Самоходные артиллерийские установки.

На замену 25-фунтовым батареям в Северной Африке, которые выполняли там  функцию противотанковых орудий и были полностью  уничтожены немецкими войсками, английскими военными была спроектирована самоходная артиллерийская установка «Бишоп». 25-фунтовая пушка была установлена на шасси танка «Валентайн», в что в последствии оказалось ошибочным вариантом. Новая САУ имела высокую рубку в форме куба с одинаковыми сторонами, которая не двигалась и была отличной целью для вражеских снарядов.

Углы горизонтальной и вертикальной наводки орудия САУ «Бишоп», были очень ограниченны, и применение  данной машины в качестве противотанковой САУ было впоследствии признано неудачным. Но английские военные инженеры учли все ошибки своей первой самоходной артиллерийской установки и применили полученный опыт по созданию САУ в своих будущих разработках. Как только на вооружении английской армии появился М-7 «Прист», САУ «Бишоп» перестали использовать.

В декабре 1943 года американские военные начали разработку самоходного орудия большой мощности М-40. В основу были взяты шасси от танка М-4 и пушка «Long Tom» калибром 155 миллиметров. Опорная плита находилась в задней части самоходной артиллерийской установки, во время стрельбы эту плиту зарывали в землю для того, чтобы САУ не двигалась с места.

Первые САУ М-40 сошли с конвейера в январе 1945 года и попали в Европу уже к окончанию Второй Мировой войны. Всего было выпущено 311 единиц М-40, все они остались на службе и первым их боевым опытом стала Корейская война 1950-53 годов, в которой они проявили себя с наилучшей стороны. Французские военные применяли их в Индокитае.

В дальнейшем М-40 использовали для разработки и тестирования систем обеспечения защиты экипажа от оружия массового поражения. Полученные результаты американские военные применяют в производстве современного вооружения по сей день.

Самоходная артиллерийская установка М-7 появилась в результате опытов американцев с гаубицами, которые устанавливали на полугусеничные машины.  Но для полноценного использования в бою были необходимы машины на полном гусеничном ходу, таким образом, в роли носителя был выбран средний танк М-3.

Английская армия получила небольшую партию по лендлизу, и использующие это САУ экипажи прозвали ее «Рriest» («Священик») из-за небольшой командирской башенки в виде кафедры. Впервые М-7 «Рriest» был использован осенью 1942 года во второй битве под Эль-Аламейном. САУ успешно показала себя в бою и англичане заказали у США еще 5500 таких боевых машин, которые были поставлены на острова Британии в течении года после первого их применения по поле боя.

САУ М-7 «Рriest» обладала одним значительным недостатком, установленная на ней гаубица не соответствовала английским стандартам, что требовало поставок боеприпасов для нее. М-7 отлично зарекомендовал себя в сражениях Второй Мировой войны и поэтому еще долго оставался на службе после ее окончания.

В  1941 году английские военные начали искать машину, на которую можно было бы установить стандартную английскую 25-фунтовую пушку. В это же время в Канаде началось производство танка «Рэм», который должен был заменить стоявший на вооружении канадской армии американский танк М-3. Но англичане смогли приспособить танк «Рэм» для вооружения его своей пушкой, в последствии эта САУ получила название «Секстон».  САУ «Секстон» применялось в основном как штурмовое орудия, которое должно было вести поддержку танковых войск. В 1944-45 годах это орудие применяли в Западной Европе. После окончания Второй Мировой войны производство САУ «Секстон» было прекращено, всего было выпущено около 2150 этих боевых машин.

В дальнейшем были разработаны модификации, основной из которых стала модификация танка с полностью снятым вооружением и дополнительно установленной броней и радиосвязью. Имеющая хорошую проходимость на пересеченной местности САУ «Секстон» стояла на вооружении английской армии вплоть до 50-х годов, а в некоторых государствах гораздо дольше.

Во время Второй Мировой войны первой самоходной артиллерийской установкой созданной Советским Союзом стала ИСУ-152. На вооружение Красной армии она стала в 1943 году, точно успев принять участие в сражении на Курской дуге. ИСУ-152 была построена на основе шасси танка КВ-2, она должна была выполнять двойную задачу, бороться с вражескими танками и выполнять роль тяжёлого штурмового орудия.  В 1944-45 годах самоходная артиллерийская установка ИСУ-152 была в авангарде советского наступления и вошла одна из первых в конце войны в Берлин.

Основной проблемой САУ ИСУ-152 было маленькое внутреннее пространство, в которое помещалось мало боеприпасов. И поэтому снаряды приходилось подвозить снаряды специальными транспортерами, что приводило к лишним  потерям и снижению тактической мобильности. После окончания Второй Мировой войны ИСУ-152 продолжили свою службу и участвовали в подавлении Венгерского восстания в 1956 году.

Первые бои Второй Мировой войны показали, что советские легкие танки в них малоэффективны, так предназначались для других целей.  И поэтому советское руководство приняло решение разработать самоходную артиллерийскую установку путем совмещения, бывшего в производстве танка Т-70 с пушками ЗИС-3 и ЗИС -76,  которые успели себя отлично показать. Конечной целью этого совмещения должно было стать высокомобильное противотанковое оружие.

Самоходная артиллерийская установка СУ-76 была целесообразна в военное время, но стала очень неудобной для экипажа, и поэтому советские солдаты дали ей название «Сучка».  Первые САУ СУ-76 поступили на вооружение красной армии в 1942 году, а к середине 1943 года промышленность выпускала их уже в значительном количестве. Но немецкая броня так же совершенствовалась, и вскоре пушки ЗИС стали менее эффективными, и задачей СУ-76 стала поддержка пехоты.  К концу Второй Мировой войны большинство самоходных артиллерийских установок были переделаны в восстановительные машины и транспортеры боеприпасов. Уцелевшие были отправлены в Китай и Северную Корею, где в дальнейшем участвовали в Корейской войне.