Штурмовики

Западная разведка впервые засекла Су-25 на испытательном полигоне в Раменском в 1977 году; машине присвоили предложенное американскими экспертами обозначение «Ram» J. Первый полет машины состоялся в 1975 году, а серийное производство одноместного самолета боевой поддержки Су-25К (его часто сравнивают с самолетом А-10 «Тандерболт» II) началось в 1978 году. Кабина Су-25 бронирована, сам самолет защищен радарной системой оповещения «Сирена» 3 и установленным в хвосте выбрасывателем дипольных отражателей/ложных радиолокационных целей. Размещенный в носовом отсеке лазерный дальномер позволяет наносить бомбовые удары с точностью до 5 м при дистанции до цели 20 км. Впервые эти машины были использованы при вторжении в Афганистан в начале 1980 года — они обеспечивали воздушную поддержку советской пехоты. В Афганистане самолеты Су-25 использовались, как правило, для прикрытия ударных вертолетов Ми-24 «Хайнд». Массовое производство Су-25 было началось с 1984 года.

До появления «Торнадо» истребитель-бомбардировщик «Вигген» считался самым совершенным боевым самолетом из всех европейских машин. Превосходство «Виггена» заключалось в комплекте сверхсовременной авионики и в скорости полета, куда более высокой, нежели у других машин этого класса. Проект разрабатывался специально под так называемую «Систему» 37 — стандартизованный комплект оборудования и вооружения с интегрированной системой управления огнем и радарами и компьютерной обработкой данных. Самолеты «Вигген» с 1971 года выпускались в пяти модификациях, каждая из которых имела свое назначение. AJ-37 — всепогодный штурмовик для уничтожения наземных целей. Эти машины состояли на вооружении авиакрыла F-15.

Самолет J-22/IAR-93A был разработан совместно румынской компанией IAv и югославской SOKO по заказу ВВС этих двух стран на штурмовик с двумя турбинами. Разработка велась параллельно Институтом авиации Румынии и компанией SOCO. Обе модели оснащены двумя лицензионными двигателями «Вайпер». Первые полеты прототипов состоялись в октябре 1974 года. Производство первой партии румынских самолетов (индекс IAR-93A) началось в 1979 году, a SOKO приступила к выпуску самолета J-22 в 1980 году. Усовершенствованная модификация самолета, оснащенная форсированными двигателями, поступила в производство под индексом J-22(M), или «Орао» 2, в 1984 году. Всего для обеих стран было выпущено 300 самолетов.

Разработка легкого одноместного штурмовика на базе G-2A JL «Галеб» для конструкторов югославской компании SOKO не составила трудностей. Заднюю часть кабины накрыли металлическими щитками, оснастили машину более мощным двигателем (что потребовало незначительного усиления планера), установили дополнительные внешние подвески и тормозной парашют. Для ВВС Югославии производились две модификации — штурмовик J-1 и самолет-разведчик RJ-1. К настоящему времени эти самолеты уже сняты с вооружения. На рисунке изображен второй из двух прототипов с опознавательными знаками ВВС Югославии. По некоторым сведениям, эти машины также поставлялись в Ливию и Замбию.

Штурмовик «Скайхоук» долго состоял на вооружении армии США. Этот самолет можно без преувеличения назвать самым многоцелевым из всех, когда-либо созданных боевых машин. Проект опроверг аргументы тех, кто считал, будто маленькие и легкие самолеты уступают крупным и тяжелым машинам. На фотографии изображен A-4F — последняя модификация штурмовика с двигателем J52-P-8A и «горбом» на фюзеляже для размещения дополнительного бортового оборудования. Эта машина имеет маркировку 212-й штурмовой эскадрильи 21-го звена палубной авиации и зарегистрирована за командиром звена. В те годы, когда «Скайхоук» состоял на вооружении, 212-я эскадрилья базировалась на борту авианосца «Хэнкок» в Тонкинском проливе. Самолет нес обычный набор подвесного вооружения, включая бомбы Мк-82, два подвесных бака емкостью по 1135,5 литров и две противокорабельные ракеты AGM-12 «Буллпап» А. 100 самолетов «Скайхоук» были впоследствии укомплектованы более мощным двигателем J52-P-401.

Эта модель разрабатывалась как самолет дальнего сопровождения  по заказу Стратегического авиационного командования США. На испытаниях прототип F-101A показал недостаточную дальность полета и был передан в распоряжение Тактического авиационного командования. Первый полет F-101A состоялся в сентябре 1954 года, поставки начались в 1957 г. — эти штурмовики получило 27-е звено тактических истребителей. Для своего времени это был самый тяжелый и мощный одноместный истребитель ВВС США. Было выпущено 50 F-101A и 47 усовершенствованных F-101C. На вооружении эти самолеты состояли сравнительно недолго, все они были переоборудованы в невооруженные самолеты-разведчики F-101G и F-101H для Национальной гвардии. Самолет на рисунке имеет типичную для ВВС тех лет окраску. Такие самолеты стояли на вооружении 81-го звена тактических истребителей с базами в Бентуотерсе и Вудбридже (Великобритания).

Возможно, F-117 — самый известный из военных реактивных самолетов последних десятилетий. Он полностью изменил представления о том, как должен выглядеть летательный аппарат XXI века. Разработка самолета осуществлялась в атмосфере строгой секретности, прежде всего в исследованиях технологии «стелс», к которым приступили после того как во время Арабо-израильской войны 1973 г. американские F-4 понесли большие потери от ракет с радарными системами наведения. О своем намерении участвовать в программе « Стеле», объявленной Министерством обороны США, заявили корпорации «Локхид» и «Нортроп». В 1976 году для участия в программе была выбрана компания «Локхид», построенный ею экспериментальный образец совершил первый полет пять лет спустя. На вооружение эта машина начала поступать в 1983 году. Во время войны в Персидском заливе самолеты « Найт Хоук», невидимые для радаров противника, незаметно проникали в воздушное пространство Ирака и с высокой точностью наносили удары по военным объектам противника.

С-2 — основная модификация модели « Кфир» — впервые был продемонстрирован 20 июля 1976 года. Усовершенствования состояли в добавлении съемного стреловидного переднего оперения на канале воздухозаборника, небольших гребней по обеим сторонам передней части фюзеляжа и увеличении хорды внешней части крыла, что позволило улучшить летные качества и взлетно-посадочные характеристики самолета. Позднее 185 машин, включая учебно- тренировочные ТС-2, были оснащены усовершенствованными радарами. В 1983-1985 гг. большинство выпущенных С-2 были модернизированы до стандарта С-7, имевшего двигатель с повышенной тягой, улучшенную авионику и два дополнительных внешних пилона. В настоящее время в Израиле эти самолеты не используются. Машины С-2 также поставлялись в Колумбию. Изображенный на рисунке «Кфир» С-2, раскрашенный в стандартные камуфляжные цвета ВВС Израиля, базировался на аэродроме в пустыне Негев.

В 1950-х годах Израиль, опираясь на помощь Франции, приступил к созданию боевого реактивного самолета. Французский «Мираж» Ш-С своим совершенством был во многом обязан тесному сотрудничеству фирмы «Дассо» с Израилем. Во время Шестидневной войны 5—10 июня 1967 г. этот самолет великолепно выполнил свою задачу, и разгневанный генерал де Голль запретил фирме «Дассо» поставлять Израилю усовершенствованные боевые самолеты «Мираж-5» (разработанные по израильскому заказу и уже оплаченные). Компания «Израэли Эйркрафт Индастриес» (IAI) занялась самостоятельной разработкой усовершенствованной версии МиражаIII-С25. IAI оснастила планер машины Ш-С турбореактивным двигателем G-79 производства фирмы «Дженерал Электрик». Некоторые из этих самолетов участвовали в воздушных боях во время Арабо-израильской войны 1973 года.

Новое на сайте