ПЛАРБ типа George Waschington.

ПЛАРБ типа George Waschington была разработана КБ отделения Electric Boat Division концерна General Dynamics. По своей архитектуре и общей компоновке она повторяет торпедную АПЛ типа Skipjack. В отличие от прототипа в средней части (между вторым и третьим отсеками) эта лодка имела цилиндрическую вставку, образовывавшую ракетный отсек. Для сохранения приемлемых параметров маневренности в горизонтальной плоско­сти увеличили площадь и несколько изменили форму нижнего вертикального руля, для обеспечения нормальной работы общекорабельных систем - усовершенствовали систему гидравлики, а для обеспечения работы ракетной системы - три АТГ системы ЭЭС замени­ли двумя большей мощности. Также была усовершенствована система погружения и всплы­тия (так как появились дополнительные ЦГБ и специальные цистерны, в том числе заме­щения веса ракет). При сохранении прежних четырех 533-мм ТА, до 12 сократили количе­ство принимаемых на борт торпед. Кроме того, изменили форму и размеры ограждения прочной рубки (для размещения на нем мостика, рассчитанного на пять человек, - против четырех у Skipjack, и нескольких дополнительных ПМУ), усилили конструкции надстрой­ки корабля, под которой поместили антенны двух эхоледомеров (для обеспечения плавания подо льдами и возможного боевого использования ракет).

Прочный корпус корабля делился плоскими водонепроницаемыми переборками на шесть отсеков и имел смешанный архитектурно-конструктивный тип. Двухкорпусные конструк­ции находились только в районе носового (торпедного) и пятого (вспомогательных механиз­мов) отсеков. Они образовывали кольцеобразные кингстонные ЦГБ, полностью охватывав­шие прочный корпус. ЦГБ продувались воздухом высокого давления. В процессе модерниза­ции лодки данного типа оснастили системой пороховых аккумуляторов давления, которая обеспечивала всплытие корабля в аварийной ситуации. Ракетные шахты располагались за ограждением выдвижных устройств. Их верхняя часть вместе с механизмами открытия (за­крытия) крышки выступали за прочный корпус. Из-за этого в районе размещения ракетных шахт пришлось увеличить высоту надстройки, которая формировала ракетный банкет («горб»).

На лодке имелся только один реактор. Интересно то, что предложение адмирала Рико- вера оснастить корабль двумя реакторами (для повышения безопасности во время плава­ния подо льдами) было отклонено как дорогостоящее. В качестве резервного был преду­смотрен режим электродвижения. Для этого в линию вала был включен тихоходный ГЭД, ГТЗА отключался от нее при помощи разобщительной муфты.

Интересной особенностью ПЛАРБ типа George Washington являлись система ВВД и навигационное вооружение. Как и на прототи­пе, ПЛАРБ имела два компрессора производи­тельностью 0,38 м3/ч при давлении 306 кг/см2, установленные в турбинном отсеке. Изначаль­но, для предотвращения опасности взрыва из-за попадания компрессорной смазки в сис­тему воздушных трубопроводов, вместо мине­ральной смазки планировали использовать синтетический эфир фосфорной кислоты (смазки типа РЕ). Однако, как выяснилось в процессе испытаний, эта смазка приводила к повышенному износу поршневых колец. По­этому на лодках типа George Washington ис­пользовали традиционную минеральную смаз­ку. На остальных американских ПЛАРБ при­менили соответствующим образом доработан­ную смазку РЕ и компрессоры. Важным ново­введением в системе ВВД на George Washing­ton стали блоки осушки, которые предотвра­щали обмерзание редукционных клапанов, вызванное значительным расходом воздуха щали обмерзание редукционных клапанов, вызванное значительным расходом воздуха повышенного давления в условиях высокой влажности и температуры в турбинном отсе­ке. В этих блоках в качестве осушающих ве­ществ использовались силикагель или акти­вированная окись алюминия.

На George Washington впервые в практи­ке ВМС США внедрили так называемые ба- нановидные баллоны (наряду с традиционны­ми сферическим и цилиндрическими). Приме­нение этих баллонов было обусловлено тем, что благодаря форме, соответствующей кри­визне корпуса лодки, они компактно распола­гались между шпангоутами.

Не менее интересной, но самое главное, крайне важной особенностью George Washin­gton являлось его навигационное вооружение. Его основой являлся центр накопления и срав­нения навигационных данных NAVDAC (Navigation Data Assimilation Center), кото­рый получал информацию от трех инерциаль- ных систем SINS (Ships Inertial Navigation System) Mk.2 mod.O, радиосекстана, астрона­вигационного перископа, ПРН-И СНС и РНС, а также электромагнитного лага. Вся посту­павшая в центр информация обрабатывалась счетно-решающим устройством. Особого вни­мания заслуживает система SINS. Она являлась развитием инерциальной электронно-ме- ханической (построенной на базе СКВТ) сис­темы SINS N-7A-A, которая была установле­на на АПЛ Nautilus в период ее подготовки к переходу через Северный полюс из Тихого океана в Атлантический. Узнать самые полезные факты о яблоках вы можете на wayofnews.ru


 

Эта система изначально создавалась (под индексом N-6) для авиационной стратегичес­кой КР Navaho, а затем - в сентябре 1956 г. - испытывалась на опытном судне Compass Is­land. На этом же судне, но уже в январе 1958 г., испытывался и NAVDAC. В октябре того же года фирма Sperry завершила обору­дование берегового центра, полностью ими­тировавшего навигационное вооружение ПЛАРБ системы Polaris А1. На базе этого цен­тра были проведены обширные испытания и НИОКР, результаты которых использовали для дальнейшего совершенствования NAVDAC. Затем его, как уже говорилось, установили на опытном судне Observation Island для совмест­ных испытаний с ракетами системы Polaris А1.

Вопрос о навигационном вооружении ПЛАРБ (равно как и комплексах отечествен­ных АПКР) не является праздным. Бесспор­но, точное определение места крайне важно для любого корабля, но для стратегического ракетоносца оно, с точки зрения его боевой эффективности, является определяющим, как системы оружия. Иначе говоря, без точного определения места использование ракетного оружия такой лодкой просто не имеет смысла. Так, например, при ошибке в определении ази­мута цели, равной 1°, и дальности стрельбы 2000 км величина линейного отклонения бое­вого блока от намеченной цели составляет 35 ООО м. Понятно, что при таких отклонени­ях ожидать эффективного поражения цели просто не приходится.

Конструкция и принцип работы навигаци­онных комплексов как в нашей стране, так и в США в общем-то одинаковы. Исходя из это­го, особый интерес вызывает навигационный центр NAVDAC ПЛАРБ типа George Washing­ton, тем более что в открытой печати деталь­ного описания навигационного вооружения отечественных АПЛ не было. Не менее важ­ным является и то, что центром NAVDAC в тех или иных модификациях оснащались прак­тически все АПЛ ВМС США.

Основой навигационного вооружения ПЛАРБ типа George Washington являлся центр накопления и сравнения навигационных данных NAVDAC (Navigation Data Assimilation Center), получавший информацию от трех инерциальных систем SINS (Ships Inertial Navigation System) Mk.2 mod.O, радиосекстана, астронавигационного перископа тип 11, ПРН-И системы LORAN и электромагнитного лага.

Принцип действия системы SINS основан на двойном интегрировании ускорений ко­рабля, измеряемых акселерометрами (приборами для измерения ускорений). Они были установлены на стабилизированной в пространстве платформе, стабилизация которой осу­ществлялась поплавковыми гироскопами. Оси платформы были взаимно перпендикуляр­ны и перемещались поступательно в мировом пространстве. В начальный момент движе­ния корабля оси платформы совмещались с начальным положением географической (или геоцентрической) системы координат.

Акселерометры, располагаясь по трем взаимно перпендикулярным осям, производили непрерывный замер ускорений вдоль этих осей. Таким образом, все три акселерометра позволяли получить мгновенные значения вектора полного ускорения. Преобразовывая полученные ускорения в путь и скорость, си­стема SINS Mk.2 mod.О определяла переме­щение ПЛ в трех измерениях, а также мас­штабное приращение широты и долготы ме­ста. Счетно-решающее устройство каждой из систем SINS Mk.2 mod.О, суммируя получен­ные приращения с начальными координа­тами лодки, выдавали текущие широту и долготу места.

Помимо этого счетно-решающие устрой­ства инерциальных систем определяли ис­тинную скорость корабля (относительно грунта), истинный курс, угол дрейфа, прой­денный путь, глубину хода, а также коррек­тирующие данные для автоматов курса и глубины.

Существенным недостатком инерциальной системы SINS Mk.2 mod.О (впрочем, как и любой другой подобной системы) являлось то, что из-за трения в осях гироскопов, вне­шних воздействий на них и т.д., накаплива­лась погрешность в определении местополо­жения корабля, называющаяся дрейфом ги­роскопа. Данная погрешность находится в прямой зависимости от продолжительности похода. http://flash.uz


 

Для коррекции возникавших ошибок в навигационном комплексе ПЛАРБ типа George Washington использовалась специ­альная автоматическая астронавигационная система, имевшая собственное счетно-реша­ющее устройство STARDAC, получавшее данные от астронавигационного перископа тип 11 и астронавигационного радиосекста­на AN/SRN-4. Когда лодка находилась на перископной глубине, с помощью перископа тип 11 (по сути, являвшегося секстаном) оп­ределялись высоты небесных светил (в пер­вую очередь Солнца, Луны и наиболее яр­ких планет и звезд). Полученные данные автоматически поступали в устройство STARDAC, где, собственно, и производилась обсервация места корабля. Полученные результаты затем поступали в NAVDAC. В центре вырабатывались сигналы коррекции инерциальных систем SINS Mk.2 mod.O.

Астронавигационный перископ обладал существенным недостатком - он зависел от ме­теорологических условий (при сильной облачности определить высоту светил не представ­лялось возможным). Поэтому в навигационный комплекс ПЛАРБ типа George Washington и был включен астронавигационный радиосекстан AN/SRN-4. Его работа (в диапазоне 3- 7,5 см) не зависела от метеорологических условий. Правда, ее точность была ниже, чем у перископа тип 11.

Коррекция ошибок инерциальной системы SINS Mk.2 mod.O при помощи радиосекстана AN/SRN-4 осуществлялась следующим образом. Центр NAVDAC вырабатывал координаты (высота и азимут с учетом курса лодки и углов килевой и бортовой качки) светила, за которым предполагалось осуществлять наблюдение. Эти данные поступали в счетно-реша- ющее устройство прибора стабилизации радиосекстана, через который осуществлялось уп­равление сервомотором радиосекстана. Его антенна наводилась на выбранное светило и принимала его электромагнитное излучение. Счетно-решающий прибор стабилизации ра­диосекстана преобразовывал полученные в результате измерения данные в поправку к широте и долготе места лодки, которые, в свою очередь, поступали в NAVDAC, а затем - в инерциальную систему SINS Mk.2 mod.O. Для коррекции ее ошибок мог также использо­ваться ПРН-И системы LORAN.

Рассчитанные в NAVDAC истинный север, широта и долгота места, скорость хода, ис­тинный курс, углы дифферента и крена с учетом углов рыскания лодки поступали в СУРС Мк.80. В геобаллистическом вычислителе этой системы, на основании данных, получае­мых от навигационного комплекса и с использованием места цели, вырабатывалась про­грамма траектория полета, которая поступала в БСУ ракеты. Геобаллистический вычис­литель также вырабатывал сигнал ее запуска. В СУРС Мк.80 после предстартовой про­верки ракеты, на основании данных, получаемых из системы автоматического контроля курса (углы дифферента и крена, глубины погружения ПЛ), в ее БСУ выдавался сигнал установки платформы и сигнал запуска.

На лодках типа Ethan Allen устанавливалась инерциальная система SINS Mk.2 mod.2, а на типе Laffayette - SINS Mk.2 mod.3 с астронавигационным перископом тип 11А. Они устойчиво работали в высоких широтах (вплоть до Северного полюса) и имели более совер­шенные, чем у прототипа, счетно-решающие устройства, построенные на основе цифровых машин. Примерно в конце 70-х годов для коррекции ошибок инерциальной системы (кроме того, для ведения навигационной прокладки) стали использовать спутниковые навигацион­ные системы (СНС). В США это «Транзит» и затем НАВС-ТАР, а в нашей стране - ГЛОНАСС.{jcomments on}

Ищите текстолит? Не знаете где купить фторопласт? Нужна лента для изоляции трубопроводов? Заходите на сайт: www.migservice-spb.ru Здесь Вы без труда найдете: Фторопласт, Текстолит, Стеклотекстолит, Капролон, Паронит, Изолента, Оргстекло и мн. др.