Самоходные артиллерийские установки.

Японская армия, основываясь на опыте своих действий в Китае и Манчжурии, а так же из-за слабости японской промышленности, не считала необходимым выпуск тяжелых  бронированных машин. Самоходная артиллерийская установка Тип 4 была гаубицей, использующей базу среднего танка Тип 97. Само орудие было сконструировано еще в 1905 году и в 1942 было снято с вооружения, но в качестве самоходной установки еще продолжало использоваться.

САУ Тип 4 имела плохую броню, гаубица слабую скорострельность, так как была оснащена механизмом раздельного заряжения. Японская промышленность была не состоянии производить данные боевые машины в большом количестве. На поле боя их развертывали по две единицы, в основном для обороны островов. Во время Второй Мировой войны, в боях на Тихом океане эти САУ не могли успешно противостоять артиллерии армии США, даже если их поддерживала японская военная авиация. Экипаж самоходной артиллерийской  установки состоял из 4 – 5 человек, в зависимости от боевого задания.

Последней самоходной артиллерийской установкой поступившей в производство во времена Второй мировой войны стал Stug-III Ausf-G. Имеющий шасси от танка PzKpfw-III, который в то время уже был снят с производства, уступив место более мощной «Пантере». САУ  Stug-III Ausf-G была оснащена лучшей броней, чем   Stug-III Ausf-F толщина которой составляла 80 миллиметров и поэтому полностью заменил его на полях сражений, играя роль танка, а не самоходной артиллерийской установки для поддержки пехотинцев. Вооружена  самоходной артиллерийской установкой Stug-III Ausf-G была 75 миллиметровой пушкой и пулеметом калибр которого составлял 7,92 миллиметра.

Производство САУ было намного дешевле и легче, но Stug-III Ausf-G имел один значительный недостаток, низкую маневренность, что делало его уязвимым в бою для пехоты вооруженной реактивными противотанковыми гранатометами.  Для увеличения защиты на Stug-III Ausf-G были добавлены броневые «юбки», но не смотря на все усилия немецких конструкторов САУ реально не соответствовала требованиям к выполнению роли танка.

Экипаж самоходной артиллерийской установки Stug-III Ausf-G состоял из четырех человек. Версия Ausf-G отлично показала себя на полях сражений и стала лучшей из всех выпущенных в то время САУ.

В 1941 году по личному приказу Адольфа Гитлера была разработана самоходная артиллерийская установка StuG –III Ausf-F, для того, что бы получить превосходство над советскими танками КВ-1 и Т-34  на Восточном фронте. StuG –III получил улучшенную броню, новое более длинное орудие Stuk-40 L/48, калибром 75 миллиметров. Эта пушка увеличила противотанковые возможности САУ StuG –III Ausf-F.  Рубка и основной корпус значительных изменений не получили, был лишь добавлен вентилятор для вывода пороховых газов. Броня имела толщину 50 миллиметров, двигатель был изготовлен фирмой "Майбах" и имел мощность 265 лошадиных сил.  Более мощная пушка получила перепроектированный кожух, что улучшило безопасность отката при стрельбе. Экипаж самоходной артиллерийской установки StuG –III Ausf-F состоял четырех человек.

Самоходная артиллерийская установка StuG –III Ausf-F показала высокую эффективность в сражениях с советскими КВ-1 и Т-34. На протяжении всей Второй Мировой войны StuG –III оставалась в строю, обладая отличной возможностью маскировки в боях и засадах.

Немецкие военные конструкторы на базе корпусов от танков PzKpfw-III и PzKpfw-IV смогли создать гибрид, самоходную артиллерийскую установку «Хюммель». Она имела легко бронированную надстройку, которая была сверху открыта. Танковые и моторизованные  дивизии немецкой армии использовали артиллерийскую установку «Хюммель» для огневой поддержки. В боевых действиях «Хюммель» первый раз принял участие в июле 1943 года во время сражения на Курской дуге.

Среди немецкий военных «Хюммель» был очень популярен, так как эта машина имела хорошую мобильность и хорошие условия для работы экипажа, который составлял 5 человек. Артиллерийскую установку «Хюммель»  применяли на всех фронтах для огневой поддержки немецких танков. Около 600 единиц этой техники было выпущено до конца 1944 года, в дальнейшем 150 штук переделали в транспортеры для боеприпасов. Была так же модификация «Oskette» которая была оснащена широкими гусеницями, для ведения боев  на русском фронте в зимних условиях. Боекомплект артиллерийской установки «Хюммель» состоял из 18 снарядов.

Во время Второй Мировой войны немцами была разработана самоходная гаубица, в задачу которой входило усиление и поддержка пехотных батальонов немецкой армии. Первая модель SLG-33 была выпущена еще во времена французской компании в мае 1940 года. Тогда это была обыкновенная пехотная пушка SLG-33, которую установили на шасси танка PzKpfw-I и оснастили броней для защиты экипажа, который состоял из четырех человек.  В войсках пехоты самоходная гаубица SLG-33 использовалась для маневренной огневой поддержки.

Боевые испытания показали, что шасси самоходки перегружено, а центр тяжести немного завышен, это приводило к частым поломкам подвижного состава орудия. Для устранения этих проблем в 1942 году для SLG-33 тали использовать шасси от танка PzKpfw-II, что так же позволило улучшить бронезащиту орудия. Эти самоходные гаубицы использовались на протяжении всей Второй Мировой войны и выпускались вплоть до 1944 года, всего было произведено 370 единиц.