Авианосец «Кацураги».

Авианосец КоцурагиАвианосец «Кацураги» вошел в строй 15 октября 1944 г. (командир — капитан 1-го ранга Кавабата Масахару). В ноябре-декабре корабль занимался боевой подготовкой во Внутреннем море вместе с «Амаги», завершившейся учениями, проходившими с 27 ноября по 12 декабря 1944 г.

В конце января 1945 г. корабль перевозил из Курэ в Ивакуни авиаотряд «Оита» А Г флота «Йокосука». После перевозки «Кацураги» должен был обеспечивать боевую подготовку этой части, но вскоре был отозван обратно в Курэ.

После прихода в Курэ (15 февраля 1945 г.) корабль полтора месяца проторчал на рейде базы без дела. Тем временем петля на шее японского флота затягивалась все туже, и утром 19 марта 1945 г. американские самолёты, поднятые с авианосцев 58-го Оперативного соединения, совершили свой первый налет на Курэ.

«Кацураги» был поражен бомбой и ракетой. Бомба попала в носовую часть с правого борта (около 25 метров от носовой оконечности), результатом чего была 1,5-м дыра в борту и верхней ангарной палубе, а также пробитая осколками полётная палуба. Один член экипажа был убит и двое ранены. Ракета поразила кормовую часть полётной палубы с левого борта, проделав в палубе небольшое отверстие. Корабль также пострадал и от близких разрывов, в результате которых было затоплено помещение воздушных компрессоров и топливная цистерна N9 8, а также повреждены полётная и верхняя ангарная палубы.

После этого авианосец решили спрятать от греха подальше: 25 марта 1945 г. «Кацураги» перешёл к острову Мицукодзима, где и был закамуфлирован самым тщательным образом. «Внешний» (правый) борт корабля был полностью закрыт бамбуковым занавесом, «изукрашенным» для усиления эффекта ветками и циновками. Между левым (обращенным к берегу) бортом и берегом была натянута горизонтальная сеть, чтобы «слить» корпус авианосца с берегом, превратив этот самый корпус в «неотъемлемую» часть суши Для усиления этого эффекта два сторожевика были пришвартованы у «внешнего» (правого) борта таким образом, чтобы с воздуха казаться стоящими у пирсов.

Надстройка и мачта были завешены маскировочными сетями так, чтобы напоминать небольшой холм, а командный пункт ПВО (расположенный на верхнем ярусе надстройки) был спрятан под деревянным домиком, напоминавшим береговой наблюдательный пост. Вокруг этого «холма» японцы планировали даже разместить живые сосны в ящиках с землей, но недостаток времени вынудил обойтись срезанными деревьями.

Полётная палуба была замаскирована под долину разбросанными тут и там кучками циновок, а также листьями и ветками, которые регулярно обновлялись по частям (считалось, что так зелень будет выглядеть реалистичнее). Три 3-ствольные 25-мм зенитки были специально сняты со своих мест и размещены в носовой части полётной палубы так, чтобы сверху их позиции походили на капониры, в которых такие зенитки размещаются на суше. Кроме того, на палубе были построены 4 домика разных размеров: два деревянных и два, сделанных из мешков с песком, покрытых парусиновой «крышей». Позднее вместо одного из деревянных домиков устроили кучу «металлолома», сделанную из крашеных деревянных ящиков (она должна была «соответствовать» настоящей куче металлолома, находившейся на берегу), а «жилой фонд» был дополнен несколькими «домиками», сделанными из палаток.

Все это дополнялось «дорогами», сделанными так, чтобы плавно переходить в дорогу, ведущую к кораблю с берега. Фальшивые дороги были даже посыпаны песком такого же цвета, что и дороги на берегу.

Качество камуфляжа дважды (10 апреля и 15 июня) проверялось фоторазведывательным гидросамолётом из АГ флота «Саэки». На основании полученных снимков был сделан вывод о высокой эффективности маскировки. К сожалению, американцы все равно смогли обнаружить авианосец по тени, отбрасываемой бортами корабля. Кроме того, обнаружению могло способствовать и применение детекторов инфракрасного излучения.

За это время корабль дважды сменил командиров: 1 апреля 1945 г. капитан 1-го ранга Кавабата был сменен капитаном 1- го ранга Хирацука Сиро, а через двадцать дней командиром стал капитан 1-го ранга Миядзаки Тосио с «Амаги». Следует отметить, что а отличие от «Амаги», «Кацураги» не был выведен в резерв (хотя часть личного состава и была переведена с корабля на линкор «Ямато» и другие корабли 2-го флота). Корабль имел полностью боевую зенитную артиллерию и был готов к борьбе за живучесть.

Во время рейда 24 июля 1945 г. корабль пострадал гораздо меньше своего «систершипа»: сказались усилия по маскировке (за день корабль атаковали только 10- 12 пикировщиков), а также сильный зенитный огонь, которым умело руководил старший артиллерист Хоаси. Только один вражеский самолёт смог попасть 500- фунтовой бомбой в 25-мм зенитку, расположенную по левому борту напротив дымовых труб. Сам корабль не получил сильных повреждений, но все 13 членов расчета зенитного автомата погибли, а еще 5 человек получили ранения.

Очередь «Кацураги» пришла два дня спустя — 28 июля. Хотя основной целью американских лётчиков снова стал избитый «Амаги», на этот раз вражеские самолёты не оставили без внимания и «Кацураги». Зенитчики авианосца старались, как могли, и даже сбили один американский самолёт (атаковавший «Амаги»), но полностью уберечь корабль не смогли. Продажа эвакуаторов от компании Спецавтотех-НН. У нас Вы можете приобрести эвакуатор на шасси Газели, Валдая, КАМАЗ, ISUZU, Hyundai и других автомобильных марок.


 

Авианосец КоцурагиЕсли во время атак в первой половине дня корабль смог избежать попаданий, то после полудня и он получил свои две бомбы. Первая, 227-кг, попала в правый борт корабля примерно в 25 метрах от кормы. Пробив обшивку, она разорвалась в метре над верхней ангарной палубой, пробив в ней 4,5-метровую дыру, а также изрешетив полётную палубу. Вторая бомба (на этот раз 454-кг) попала почти посредине полётной палубы «Кацураги» (позади надстройки, ближе к левому борту) она также разорвалась в верхнем ангаре. Полётная палуба на расстоянии 85 метров вздулась, а 10-метровый ее кусок был снесен к правому борту, повредив дымовые трубы. Верхняя ангарная палуба также была искривлена силой взрыва (максимальная просадка составила около 90 сантиметров). Оба самолётоподьемника были заклинены в верхнем положении. Старший офицер капитан 1-го ранга Идзуми Фукудзиро и еще 12 членов экипажа были убиты, а 12 человек — ранены. По счастью обошлось без серьезного пожара. Кроме того, «Кацураги» избежал повреждений подводной части в результате близких разрывов у бортов авианосца, которые погубили «Амаги».

10 сентября 1945 г. корабль был выведен в резерв

Как ни парадоксально, но настоящая работа для «Кацураги» нашлась только с окончанием войны: большой объем внутренних помещений оказался в самый раз для возвращения японских солдат и гражданских лиц, оказавшихся за границей, в Японию. Уже 25 сентября 1945 г. верфь в Курэ получила приказ о переоборудовании корабля, а 20 октября «Кацураги» был официально исключен из списков флота и превратился в «Специальный транспорт» (по другим данным, официальное переименование в транспорт произошло только 1 декабря 1945 г.). Само переоборудова¬ие началось 13 октября: пробоины в палубах и переборках были заделаны, а на полётной палубе были установлены вентиляторы для обеспечения притока воздуха в набитые людьми ангары (планировалось, что корабль сможет вместить около 3000 репатриантов). Кроме этого, корабль прошел докование. Более серьезного ремонта решили не проводить, и корабль до конца своей карьеры плавал с «вздутой» полётной палубой.

3 октября 1945 г. командиром корабля вновь стал Миядзаки Тосио, который 18 декабря повел корабль в его первый поход за пределы Внутреннего моря. «Кацураги» посетил острова Минамисима и Новая Британия (порт Рабаул), а так-же Австралию. Поход показал недостатки поспешной подготовки и переделки корабля, и по возвращении в Курэ «Кацураги» был снова отправлен на ремонт.

По окончании второго ремонта экс-авианосец снова покинул Курэ 15 января 1946 г. На это раз курс корабля лежал на Рабаул через Саэки и Вевак. 28 февраля 1946 г «Кацураги» принял на борт первых японских солдат, возвращавшихся из Рабаула в Японию. Всего до весны 1946 г. «Кацураги» перевез в Японию свыше 12000 человек.

До ноября 1946 г. бывший авианосец успел обойти почти всю Юго-Восточную Азию, посетив, среди прочих, Вевак, Торокину, Рабаул, Сайгон, Кал Сент-Жак, Меданг, Бангкок и Сингапур. Во время возвращения из одного из таких походов (с Филиппин) корабль попал в сильный шторм, лишивший корабль воды для котлов в результате сильного крена (до 30*). Но везенье и хороший командир помогли «Кацураги» выбраться и из этой передряги — корабль смог дойти до Японии.

Наконец, 15 ноября 1946 г. корабль был исключен из списков флота и отправлен на слом на верфь Сакурадзима Хитати Дзосен в Осака, где и был разобран на метал в период с 22 декабря 1946 г. по 30 ноября 1947 г.{jcomments on}