Многоцелевого назначения

Концерн «Сааб» приобрел репутацию производителя , первоклассных реактивных самолетов после выпуска машины «Дракен». Успех «Дракена» привел к разработке в порядке частной инициативы модели «Сааб» 105, Это высокоплан со стреловидным крылом; сиденья для двух (четырех) членов экипажа расположены в кабине в два ряда, тягу обеспечивают два турбореактивных двигателя. Первый прототип поднялся в воздух в 1963 году; после успешных испытаний ВВС Швеции заказали 150 этих машин. Первые «Сааб» 105 начали поступать на вооружение в 1966 году. ВВС Швеции использовали три версии этого самолета — учебно-тренировочные Sk-60A, самолеты боевой поддержки Sk-60B и фоторазведчики Sk-60C.

G-4 «Супер Галеб» разрабатывался для замены на вооружении ВВС Югославии учебно-тренировочных машин G-2A «Галеб» и Т-33 «Локхид». Этот самолет имел мало общего с G-2A «Галеб». У него совершенно новая конструкция со стреловидным крылом, полностью стреловидным хвостовым оперением и современной двухместной кабиной, в которой заднее сиденье несколько приподнято над пилотским (как в серии «Хоук»). Бортовая радиоэлектроника G-4 включает дальномерное оборудование, радиоальтиметр, радиокомпас, УКВ-радиосвязь, высокочастотную широконаправленную систему навигации и посадки. Хотя этот самолет всего на 25% тяжелее G-2A, его грузоподъемность существенно выше. ВВС Югославии сделали фирме SOCO крупный заказ на эти машины, однако распад страны привел к прекращению производства самолетов.

Авиационная промышленность Югославии была полностью уничтожена в ходе Второй Мировой войны; компания SOCO стала первой югославской фирмой, возобновившей выпуск самолетов. С 1948 года SOCO выпускала по лицензии иностранные машины, а в 1957 году была разработана югославская модель учебно-тренировочного самолета G-2A «Галеб». По конструкции это был типовой цельнометаллический низко план, оснащенный реактивным двигателем и трехколесным убирающимся шасси. Экипаж размещался в обогреваемой двухместной кабине с системой регенерации воздуха. Бортовое оборудование включало радиокомпас и систему связи. Первый полет машины состоялся в мае 1961 года, а серийное производство самолета началось в 1963 году. Производство модернизированных G-2A-E на экспорт продолжалось до 1983 года.

Самолет «Ягуар» — результат совместных усилий английской компании ВАС и французской «Дассо-Бреге» по программе SEPECAT (Societe Europeenne de Production de Г Avion Ecole de Combat at Appui Tactique), предложенной ВВС Франции и Великобритании. Разработка машины велась на протяжении нескольких лет; в результате самолет оказался намного более мощным и эффективным, чем предполагалось. Начальный проект предусматривал постройку учебно-тренировочного самолета, способного выполнять задачи непосредственной поддержки, с боевой грузоподъемностью 590 кг. Однако по требованию британской стороны исходные характеристики были существенно изменены (в частности, установлены двигатели RB-172 совместной разработки фирм «Роллс-Ройс» и «Турбомека»). Первой поднялась в воздух французская версия — двухместный учебно-тренировочный самолета «Ягуар» Е. В марте 1969 года появился самолет тактической поддержки «Ягуар» А, ставший впоследствии основной боевой .машиной французских тактических ядерных сил. Всего было выпущено 160 самолетов модификации Е, их поставки на вооружение начались в 1973 году.

Разработка реактивного самолета XF-91 началась сразу после Второй Мировой войны и была первой попыткой создания высотного перехватчика. В 1946 году группа конструкторов фирмы «Рипаблик» получила соответствующий заказ от ВВС США. В проекте был применен ряд необычных технических решений — например, крылья с изменяемым углом установки. Машина имела двухколесные главные опоры шасси, на одном из прототипов установили стабилизатор типа «хвост бабочки». Кроме того, использовалась двойная силовая установка — второй двигатель (ракетный) размещался в обтекателе под хвостовой частью фюзеляжа; этот двигатель применялся для быстрого набора скорости и мог работать только короткое время. Первый полег состоялся 9 мая 1949 года, при этом была достигнута выдающаяся скорость в 1812 км/ч (1126 миль/час). Впрочем, серийно машина не выпускалась. Оба прототипа позднее использовались в качестве экспериментальных самолетов.

Выпуску многоцелевого боевого самолета «Торнадо» предшествовала большая подготовительная работа. Проектирование самолета началось в 1967 году, а в 1969 году компании ВАС, МВВ и «Аэриталия» создали для осуществления проекта международную компанию «Панавиа». В качестве силовой установки для самолета были выбраны двигатели RB-199 производства консорциума «Турбо-Юнион» в составе фирм «Роллс-Ройс», MTU и «Фиат». Каждая из стран-участниц предъявляла к самолету свои требования, и все они были учтены в конструкции «Торнадо». Первый прототип машины поднялся в воздух в августе 1974 года. Поставки самолетов на вооружение начались в 1981 году; машины прибывали в международный учебный центр «Торнадо» на базе Королевских ВВС в английском городе Коттсмор. Британские ВВС получили 229 машин Gr.Mk-1, ВВС ФРГ — 212 машины (еще 112 самолетов заказала авиация германских ВМФ). В военно-воздушные силы Италии поступило 100 самолетов.

Проект I-22 «Ирида» разрабатывался в Институте авиации под руководством главного конструктора Альфреда Барона для замены учебно-тренировочной машины TS-11. Модель I-22 многофункциональна: может использоваться для подготовки как летчиков-истребителей, так и пилотов штурмовиков и разведывательных машин. Самолет может также нести вооружение и выполнять боевые задачи в качестве легкого штурмовика. В двух этих конфигурациях 1-22 очень похож на машину «Альфа Джет» («Дассо» /«Дорнье» ) и имеет сходные с ней характеристики. На рисунке изображен один из двух прототипов, впервые поднявшихся в воздух в марте 1985 года. Поставки самолетов для польской армии начались в 1993 году. Экспортных поставок ожидать не приходится, поскольку во многих странах бывшего соцлагеря до сих пор используются учебно-тренировочные машины L-29.

Польский двухместный учебно-тренировочный самолет TS-11 «Искра» был одобрен ВВС Польши в 1961 году — несмотря на то, что советские ВВС приняли на вооружение чехословацкую машину L-29. На вооружение польских ВВС самолеты «Искра» начали поступать в 1964 году. В дальнейшем силовая установка базовой модели была модернизирована; производство этих машин продолжалось до 1979 года. Одновременно выпускалась и одноместная разведывательная модификация. В 1982 году производство боевых и разведывательных моделей TS-11 возобновилось и продолжалось до конца 1980-х годов. К этому времени было выпущено более 600 этих машин. «Искра» экспортировалась в Индию (50 самолетов). В настоящее время в Польше почти все TS-11 заменены на самолеты 1-22 «Ирида». Не исключено, что ВВС Индии в самом ближайшем будущем тоже заменят свои «Искры».

Учебно-тренировочный самолет Т-38А был разработан по заказу ВВС США на легкий истребитель для экспорта в рамках программы военной помощи. Этот проект послужил основой большого семейства самолетов, в которое входила и модель F-5A «Фридом Файтер» — с ней Т-38 сохранил сильное внешнее сходство. В 1956 году в рамках предварительного контракта компании «Нортроп» были заказаны три прототипа (индекс YT-38). В течении трех лет проводились эксперименты по изучению летных качеств машины с различными силовыми установками. В марте 1961 года самолет поступил на вооружение ВВС США. Всего было выпущено 1139 этих самолетов, около 700 из них до сих пор стоят на вооружении разных стран. В частности, Турция и Португалия намерены использовать свои Т-38 еще несколько лет.

Новое на сайте