Многоцелевого назначения

На момент запуска в производство «Виджилант» был самой современной машиной. На самолет устанавливались воздухозаборники с автоматической регулировкой подачи воздуха, управляемые сопла двигателей и горизонтальное хвостовое оперение изменяемой формы, а также инерционно-радиоэлектронная система навигации. Удлиненный бомбоотсек размещался между двигателями. А-5А был сконструирован как всепогодный ядерный ударный самолет палубного базирования и в этом качестве поступил на вооружение эскадрильи ВМФ США VAH-7 в июне 1961 года. Поскольку американские авианосцы вскоре утратили статус «средства ядерного сдерживания», самолеты А-5А практически не использовались по своему прямому назначению. Впоследствии большинство из них были переоборудованы в самолеты-разведчики. Всего было выпущено 57 бомбардировщиков А-5А, впоследствии их сменили усовершенствованные А-5В.

Разработанный в 1961 году, чехословатскими специалистами самолет L-29 «Дельфин», за свои надежные характеристики, ВВС Советского Союза выбрали в качестве основного учебно-тренировочного самолета. Всего было выпушено более 3600 единиц L-29, модификация, стоящая на вооружении советской армии получила кодовое название «Майя» в НАТО. Простой и неприхотливый в управлении L-29, благодаря своей конструкции мог взлетать с травяной, песчаной и заболоченной взлетной полосе. Производство «Дельфина» продолжалось на протяжении 11 лет, за это время СССР получил более 2000 самолетов,  также он поставлялся во все страны Варшавского договора. Также большие партии были отправлены на Ближний Восток и в Африканские страны, такие как Египет. Самолеты египетских ВВС комплектовались полным набором оружия и могли выполнять боевые задания.

Самолет 326B был одной из лучших боевой и учебно-тренировочной моделей, которые создавала итальянская военная промышленность. Первые испытания прототипа состоялись в 1957 году. Общепринятая базовая конструкция, которую разработал Эрмано Базокки, сотрудник фирмы «Аэрмакки», имела на борту турбореактивный двигатель «Вайпер» производства фирмы «Роллс-Ройс», двухместную кабину, расположенную чуть впереди по отношению к слегка изогнутому крылу.  На вооружение ВВС Италии этот самолет поступил в 1962 году, первая партия состояла из 85 штук. Не имеющий недостатков, присутствующих в прошлых моделях, простой в управлении, 326B могли использовать на всех этапах обучения летчиков итальянских ВВС. Обучение на этом самолете обеспечивало высококачественную подготовку пилотов, которая позволяла летчикам с небольшим опытом быстрее переходить на боевые модели самолетов. В 1965 году восемь учебно-тренировочных 326B были поставлены ВВС Туниса.

Первый прототип самолета G-91 был сделан на концерне «Фиат» в 1954 году на основании требований НАТО, которые этот военный союз предъявлял всем европейским разработчикам и производителям военной техники.  Самолет этой модели должен был стать стандартной боевой машиной для ВВС стран-членов НАТО. НО итальянские производители не смогли достигнуть этой цели, потому что во время одного из испытательных полетов из-за недоработок в хвостовом оперении самолет разбился. После этого программа по вооружению ВВС стран-участниц была досрочно прекращена.

Но производство этого самолета не прекратили, и он выпускался в значительных количествах. ВВС Италии и ФРГ имели его на вооружении своих Военно-Воздушных Сил. Первые образцы этих самолетов поступили на вооружение в 1958 году. За время службы они зарекомендовали себя как надежные м простые в управлении машины. В дальнейшем фирма «Фиат» разработала модель самолета предназначенную для тактической разведки, реализованную в модификации G-91R.

Самолет AMX многоцелевого назначения является результатом совместной деятельности бразильской компании «Эмбраер» и двух итальянских «Аэрмакки» и «Аэриталия». Причиной сотрудничества этих компаний, стала потребность итальянских и бразильских ВВС в малом тактическом истребителе-бомбардировщике, который бы заменил стоящие на вооружении итальянской армии F-104G и G-91 и бразильской AT-26 «Ксаванитес». На самолет установили турбореактивный двигатель «Пьяджио» производства фирмы «Роллс-Ройс».  Первые испытания прототипа прошли в мае 1984 года, а уже в 1990 году семь таких машин успели налетать около 2500 часов. Более 50% всей работы по разработке и производству самолета AMX выполнила компания «Аэриталиа». На вооружение стран разработчиков, первые самолеты поступили в 1989 году.

Эта модель учебно-тренировочного самолета создавалась специалистами из Центра развития аэроиндустрии вместе с инженерами американской корпорации «Нортроп» для китайской армии. Работа по его проектировке была начата в 1975 году, машина имела традиционную конфигурацию -  низко расположенные крылья, трех колесные шасси, кабина для двух пилотов и два турбореактивных двигателя, которые размещались в приподнятых кожухах с обоих сторон фюзеляжа. После удачных приемных испытаний в 1978 году прототип самолета был передан в производство. А в сентябре 1980 года начались летные испытания первых серийных образцов АТ-3А «Чжу Чунь». После китайские военные заключили контракт на поставку шестидесяти самолетов для ВВС Китая. За все время службы эти машины использовали в качестве учебно-тренировочных самолетов  и были высоко оценены за свою маневренность. На самолете АТ-3А можно выполнять тренировочные полеты с применением различного вооружения. В дальнейшем 45 самолетов были оснащены радаром с индикатором на лобовом стекле и получили название АТ-3В.

Один из этих самолетов принимал участие в параде в мае 1954 года в Москве. Ожидалось, что вскоре М-4 в большом количестве поступят на вооружение советских ВВС, однако на Запад информация о массовом производстве этого самолета не поступала. Достоверно известно только, что было выпущено некоторое количество стратегических бомбардировщиков М-4 и что в 1959 году модернизированный образец этой машины установил новый рекорд грузоподъемности. В дальнейшем М-4 использовался в качестве стратегического разведчика и самолета радиоэлектронного подавления. На модификации «Бизон-С» установлен большой радар, размещенный в переоборудованном носовом отсеке. Западные пилоты утверждали, что видели М-4 над Арктикой, над Тихим и Атлантическим океанами. В 1960-х годах этот бомбардировщик был снят с вооружения.

Для замены двухместного учебно-тренировочного самолета F-1 (первого военного самолета, спроектированного в Японии после Второй Мировой войны) конструкторская группа доктора Кендзи И кеда создала машину Т-2. Базой проекта послужил англо-французский истребитель «Ягуар»50. Полетные испытания продемонстрировали возможность создания одноместной модификации самолета, поэтому по их окончании была заказана модель FST-2 « Каи». Обе машины имели почти одинаковые очертания и были оснащены дополнительной трубчатой антенной системы предупреждения, расположенной вдоль вертикального хвостового оперения. На эту модель устанавливались двигатели «Адур», выпускавшиеся по лицензии компанией « Исикавадзима- Харима». Производство началось в середине 1975 года, в следующем году самолет поступил на вооружение 4-го авиакрыла японских ВВС. Изображенный на рисунке самолет раскрашен в цвета аэробатической команды ВВС Сил самообороны Японии.

Японские конструкторы поступили оригинально — и весьма дальновидно,— разработав реактивный учебно-тренировочный самолет Т-2 прежде основной модели F-1. Опираясь на результаты испытаний Т-2, фирма «Мицубиси» переделала второй и третий прототипы машины в одноместные истребители непосредственной поддержки49. Первый полет новой машины состоялся в 1975 году; после испытаний в авиачастях Сил самообороны в Гифу проект пошел в производство. Всего было заказано 77 машин F-1, Поставки этих истребителей на замену устаревшим самолетам F-86 «Сейбр» начались в сентябре 1977 года. Последний F-1 был получен ВВС Японии в марте 1987 года. Машина, изображенная на рисунке, состояла на вооружении 3-й эскадрильи 3-го авиакрыла ВВС Японии в Мисава в начале 1980-х годов.

Новое на сайте