В странах Западной Европы постройкой ГШАРБ занимались только Великобритания и Франция. В каждой из этих стран развитие МСЯС шло по своему пути. В Великобритании в 1964-1969 гг. построили четыре корабля типа Resolution, которые создавались на базе американской ПЛАРБ Lafaeyette, и практически полностью его повторяли, за исключением разве что ПНУ, схемы расположения носовых горизонтальных рулей, обводов носовой оконечности и состава радиотехнического вооружения. Эти корабли изначально несли 16 ракет системы Polaris A3, а затем его доработанной в Великобритании версии - системы Polaris АЗТК.
В 90-х годах прошлого столетия лодки типа Resolution после истечения установленных сроков службы в составе британских ВМС были заменены четырьмя кораблями нового поколения типа Vanguard. По сложившейся традиции они создавались при активной технической помощи американских специалистов и но общей компоновке повторяют своих предшественников. Эти корабли вооружены 16 ракетами системы Trident D5.
Франция, в отличие от Великобритании, старалась развивать свои МСЯС самостоятельно, хотя и здесь не обошлось без технической помощи со стороны США. Первая французская ПЛАРБ Le Redoutable по общей компоновке отсеков и систем также во многом повторяет Lafaeyette. Наиболее существенные различия заключались в использовании турбоэлектрической АЭУ, отечественного радиотехнического, ракетного и торпедного вооружения, а также в обводах корпуса.
Всего в 1964-1985 гг. было построено шесть кораблей типа Le Redoutable. Правда, проект шестой лодки в серии - Le Inflexible - был доработан. На ней снизили уровень шумности и собственных помех работе гидроакустических средств и изменили состав ракетного вооружения (вместо М20 лодка несла более совершенный комплекс М4). Характерно то, что в течение 14 лет все шесть французских ПЛАРБ типа Le Redoutable несли службу одновременно, но во второй половине 90-х годов их было решено заменить только лишь четырьмя лодками нового поколения типа Le Triomphant. Эти корабли являются развитием предшественников (их, например, также оснастили турбоэлектрической АЭУ), но при этом внедрили ряд весьма интересных конструктивных решений, о которых будет рассказано ниже.
Единственной азиатской страной, занимающейся постройкой ПЛАРБ, является Китай. Здесь развитие МСЯС шло то под влиянием советских, то французких, а затем, наконец, вновь советских специалистов. Вне зависимости от характера этого влияния главной проблемой для китайцев всегда оставалось ракетное вооружение ПЛАРБ — делиться сними соответствующими технологиями и ядерными припасами никто не стал. Первый корабль этого класса создавался на базе торпедного прототипа Чанчжень-1 под влиянием советской школы подводного кораблестроения и при помощи французов. Не случайно на первый китайский стратегический ракетоносец была внедрена турбоэлектрическая АЭУ. Этот опытный корабль, законченный постройкой в 1987 г., вооружен 12 ракетами комплекса «Цзюйлань-1», ракеты которого имеют дальность полета не более 2500 км. Очевидно, что этот корабль морально устарел и большой боевой ценности не имеет.
Китайские ПЛАРБ второго поколения типа Дацынгуй уже создавались на базе торпедной АПЛ Санг при участии советских специалистов. Как и предшественница, они несут комплекс «Цзюйлань-2», чья ракета имеет дальность полета порядка 8000 км. Постройку серии, которая, вероятно, будет состоять из пяти лодок, начали в 2001 г. и планируют закончить до конца 2014 г.{jcomments on}
По материалам http://irr.ru/cars/misc/moto/зид/