Развитие ПЛАРБ ВМС США шло своеобразно и до настоящего времени напоминает два разделенных по времени рывка. Как и первый отечественный АПКР пр. 658, первая американская ПЛАРБ George Washington создавалась на базе торпедного прототипа - АЛЛ Skipjack, с внесением лишь тех изменений, что были связанны с размещением ракетного оружия. Данное решение диктовалось прежде всего стремлением в кратчайшие сроки нарастить мощь МСЯС и превзойти в этом компоненте вероятного противника - Советский Союз. Задача была решена путем использования корпусов пяти недостроенных АПЛ типа Skipjack. Их разрезали между вторым и третьим отсеками, и вставили ракетный отсек с 16 шахтами для ракет системы Polaris А1, расположенными в два ряда относительно диаметральной плоскости корабля позади ограждения выдвижных устройств и прочной рубки. Бесспорно, это был компромисс, но он позволил США в кратчайшие сроки реализовать программу развития своих МСЯС.
Пока шла постройка пяти кораблей типа George Washington, в КБ отделения Electric Boat Division в 1957-1959 гг. велись работы над проектом лодки типа Ethan Allen, который стал первой специально разработанной американской ПЛАРБ. По своей сути он являлся развитием George Washington. Причем изначально предполагалось, что пять кораблей этого типа смогут нести все три модификации ракеты системы Polaris.
Однако Ethan Allen не во всем удовлетворял командование ВМС США, и пока шла постройка первых десяти ПЛАРБ, был разработан проект еще более совершенного корабля данного класса типа Lafayette. Характерно то, что и эта лодка создавалась на базе торпедного прототипа - АЛЛ Tresher. Однако на этот раз его проект был существенно переработан. Всего по нему был построен 31 корабль. К первой их модификации, известной как тип Lafayette, относились девять лодок, вооруженных ракетами системы Polaris А2, ко второй, известной как тип James Madison, - десять лодок, вооруженных ракетами системы Polaris A3, и, наконец, к третьей, известной как тип Benjamin Franklin - двенадцать лодок, отличавшихся от кораблей первых двух модификаций сниженным уровнем шумности и собственных помех работе гидроакустических средств, а также новыми средствами ГПД.
Некоторые источники относят все вышеперечисленные корабли к американским ПЛАРБ первого поколения, и это во многом справедливо. Вместе с тем они создавались на базе торпедных АПЛ первого и второго поколений. Это лишний раз подчеркивает то, насколько условно деление боевых кораблей на поколения, так как все они имели схожие основные ТТЭ.
Таким образом, в 1957-1967 гг. США смогли создать эффективную группировку МСЯС, насчитывающую 41 корабль, которые имели высокий КОИ и в течение жизненного цикла могли перевооружаться каждый раз все более совершенными ракетами. Достаточно сказать, что дальность их полета колебалась от 2400 (у Polaris А1) до 7400 км (у Trident С4). Не случайно американцы с таким желанием в 1972 г. пошли на подписание с Советским Союзом Договора ОСВ-1. Благодаря ему они освободились от морально устаревших ПЛАРБ типов George Washington и Ethan Allen, сохраняя с нашей страной паритет в морских стратегических вооружениях.
Второй этап развития МСЯС США связан с разработкой системы Trident С4. Работы над созданием его «штатного» носителя - ПЛАРБ типа Ohio - были начаты в 1968 г., но постройку этих кораблей развернули только лишь в 1976 г. Объясняется это двумя взаимосвязанными причинами. Во-первых, отсутствием военной целесообразности разворачивать ее раньше - в составе ВМС имелось достаточное число ПЛАРБ типа Lafayette, которые могли быть сравнительно быстро и при минимальных затратах вооружены ракетами системы Trident С4. Во-вторых, Конгресс США в свете отсутствия этой военной целесообразности, не желал выделять средства на постройку ПЛАРБ нового поколения.{jcomments on}
Посуточная аренда квартир в Киеве без посредников.