Системы Polaris А2, Polaris АЗ и Posiedon СЗ

Дальнейшая эволюция МСЯС США пошла, путем, который стал классическим для МСЯС стран НАТО. После проверки правильности ос­новных конструктивных и технологических ре­шений, использованных в системе Polaris А1, было решено приступить ко второму этапу программы - созданию системы Polaris А2. В отличие, например, от Советского Союза, где каждый ракетный комплекс имел свой носи­тель, в США изначально сделали ставку на создание ПЛАРН, способных нести ракеты не­скольких постоянно совершенствующихся си­стем. При этом особое внимание обращалось на однородность корабельного состава. Эта задача решалась путем постройки требуемо­го количества ракетоносцев в максимально сжатые сроки.

Создание МСЯС США было возведено в ранг национальной программы, что позволи­ло реализовать ее менее чем за десять лет (с ноября 1957 г. по апрель 1967 г.). За это время были разработаны три основные моди­фикации ракеты системы Polaris (Al, А2 и A3). В принципе эти ракеты могли стоять на вооружении практически всех подводных ра­кетоносцев ВМС США, созданных на базе АПЛ второго поколения. Поэтому говорить о какой-либо системе МСЯС США и ее «персо­нальном» носителе не имеет смысла. Целесо­образнее рассматривать сначала эволюцию американских ПЛАРБ с сентября 1959 г. (мо­мента закладки первого ракетоносца, зака­занного после кораблей типа George Washing­ton) по апрель 1967 г. (дата вступления в строй последнего из кораблей типа Lafayette>, а уж затем - развитие их оружия.

 

Изначально ВМС США планировали за­казать девять ПЛАРБ, причем пять из них должны были перестроить из корпусов тор­педных AIDI типа Skipjack, а следующие че­тыре - построить по специально разработан­ному проекту SCB 180. Однако в сентябре 1959 г. сенатор Генри М. Джексон потребовал довести численность подводных ракетоносцев до 100 единиц. Реализация этого предложе­ния могла лечь непосильным финансовым бре­менем на ВМС, и морской секретарь, опира­ясь на расчеты начальника морских опера­ции, выступил за 40 ПЛАРБ. В конечном ито­ге конгресс запланировал постройку 45 кораб­лей данного класса, которые должны были свести в пять эскадр. Как полагали, 37 лодок могли бы нацелить свои ракеты на объекты на территории Советского Союза, а восемь - на территории Китая. В этом случае гаранти­рованно уничтожалось бы до 807с промышлен­ных и политических центров этих стран, что признавалось вполне достаточным.

Создание пяти флотилий ПЛАРБ и инф­раструктуры их обслуживания требовало ко­лоссальных финансовых затрат и заставило отказаться (или перенести на более поздний срок) от нескольких программ модернизации остальных сил и средств ВМС. Дабы миними­зировать эти потери, требовалось построить как можно быстрее все 45 ПЛАРБ. По оценке специалистов, промышленность США уже в первой половине 60-х годов могла ежемесяч­но вводить в строй по одному такому кораб­лю. Таким образом, к середине 60-х годов реа­лизация всей программы была бы завершена. Однако в 1961 г. конгресс санкционировал постройку только лишь пяти ПЛАРБ, которые должны были строить по проекту SCB 180 и вооружить ракетами системы Polaris А2.

Такие темпы развития МСЯС США были признаны неприемлемыми. Тогда президент страны Джон Кеннеди, ссылаясь на мнимое «ракетное отставание» США от СССР, «про­тащил» через конгресс программу ускоренной постройки 31 ПЛАРБ проекта SCB 216 (впос­ледствии тип Lafayette), причем ей был отдан наивысший государственный приоритет, что объясняется напряженной международной об­становкой начала 60-х годов прошлого столе­тия. По мнению специалистов, из всей «триа­ды» стратегических сил именно ПЛАРБ обладали наивысшей боевой устойчивостью. Тем не менее ВМС США так никогда и не получи­ли полных пяти эскадр ПЛАРБ. Дело в том, что развитие баллистических ракет морского базирования возросшая дальность полета и появление разделяющихся головных частей с боевыми блоками индивидуального наведе­ния) позволило ограничиться уже построен­ными лодками. Мало того, в 70-х годах США охотно пошли на заключение с СССР согла­шения по ограничению стратегических во­оружений ОСВ-1.

Проект SCB 180 разрабатывался КБ отде­ления Electric Boat Division, в отличие от George Washington, он изначально задумывай­ся как носитель ракет системы Polaris. Эта лодка по конструкции корпуса и общей ком­поновке повторяла предшественницу. Многие общекорабельные системы, механизмы и обо­рудование обоих ракетоносцев были унифи­цированы. Вместе с тем имелись и существен­ные различия, которые прежде всего опреде­лялись стремлением проектантов повысить боевую устойчивость корабля и эффективность использования его оружия. Здесь: http://gadgetlist.org/unusual/energosberegayushhee_morozhennoe/ вы найдете необычную информацию про энергосберегающее мороженное.


С этой целью, во-первых, до 400 м увели­чили испытательную глубину погружения. Для решения этой задачи конструкции прочного корпуса корабля выполнили из новой стали HY-80. Самому прочному корпусу на большей части длины придали форму цилиндра, усе­ченного конуса (в носовой оконечности) и эл­липтического усеченного конуса (в кормовой оконечности), причем переход от одной фор­мы корпуса к другой осуществлялся с помо­щью эллиптических (а не прямолинейных, как на George Washington) конических обечаек.

Во-вторых, удлинили ракетный отсек. Бла­годаря этому увеличили расстояние между ракетными шахтами (на George Washington вырезы для шахт располагались близко друг к другу, что вызывало сомнение в прочности корпусных конструкций). Кроме того, этим обеспечили лучшие условия эксплуатации и боевого применения ракетного оружия. В ча­стности, вместо шар-баллонов системы ВВД установили цилиндрические баллоны пример­но такого же объема и в дополнение к ним - ПЛДы, с помощью которых создавалась паро­газовая смесь, обеспечивавшая старт ракет. Наконец, в-третьих, в выгородке кормовой группы ЦГБ (в районе отсека вспомогатель­ных механизмов) расположили выдвижную колонку аварийного движителя (трехлопаст­ной винт) с его приводом - асинхронным ЭД мощностью 325 кВт.

Практически одновременно с проектом SCB 180 в Бюро кораблестроения (Bureau of Ships) разрабатывался проект SCB 216 - ПЛАРБ с улучшенными ТТЭ. В принципе она также являлась развитием George Washing­ton, но создавалась на базе первой многоце­левой АЛЛ ВМС США Thresher (SSN-593). На этом корабле еще больше удлинили ракет­ный (для дальнейшего укрепления его конст­рукций за счет увеличения расстояния между шахтами) и турбинный отсеки (для улучше­ния общей компоновки ПТУ и внедрения ряда конструктивных мероприятий, направленных на дальнейшее снижение уровня первичного акустического поля). Кроме того, увеличили длину (с 8,7 до 9,8 м) для возможности разме­щения ракет систем Polaris А2, а затем - Polaris A3.

Темпы постройки ПЛАРБ типов Ethan Allen и Lafayette до сих пор остаются (и, по- видимому, останутся) рекордными за рубежом. Как уже говорилось, 36 лодок были построе­ны менее чем за 10 лет, и это притом что пос­ле гибели Thresher пришлось дорабатывать проект и вносить соответствующие изменения в строящиеся корабли. С целью скорейшей реализации программы заказы были выданы сразу четырем предприятиям. Два из них при­ надлежали ВМС - Mare Island Naval Shipyard в Сан-Франциско и Portsmouth Naval Ship­yard в Портсмуте, а два являлись частными верфями - Newport News Shipbuilding and Dry Dock Company в Ньюпорт-Ньюс и отделение Electric Boat Division в Гротоне.

Характерно то, что 70% кораблей были по­строены частными компаниями, большая часть из них (15 единиц) приходится на долю отде­ления Electric Boat Division. Средний срок постройки одной ПЛАРБ на этой верфи со­ставил 26 месяцев. Здесь же был установлен абсолютный рекорд для зарубежного атомно­го подводного кораблестроения: Casimir Pulaski (SSBN-633) сдали ВМС через 19 ме­сяцев после официальной закладки. Далее по количеству и темпам постройки лодок шла другая частная верфь - Newport News Ship building and Dry Dock Company - 13 единиц со средним сроком 27 месяцев. Затем шли вер­фи ВМС - Mare Island Naval Shipyard - соот­ветственно шесть единиц и 27,5 месяцев и Portsmouth Naval Shipyard - соответственно две единицы и 33,5 месяца.

Создание системы Polaris во многом похо­дило на военную мобилизационную програм­му. Так как корабли должны были эксплуати­роваться с максимально возможной интенсив­ностью, была разработана новая концепция комплектования их экипажей. Каждая из ло­док имела по два полных экипажа - «золо­той» и «голубой», которые меняли друг друга перед каждым боевым патрулированием и несли одинаковую ответственность за состоя­ние ракетоносца. На начальном этапе разви­тия МСЯС США это породило определенные трудности - экипажи просто не успевали го­товить. Зачастую корабли выходили в море без соответствующей проверки квалификации всех специалистов, которые, как правило, яв­лялись новобранцами, не прошедшими соот­ветствующей стажировки в учебном центре в Нью-Лондоне.

К концу 60-х годов все проблемы с комп­лектованием экипажей ПЛАРБ удалось пре­одолеть. КОИ кораблей типов Ethan Allen и Lafayette составил 0,45-0,55 при следующих составляющих цикла: продолжительность бое­вого патрулирования порядка 70 суток и меж- походовый период 32 суток. Таким образом, за один год каждый из кораблей в среднем мог совершить 3,5 боевых патрулирования. Через шесть лет эксплуатации они проходили капитальный ремонт (аналог среднего ремон­та, проводившегося в советском ВМФ), совме­щавшийся с модернизацией и перегрузкой активной зоны. Так, например, Alexander Hamilton (SSBN-617) за 28 лет службы про­шла два капитальных ремонта (продолжитель­ностью 6,5 лет) и предприняла 73 боевых пат­рулирования1.

Нельзя не отметить, что за все время эксп­луатации ни на одной из 36 ПЛАРБ типов Ethan Allen и Lafayette не было случаев ката­строф или тяжелых аварий, во всяком случае, о них ничего не известно. Единственное, воз­никали аварийные ситуации, связанные с вы­ ходом из строя отдельного оборудования и с навигационными происшествиями (посадки на мель, удары о грунт, столкновение с корабля­ми и судами)1.

Конструкция ПЛАРБ типов Ethan Allen и Lafayette была оптимальной с точки зрения полезной нагрузки, так как они имели макси­мально возможный ударный потенциал, при­ходившийся на одну тонну водоизмещения. Бесспорно, эти лодки являлись выдающимся явлением американского военного корабле­строения. Его смог повторить только лишь Советский Союз, развернувший в свое время программу создания АПКР пр. 667А. Необхо­димо отметить, что интенсивная эксплуатация носителей ракетоносцев систем Polaris и ком­плекса Д-5, благодаря их высокой боевой ус­тойчивости, гарантировала неотвратимость возмездия и в конечном итоге предотвратила начало новой мировой войны.{jcomments on}

Отличные косметические средства для ухода за кожей.