Многоцелевого назначения

Лучшее свидетельство универсальности Су-25 — многообразие .модификаций, в которых этот самолет выпускался. Одна из модификаций — Cy-25UB, двухместный учебно-тренировочный самолет. Cy-25UB полностью сохранил боевые качества самолета непосредственной поддержки. Двухместные самолеты производились на экспорт и поставлялись в Болгарию, Чехословакию, Венгрию, Сирию, Ирак и Северную Корею под обозначением Cy-25UBK. По меньшей мере один иракский самолет Cy-25UTG был сбит во время войны в Персидском Заливе в 1991 году. Производство палубной модификации Cy-25UTG с усиленным шасси и тормозным устройством началось в конце 1980-х годов. Изображенный на рисунке самолет после распада СССР был передан Украине. К настоящему времени эти машины уже заменены на более современные Cy-25UBP.

Су-24МП — тактическая разведывательная модификация штурмовика Су-24, разработанная для замены устаревших самолетов Ту-16. Было построено приблизительно 65 машин, оснащенных встроенными и подвесными комплектами разведоборудования. Некоторые приборы могли передавать информацию прямо на наземные станции, что позволяло оценивать ситуацию в режиме реального времени. Внешне самолет практически не отличается от Су-24М; у него сохранена возможность подвески ракет «воздух-земля». Характерной особенностью этой машины является увеличенный теплообменник над фюзеляжем (используется для охлаждения разведывательного оборудования). Поставки самолетов начались в 1985 году. На фотграфии изображена машина из состава 11-й отдельной разведбригады ВВС СССР, в настоящее время переданная ВВС Украины.

Одноместный перехватчик Су-15 был разработан для замены самолета Су-11 и многом напоминал своего предшественника. Особенно очевидным было сходство конструкции крыльев и хвоста. Прототип Т-5 представлял собой версию Су-11 с двумя двигателями и носовым воздухозаборником. На следующем прототипе Т-58 установили радар «Орел» Д (в носовом отсеке), а воздухозаборники расположили по бортам машины. Су-15 поступил на вооружение в 1968 году, общий объем выпуска различных модификаций этого самолета оценивается в 1500 единиц. Все они состояли на вооружении СССР и никогда не поставлялись на экспорт68. Су-15 часто использовался как носитель ракет «воздух-воздух» АА-3.

Большое число ранее неизвестных на Западе советских самолетов  было продемонстрировано в 1956 году во время воздушного парада в Тушино, посвященного Дню авиации. Среди этих самолетов был и Су-7Б, получивший в сводках НАТО наименование «Фиттер». Сразу стало ясно, что эта машина представляет собой истребитель, созданный для перехвата состоявших на вооружении ВВС США машин F-100 и F-101. Впоследствии Су-7 стал основным истребителем-бомбардировщиком советских ВВС. Прототип этого самолета имел индекс С-1 и был сконструирован П. Сухим после воссоздания КБ Сухого в 1953 году. Второй прототип имел индекс С-2, предсерийный самолет — С-22. Серийное производство Су-7В началось в 1958 году, эта машина выпускалась во множестве модификаций и стала одним из основных боевых самолетов стран Варшавского договора; также поставлялась на Кубу, в Афганистан, Алжир, Египет, Индию, Сирию, Ирак и Северный Вьетнам.

Учебно-тренировочны самолет JJ-5 Внешнее сходство этого самолета с МиГ-15 не случайно. Советский Союз помог Китаю восстановить завод в Шеньяне, на котором в дальнейшем выпускались по лицензии самолеты JJ-5. Первыми китайскими реактивными машинами были одноместная и двухместная модификации Миг — МиГ-15 и МиГ-17Ф. Конструкторы завода в Чэнду разработали собственную модель, сочетавшую характеристики двух советских машин, и оснастили ее советским двигателем, произведенным в Китае. Самолет совершил первый полет в мае 1966 года; поступил в ВВС Китая в качестве стандартного учебно-тренировочного истребителя. Для Пакистана, Бангладеш, Судана и Танзании выпускалась экспортная модификация с индексом FT-565.

Самолет SR-53 достоин сравнения с американской машиной XF-91. Великобритания, лидировавшая на раннем этапе развития реактивных технологий, по окончании Второй Мировой войны уже не могла конкурировать с США. Впрочем, накопленный опыт помог англичанам — примером может служить машина TSR-2 (ВАС). Но появившаяся в 1957 году «Белая Книга по вопросам обороны» стала настоящей катастрофой для британской авиационной промышленности, лишив последнюю всяких надежд на паритет с США в этой области. Самолет SR-53 компании «Сандерс-Роу» стал одним из двух прототипов (вторым был «Авро» 720) перехватчика, оснащенного комбинированной силовой установкой (турбореактивный и ракетный двигатели). Ракетный двигатель на машине SR-53 использовался в качестве ускорителя для быстрого набора высоты, а гораздо более экономичный турбореактивный применялся в горизонтальном полете. В серийное производство самолет не пошел, и конкуренция с США закончилась на стадии прототипа.

В конце 1970-х годов фирма «Сааб» также разработала и легкий истребитель «Грипен» для замены самолетов «Вигген» модификаций AJ-37, SH-37, SF-37 и JA-37. Новый самолет имел традиционную для машин фирмы «Сааб» конфигурацию с дельтавидным крылом большой стреловидности и стреловидным горизонтальным оперением спереди. Аэродинамические поверхности регулировались при помощи электродистанционной системы управления. Совершенная бортовая радиоэлектроника, включавшая импульсный допплеровский радар обнаружения и захвата цели, индикаторы на лобовом стекле и приборном щитке, а также отличная навигационная система и оборудование радиоэлектронного подавления позволяли самолету выполнять различные задачи при любых погодных условиях. Машины JAS-39A начали поступать на вооружение в 1995 году. Несмотря на выдающиеся характеристики этого самолета, экспортный заказ оказался весьма невелик по объему.

Одноместный перехватчик JA-37 внешне очень похож на штурмовик AJ37, однако имеет несколько более высокое вертикальное хвостовое оперение и оснащен четырьмя силовыми приводами элевонов (на других модификациях самолета по три). Значительных усилий потребовала модернизация лицензионного двигателя «Вольво RM-8B» (конструкции фирмы «Пратт-Уитни») для повышения скорости и маневренности машины на большой высоте в боевых условиях. Был модернизирован комплект бортового радиоэлектронного оборудования — к нему добавили импульсный допплеровский радар большой дальности «Эрикссон UАР-1023». Всего было выпущено 149 самолетов JA-37, последние из них поставлены ВВС в июне 1990 года. Номер 13 на фюзеляже изображенного на рисунке перехватчика указывает на его принадлежность к авиакрылу F-13 ВВС Швеции.

Самолет «Дракен» был разработан по заказу ВВС Швеции на одноместный сверхзвуковой перехватчик, способный взлетать с короткой полосы. Проект подготовила группа конструкторов фирмы «Сааб» под руководством Эрика Братта в 1949-1951 годах. Применение треугольного крыла с изломом по передней кромке обеспечило самолету малое лобовое сопротивление и, соответственно, высокую аэродинамическую эффективность. Проект разрабатывался в течение 10 лет, первые J-35A поступили на вооружение в марте 1960 года. Фирма выпускала также экспортную модификацию «Дракена» (индекс J-35X). Эта модель имела увеличенную емкость топливных баков. На рисунке изображен один из 24 одноместных J-35F, поставленных в Финляндию.

Новое на сайте