Самоходные артиллерийские установки.

Армии США после окончания Второй Мировой войны потребовалась противотанковая пушка с высокой мобильностью, которая могла бы парашютироваться с первыми десантными войсками. Еще одним требованием американских военных было то, что огневая мощь новой установки не должна была уступать танкам.

Заказ принялась выполнять в 1953 году фирма «Кадилак» и в 1959 году производство самоходной  артиллерийской установки М-56 «Скорпион» был закончено.

Американские 82-я и 101-я воздушно-десантные дивизии первыми получили на вооружение М-56, небольшое количество этих установок участвовали во Вьетнамской войне, для поддержки огнем пехотных  частей.  Испания и Марокко закупили небольшие партии САУ М-56.

Одними из важных недостатков этих установок были слабое бронирование и большая сила отдачи при выстреле, которая сдвигала САУ М-56 на несколько футов назад и поднимала много пыли, облако которой окутывала установку и мешала прицельной стрельбе.

В начале 60-х годов М-56 сменила на ее посте следующая самоходная артиллерийская установка М-551, которая так же имела слабое бронирование.

Самоходная артиллерийская установка АСУ-57 разрабатывалась Советским Союзом в 50-х годах специально для применения в воздушно-десантных войсках, по 54 машины на одну дивизию. САУ проектировалась для десантирования на парашютах с экипажем, для мягкого торможения использовались устройства с ракетными тормозными зарядами. Орудие самоходной установки  ЗИС-2 было разработано еще во времена Второй Мировой Войны,  силовая установка устанавливалась от гражданского автомобиля «Победа».

Несмотря на большое количество недостатков – алюминиевый сварной корпус, который плохо защищал экипаж, маломощный двигатель и слабое вооружение – АСУ-57 оставалась в рядах Советской армии в течении 20 лет, пока   ее не заменили на самоходную артиллерийскую установку АСУ-85.

Для советских десантников эти боевые машины незаменимы, они позволяли десантным войскам высаживаться в глубоком тылу противника с мощной артиллерийской поддержкой.

После окончания Второй Мировой войны Советский Союз в основном занимался разработкой буксируемой артиллерии, в отличии от СССР блок НАТО стремился к самоходным артиллерийским установкам. Вплоть до 1974 года не одна советская САУ подобная западным аналогам не появлялась на публике. Первым похожим образцом стала установка «Гвоздика» (по американскому обозначению М-1974). Самоходная артиллерийская установка «Гвоздика» в больших количествах поставлялась в танковые и мотострелковые дивизии по 36 и 72 установки соответственно.

Основным отличием данной гаубицы от ее предшественницы М-1973 являлось наличие способности плавать и широкие гусеницы, которые позволяли САУ передвигаться по мягкой почве и снегу. Данное шасси использовалось в СССР для большого количества различной боевой техники, такой как командные и разведывательные машины, миноочистители и др.

вызывали компаниюСамоходная артиллерийская установка М-1973 (обозначение применяемое военными США) в СССР называлась 2-С3 «Акация». Каждая танковая и мотострелковая дивизия Советской армии имела 18 таких САУ для поддержки. В качестве основы для базы «Акации» использовалась укороченная версия шасси, применяемой для зенитной установки СА-4 и бронированного миноукладчика  ГЗМ, каждая из этих машин стояла на вооружении в СССР многие годы.

Самоходная артиллерийская установка 2-С3 «Акация» оснащалась системой для защиты от оружия массового поражения.  В качестве боеприпасов САУ могла использовать тактические ядерные заряды. Одним из недостатков «Акации» было то, что установка не имела понтонов для операция на воде.

Во время стрельбы два члена экипажа стоили сзади САУ и подавали боеприпасы через специальные люки в задней части корпуса.

Самоходная артиллерийская установка 2-С3 «Акация» была довольно востребованной установкой  среди покупателей советского оружия,   ее экспортировали в Ирак и Ливию.

Самоходная артиллерийская установка «ДАНА» стала первой самоходной гаубицей, которая поступила на вооружение в конце прошлого века. Машина на колесном ходу имеет ряд преимуществ перед техникой на гусеницах. Во первых ее производство более легче и дешевле, во вторых на поле боя такая техника мобильней в стратегическом плане. Первый образец самоходной артиллерийской установки «ДАНА» появился в 1980 году и был изготовлен фирмой «Шкода». САУ базировалась на шасси «Татры» 815, имеющей колесную формулу 8х8, в то время это был лучший вездеход.

САУ «ДАНА» имела систему регулировки давления в шинах, что позволяло увеличивать проходимость на рыхлой почве, передние две пары колес имели дополнительную энергоустановку. Так же САУ оборудовалась тремя гидравлическими опорами, которые опускались на землю перед началом ведения огня. Для зарядки боеприпасов имелся специальный кран, который обеспечивал скорострельность в три выстрела в минуту.

Самоходная артиллерийская установка «ДАНА» стояла на вооружении России, Польши, Ливии, Чехии и Словакии.

Первый прототип самоходной артиллерийской установки «Бандканон» 1-А был изготовлен фирмой «Бофорс» в 1960 году, но в производство САУ поступила в 1966 году, после длительных испытаний. Эта установка отличалась тем, что стала первым полностью автоматическим самоходным орудием, стоявшим на вооружении в армии, какой либо страны. Снаряды для САУ «Бандканон» 1-А собирались в обойму, имеющую 14 зарядов, которая находилась позади корпуса установки. Только первый снаряд необходимо было заряжать вручную, остальные подавались в орудие автоматически. Но все эти новшества не позволили выпускаться самоходной артиллерийской установки «Бандканон» 1-А в больших количествах. На третий год после начала выпуска САУ производство было свернуто из-за ряда причин. Среди которых были недостаток проходимости, большой размер и затруднительная маскировка.

В последних партиях самоходной артиллерийской установки «Бандканон» 1-А использовался двигатель «Роллс-Ройс» и обновленная система управления огнем.