Многоцелевого назначения

Развитие советского атомного подводного флота вынудило ВМФ США сделать заказ на разработку нового поколения противолодочных самолетов для замены устаревших машин S-2 («Грумман»). В 1969 году фирма «Локхид» выиграла конкурс и получила контракт. Первый полет машины состоялся в январе 1972 года, а в октябре 1973 года «Викинги» начали поступать на вооружение. « Викинг» представляет собой выдающийся образец современного самолета — стоимость самой машины намного ниже стоимости его бортового оборудования. Базовая модель укомплектована размещенным в носовом отсеке радаром APS-116, а также инерционной навигационной системой, комплексной системой управления гидрошсустическими буями, допплеровским радаром, радарными системами контроля курса и высоты, системой оповещения о радиолокационном облучении и системой радиоэлектронного подавления. Изображенный на рисунке самолет состоит на вооружении 21-й противолодочной эскадрильи, базирующейся на борту авианосца «Джон Ф. Кеннеди».

С марта 1968 года Королевские ВВС начали использовать переоборудованный авиалайнер «Трайстар» в качестве авиазаправицика. Шесть таких самолетов были приобретены у авиакомпании « Бритиш Эйруэйз» и переоборудованы в авиазаправщики фирмой «Маршалл». На машинах были установлены дополнительные топливные баки емкостью 45356 кг в грузовом отсеке и сдвоенный барабан заправочных шлангов в задней части фюзеляжа. На четырех самолетах (индекс К.Мк-1) сохранили оборудование салонов, поэтому они могли использоваться и для перевозки людей. Два других (индекс КС.Мк-1) были оборудованы большим грузовым люком и могли применяться как транспортные самолеты. Еще три самолета были приобретены у авиакомпании « Пан-Америкен» в 1984—1985 гг. и переоборудованы в транспортные самолеты-танкеры К.Мк-2 с увеличенной емкостью топливных баков.

Вначале 1970-х годов гигантский С-5А был самым большим самолетом в мире, но сейчас уступил первенство «Руслану» Ан-124 («Кондор»). Несмотря на свои размеры, С-5 может взлетать с неровной полосы, поскольку имеет шасси повышенной проходимости на 28 колесах. При разработке этого самолета наибольшие трудности представляли аэродинамика и масса конструкции. В результате цена проекта сильно возросла, поэтому был изготовлен только 81 самолет. Эта модель состоит на вооружении 4-х эскадрилий ВВС США. Самолет может доставлять ракетные комплексы и тяжелые танки М-1 "Абрамc" в горячие точки по всему миру. В 1982 году была разработана модификация С-5В, которая отличалась от С-5 А более мощными двигателями, увеличенным летным ресурсом и усовершенствованным бортовым оборудованием.

Разработанный и построенный в начале 1960 года заказу военного командования. «Старлифтер» стал самой популярной моделью стратегических транспортных самолетов ВВС США. Предполагалось, что С-141 вытеснит все более старые типы самолетов, но бюджетные ограничения привели к сокращению заказов. Самолеты стали поступать на вооружение в апреле 1965 года, их производство продолжалось до февраля 1968 года. Все 270 выпущенных С-141А впоследствии были модернизированы по программе 1976 года до стандарта С-141В (фюзеляж удлинен на 7,11 м). Самолеты использовались во время войны во Вьетнаме, при вторжении в Гренаду и во время войны в Персидском заливе в 1991 году. Изображенный на фотографии С-141В имеет маскировочную окраску по схеме «Europe One», хотя большинство машин в настоящее время перекрашены в серый цвет.

С-1 предназначался для замены большого транспортного самолета С-46 «Коммандо» («Кертисо), состоявшего на вооружении Сил самообороны Японии. Два прототипа были построены в 1968 году фирмой «Кавасаки» по проекту «Ниппон Эйрплейн». Первые полеты состоялись в ноябре 1970 года. По результатам полетных испытаний было принято решение о выпуске 11 самолетов в 1972 году. С-1 вполне соответствует традиционной конструкции военно-транспортных самолетов — у него высоко расположенное крыло, шасси в гондолах и большой грузовой люк в задней скошенной части фюзеляжа. Недостаточная грузоподъемность привела к прекращению выпуска этого самолета, за исключением учебно-тренировочной модификации С-1 «Каи», изображенной на фотографии. Эта модификация отличается от базовой модели обтекателями в носу и в хвостовой части, наличием системы радиоэлектронного подавления ALO-5 и антеннами в нижней части фюзеляжа.

Ил-76, в классификации НАТО « Кандид», — первый советский , самолет, продемонстрированный Западу на Парижском авиасалоне в 1971 году. Разрабатывался как мощный межконтинентальный транспортный самолет с высокой крейсерской скоростью для перевозки крупногабаритных грузов; при этом требовалось, чтобы машина могла взлетать с плохих или частично подготовленных полос. Впервые Ил-76 появился на сибирских маршрутах «Аэрофлота». В 1974 г. Ил-76Т начали поступать на тестирование в советские ВВС; эти самолеты оснащались хвостовой турелью. Изображенный на фотографии Ил-76МД имеет увеличенный запас топлива и, как следствие, большую дальность полета, а также более мощные двигатели и повышенную грузоподъемность. Среди зарубежных покупателей этой машины — Индия, закупившая 24 Ил-76.

Разрабатывая модель «Нат», английский конструктор Эдвард Петтер намеревался коренным образом изменить ситуацию: он считал, что легкие истребители могут выполнять те же самые задачи, что и более тяжелые машины, а стоимость их будет гораздо ниже. Компания «Фолланд Эйркрафт» финансировала создание прототипа «Мидж» и вскоре получила заказ на строительство шести самолетов, первый из которых поднялся в воздух в мае 1956 года. Индия подписала лицензионное соглашение о производстве в сентябре 1956 года; компанией «Хиндустан Эйркрафт Лимитед» было выпущено 213 этих самолетов. Узнав о том, что Королевские ВВС намереваются заменить свои учебно-тренировочные самолеты «Вампир», фирма «Фолланд» продолжила финансирование своего проекта и оборудовала «Нат» двухместной кабиной. Были сконструированы новые крылья, удлинен фюзеляж и усовершенствованы поверхности управления. Эта модель «Нат» поступила на вооружение британских ВВС под индексом Т.Мк-1 и использовалась в качестве учебно-тренировочного самолета.

В 1953 г. фирма «Хоукер» приступила к разработке двухместной учебно-тренировочной модификации самолета «Хантер». В июле 1955 г, состоялся первый полет прототипа Р-1101, а серийные самолеты под обозначением Т.Мк-7 начали поступать в Королевские ВВС в 1958 г, В дальнейшим появилась версия «Хантер» Т.Мк-8, предназначенная для морской авиации. Особенностью Т.Мк-8 был тормозной гак в нижней задней части фюзеляжа. Общими для всех версий этой модели были расширенная двухместная кабина с расположенными в ряд сиденьями и двойным управлением, а также увеличенный надфюзеляжный обтекатель. Всего был выпущен 41 самолет модели Т.Мк-8. Эту машину использовали Агентство оборонительных исследований и Королевская летная школа. Под разными обозначениями двухместные учебно-тренировочные самолеты этой серии поставлялись в Данию, Перу, Индию, Иорданию, Ливан, Кувейт, Швейцарию, Ирак, Чили, Сингапур, Абу-Даби, Катар и Кению.

Во время Вьетнамской войны наибольшую угрозу для самолетов ВМФ США представляли ракеты наземного базирования с радиолокационной системой наведения, которыми СССР снабдил северовьетнамские войска. Для успешного противостояния ракетам требовались эффективные системы радиоэлектронного подавления (РЭП). В 1974 году ВМФ США предложили компаниям «Грумман» и «Дженерал Дайнемикс» контракт по разработке программы частичной модернизации ударного самолета F-111A в самолет РЭП. Разработки компании «Грумман» были одобрены военными; предложенный вариант самолета после установки дополнительных электронных систем поступил на вооружение в 1981 году. Наиболее заметной особенностью EF-111 являются размещенные на законцовках крыльев гондолы с датчиками и антеннами системы постановки радиопомех. В отсеках вооружения размещены тактическая система радиоэлектронного подавления ALO-99, распределитель радиопомех, приемники подавления радаров и оборудование оповещения об опасности.

Новое на сайте