ПЛАРБ типов Ethan Allen и Lafayette изначально планировали вооружить ракетой системы Polaris А2, а затем - Polaris A3. Предполагалось, что первая из этих ракет, по сравнению с предшественницей, будет иметь увеличенную на треть дальность полета и более мощный боевой заряд с повышенной точностью поражения цели. Как показывали расчеты, в случае использования новых технологий решить эту задачу можно будет без существенного изменения массогабаритных характеристик UGM-27A.
UGM-27B отличалась от UGM-27A в основном весом конструктивных элементов и топливом двигателя. При этом возросла длина второй ступени, а ее корпус (вместо стали) изготавливался из армированного стекловолокна. Корпус первой ступени по-прежнему был стальным. Некоторым изменениям подверглась конструкция головной части. Она теперь имела две модификации с мощностью зарядов 0,6 (Mk.l mod.2) и 0,8 (Mk.l mod.3) Мт. При необходимости могла быть использована головная часть, предназначавшаяся для ракеты системы Polaris А1. Стартовый вес UGM-27B (при длине корпуса 9,45 и диаметре 1,37 м) составлял 14,5 т, дальность полета - 2800 км, а КВО не превышаю 1200 м.
Наиболее существенным изменениям подверглась система хранения и пуска ракет. Она получила индекс Мк.21 и предназначалась для всех последующих модификаций ракет систем Polaris. По сравнению с Мк.17 ее шахта имела увеличенную до 9,9 м длину. Внутренняя труба этой шахты снаружи оклеивалась сегментами жесткого пенопласта. Между поверхностью сегментов и наружной трубой устанавливались «подушки» из эластичного пенопласта, по своим свойствам близкого к губчатой резине. Эти «подушки» исполняли роль гидравлических амортизаторов системы Мк. 17. Последние были сохранены лишь в днищевой части шахты для восприятия веса внутренней трубы и ракеты.
Как и ракета системы Polaris А1 UGM-27B в неуправляемом режиме выбрасывалась из шахты со скоростью 50 м/с парогазовой смесью ia не сжатым воздухом),нагнетавшейся под обтюратор ракеты. Эта смесь образовывалась в специальной водяной камере путем подачи воздуха (под давлением 315кг/см'2), хранившегося в цилиндрических баллонах, (объемом 700 л) и пороховых газов, формировавшихся ПАДом. После выхода машины из воды, на высоте примерно 10 м, включался двигатель первой ступени. После его отключения на высоте около 20 км включалась вторая ступень, и ракета выходила на маршевую траекторию полета.
В момент старта носитель всплывал на глубины от 27 до 33 м и шел со скоростью не выше 5 уз. Предстартовая подготовка и старт всего боезапаса производились автоматизировано и занимали 15 минут. Давление в шахте выравнивалось с забортным, и затем открывалась крышка шахты. Как и в случае с системой Polaris А1 доступу забортной воды препятствовала относительно тонкая (несколько миллиметров) пластичная мембрана, изготовленная из армированного стекловолокна. Все ракеты могли стартовать в течение 5 мин с интервалом 20 с.
Работы над ракетой системы Polaris А2 начали в декабре 1959 г., а уже в период с 11 ноября 1960 г. по 26 июля 1962 г. провели летные испы тания. Всего с наземного стенда на мысе Канаверал, судна Observation Island и ПЛАРБ Ethan Allen было осуществлено 26 (по другим данным, 24) пусков. Как видно, сроки разработки и испытаний UGM-27B были предельно сжатыми, но и они не устраивали командование ВМС США. Стремясь как можно быстрее нарастить мощь МСЯС, оно решило вооружить корабли типа Ethan Allen ракетами системы Polaris А1. Однако эти данные требуют уточнения. Насколько известно, 26 июня 1962 г. Ethan Allen вышла на свое первое патрулирование, имея на борту ракеты системы Polaris А2. Вероятно, что корабли этого типа, как и Lafayette, все же были вооружены ими, а не ракетами системы Polaris Л1.
Еще до момента завершения летных испытаний UGM-27B начался третий этап программы Polaris. Его ракета - UGM-27C - должна была иметь дальность полета 4500 км (этот показатель удалось превзойти) и иметь многоблочную головную часть. Ею предполагалось вооружить ПЛАРБ типа Lafayette, строившиеся в тот период, а также типов George Washington и Ethan Allen в процессе проведения капитального ремонта.
Ракета системы Polaris A3 отличалась от UGM-27B в основном весом и составом топлива РДТТ. При этом корпуса обеих ступеней изготавливались из армированного стекловолокна. Двигатель первой ступени имел четыре поворотных сопла такой же конструкции, что и у UGM-27B. Для управления вектором тяги двигателя второй ступени использовалась новая, весьма оригинальная система. Четыре сопла этого двигателя были установлены неподвижно, а роль дефлекторов выполнял фре- нол, который впрыскивался в определенных точках выходной части сопел. Управление двигателем с помощью френола оказалось значительно эффективнее прежней системы, использовавшей механические дефлекторы, которые создавали сопротивление реактивной струе и тем самым уменьшали удельную тягу двигателя.
Эвакуация зависит от типа машины и ее состояния. Может использоваться как частичная, так и полная погрузка. Наши люди гарантируют бережное обращение к вашему транспортному средству и безопасность во время перевозки. Вызвать эвакуатор вао можно в любой день, как в праздники, так и в будни. Эвакуация проводится круглосуточно. Позвоните нам и мы поможем вам в любой ситуации.
Особый интерес вызывает состав топлива UGM-27C. Оно было двухкомпонентиым и включало в себя: горючее - алюминиевую пудру, связанную пластификатором (нитроцеллю- лозным веществом), и окислитель - перхлорат аммония. Существенным изменениям подверглась конструкция головной части (Мк.2). Она теперь имела три боевых блока с мощностью зарядов 0,2 Мт с КВО около 900 м. Стартовый вес UGM-27C (при длине корпуса 9,85 и диаметре 1,37 м) составлял 15,9 т, а давность полета - 4600 км.
Опытный образец БР Polaris A3 (под названием Polaris АЗХ) был выставлен на летные испытания в августе 1962 г. Они проводились на Восточном испытательном ракетном полигоне (авиабаза Патрик, штат Флорида) с использованием специальных наземных стендов. Первый пуск с борта подводной лодки выполнили в апреле 1963 г. - его сочли неудачным. Последний пуск опытной модификации Polaris АЗХ с борта ГЪПАРБ был осуществлен в июле 1964 года (успешно), и после этого систему приняли на вооружение. Всего по программе ее испытаний произвели 35 пусков (четыре из них неудачных), в том числе 11 - с борта ПЛАРБ.
После завершения летных испытаний пуски серийных ракет UGM-27C продолжались вплоть до апреля 1968 г. Значительная их продолжительность объясняется стремлением в максимально возможной степени «отработать» и модернизировать ракету. Работы были в основном направлены на повышение ее боевой эффективности. Самой радикальной из модернизаций стала та, что проводилась в рамках программы Antelope, в соответствии с которой предполагалось повышение устойчивости ракеты и ее боевых блоков к поражающим факторам ядерного взрыва. За счет уменьшения их количества с трех до двух, ракету, получившую название Polaris АЗА, оснастили комплексом средств преодоления ПРО и более совершенной БСУ. Несмотря на существенное повышение основных характеристик, дальность полета модернизированного образца снизилась с 4600 до 3710 км. В соответствии с программой Antelope в 1966-1968 гг. было проведено шесть испытательных пусков экспериментальных образцов ракеты Polaris АЗА. Однако еще до окончания программы было принято решение об оснащении ракетоносцев типа Lafayette новой ракетой системы Poseidon СЗ с РГЧ ИН.
В середине 60-х годов была разработана очередная модификация UGM-27C, известная как ракета системы Polaris АЗТ. По сравнению с предшественницей она была оснащена улучшенной БСУ, более стойкой к поражающим факторам ядерного взрыва. Испытания этой ракеты начатись в ноябре 1966 г. Однако американские ракетоносцы ее так и не получили, опять же из-за приоритета, отданного системе Poseidon. В итоге, в 1968-1970 гг. ракетами системы Polaris АЗТ вооружили только лишь четыре британских ПЛАРБ типа Resolution.
18 января 1965 г. президент США Линдон Б. Джонсон в специальном послании к Конгрессу США объявил о начале работ над новой стратегической системой морского базирования Polaris ВЗ. Предполагалось ракету этой системы, с увеличенной до 8000 км дальностью полета и многоблочной головной частью (с 10 или 14 боевыми блоками индивидуального наведения), заменить на ПЛАРБ типов Ethan Allen и Laffayette ракетой системы Polaris A3. Характерно то, что в процессе ее разработки приоритетным считалось не увеличение дальности полета, а точность наведения на цель каждого из боевых блоков. Причем массогабаритные характеристики новой ракеты должны были быть таковыми, чтобы храниться и пускаться она могла из шахты комплекса Мк.21 с использованием СУРС Мк.84.
В 1967 г., когда стало очевидным, что заданную дальность полета ракете Polaris ВЗ обеспечить не удастся, было предложено развернуть работы сразу над двумя системами. Основу первой из них должна была составить «малая» ракета Polaris ВЗ с дальностью полета порядка 5000 км, а второй - «большая» ракета с дальностью полета порядка 8000 км. Первая из систем предназначалась для перевооружения ПЛАРБ типов Ethan Allen и Laffayette, а вторая являлась перспективной и в конечном итоге предполагала создание ракеты нового поколения с дальностью полета порядка 11 000 км, ее носителя, а также комплекса средств обеспечения и базирования.
В 1968 г. система Polaris ВЗ стала классифицироваться как Poseidon СЗ, а ее ракета получила обозначение UGM-73A. По сути, она являлась дальнейшим развитием ракет семейства Polaris. Как и UGM-27C, она имела две ступени и корпус из армированного стекловолокна. Различия коснулись топлива обеих ступеней, системы управления их двигателями и конструкции головной части. В первой ступени использовалось обычное смесевое, а во второй - специально разработанное двухкомпонентное топливо. Обе ступени были оснащены свободно движущимися управляемыми соплами (первая одним утопленным, а вторая - одним полуутопленным). Они приводились в движение в соответствии со специальной программой при помощи гидравлических приводов или газогенераторов.
Ракета имела инерциальную систему наведения. Изначально ее предполагали дополнить астрокорректором, но на американских BP морского базирования он впервые был установлен на ракетах системы Trident. UGM-73A имела головную часть (Мк.З) с боевыми блоками индивидуального наведения. Их число могло быть 10 или 14 - в том и другом случае мощность заряда кждого из блоков составляла 0,05 Мт с КВО 450-550 м. При снаряжении головной части 10 боевыми блоками дальность полета ракеты составляла 5200 км, а 14- 4000 км. Боевые блоки могли быть нацелены на различные объекты, отстоящие друг от друга на большие расстояния. Это нацеливание обеспечивалось системой разведения, которая компенсировала ошибки выведения головной части на цель и производила корректирующий маневр при нацеливании боевого блока. Она имела свою двигательную установку, состоявши) из двух твердотопливных газогенераторов (ПАДов с рабочей температурой 1200 °С и удельным импульсом 195 кг с/кг), и систему небольших сопел с управляющими клапанами, с помощью которых при разведении боевых блоков осуществлялось регулирование скорости головной части, а также ее ориентация и стабилизация. Стартовый вес UGM-73A (при длине корпуса 10,39 и диаметре 1,88 м,) составлял 29,5 т.
Особый интерес представляет комплекс хранения и пуска ракеты системы Poseidon СЗ. Судя по габаритам UGM-73A, размеры шахты комплекса Мк.21 пришлось увеличить. Причем не только ее длину, но и диаметр. Каким образом это было сделано, неизвестно. В открытой печати лишь сообщалось, что толщину пенопластовой амортизации уменьшили до 220 мм. Вероятнее всего, шахты были просто заменены - благо размеры ракетного отсека позволяли это сделать. Косвенно это подтверждается тем фактом, что ни один из кораблей типа Ethan Allen (вопреки первоначальным планам) с их малым интервалом между ракетными шахтами, в отличие от ПЛАРБ типа Lafi'ayete, так и не был модернизирован под систему Poseidon СЗ.
Качественный аквариум на заказ по опотимальной цене.
Ракета UGM-73A испытывалась в период с 16 августа 1968 г. по 29 июня 1970 г. Всего с наземного и подводного стендов, а также с борта ПЛАРБ James Madison (SSBN-627) было произведено 20 пусков. Из них только 13 признали успешными. Тем не менее, уже 31 марта 1971 г. James Madison, вооруженная ракетами системы Poseidon СЗ, вышла на боевое патрулирование. Соответствующая модернизация всех 31 ПЛАРБ типа Laffayete проводилась с февраля 1969 г. по февраль 1978 г. Для американских МСЯС это довольно большой срок. Он объясняется рядом причин, среди которых можно выделить две. Во-первых, это большое число отказов UGM-73A. Особенно много проблем вызвала система разделения и наведения боевых блоков. По сути, ее испытания затянулись до середины 1973 г. Во-вторых, в процессе модернизации пришлось выполнить большой объем работ, в том числе полностью перестроить систему хранения и пуска, а также заменить СУС Мк.84 более совершенной системой Мк.88. Нельзя не отметить, что модернизация ПЛАРБ совмещалась с их капитальным ремонтом, а это, в свою очередь, также затягивало сроки выполнения работ.
Система Poseidon СЗ находилась на вооружении ВМС США довольно долго - до октября 1991 г. Последней с ее ракетами выполнила боевое патрулирование Ulysses S. Grant (SSBN-631). В истории развития американских МСЯС UGM-73A занимала промежуточное положение между ракетами первого (системы Polaris) и второго (Trident) поколений. Именно в период ее эксплуатации шла научно-исследовательская работа по поиску новых технологий в материаловедении, микроэлектронике, химии; смесевых топлив, наиболее оптимальных систем разделения и наведения боевых блоков. Результаты этой работы в значительной степени были использованы в процессе разработки системы Trident.
Теперь вернемся к носителям ракет вышеописанных систем МСЯС США. Корабли типа Ethan Allen эксплуатировались сравнительно недолго. В 1980-1981 гг. их вывели из состава МСЯС. Три из них - Ethan Allen, Thomas A. Edison tSSBN-610) и Thomas Jefferson (SSBN-618) - в 1983-1985 гг. исключили из списков ВМС и вскоре продачи на слом. Два других корабля - Sam Houston (SSBN-609) и John Marshall (SSBN-611) - переоборудовали в корабли специального назначения. Они прослужили соответственно до сентября 1991 г. и февраля 1992 г. Таким образом, по прямому назначению лодки типа Ethan Allen использовались в среднем 20 лет, что соответствовало изначально установленному сроку их службы.
Несколько иначе сложилась судьба кораблей типа Laffayete. Девять ПЛАРБ первой подсерии вступали в строй, вооруженные ракетами системы Polaris А2, а остальные - ракетами системы Polaris A3. В период с августа 1968 г. по февраль 1970 г. пять кораблей первой подсерии во время первого капитального ремонта также модернизировали под систему Polaris A3. На четырех оставшихся ракетоносцах, вероятно, эти работы не проводились из-за того, что к началу 70-х годов завершались испытания ракеты UGM-73A, которой было отдано предпочтение.
Как уже говорилось, в период с февраля 1969 г. но февраль 1978 г. во время проведения первого капитального ремонта корабли типа LafTayete второй и третьей подсерий модернизировали под систему Poseidon СЗ, а первой подсерии - во время проведения второго капитального ремонта. Интересно то, что второй капитальный ремонт для шести ПЛАРБ второй и третьей подсерий сопровождался модернизацией под систему Trident С4. Еще на шести ракетоносцах эта модернизация не сопровождалась капитальными ремонтами.
Хорошее техническое состояние ракетоносцев типа Laffayete, благодаря имевшемуся запасу на модернизацию, грамотной эксплуатации и регулярно проводившимся капитальным ремонтам, а также перевооружениям и совершенствованию радиотехнических средств, позволило дважды продлевать первоначально установленный 20-летний срок их службы: сначала до 25, а затем до 30 лет. При этом третий капитальный ремонт прошли только лишь 19 ракетоносцев, причем два из них - Kamehameha (SSBN-642) и James К. Polk (SSBN-645) - при этом были переоборудованы в лодки специального назначения и заменили собой в составе ВМС США Sam Houston и John Marshall.{jcomments on}
Не дорогое оборудование для автосервиса европейского качества.