Истребители

Разработка F-14 началась после провала модернизации модели F-111B (конструкторы пытались создать на базе F-111B палубный истребитель с изменяемой геометрией крыла). Как показало время, и у F-14 хватало недостатков, главным из которых оказалась не отлаженность двигателей, повлекшая за собой увеличение эксплуатационных расходов (более поздняя модель F-18 была гораздо экономичнее) и возрастание уровня аварийности. Тем не менее. «Томкэт» по праву считается одним из лучших перехватчиков мира. Репутации F-14A несколько повредила авария первого прототипа в декабре 1970 года, однако менее чем через два года эти самолеты уже стали поступать в эскадрилью VF-125. В сентябре 1974 года они поступили в эскадрильи VF-1 и VF-2, базировавшиеся на авианосце «Энтерпрайз». F-14 сменил F-4 и стал основным палубным истребителем ВМФ США. Всего было изготовлено 478 F-14. С 1976 года самолеты экспортировались в Иран (80 экз.).

Самолет «Метеор» NF представляет собой двухместный ночной истребитель. Разработка проекта началась в 1949 г. и велась фирмой «Армстронг-Уитворт». Прототип машины « позаимствовал» двухместную кабину от учебно-тренировочной модели Т.Мк-7, которая первоначально разрабатывалась «Глостером» как частный проект, но впоследствии была продана Королевским ВВС и флоту. В удлиненной носовой части располагался радар SCR-720 AI (в модели Мк-8 находился сзади). Крылья похожи на крылья модели F.Mk-1, но в них установлены четыре 20-мм пушки. На основе этого самолета впоследствии был создан первый ночной истребитель «Метеор», получивший индекс NF.Mk-11. Первый полет истребителя состоялся 31 мая 1950 г. Эти самолеты все еще используются в Великобритании фирмой «Джет Херитэйдж Лимитед» в гражданских целях. В армии же Мк-11, как и многие другие двухместные самолеты, закончил свою службу в качестве буксировщика мишеней.

Самолет «Метеор» был спроектирован Джорджем Картером по заказу Министерства авиации Великобритании и в соответствии со спецификацией F-9/40. Это был единственный реактивный самолет союзников, использовавшийся ими в боевых условиях. Испытания базовой модели производились с различными типами двигателей, в том числе с двигателем W-2B («Роллс-Ройс»), «Хальфорд» Н-1 («Де Хэвиленд») и «Метровик F-2». Первые 20 самолетов оснащались усовершенствованным турбореактивным двигателем W-2B/23C («Уилланд»). «Метеор> поступил в 616-ю эскадрилью Королевских ВВС 12 июля 1944 года и принял участие в боевых действиях против немецких ракет ФАУ-1. Самой популярной модификацией самолета (1183 экз.) стала версия F.Mk-821 — с удлиненным фюзеляжем, видоизмененным хвостом, каплевидным фонарем кабины и дополнительным топливным баком емкостью 432 л. Позднее в модели F.Mk-8 были увеличены отверстия воздухозаборников. На этом самолете были впервые установлены катапультные сиденьям конструкции Мартина Бейкера, а также гироскопический стабилизированный прицел. 12 октября 1948 года состоялся первый вылет модернизированной модели F.Mk-8s.

Вне всякого сомнения, F-16 является одним из наиболее известных самолетов-истребителей этого столетия. Все началось довольно неожиданно — с экспериментальной программы «Легкий истребитель» (LWF), которую курировали ВВС США. Целью программы был проект дешевого и легкого истребителя в дополнение к более тяжелому и дорогому F-15 «Игл». Первоначально разработку далее не предполагали доводить до промышленного производства. Два экспериментальных прототипа — XF-16 фирмы «Локхид» и XF-17 фирмы «Нортроп» появились в апреле 1972 года. Заинтересованность, проявленная к машине некоторыми странами НАТО, привела к общей ревизии программы LWF; вместо нее появилась программа ACF — «Истребитель-перехватчик». ВВС США решили закупить 650 машин этого проекта. В январе 1975 года было объявлено, что конкурс выиграла фирма «Локхид». Первый вылет серийного F-16A состоялся 7 августа 1978 года.

Внешнее сходство машин «Пампа» и «Дассо/Дорнье» — результат тесного сотрудничества между аргентинским производителем FMA и фирмой «Дорнье». Работа над проектом учебного реактивного самолета, способного заменить в аргентинских ВВС самолет MS-760 «Пари» («Моран-Солнье»), началась в 1979 году. Крылья и хвостовые стабилизаторы для прототипа были спроектированы на основе не стреловидного крыла машины «Альфа Джет». Для упрощения технического обеспечения и удешевления эксплуатации самолет изначально проектировался с одним двигателем и с сокращенным комплектом бортового электронного оборудования. Предусматривалась эксплуатация машины на аэродромах с неровной поверхностью. Первый полет прототипа с отличительными знаками Парижского Авиасалона, состоялся 6 октября 1984 года. Первые 100 самолетов поступили в IV авиабригаду в апреле 1988 года.

Самолет « Пульки» («Стрела») был сконструирован Эмилем Девуатеном, чья авиастроительная компания существует во Франции с 1920 года. Это был первый одноместный истребитель, сконструированный в Аргентине, а еще — первый реактивный самолет, выпущенный аргентинской авиапромышленностью. Самолет имел классическую конструкцию — низкоплан с металлическим крылом — и оснащался реактивной турбиной «Дервент» («Роллс-Ройс»). Первый полет состоялся 9 августа 1947 года, но полетные испытания вызвали разочарование, и проект был приостановлен. После привлечения к работам бывшего главного конструктора знаменитой немецкой фирмы «Фокке-Вульф» Курта Танка аргентинское правительство попыталось возродить проект «Пульки», но затянувшаяся разработка и уход Курта Танка привели к тому, что в 1960 году проект был остановлен окончательно.

Соглашение о разработке совместного истребителя «Еврофайтер» было подписано Великобританией, Западной Германией и Италией в мае 1988 г. Испания присоединилась к соглашению в ноябре того же года. Этот самолет предназначался в первую очередь для ведения воздушного боя; кроме того, в его конструкцию закладывалась способность наносить удары по наземным целям. Использование переднего горизонтального оперения (схема «утка») и тяговой системы управления обещало весьма маневренную машину. Корпус изготавливался из композитных материалов, на борту устанавливались модернизированные датчики и электронные системы. Полетные испытания машины проходят успешно, однако в процессе работы постоянно возникают политические и финансовые разногласия. Первый полет машины состоялся 27 марта 1994 года в Германии, в производство она поступила в 2002 году. «Еврофайтер» выходит на рынок, где очень высок уровень конкуренции, поэтому предполагаемая цена в 60 млн фунтов стерлингов дает ему немного шансов на экспортные заказы.

Немецкие исследования треугольного крыла вызвали огромный интерес у ВМС США. Группа старших офицеров флота предложила компании «Дуглас» проект, основанный на этих исследованиях. В декабре 1948 г. с фирмой «Дуглас» был заключен контракт на постройку двух прототипов .машины с дельтовидной конфигурацией крыла. Первый испытательный полет машины состоялся в январе 1951 года. На самолете стояла реактивная турбина «Аллисон», хотя постоянные проблемы с отладкой на протяжении полетных испытаний привели в итоге к выбору другого агрегата — « Пратт-Уитни». Модель представляла собой моноплан со средним положением крыла и свободными элевонами, выполняющими функцию элеронов. Кабина выдвинута далеко вперед и дает пилоту прекрасный круговой обзор.

Истребитель «Си Виксен», как и многие другие самолеты, состоявшие на вооружении Королевских ВМФ, проектировался как всепогодный перехватчик наземного базирования. Прототип, изготовленный в 1946 году, уступил в состязании с машиной «Джейвелин» («Глостер»), и военно-воздушные силы отказались от его покупки. К счастью для фирмы «Де Хэвиленд», Королевским ВМФ как раз потребовался палубный самолет; после успешных испытаний на борту авианосца «Альбион» в январе 1955 года на фирму поступил заказ. Первые 92 самолета, построенные на заводе «Де Хэвиленд» в Крайстчерче, имели индекс FAW.Mk-1. К особенностям конструкции можно отнести заостренный шарнирный обтекатель, складывающиеся крылья и амортизаторы носового колеса с небольшим ходом. В модели FAW Мк-2 был увеличен запас топлива и установлены дополнительные подвески для четырех управляемых ракет «Ред Топ» вместо «Файрстрикс», которые нес Мк-1. Большая часть Мк-1 была модернизирована до стандарта Мк-2 к 1964 году и оставалась в строю до 1971 года.

Новое на сайте