самолетов действовали до 1947 года, пока ВВС США не перешли к нынешней системе. В июне 1947 г. полковник Альфред Бойд на модернизированном самолете P-80R установил мировой рекорд скорости — 1003,8 км/ч — во время полета в районе Марок-Драй-Лэйк в Калифорнии. Этот самолет был объектом постоянных экспериментов с различными двигателями и вооружением, проводившихся в разных странах мира. Многие самолеты Р-80А заканчивали свои службу в качестве беспилотных планеров-мишеней.

Несомненно, наиболее удачным послевоенным британским истребителем был «Хантер», отличавшийся изяществом силуэта — и высокой боевой эффективностью; не одно поколение пилотов с нежностью вспоминает об отличных летными качествах этой машины. Первые F.Mk-1 поступили на вооружение в июле 1954 года. Самолет выпускался в десятках модификаций и использовался во всем мире на протяжении 40 лет. F.Mk-1 мог в неглубоком пике достигать сверхзвуковой скорости; его вооружение составляла батарея из четырех 30-мм пушек, размещенных в носовом отсеке. Единственной проблемой самолета был двигатель «Эйвон» 100, который глох при первом же залпе из пушек. 7 сентября 1953 года «Хантер» F.Mk-3, пилотируемый командиром эскадрильи Невиллом Дюком, над побережьем Сассекса установил тогдашний мировой рекорд скорости — 727,6 мили/час (1171 км/ч).

Новое на сайте