Работы по созданию ядерного оружия в Великобритании начались в середине 40-х годов. а уже в октябре 1952 г. в Австралии была успешно испытана первая атомная бомба. На начальном этапе развития британских стратегических сил в качестве носителей ядерных зарядов использовались исключительно стратегические бомбардировщики. Однако к началу 60-х годов они морально устарели, а заниматься разработкой новых сочли нецелесообразным. Попытки же создать БР наземного базирования Blue Streak по целому ряду причин (в первую очередь технологического и финансового порядка) закончились неудачей.
В качестве альтернативы командование ВМС в мае 1962 г. предложило правительству Великобритании приобрести в США ракеты системы Polaris, вооружив ими пять ПЛАРБ, проект которых планировали разработать на базе АПЛ типа Valiant (S 102). Этот план нашел широкую поддержку не только в парламенте Великобритании, но и за океаном. Как следствие в декабре того же года в г. Нассау (Багамские о-ва) между президентом США
Джоном Кеннеди и премьер-министром Великобритании Г. Макмилланом было подписано соглашение (пакт Нассау), в соответствии с которым американцы обязались продать своему европейскому союзнику ракеты системы Polaris A3, правда, без головных частей. Взамен для базирования ПЛАРБ ВМС США предоставлялась территория в заливе Холи-Лох в Шотландии.
Таким образом, Великобритания брала на себя расходы по проектированию и постройке носителей ракеты системы Polaris A3, а также их головных частей. Сами же ракеты должны были поставить США, причем начиная с 1962 г. испытания ядерного оружия Великобритании (в том числе и головных частей для БР морского базирования) стали проводить на полигоне в штате Невада.
О процессе создания британского носителя ракет системы Polaris A3, получившего название Resolution, в открытой печати практически ничего но сообщалось. Известно лишь, что большую помощь в проектировании корабля англичанам оказали специалисты Бюро кораблестроения (Bureau of Ships) ВМС США. Понятно, что в качестве прототипа корабля была выбрана Lafayette. Ее проект доработали с учетом специфики технических решений, принятых на первых АПЛ ВМС Великобритании. В частности, носовые горизонтальные рули перенесли с рубки на носовую часть корпуса и сделали убирающимися в его проницаемую часть. Число ТА увеличили до шести, расположив их в два ряда, вварив в носовую то- росферическую прочную переборку. Прочный корпус делился плоскими водонепроницаемыми переборками на девять (а не на шесть) отсеков, что позволило обеспечить лучшие параметры надводной непотопляемости.
Особое внимание было обращено на обеспечение боевой устойчивости Resolution. С этой целью прочный корпус было решено выполнить из американской стали IIY-80 (вместо английской QT-35). Кроме того, использовали конструктивные решения, реализованные в Lafayette (эллиптические обводы кормовой оконечности и переходы от одной формы прочного корпуса к другой, а также к разным диаметрам его цилиндров, торосферические прочные переборки в оконечностях и т.д.). Благодаря этим решениям испытательная глубина погружения была доведена до 300 м.
На малых ходах стали применять режим вспомогательного (частичного) турбоэлектродвижения. Для снижения шумности внедрили двойную амортизацию ГТЗА, которая была особенной эффективна при работе ПТУ на мощности до 50%. Корпус и ракетный банкет корабля облицевали противогидролокационным и шумоизолирующим покрытием. Во всем остальном Resolution полностью повторял прототип, за исключением некоторых различий в общей компоновке, составе механизмов и оборудования. Так, например, корабль оснастили атомным реактором PWR-1 фирмы Rolls Royce и радиотехническим вооружением британского производства. Головной корабль серии Resolution (S 22) заложили в конце февраля 1964 г. Всего же до марта 1968 г. в состав ВМС Великобритании ввели четыре лодки этого типа. Заказ на пятую ПЛАРБ - Ramilles- аннулировали в феврале 1965 г.
Основу их воружения составляли 16 ракет системы Polaris A3. Они ничем не отличались от тех, что стояли на вооружении ВМС США. Всего правительство Великобритании закупило 128 таких машин (двойной боезапас на каждую из лодок). Характерно то, что вопреки условиям пакта Нассау головные части к ним также поставлялись американцами, хотя испытания британских ядерных боевых зарядов на полигоне в Неваде проводились с завидной регулярностью.
Еще не успела Resolution выйти на первое свое боевое патрулирование (в июле 1968 г.), как командование ВМС поставило перед правительством Великобритании вопрос о повышении эффективности МСЯС страны. К концу 1964 г. стало известно, что в Советском Союзе ведутся работы над созданием систем ПВО, способных обеспечить противоракетную оборону наиболее важных политических и экономических центров. Ракетам, запущенным с лодок, находящихся на боевом патрулировании в Северной Атлантике, Северном или Баренцевом морях, приходилось преодолевать эти рубежи обороны.
Стремясь решить данную проблему, командование ВМС Великобритании обратило внимание на программу Antelope, направленную на радикальную модернизацию ракеты системы Polaris A3 (UGM-27C), в соответствии с которой предполагалось повышение ее боевой устойчивости. За счет уменьшения количества боевых блоков с трех до двух ракету, получившую название Polaris АЗА, оснастили комплексом средств преодоления ПРО и более совершенной БСУ. Для достижения требуемых параметров боевой устойчивости пришлось пожертвовать дальностью полета - она снизилась с 4600 до 3710 км.
В середине 60-х годов была разработана очередная модификация UGM-27C, известная как ракета системы Polaris-АЗТ. По сравнению с предшественницей она была оснащена улучшенной БСУ, более стойкой к поражающим факторам ядерного взрыва. Испытания этой ракеты начались в ноябре 1966 г. Однако американцы от нее отказались, отдав предпочтение системе Poseidon. В итоге в 1968- 1970 гг. в Великобритании приступили к проработке исследовательской программы Super Antelope, направленной на изучение возможности модернизации ракет системы Polaris A3 в ракеты системы Polaris-АЗТ и вооружения ими ПЛАРБ типа Resolution. Кроме того, предполагалось, что UGM-27C получат два боевых блока индивидуального наведения мощностью но 0,25 Мт или шесть мощностью по 0,04-0,05 Мт. КВО каждого из блоков не должно было превышать 450-500 м.
По имеющимся данным, ракеты системы Polaris АЗТ получили все четыре корабля типа Resolution. Нельзя не отметить, что эта программа не вызывала большого восторга у большинства специалистов и у ряда представителей парламента. По существу, она являлась компромиссом. Многие высказывались за модернизацию лодок МСЯС Великобритании иод ракеты системы Poseidon, указывая на то, что у Polaris АЗТ было только одно существенное преимущество - сравнительно низкая стоимость.
Данные разногласия породили целый ряд предложений по модернизации ПЛАРБ типа Resolution: в 1970 г. - программа Artificer - оснащение ракеты системы Polaris АЗТ мощной (по некоторым оценкам, от 0,5 до 1,0 Мт) моноблочной боевой частью; в 1971 г. - Mini- Poseidon - оснащение ракеты системы Polaris АЗТ разделяющейся головной частью от ракеты Poseidon СЗ с шестью боевыми блоками индивидуального наведения мощностью по 0,2 М; в 1972 г. - Hybrid - использование ракеты системы Poseidon СЗ с оснащением ее БСУ, разработанной в рамках программы Super Antelope; в 1973 г. - Option М - использование ракеты системы Poseidon СЗ с боевыми блоками без индивидуального наведения.
В принципе каждое из этих предложений, учитывая конструктивные особенности кораблей типа Resolution, могло быть реализовано, но оказывалось неприемлемым из-за высокой стоимости выполнения работ.
После того как все эти варианты один за другим были отклонены, в марте 1974 г. правительство Великобритании объявило о начале работ по программе Chevaline, которые должны были вестить под эгидой Научно-иссле- довательского центра ядерного оружия в Ол- дермастоне (Atomic Weapon Establishment). К ним были привлечены многочисленные подрядчики, в том числе фирма Lockheed Aerospace, традиционно занимавшаяся разработкой БР для ВМС США.
В принципе ракета Polaris АЗТК практически полностью повторяла базовую машину. Различия заключались в том, что в первую ступень залили новое, более эффективное твердое топливо, заменили ряд узлов и провели ряд мероприятий, направленных на повышение боевой устойчивости ракеты к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва. Однако наиболее интересной частью программы Chevaline стала головная часть со ступенью разведения боевых блоков.
Она состояла из: БСУ (так называемого блока контроля); блока ориентации; механизма отделения от маршевого двигателя второй ступени; блока двигательной установки и средств преодоления ПРО. БСУ в основном предназначалась для выдачи команд блоку двигательной установки с целью правильной ориентации в пространстве и обеспечения питанием всех элементов ступени. Блок ориентации, состоявший из комплекса гироскопов и акселерометров, выдававал информацию в ЦВМ БСУ. Механизм отделения включал в себя два твердотопливных двигателя и срабатывал после ориентации в пространстве второй ступени с головной частью.
Блок двигательной установки обеспечивал точную ориентацию ступени разведения. Он состоял из маршевого ЖРД, работавшего на высококипящих самовоспламеняющихся компонентах топлива (в качестве окислителя использовалась ингибированная красная азотная кислота, а в качестве горючего - гидразин). Вытеснение компонентов происходило за счет подачи азота в баки. ЖРД имел два неуправляемых сопла, которые вместе с двумя пакетами твердотопливных газогенераторов могли работать попарно или попеременно.
Средства преодоления ПРО размещались в специальных трубообразных контейнерах и включали в себя тяжелые и легкие (надувные) ложные цели, а также дипольные отражатели. После наведения боевых блоков ступень разведения подрывалась, образуя тем самым дополнительную массу тяжелых ложных целей.
Самой большой конструктивной особенностью британской ступени разведения являлось то, что она несла на себе три боевых блока мощностью 0,05 Мт каждый. Они крепились к специальному переходнику, который был установлен на второй маршевой ступени и отделялся от нее при помощи своего твердотопливного двигателя сразу после отделения ступени разведения. Благодаря такому решению боевые блоки могли наводиться на объекты, находившиеся друг от друга на расстоянии до 70 км и поражать цели общей площадью 18 ООО км. Бесспорно, британская головная часть Chevaline отличалась большой оригинальностью, но имела при этом неоправданно сложное конструктивное исполнение. Как известно, ни в одной стране мира оно больше не повторялось.
Первый этап летных испытаний модернизированной по программе Chevaline ракеты, получившей наименование Polaris АЗТК, был проведен на Восточном испытательном полигоне авиабазы Патрик (штат Флорида) в период с сентября 1977 г. но май 1980 г. Всего осуществили 11 пусков с наземного стенда, которые сочли полностью или частично успешными. Во время второго этапа испытаний в ноябре 1980 г. с борта Renown (S 26) успешно произвели два пуска. Судя но всему, корабль специально подготовили к этим испытаниям, так как после их завершения его поставили в капитатьный ремонт с модернизацией под систему Polaris АЗТК. После этого в 1982- 1985 гг. с борта Renown произвели еще 13 пусков, из которых три сочли неудачными.
Помимо головной части в рамках программы Chevaline, дорабатывались двигатели ракеты системы Polaris АЗТ с целью обеспечить ей дальность полета не менее 4000 км. Эти работы проводились одновременно с капитальным ремонтом и модернизацией ПЛАРБ типа Resolution. Веет с их борта в 1986-1987 гг. осуществили восемь пусков - один из них сочли неудачным.
Одновременно с постройкой кораблей типа Resolution и с доработкой ракеты системы Polaris A3 командование ВМС Великобритании занималось созданием системы базирования и материально-технического обслуживания МСЯС. В качестве пункта постоянного базирования ПЛАРБ была выбрана северная часть бухты Гэр-JIox в заливе Фёрт-оф-Клайд, а арсенала ракетного оружия - восточный берег бухты Лох-Лонг. ВМб лодок получила название Фаслейн. Она расположена в 32 км к северо-западу от Глазго и соединена с административным центром автомобильной дорогой. Она включает в себя плавдок (грузоподъемностью 9000 т, длиной 168 и шириной 28 м), командный пункт со штабом эскадры, береговые мастерские, склады различного назначения, учебный центр и казармы для экипажей. В Фаслейне базировались все ПЛАРБ типа Resolution, входившие в состав 10-й эскадры ПЛ.
Арсенал ракетного оружия, названный Кул- порт, удален от Фаслейна на 13 км и соединен с ним автомобильной дорогой. Он включает в себя два хранилища для ракет и головных частей к ним, причал для погрузки (выгрузки) ракет на носители, оборудованный специальными кранами, техническими зданиями для проверки и сборки ракет и их головных частей, административные и жилые помещения.
Боевое использование ПЛАРБ ВМС Великобритании несколько отличалось от схемы, принятой в МСЯС США. Согласно первоначальным оперативным планам каждая из лодок должна была находиться два месяца в море на боевом патрулировании и один месяц — в базе для восстановления боеспособности (осмотра материальной части, проведения текущего ремонта, замены части боезапаса и пополнения запасов). Для обеспечения нормальной эксплуатации кораблей в таком режиме, как и в США, было принято решение иметь для каждого из них два равноценных экипажа - «правого борта» и «левого борта». Смена экипажей производилась после возвращения ПЛАРБ из боевого патрулирования.
В июле 1968 г. Resolution, имея на борту БР системы Polaris A3, вышла на первое боевое патрулирование, начав тем самым решение задачи стратегического сдерживания, возложенной на ВМС Великобритании. Эпоха британской системы Polaris закончилась в августе 1996 г. выводом из состава ВМС Repulse, которая 13 мая 1996 г. завершила свое последнее боевое патрулирование. Это был 229-й и последний поход в район «оперативного предназначения», осуществленный ПЛАРБ типа Resolution за 28 лет их эксплуатации. Как правило, в море постоянно находились две лодки. В случае обострения международной обстановки на патрулирование мог выйти третий корабль. Интересно то, что вскоре после распада Советского Союза, в целях экономии средств, число экипажей сократили до пяти. Теперь в море могла находиться только лишь одна лодка, вторая стояла в базе в готовности к немедленному выходу на боевое патрулирование, а две другие находились в различных стадиях капитального или технического ремонта. На завершающем этапе эксплуатации ПЛАРБ типа Resolution их КОИ не превышал 0,25.
За время жизненного цикла каждая из лодок этого типа прошла по три капитальных ремонта (во всяком случае, так предполагалось). Промежуток между ними находился в прямой зависимости от кампании A3 реактора, и, как правило, составлял от четырех до пяти лет. Работы проводились на верфи ВМС в Розайте - основной ремонтной базе британских АЛЛ. Перед началом работ с кораблей в Кулпорте выгружали весь боезапас. Верфь в Розайте располагала пятью сухими доками. В 1965-1967 гг. ее специально реконструировали для обеспечения возможности проведения капитального ремонта ПЛАРБ.
Он включал в себя замену A3 реактора, наружные и внутренние корпусные работы, модернизацию систем вооружения и радиотехнических средств, облицовку (или восстановление) корпуса шумопоглощающими покрытиями, замену механизмов и агрегатов, выработавших ресурс и ряд других мероприятий.
После завершения капитального ремонта лодка проходила различного рода испытания, в том числе контрольно-тренировочные пуски ракет на полигоне США на подходах к м. Канаверал. Затем ПЛАРБ переходила в Фаслейн, где вводилась в состояние постоянной боевой готовности.
После вывода из состава МСЯС, а затем из состава ВМС Великобритании с этих кораблей выгрузили A3 реакторов. Из-за отсутствия в Великобритании предприятия по безопасной утилизации АЛЛ все они в настоящее время хранятся в Розайте в отстое, на плаву. По оценкам специалистов, они будут находиться в таком состоянии, по крайней мере, до 2012 г. Предполагается, что их утилизируют на МП «Звездочка» в Северодвинске.{jcomments on}