Истребители

Созданный для замены на вооружении ВВС Швеции легкого бомбардировщика «Сааб» 18, самолет J-32 по конструкции и летно-техническим характеристикам превосходит все подобные ему самолеты государств Западной Европы. Имея значительные габариты, этот самолет может действовать как штурмовик, истребитель и разведчик. Первым в производство с 1953 года поступил всепогодный штурмовик А-32А. За ним последовал всепогодный ночной истребитель J-32B. А с середины 1958 года началось производство самолета-разведчика S-32C. В 1990-х годах 450 машин «Сааб» 32 использовались в качестве имитаторов самолетов противника, буксировщиков целей и испытательных самолетов. Изображенный на рисунке J-32B оснащен более мощным, чем у предшественника, лицензионным двигателем "Роллс-Ройс" и радарной системой управления огнем при перехвате. С 1958 по 1970 год эти самолеты состояли на вооружении семи эскадрилий ВВС Швеции.

В 1981 году ВВС США объявили тендер на проект тактического истребителя для замены машины F-15 «Игл». Свои проекты представили два консорциума — первый в составе фирм «Локхид», «Боинг» и «Дженерал Дайнемикс», второй в составе компаний «Нортроп» и «Макдоннел-Дуглас». Проект фирмы «Нортроп» был основан на технологии «стелс», использовавшейся в бомбардировщиках В-2. Первый из двух прототипов самолета, получившего наименование «Грей Хост», поднялся в воздух в августе 1990 года. После успешных полетных испытаний двух прототипов YF-23A (индексы соответственно PAV-1 и PAV-2) проект компании «Нортроп» все же был отвергнут, и военное ведомство отдало предпочтение машине YF-22 группы «Локхид». Оба прототипа фирмы «Нортроп» были переданы на базу ВВС США Эдварде. Любопытно сравнить эту машину компании «Нортроп» с моделью F-117 «Найт Хоук» фирмы «Локхид», в конструкции которой также использована технология «стелс».

В 1970 году модель F-5E «Тайгер-II» была выбрана ВВС США на замену F-5A. Эта машина оснащена более мощными двигателями и новыми каналами воздухозаборников, у нее увеличена носовая стойка шасси (для сокращения разбега). Самолет имеет более широкие фюзеляж и крылья с закрылками, модифицированными для улучшения маневренности. Поставки самолета начались в 1972 году. Американские ВВС использовали эту машину для имитации самолетов противника на маневрах в США, Великобритании и на Филиппинах. Изображенный на фотографии самолет используется в летной истребительной школе ВМФ США на авиабазе Мирамар в Калифорнии. Маневренность F-5 делает его весьма серьезным противником при боевых тренировках. Под индексом F-JF выпускалась двухместная учебно-тренировочная модификация этого самолета. Оба типа самолетов сохраняют способность к боевому применению. Машины F-5E поставлялись в Саудовскую Аравию.

В 1955 году компания «Нортроп» приступила к созданию легкого истребителя, оснащенного двумя реактивными двигателями J-85. Группа конструкторов под руководством Велько Гасича пересмотрела компоновку фюзеляжа и предложила вариант размещения двигателя, позволивший значительно уменьшить габариты машины. На базе этого проекта, разработанного компанией «Нортроп» в частном порядке, в дальнейшем были созданы самолеты Т-38 «Талон» и F-5A. В октябре 1962 года Министерство обороны США заказало большое количество этих самолетов для поставки дружественным странам на выгодных условиях. Более 1000 машин было направлено на Тайвань, Филиппины , в Иран, Грецию, Южную Корею, Турцию, Эфиопию, Марокко, Норвегию, Таиланд, Ливию и Южный Вьетнам. На фотографии изображен самолет ВВС Турции.

Истребитель F-86F «Сейбр» — модификация машины F-84E, оснащенной цельноповоротным управляемым стабилизатором и предкрылками на передней кромке крыльев. Дальнейшая модернизация модели F-86F заключалась в увеличении хорды, расширении передней кромки крыла и появлении на машине небольшого аэродинамического гребня. Обе модификации самолета «Сейбр» широко использовались в Корее и во Вьетнаме. Первоначально американские эскадрильи в Корее были укомплектованы ранней моделью F-86A, самолеты F-86F стали поступать на вооружение 8-го и 18-го звеньев истребителей бомбардировщиков лишь в начале 1953 года. Эти машины отлично проявили себя в боях против истребителей МиГ-15, «Сейбр» уступал русским самолетам в летных характеристиках, однако американские пилоты были куда опытнее и подготовленнее. Всего было выпущено 1079 самолетов F-86F. С 1954 года большое количество этих машин поставлялось союзникам США в рамках программы военной помощи.

В ответ на ограничение импорта американских боевых самолетов на Тайване был создан истребитель «Цзин-го». Тайваньская армия хотела заменить к тому времени истребители F-104 «Старфайтер» на современную модель F-20 «Тайгершарк», но американское правительство ввело имбарго на поставку Тайваньским ВВС современных боевых самолетов. Таким образом, Тайваню пришлось приобрести разработку американских фирм «Дженерал Дайнемикс», «Вестингауз», Гарретт» и «Лир» , основываясь на которую в 1985 году начать конструирование нового истребителя. И 28 мая 1989 года состоялся первый полет прототипа этой боевой машины. По своей конструкции и характеристикам тайваньский истребитель «Цзин-го» во многом напоминал американские самолеты F-16 и F-18. На вооружение китайских ВВС этот самолет впервые поступил в 1994 году. И не смотря на то, что в 1992 году США возобновили свои поставки самолетов F-16 на Тайвань, выпущенное количество истребителей «Цзин-го» составило 130 боевых машин.

Истребитель 0-5 был разработан в Китае на базе самолета МиГ-19. Проектирование машины, сохранившей крылья и конструкцию задней части фюзеляжа своего предшественника, началось в 1958 году. Тягу обеспечивали два турбореактивных двигателя в фюзеляже; радар размещался в носовом отсеке. Поставки самолетов начались в 1970 году, к 1980 году на вооружении ВВС Китая стояло около 100 этих машин. Около сотни истребителей 0-5 было изготовлено на экспорт — истребитель поставлялся в Пакистан (52 самолета модели А-5С), Бангладеш (20 А-5С) и Северную Корею (Q-5 IA). В настоящее время на вооружении ВВС и ВМФ Народно-Освободительной армии Китая (НОАК) состоит более 900 таких самолетов. Фабрика «Няньхань» выпускала еще одну экспортную модификацию — А-5М, оснащенную радиодальномером FIAR «Пойнтер» 2500 фирмы «Аления». Самолет этой модели изображен на фотографии.

В 1972 году в ВВС СССР стало ясно, что необходимо провести замену парка боевых самолетов МиГ-21, МиГ-23, Су-15 и Су-17. Конструкторское бюро Микояна в 1977 году спроектировало и разработало новую модель истребителя, который стал следующим поколением военных реактивных самолетов. В октябре 1977 года начались летные испытания нового истребителя, в НАТО эта машина получила индекс – «Рэм L», позднее – «Фулкрум». На вооружение советской армии этот самолет поступил в 1982 году. До 1986 года, когда этот самолет был показан в Финляндии, для западных военных экспертов получить подробную информацию о его конструкции и характеристиках не представлялось возможным.
За время производства этого самолета было выпущено более 600 боевых машин первой серийной модификации «Фулкрум». Эти истребители поступали  на вооружение стран Варшавского договора, а также в Иране, Индии, Северной Корее, Кубе, Сирии и Югославии.

МиГ-23 и штурмовик МиГ-27 заменили на вооружении самолет МиГ-21. Эти самолеты до сих пор используются военно-воздушными силами бывших соцстран, хотя в настоящее время они, конечно, уступают в мощности и огневой мощи современным европейским и американскими боевыми самолетами. МиГ-23MF — основная экспортная модификация — появился в 1974 г. и поставлялся в ГДР. Машина была оснащена усовершенствованным радаром, инфракрасными датчиками и вертикальным хвостовым оперением, складывающимся перед посадкой. Большинство МиГ-23MF использовались в качестве истребителей. После расформирования ВВС ГДР эти самолеты были законсервированы. Будут ли они использоваться в дальнейшещем, и если будут, то как, — в настоящее время неизвестно.

Новое на сайте