В 1955 г. армия США получила большие ассигнования для проведения работ по созданию жидкостной баллистической ракеты среднего радиуса действия (-2400 км) Jupiter. Так как ВМС США в то время не имели собственных баллистических ракет, то предполагалось, что Jupiter будет использоваться и ими. Так появился морской вариант этой ракеты. Однако специалисты отдавали себе отчет о том, что он не был пригоден для использования с боевого корабля, так как имел длину 14,4 м и стартовую массу 45 т. Из-за таких характеристик морского варианта Jupiter его можно было разместить на ПЛ лишь в вертикальной шахте, идущей от киля до верхнего среза ограждения рубки (как на АЛЛ пр. 658 и ДЭПЛ пр. 629). Не прибегая к чрезмерному удлинению ограждения, на лодке, таким образом, можно было установить не более четырех таких ракет.
Наряду с этим дали о себе знать проблемы хранения жидких компонентов (керосин + жидкий кислород) ракетного топлива и сложность подготовки жидкостной ракеты к старту на корабле. Все это привело командование ВМС США к мнению, что БР морского базирования должна быть твердотопливной.
Как следствие, по распоряжению начальника морских операций (Chief of Naval Operations или CNO) ВМС США адмирала Арли Берка при Управлении материально-технического обеспечения ВМС была сформирована Служба специальных проектов (Special Project Office) под руководством контр-адми- рала У.Ф. Рейборна1. Дело в том, что ни одно из существовавших в тот период специализированных Бюро ВМС США (кораблестроения, вооружения и т.д.) не могло возглавить работы, в т.ч. из-за личных амбиций некоторых высших офицеров. Исходя из этого, У.Ф. Рей- борн поступил предельно просто. На каждое из специализированных управлений ВМС и на основных подрядчиков он возложил ответственность за разработку отдельных подсистем: Бюро кораблестроения (с 1966 г. Командование корабельных систем2) - за носитель; фирму Lockheed - за ракету; фирму Sperry - за навигационные комплексы и т.д.
Изначально предполагалось создать твердотопливную БР с использованием боевой части и системы управления ракеты Jupiter. Однако, когда в середине 1956 г. сделали проектные проработки, то оказалось, что массо- габаритные характеристики такой ракеты никак не могут отвечать требованиям ВМС - ее стартовый вес достигал 72 т. Тогда перед Службой специальных проектов поставили задачу уменьшить вес БР морского базирования до 13 т, сохранив при этом дальность полета Jupiter.
Тогда же, летом 1956 г., ученые Национальной лаборатории в Ливерморе (Lawrence Livermore National Laboratory) заявили о возможности создания небольшой БР с высоким удельным импульсом твердого топлива двигателей. Они провели ряд бросковых испытаний макета такой ракеты и выявили зависимость между ее массой и дальностью полета. Так, например, головная часть массой 300 кг могла быть «заброшена» ракетой с диаметром корпуса 1,6 м на расстояние порядка 2200 морских миль. Мало того, при использовании ряда технических решений открывалась возможность увеличить дальность полета ракеты до 5000 км при сохранении прежних массога- баритных характеристик. Как показывали расчеты, на одной лодке нормальным водоизмещением порядка 5000 т можно было бы разместить от восьми до шестнадцати малогабаритных БР.
Подобная система вооружения выглядела куда более привлекательной, нежели стратегические бомбардировщики ВВС (они могли быть легко сбиты зенитными ракетами создававшихся в тот период поясов ПРО) и армейские МБР (уязвимые в случае нанесения упреждающего ядерного удара). Не случайно 23 октября 1956 г. Консультативный научный комитет при президенте США предоставил приоритет стратегической системе морского базирования, получившей название Polaris. 9 ноября 1956 г. министр обороны США по представлению морского секретаря утвердил планы разработки этой системы. Правда, при этом министр потребовал от секретаря выбрать между баллистическими и крылатыми ракетами. В результате в январе 1957 г. приобретение крылатых ракет Regulus I было приостановлено, а работы над ракетами Regulus II и Triton - прекращены. Вскоре комплексы стратегических крылатых ракет вообще сняли с вооружения.
Нельзя не отметить, что к середине 1956 г. у командования ВМС США четко сформировалось представление о термине «система оружия» как о комплексе технических средств, объединенных общим замыслом и предназначенных для решения общих задач. В частности, система морского ядерного оружия должна была включать в себя баллистические ракеты, их носители, плавучие и наземные средства обеспечения боевой деятельности носителей и подготовки ракет. Такой подход, в общем и целом, предопределил организацию работ по системе Polaris.
Примерно к осени 1957 г. каждый из разработчиков определился с техническими заданиями, со сроками и объемом работ. На основании представленных докладов была разработана программа развития МСЯС США, которую 26 ноября 1957 г. утвердил адмирал Арли Берк. В соответствии с ней уже в октябре 1960 г. предполагалось принять на вооружение первую ракету МСЯС, получившую обозначение Polaris А (с марта 1959 г. - Polaris А1, а с июня 1963 г. - UGM-27A). С июня
1963 г. все ПЛАРБ должны были вооружать ракетами системы Polaris В (с марта 1959 г. - Polaris А2, а с июня 1963 г. - UGM-27B) с дальностью полета порядка 3000 км, а с июля
г. - ракетами Polaris С (Polaris A3, а с июня 1963 г. - UGM-27C) с дальностью полета порядка 5000 км. 9 декабря 1959 г. эта программа была утверждена министром обороны США.
Если проанализировать программу развития МСЯС США, то нельзя не поразиться сроками ее реализации и, что самое главное, - полученными при этом результатами. Действительно, Советский Союз приступил к созданию МСЯС в январе 1954 г., а получил нечто подобное системе Polaris лишь в декабре 1974 г. (к моменту вступления в строй последнего корабля пр. 667А), тогда как американцы смогли ее полностью развернуть к апрелю 1967 г. Иначе говоря, нашему вероятному противнику потребовалось для решения задачи вдвое меньше времени (10 вместо 20 лет). Особого внимания заслуживает ракета, хотя бы по той причине, что конструктивные решения, реализованные в ней, так или иначе, повторялись на всех машинах сначала МСЯС США, а затем - Великобритании и Франции.
К апрелю 1957 г. фирме Lockheed уже удалось определить общую компоновку ракеты системы Polaris А1, конструкцию ее отдельных узлов, выяснить основные проблемные вопросы и разработать для субподрядчиков соответствующие технические задания. Достаточно сказать, что фирме General Electric предстояло разработать инерциальную систему управления, которая должна была иметь гораздо меньшие массогабаритные характеристики, чем у ракет Thor и Jupiter, а компании Air get General - новый вид твердого ракетного топлива с чрезвычайно высоким удельным импульсом.
Polaris А1 являлась двухступенчатой ракетой с цельносварным корпусом, изготовленным из нержавеющей стали и бериллиевых сплавов. Первая ступень представляла собой цилиндр диаметром 1,37 и длиной 7 м, не имеющий стабилизаторов. В ней находились два вставленных друг в друга заряда твердого топлива: один - быстро сгоравший (для придания высокой начальной тяги) и второй - медленно горевший (для обеспечения длительной тяги на активном участке траектории). Вторая ступень имела меньший диаметр и вставлялась в первую, что позволило выполнить ракету сравнительно небольшой по длине - 8,69 м, при стартовом весе 16,9 т.1
В качестве топлива использовалась поли- уретаново-перхлоратная смесь с алюминиевыми добавками, использовавшимися для стабилизации горения и увеличения удельного импульса за счет повышения температуры горения. Первая ступень была оснащена четырьмя подвижными соплами с поворотными кольцевыми дефлекторами («джетеваторами»), которые обеспечивали управление полетом на активном участке траектории полета. Вторая ступень двигателя также оснащалась такими же четырьмя поворотными соплами. Она включалась автоматически сразу после выгорания топлива первой ступени и ее отделения. Об эффективности системы управления можно судить, например, по тому, что она обеспечивала вывод ракеты на заданную траекторию полета в момент включения двигателя первой ступени, при отклонении ее оси от вертикального положения на 40°. Помимо двигателя во второй ступени размещались приборы БСУ и моноблочная головная часть мощностью 0,8 Мт, увенчанная аэродинамическим конусом специальной формы.
Работа двигателей обеих ступеней и форма корпуса отрабатывались в полете на маештабных макетах ракеты, а также на наземных стендах. Производились также испытания полномасштабных моделей с использованием так называемой привязи. Макет прикреплялся к земле тросом и после старта зависал на определенной высоте под воздействием силы тяги двигателей, а затем падал на заранее растянутые сети.
Однако самой трудной оказалась проблема (впрочем, как и при создании комплексов МСЯС в нашей стране) обеспечения безопасного выхода ракеты из шахты и ее устойчивого движения в воде, а также в момент выхода из воды и начала работы двигателя первой ступени. Для предотвращения взрыва ракеты в пусковой установке, а также неблагоприятного силового и температурного воздействия газовых струй на корпус корабля было решено использовать сухой («холодный») способ старта, т.е. без включения двигателя первой ступени в ракетной шахте.
С целью исследования всех вопросов старта ракеты из-под воды осенью 1957 г. были начаты испытания стартового устройства, разработанного фирмой Westinghouse. Пусковая шахта была смонтирована в водонепроницаемом цилиндрическом понтоне, после чего это устройство вывели в море и поставили на якорь в подводном положении. С его помощью производились пуски сжатым воздухом из-под воды полномасштабных макетов ракет, заполненных цементом.
В процессе проведения этих испытаний было исследовано поведение ракет во время выхода из пусковой шахты, движения под водой и выхода из нее. Для этой цели на макете размещали разнообразную телеметрическую аппаратуру. Одни и те же макеты отстреливались многократно (они удерживались на поверхности воды при помощи специальных сетей, установленных в районе проведения испытаний). Благодаря этому удалось выяснить, каким же образом корпус ракеты выдерживал высокое давление сжатого воздуха.
Летом 1958 г. фирма Lockheed стала изготавливать летающие макеты, которые отличались от самой ракеты системы Polaris А1 только лишь телеметрической аппаратурой, размещенной вместо боевой головной части.
Статические испытания этих макетов проводились в Санта-Крус (шт. Калифорния), а пуск первого из них осуществили в сентябре 1958 г. на мысе Канаверал. В процессе проведения данного этапа испытаний отработали систему зажигания двигателей первой и второй ступеней, системы управления полетом и системы наведения. Он позволил, в общем и целом, изучить все проблемы, связанные с созданием системы Polaris А1.
Одновременно на специальном опытном навигационном судне Compass Island (EAG-153) проверялись приборы обеспечения стрельбы. Особое внимание было обращено на инерци- альную навигационную систему SINS Mk.2 mod.О, которая предназначалась для выработки исходных данных, необходимых для стрельбы БР. Летные испытания самой ракеты Polaris А1 начались в январе 1959 г., а 20 апреля того же года был осуществлен первый успешный ее пуск с качающегося берегового стенда.
Программу испытаний завершили на опытном корабле Observation Island (EAG-154)1, вступившем в строй 5 декабря 1958 г. после 13-месячного переоборудования из грузового судна Empire State Mariner. Его оснастили таким же навигационным комплексом, что и строившаяся тогда ПЛАРБ George Washington (SSBN-598), системой стабилизации с двумя управляемыми бортовыми рулями, а в кормовой части смонтировали две пусковые шахты. Испытания с участием Observation Island проводились в Норфолке и на подходах к нему в августе-сентябре 1959 г. Погрузка ракет осуществлялась заводским краном. При помощи пара они выстреливались на высоту около 40 м. При этом корабль был накренен на 7°, что позволяло избежать падения ракеты на его палубу. Наконец, 15 июля 1960 г.2 с борта ПЛАРБ George Washington, впервые в мире, был осуществлен пуск ракеты из-под воды.
Ракета системы Polaris А1 в неуправляемом режиме выбрасывалась со скоростью 50 м/с сжатым воздухом, который под давлением 315 кг/см2 подавался под обтюратор машины и хранился в шарбаллонах (объемом 700 л), смонтированных в трюме ракетного отсека. После ее выхода из воды, на высоте примерно 10 м, включался двигатель первой ступени. После его отключения на высоте около 20 км включался двигатель второй ступени, и ракета выходила на траекторию полета к цели.
В момент старта носитель всплывал на глубины от 20 до 30 м и шел со скоростью не больше 5 уз. Предстартовая подготовка и старт всего боезапаса производились автоматизировано. Давление в шахте выравнивалось с забортным, и затем открывалась крышка шахты. Доступу забортной воды препятствовала относительно тонкая (несколько мм) пластичная мембрана, изготовленная из армированного стекловолокна. Все ракеты могли стартовать в течение 15 мин. После старта забортная вода заполняла шахту, а специальное автоматизированное устройство замещения обеспечивало продувание специальных цистерн, компенсируя тем самым разницу в весе между принятой водой и стартовавшей ракетой.
Система пуска и хранения ракеты системы «Polaris А1» имела индекс Мк.17. Ее основой являлась шахта, представлявшая собой конструкцию из двух коксиально расположенных труб. Диаметр внутренней трубы (пускового стакана) составлял 1446 мм, а наружной - колебался от 2170 до 2440 мм. Высота шахты не превышала 8,7 м. Пусковой стакан с размещенной в нем ракетой монтировался на 20 (впоследствии 30) гидравлических амортизаторах, которые снижали перегрузки, действующие на ракету во время качки или при подводных взрывах, до безопасного уровня. Подобная система амортизации оказалась чрезвычайно сложной и малонадежной. В случае протечки гидравлики экипаж не мог провести ремонтные работы. Впоследствии от гидравлической системы амортизации ракет отказались, отдав предпочтение «подушки» из эластичного пенопласта, по своим свойствам близкого к губчатой резине.
Другим недостатком системы Polaris А1 являлось несовершенство вычислительной машины СУРС Мк. 80, использовавшейся в ней. Из-за этого приходилось хранить программы стрельбы по выбранным целям. Расчеты производились медленно, и поэтому программа стрельбы могла использоваться в строго определенном районе. Все это заставляло перед выходом на боевое патрулирование принимать на лодку комплект перфорированных карт с расчетами для всех предстоящих районов патрулирования.
Ракета Polaris А1 находилась на вооружении ВМС США в период с июня 1960 г. по октябрь 1965 г. Первой с этими машинами на борту 15 ноября 1960 г. вышла на боевое патрулирование George Washington, а последней в августе 1965 г. - Abraham Lincoln (SSBN-602). Кроме ВМС США ракеты системы Polaris А1 находились на вооружении ВМС Италии. В 1967 г. четыре UGM-27A были приобретены для проходившего глубокую модернизацию легкого крейсера Giuseppe Garibaldi.
Теперь вернемся к «штатному» носителю системы Polaris А1. История его создания в общем-то схожа с историей разработки отечественной АПЛ пр. 658. Как и наш корабль, он создавался на базе торпедного прототипа. Правда, имелось два существенных различия. Во-первых, советская лодка восприняла от АПЛ пр. 627А лишь ГЭУ и основные корпусные конструкции, а вот ракетное вооружение - целиком и полностью от ДЭПЛ пр. 629. При этом из-за того старт ракет мог производиться только лишь из надводного положения, кораблю пришлось обеспечивать хорошие мореходные качества за счет существенного изменения формы легкого корпуса. Американцы же сохранили у АПЛ Skipjack практически все, внеся лишь изменения, связанные с раз мещением ракетного оружия. Так как старт был обеспечен из-под воды, то и обводы торпедного прототипа изменять не пришлось.
Во-вторых, корабль пр. 658 был вооружен всего лишь тремя ракетами комплекса Д-2, в то время как его американский «ровесник» (аналогом, по существу, он не являлся) нес 16 ракет с куда более большей дальностью полета. Вот как раз в выборе числа пусковых установок на первом носителе МСЯС США и заключается вся интрига его создания.
Когда летом 1956 г. ученые Национальной лаборатории в Ливерморе заявили о возможности создания небольшой твердотопливной ракеты, началась разработка для нее носителя. Принимая во внимание сжатые сроки выполнения работ, особое внимание обращалось на снижение стоимости его постройки и эксплуатации, с одновременной унификацией систем и механизмов с системами и механизмами серийных торпедных АПЛ. В октябре 1956 г.
Бюро кораблестроения (Bureau of Ships) подготовило проект такого носителя. Этот корабль должен был нести восемь ракет, которые располагались в шахтах, смонтированных в один ряд позади ограждения выдвижных устройств. Однако, по мнению секретаря ВМС и адмирала Арли Берка, опять же, исходя из соображений экономии, на одной лодке требовалось иметь не восемь, а 16 ракет.
Это пожелание было поддержано расчетами Бюро кораблестроения и рекомендациями службы контр-адмирала У.Ф. Рейборна. Как следствие, в июне 1957 г. было принято окончательное решение о вооружении первой ПЛАРБ 16 ракетами, расположенными в два ряда относительно диаметральной плоскости корабля за ограждением прочной рубки, но тут начались проблемы.
В качестве базового проекта для ПЛАРБ как нельзя лучше подходили строившиеся в тот период торпедные АПЛ типа Skipjack, спроектированные в КБ отделения Electric Boat Division концерна General Dynamics. Они имели ряд конструктивных особенностей, которые уже были описаны в первом томе монографии, и останавливаться на них нет смысла. Здесь важно другое: Skipjack имела небольшое нормальное водоизмещение (2830 т). Как известно, самую большую массу на АПЛ имеет реактор, а также обслуживающие его системы и конструкции. Поэтому его старались разместить в центре тяжести корабля. Хотя в июне 1957 г. точные характеристики ракеты Polaris А1 определить еще не удалось, было очевидным, что масса и габариты ракетного вооружения будут не меньше, чем у реактора, - их необходимо уравновесить, но не это главное.
Каждая из ракет требовала почти 2-мет- рового выреза в прочном корпусе. Как оказалось, именно при 16 ракетах (не более) можно было обеспечить конструктивную прочность ПЛАРБ, строившейся на базе Skipjack. Кроме того, конструкторы должны были разработать систему, компенсирующую веса стартовавших ракет и минимизировать колебания корабля по глубине во время их пуска. В свете вышеизложенного во второй половине 1957 г. в КБ отделения Electric Boat Division начались работы над проектом SCB 180 (впоследствии Ethan Allen). Изначально предполагалось, что данный корабль сможет нести все три модификации ракет системы Polaris.
Первые же расчеты показали, что если продолжать работы над проектом SCB 180, то первая ПЛАРБ могла бы вступить в строй не раньше декабря 1961 г. или января 1962 г. Тогда для ракеты системы Polaris А1 в качестве носителей было предложено использовать строившиеся АПЛ типа Skipjack. Часть из них уже вступила в строй, а часть (пять корпусов), начиная со Scorpion (SSN-589), находилась в различных стадиях постройки. У готовых к спуску на воду Scorpion и Sculpin (SSN-590) разрезали корпус между вторым и третьим отсеками и вставили ракетный отсек длиной 39,6 м и диаметром 10,1 м (против 9,7 м у Skipjack). Все остальные системы и вооружение в основном сохранялись такими же, как и на прототипе. Исключение составила ЭЭС, в которой использовали два (вместо трех) АТГ большей мощности, и также система ВВД. Остальные три корабля изначально строились с ракетными отсеками.{jcomments on}