Эксплуатация вертолета в горных условиях.

«Республика Таджикистан расположена на юго-востоке Средней Азии. На территории страны преобладает горный рельеф: Туркестанский, Зеравшанский, Гиссарский и Алтайский хребты, на юго - востоке - Памир. Климат резко континентальный». С такими весьма скудными энциклопедическими познаниями о Таджикистане я приехал сюда впервые в июле 1998 года.

Задание было простым: провести инспекцию технического состояния вертолетов Ми - 8, работающих здесь от украинской авиакомпании «Чайка» в составе миссии Организации Объединенных Наций. Развал Советского Союза в начале 90 - х годов вызвал самые разные процессы на окраинах бывшей империи. Возникла взрывоопасная обстановка и в Таджикистане: с одной стороны, на афгано - таджикской границе - талибы, поддерживаемые из Пакистана, с другой стороны, внутри страны - правительственная оппозиция, имеющая в своем распоряжении отряды вооруженных боевиков.

Правительство Таджикистана, желая сгладить остроту проблемы и понимая, что у него самого не хватит сил навести порядок, обратилось за помощью к мировому сообществу. Так в стране появились сначала российские военные, а затем и несколько миротворческих миссий ООН. Часть контингента ООН была переброшена с Балкан, где к тому времени наступило затишье после первой югославской войны.

Два вертолета Ми - 8 украинской авиакомпании «Чайка» появились в Таджикистане в начале 1998 года, выиграв тендер на обслуживание миссии ООН. Местом базирования был выбран аэродром Душанбе. Центральный офис миссии находился непосредственно в городе, и иметь под боком вертолет для оперативной работы было очень удобно. Неожиданно возникли трения с российскими военными авиаторами: на аэродроме уже базировался отдельный авиаполк погранвойск. Наше появление не входило в их планы, но впоследствии все было урегулировано путем переговоров, и для новоприбывших выделили две стоянки, поставили техдомик на стыке территорий местной авиакомпании и военных. Начались полеты в Гарм, Калайхумб, Шартуз, Хорог, Куляб, Тавидара, Ванч, Рушан, Пяндж и в Талоган в Северном Афганистане. Восьмерки, окрашенные в белый цвет, с большими буквами UN на бортах, «разбросали» по опорным точкам в горах офицеров - наблюдателей со снаряжением, аппаратурой связи и бытовым имуществом.

Единственной защитой экипажей вертолетов от обстрелов в горах была белая ООНовская окраска машин, позднее летчикам выдали синие бронежилеты. Началась ежедневная рутинная работа по обеспечению жизнедеятельности наблюдателей. Вертолетчики перевозили на внешней подвеске различные грузы, мобильные агрегаты электропитания, джипы. В горах, где другой транспорт неэффективен, а порой и невозможен, вертолет просто незаменим, мобильность наблюдателей определяется, большей частью, техническими возможностями винтокрылой техники. Когда на севере Афганистана произошло землетрясение, миссия ООН организовала на вертолетах доставку гуманитарной помощи пострадавшим и вывоз раненых в безопасные районы.

Летом 1998 года политическая обстановка в Таджикистане обострилась. В конце июля на горной дороге был расстрелян и сброшен в ущелье джип с наблюдателями ООН. Один из украинских экипажей на вертолете Ми - 8МТВ поднял из ущелья и вывез тела погибших в Душанбе. Руководство миссии, опасаясь провокаций в адрес своих сотрудников, потребовало от властей Таджикистана принять срочные меры и решило эвакуировать всех наблюдателей в столицу республики. В течение нескольких дней эта работа была выполнена. Если с военными авиаторами вертолетчики, работающие на миссию ООН, относительно быстро нашли общий язык, то с местными гражданскими летчиками было сложнее. Таджики считали, что украинские Ми - 8 забрали у них довольно солидные и, главное, гарантированно оплачиваемые объемы работ. Они считали, что могли бы отработать не хуже, тем более, что лучше знали местные условия. Руководство же миссии ООН полагало, что лучше иметь специалистов из независимой страны, так спокойнее. Торговый дом Партнер Групп Днепропетровск - поставка нержавеющей продукции.


Ми - 8 разных модификаций прекрасно зарекомендовали себя в работе в этих непростых условиях, показав все свои уникальные возможности: надежность, способность к длительной автономной эксплуатации в отрыве от баз технического обслуживания и простоту оперативного обслуживания. В горах милевская машина стала и разъездным автобусом, и грузовиком, и передвижным наблюдательным пунктом, а при необходимости и «каретой» скорой помощи или летучей техпомощью. На Ми - 8 доставлялись в оперативные точки запасные части, двигатели, лопасти несущих винтов для ремонта в полевых условиях поврежденных «восьмерок» и «двадцать - четверок».

В отличие от ухоженных собратьев из гарнизонов средней полосы, Ми - 8 в Таджикистане работали в условиях, близких к боевым. Выгоревший камуфляж, потертости, закопченные бока машин свидетельствуют об интенсивной эксплуатации вертолетов. И гражданским, и военным приходилось одинаково трудно летать по горным трассам, по своей сложности не уступающим вертолетным трассам в Кордильерах. Красота гор, заснеженные вершины, ущелья, разломы, горные реки - все это сверху очень красиво, но не всегда безопасно, особенно когда лететь приходится в туман. Вот тут бы локатор, а его на гражданском Ми - 8МТВ нет. Связь в горах, в основном, осуществляется по рации.

При интенсивной эксплуатации в горах повышается аварийность. Так, в июле 1998 г. в районе аэропорта Таджикобад потерпел аварию вертолет Ми - 8 президентской гвардии, в апреле 1999 г. в реку Пяндж упал Ми - 8Т российских погранвойск. Что касается наших вертолетов, то они продолжали исправно и безаварийно служить в Таджикистане. К примеру, во время активизации боевых действий талибов на Северном Пяндже туда на Ми - 8 для усиления погранзастав были переброшены тактические мобильные группы российской 201 - й мотострелковой дивизии.

В этой горной стране рядом с нами работал летающий гигант Ми - 26 авиаполка российских погранвойск. Он тоже летал по горным трассам, выполняя различную работу. Осенью 1999 г. за два полета из Душанбе на высокогорный аэродром Хорог этот вертолет перебросил столько грузов по ООНовской программе, что Ми - 8 хватило бы на целый месяц.

В марте 2000 г., после двух лет работы в связи со стабилизацией обстановки в Таджикистане и сворачиванием действий миссий ООН вернулся в Симферополь украинский Ми - 8МТВ. Ему предстоял небольшой отдых на родной базе и снова полеты. Возможно, опять в горячей точке планеты. А второй украинский вертолет «прослужил» в Таджикистане только год.

А наши российские коллеги - вертолетчики остались работать в горах Таджикистана: «молотят» винтами небо армейские восьмерки, продолжая свою нелегкую службу.{jcomments on}

По материалам сайта autopushkino.ru