При помощи самолетов транспортного назначения можно проводить операции по передаче различного груза в пункты назначения, транспортировку и непосредственную выгрузку воздушно-десантных войск и тому подобные операции. При этом выгрузка доставляемого груза может, сопровождаться парашютным транспортом или не влечь такового вообще. Для беспарашютной передачи груза на землю применяются низкие высоты полета. Так, например, можно выгружать экипировку и средства пропитания войска. Однако для передачи различного рода оружия, применяется все-таки парашютный транспорт, во избежание деформаций и возможного действия перевозимого оружия.
Первый АН – 12 был произведен и, впоследствии, испытан в 57 – ом году. Главным отличием от военно-транспортных самолетов аналогичного типа является несвойственный тем временам внешний вид, в частности это заключалось в явном и заметном хвостовом скосе самолета. Такая конструкция позволяет военному «транспортнику» легко и без особых препятствий принимать в грузовой отсек даже военную технику, а все благодаря тому, что такое положение «хвоста» обеспечивает прямую, или ее еще называют, горизонтальную загрузку. Удобное и удачно расположенное в конце фюзеляжа места для стрелка сопровождающееся встроенным пулеметом боевого типа позволяет с легкостью преодолевать такого рода нападения, как «воздух-воздух» и конечно «земля-воздух». Беспрепятственный доступ к указанному месту позволял вовремя отреагировать на нападение и оказать достойное сопротивление противнику.
Современные времена переквалифицировали военные транспортные самолеты АН – 12 в гражданскую авиатехнику. В частности для осуществления перевозок различного груза гражданского применения, например, габаритных посылок или при массовых доставках различного товара. Удобство его применения в гражданских целях сопровождается использованием створок люка в качестве удобной для применения и облегчающей погрузо-разгрузочные работы аппарели. Непосредственно такое мирное гражданское применение «транспортники» получили еще в далеком 66 – ом году, что позволяет, и по сей день пользоваться такими услугами.
По вместительности самолет можно охарактеризовать следующим образом. При погружении людей в экипировке десантных войск максимальная вместительность составляет девяносто шесть человек, с учетом установленного оборудования для выгрузки десантников. Если в самолете такого типа требуется размещение раненых солдат, то максимальная вместительность равняется шестидесяти раненым на солдатских носилках, каждый из которого может лететь в сопровождении медицинского работника, способного оказать необходимую помощь. Значительное отличие по численности обусловливается тем, что раненые летят без тяжелой и громоздкой экипировки, что значительно снижает массу погруженных людей.