Дальнейшая эволюция МСЯС США пошла, путем, который стал классическим для МСЯС стран НАТО. После проверки правильности основных конструктивных и технологических решений, использованных в системе Polaris А1, было решено приступить ко второму этапу программы - созданию системы Polaris А2. В отличие, например, от Советского Союза, где каждый ракетный комплекс имел свой носитель, в США изначально сделали ставку на создание ПЛАРН, способных нести ракеты нескольких постоянно совершенствующихся систем. При этом особое внимание обращалось на однородность корабельного состава. Эта задача решалась путем постройки требуемого количества ракетоносцев в максимально сжатые сроки.
Создание МСЯС США было возведено в ранг национальной программы, что позволило реализовать ее менее чем за десять лет (с ноября 1957 г. по апрель 1967 г.). За это время были разработаны три основные модификации ракеты системы Polaris (Al, А2 и A3). В принципе эти ракеты могли стоять на вооружении практически всех подводных ракетоносцев ВМС США, созданных на базе АПЛ второго поколения. Поэтому говорить о какой-либо системе МСЯС США и ее «персональном» носителе не имеет смысла. Целесообразнее рассматривать сначала эволюцию американских ПЛАРБ с сентября 1959 г. (момента закладки первого ракетоносца, заказанного после кораблей типа George Washington) по апрель 1967 г. (дата вступления в строй последнего из кораблей типа Lafayette>, а уж затем - развитие их оружия.
Изначально ВМС США планировали заказать девять ПЛАРБ, причем пять из них должны были перестроить из корпусов торпедных AIDI типа Skipjack, а следующие четыре - построить по специально разработанному проекту SCB 180. Однако в сентябре 1959 г. сенатор Генри М. Джексон потребовал довести численность подводных ракетоносцев до 100 единиц. Реализация этого предложения могла лечь непосильным финансовым бременем на ВМС, и морской секретарь, опираясь на расчеты начальника морских операции, выступил за 40 ПЛАРБ. В конечном итоге конгресс запланировал постройку 45 кораблей данного класса, которые должны были свести в пять эскадр. Как полагали, 37 лодок могли бы нацелить свои ракеты на объекты на территории Советского Союза, а восемь - на территории Китая. В этом случае гарантированно уничтожалось бы до 807с промышленных и политических центров этих стран, что признавалось вполне достаточным.
Создание пяти флотилий ПЛАРБ и инфраструктуры их обслуживания требовало колоссальных финансовых затрат и заставило отказаться (или перенести на более поздний срок) от нескольких программ модернизации остальных сил и средств ВМС. Дабы минимизировать эти потери, требовалось построить как можно быстрее все 45 ПЛАРБ. По оценке специалистов, промышленность США уже в первой половине 60-х годов могла ежемесячно вводить в строй по одному такому кораблю. Таким образом, к середине 60-х годов реализация всей программы была бы завершена. Однако в 1961 г. конгресс санкционировал постройку только лишь пяти ПЛАРБ, которые должны были строить по проекту SCB 180 и вооружить ракетами системы Polaris А2.
Такие темпы развития МСЯС США были признаны неприемлемыми. Тогда президент страны Джон Кеннеди, ссылаясь на мнимое «ракетное отставание» США от СССР, «протащил» через конгресс программу ускоренной постройки 31 ПЛАРБ проекта SCB 216 (впоследствии тип Lafayette), причем ей был отдан наивысший государственный приоритет, что объясняется напряженной международной обстановкой начала 60-х годов прошлого столетия. По мнению специалистов, из всей «триады» стратегических сил именно ПЛАРБ обладали наивысшей боевой устойчивостью. Тем не менее ВМС США так никогда и не получили полных пяти эскадр ПЛАРБ. Дело в том, что развитие баллистических ракет морского базирования возросшая дальность полета и появление разделяющихся головных частей с боевыми блоками индивидуального наведения) позволило ограничиться уже построенными лодками. Мало того, в 70-х годах США охотно пошли на заключение с СССР соглашения по ограничению стратегических вооружений ОСВ-1.
Проект SCB 180 разрабатывался КБ отделения Electric Boat Division, в отличие от George Washington, он изначально задумывайся как носитель ракет системы Polaris. Эта лодка по конструкции корпуса и общей компоновке повторяла предшественницу. Многие общекорабельные системы, механизмы и оборудование обоих ракетоносцев были унифицированы. Вместе с тем имелись и существенные различия, которые прежде всего определялись стремлением проектантов повысить боевую устойчивость корабля и эффективность использования его оружия. Здесь: http://gadgetlist.org/unusual/energosberegayushhee_morozhennoe/ вы найдете необычную информацию про энергосберегающее мороженное.
С этой целью, во-первых, до 400 м увеличили испытательную глубину погружения. Для решения этой задачи конструкции прочного корпуса корабля выполнили из новой стали HY-80. Самому прочному корпусу на большей части длины придали форму цилиндра, усеченного конуса (в носовой оконечности) и эллиптического усеченного конуса (в кормовой оконечности), причем переход от одной формы корпуса к другой осуществлялся с помощью эллиптических (а не прямолинейных, как на George Washington) конических обечаек.
Во-вторых, удлинили ракетный отсек. Благодаря этому увеличили расстояние между ракетными шахтами (на George Washington вырезы для шахт располагались близко друг к другу, что вызывало сомнение в прочности корпусных конструкций). Кроме того, этим обеспечили лучшие условия эксплуатации и боевого применения ракетного оружия. В частности, вместо шар-баллонов системы ВВД установили цилиндрические баллоны примерно такого же объема и в дополнение к ним - ПЛДы, с помощью которых создавалась парогазовая смесь, обеспечивавшая старт ракет. Наконец, в-третьих, в выгородке кормовой группы ЦГБ (в районе отсека вспомогательных механизмов) расположили выдвижную колонку аварийного движителя (трехлопастной винт) с его приводом - асинхронным ЭД мощностью 325 кВт.
Практически одновременно с проектом SCB 180 в Бюро кораблестроения (Bureau of Ships) разрабатывался проект SCB 216 - ПЛАРБ с улучшенными ТТЭ. В принципе она также являлась развитием George Washington, но создавалась на базе первой многоцелевой АЛЛ ВМС США Thresher (SSN-593). На этом корабле еще больше удлинили ракетный (для дальнейшего укрепления его конструкций за счет увеличения расстояния между шахтами) и турбинный отсеки (для улучшения общей компоновки ПТУ и внедрения ряда конструктивных мероприятий, направленных на дальнейшее снижение уровня первичного акустического поля). Кроме того, увеличили длину (с 8,7 до 9,8 м) для возможности размещения ракет систем Polaris А2, а затем - Polaris A3.
Темпы постройки ПЛАРБ типов Ethan Allen и Lafayette до сих пор остаются (и, по- видимому, останутся) рекордными за рубежом. Как уже говорилось, 36 лодок были построены менее чем за 10 лет, и это притом что после гибели Thresher пришлось дорабатывать проект и вносить соответствующие изменения в строящиеся корабли. С целью скорейшей реализации программы заказы были выданы сразу четырем предприятиям. Два из них при надлежали ВМС - Mare Island Naval Shipyard в Сан-Франциско и Portsmouth Naval Shipyard в Портсмуте, а два являлись частными верфями - Newport News Shipbuilding and Dry Dock Company в Ньюпорт-Ньюс и отделение Electric Boat Division в Гротоне.
Характерно то, что 70% кораблей были построены частными компаниями, большая часть из них (15 единиц) приходится на долю отделения Electric Boat Division. Средний срок постройки одной ПЛАРБ на этой верфи составил 26 месяцев. Здесь же был установлен абсолютный рекорд для зарубежного атомного подводного кораблестроения: Casimir Pulaski (SSBN-633) сдали ВМС через 19 месяцев после официальной закладки. Далее по количеству и темпам постройки лодок шла другая частная верфь - Newport News Ship building and Dry Dock Company - 13 единиц со средним сроком 27 месяцев. Затем шли верфи ВМС - Mare Island Naval Shipyard - соответственно шесть единиц и 27,5 месяцев и Portsmouth Naval Shipyard - соответственно две единицы и 33,5 месяца.
Создание системы Polaris во многом походило на военную мобилизационную программу. Так как корабли должны были эксплуатироваться с максимально возможной интенсивностью, была разработана новая концепция комплектования их экипажей. Каждая из лодок имела по два полных экипажа - «золотой» и «голубой», которые меняли друг друга перед каждым боевым патрулированием и несли одинаковую ответственность за состояние ракетоносца. На начальном этапе развития МСЯС США это породило определенные трудности - экипажи просто не успевали готовить. Зачастую корабли выходили в море без соответствующей проверки квалификации всех специалистов, которые, как правило, являлись новобранцами, не прошедшими соответствующей стажировки в учебном центре в Нью-Лондоне.
К концу 60-х годов все проблемы с комплектованием экипажей ПЛАРБ удалось преодолеть. КОИ кораблей типов Ethan Allen и Lafayette составил 0,45-0,55 при следующих составляющих цикла: продолжительность боевого патрулирования порядка 70 суток и меж- походовый период 32 суток. Таким образом, за один год каждый из кораблей в среднем мог совершить 3,5 боевых патрулирования. Через шесть лет эксплуатации они проходили капитальный ремонт (аналог среднего ремонта, проводившегося в советском ВМФ), совмещавшийся с модернизацией и перегрузкой активной зоны. Так, например, Alexander Hamilton (SSBN-617) за 28 лет службы прошла два капитальных ремонта (продолжительностью 6,5 лет) и предприняла 73 боевых патрулирования1.
Нельзя не отметить, что за все время эксплуатации ни на одной из 36 ПЛАРБ типов Ethan Allen и Lafayette не было случаев катастроф или тяжелых аварий, во всяком случае, о них ничего не известно. Единственное, возникали аварийные ситуации, связанные с вы ходом из строя отдельного оборудования и с навигационными происшествиями (посадки на мель, удары о грунт, столкновение с кораблями и судами)1.
Конструкция ПЛАРБ типов Ethan Allen и Lafayette была оптимальной с точки зрения полезной нагрузки, так как они имели максимально возможный ударный потенциал, приходившийся на одну тонну водоизмещения. Бесспорно, эти лодки являлись выдающимся явлением американского военного кораблестроения. Его смог повторить только лишь Советский Союз, развернувший в свое время программу создания АПКР пр. 667А. Необходимо отметить, что интенсивная эксплуатация носителей ракетоносцев систем Polaris и комплекса Д-5, благодаря их высокой боевой устойчивости, гарантировала неотвратимость возмездия и в конечном итоге предотвратила начало новой мировой войны.{jcomments on}
Отличные косметические средства для ухода за кожей.