Английские подводные лодки.

Работы по созданию ядерного оружия в Великобритании начались в середине 40-х го­дов. а уже в октябре 1952 г. в Австралии была успешно испытана первая атомная бомба. На начальном этапе развития британских стра­тегических сил в качестве носителей ядерных зарядов использовались исключительно стра­тегические бомбардировщики. Однако к на­чалу 60-х годов они морально устарели, а за­ниматься разработкой новых сочли нецелесо­образным. Попытки же создать БР наземного базирования Blue Streak по целому ряду при­чин (в первую очередь технологического и фи­нансового порядка) закончились неудачей.

В качестве альтернативы командование ВМС в мае 1962 г. предложило правительству Великобритании приобрести в США ракеты системы Polaris, вооружив ими пять ПЛАРБ, проект которых планировали разработать на базе АПЛ типа Valiant (S 102). Этот план на­шел широкую поддержку не только в парла­менте Великобритании, но и за океаном. Как следствие в декабре того же года в г. Нассау (Багамские о-ва) между президентом США

Джоном Кеннеди и премьер-министром Вели­кобритании Г. Макмилланом было подписано соглашение (пакт Нассау), в соответствии с которым американцы обязались продать сво­ему европейскому союзнику ракеты системы Polaris A3, правда, без головных частей. Вза­мен для базирования ПЛАРБ ВМС США пре­доставлялась территория в заливе Холи-Лох в Шотландии.

Таким образом, Великобритания брала на себя расходы по проектированию и постройке носителей ракеты системы Polaris A3, а так­же их головных частей. Сами же ракеты дол­жны были поставить США, причем начиная с 1962 г. испытания ядерного оружия Велико­британии (в том числе и головных частей для БР морского базирования) стали проводить на полигоне в штате Невада.

О процессе создания британского носите­ля ракет системы Polaris A3, получившего на­звание Resolution, в открытой печати прак­тически ничего но сообщалось. Известно лишь, что большую помощь в проектировании ко­рабля англичанам оказали специалисты Бюро кораблестроения (Bureau of Ships) ВМС США. Понятно, что в качестве прототипа корабля была выбрана Lafayette. Ее проект доработа­ли с учетом специфики технических решений, принятых на первых АПЛ ВМС Великобри­тании. В частности, носовые горизонтальные рули перенесли с рубки на носовую часть кор­пуса и сделали убирающимися в его проницае­мую часть. Число ТА увеличили до шести, рас­положив их в два ряда, вварив в носовую то- росферическую прочную переборку. Прочный корпус делился плоскими водонепроницаемы­ми переборками на девять (а не на шесть) от­секов, что позволило обеспечить лучшие па­раметры надводной непотопляемости.

Особое внимание было обращено на обес­печение боевой устойчивости Resolution. С этой целью прочный корпус было решено выполнить из американской стали IIY-80 (вме­сто английской QT-35). Кроме того, использо­вали конструктивные решения, реализован­ные в Lafayette (эллиптические обводы кор­мовой оконечности и переходы от одной фор­мы прочного корпуса к другой, а также к раз­ным диаметрам его цилиндров, торосферические прочные переборки в оконечностях и т.д.). Благодаря этим решениям испытательная глу­бина погружения была доведена до 300 м.

На малых ходах стали применять режим вспомогательного (частичного) турбоэлектродвижения. Для снижения шумности внедрили двойную амортизацию ГТЗА, которая была особенной эффективна при работе ПТУ на мощности до 50%. Корпус и ракетный банкет корабля облицевали противогидролокационным и шумоизолирующим покрытием. Во всем остальном Resolution полностью повторял про­тотип, за исключением некоторых различий в общей компоновке, составе механизмов и обо­рудования. Так, например, корабль оснасти­ли атомным реактором PWR-1 фирмы Rolls Royce и радиотехническим вооружением бри­танского производства. Головной корабль се­рии Resolution (S 22) заложили в конце фев­раля 1964 г. Всего же до марта 1968 г. в со­став ВМС Великобритании ввели четыре лод­ки этого типа. Заказ на пятую ПЛАРБ - Ramilles- аннулировали в феврале 1965 г.


Основу их воружения составляли 16 ракет системы Polaris A3. Они ничем не отличались от тех, что стояли на вооружении ВМС США. Всего правительство Великобритании закупи­ло 128 таких машин (двойной боезапас на каж­дую из лодок). Характерно то, что вопреки условиям пакта Нассау головные части к ним также поставлялись американцами, хотя ис­пытания британских ядерных боевых заря­дов на полигоне в Неваде проводились с за­видной регулярностью.

Еще не успела Resolution выйти на первое свое боевое патрулирование (в июле 1968 г.), как командование ВМС поставило перед пра­вительством Великобритании вопрос о повы­шении эффективности МСЯС страны. К кон­цу 1964 г. стало известно, что в Советском Союзе ведутся работы над созданием систем ПВО, способных обеспечить противоракетную оборону наиболее важных политических и эко­номических центров. Ракетам, запущенным с лодок, находящихся на боевом патрулирова­нии в Северной Атлантике, Северном или Ба­ренцевом морях, приходилось преодолевать эти рубежи обороны.

Стремясь решить данную проблему, коман­дование ВМС Великобритании обратило вни­мание на программу Antelope, направленную на радикальную модернизацию ракеты систе­мы Polaris A3 (UGM-27C), в соответствии с которой предполагалось повышение ее боевой устойчивости. За счет уменьшения количества боевых блоков с трех до двух ракету, полу­чившую название Polaris АЗА, оснастили ком­плексом средств преодоления ПРО и более со­вершенной БСУ. Для достижения требуемых параметров боевой устойчивости пришлось пожертвовать дальностью полета - она сни­зилась с 4600 до 3710 км.

В середине 60-х годов была разработана очередная модификация UGM-27C, известная как ракета системы Polaris-АЗТ. По сравне­нию с предшественницей она была оснащена улучшенной БСУ, более стойкой к поражаю­щим факторам ядерного взрыва. Испытания этой ракеты начались в ноябре 1966 г. Одна­ко американцы от нее отказались, отдав пред­почтение системе Poseidon. В итоге в 1968- 1970 гг. в Великобритании приступили к про­работке исследовательской программы Super Antelope, направленной на изучение воз­можности модернизации ракет системы Polaris A3 в ракеты системы Polaris-АЗТ и вооружения ими ПЛАРБ типа Resolution. Кроме того, предполагалось, что UGM-27C получат два боевых блока индивидуального наведения мощностью но 0,25 Мт или шесть мощностью по 0,04-0,05 Мт. КВО каждого из блоков не должно было превышать 450-500 м.

По имеющимся данным, ракеты системы Polaris АЗТ получили все четыре корабля типа Resolution. Нельзя не отметить, что эта про­грамма не вызывала большого восторга у большинства специалистов и у ряда предста­вителей парламента. По существу, она явля­лась компромиссом. Многие высказывались за модернизацию лодок МСЯС Великобритании иод ракеты системы Poseidon, указывая на то, что у Polaris АЗТ было только одно суще­ственное преимущество - сравнительно низ­кая стоимость.

Данные разногласия породили целый ряд предложений по модернизации ПЛАРБ типа Resolution: в 1970 г. - программа Artificer - оснащение ракеты системы Polaris АЗТ мощ­ной (по некоторым оценкам, от 0,5 до 1,0 Мт) моноблочной боевой частью; в 1971 г. - Mini- Poseidon - оснащение ракеты системы Polaris АЗТ разделяющейся головной частью от ра­кеты Poseidon СЗ с шестью боевыми блоками индивидуального наведения мощностью по 0,2 М; в 1972 г. - Hybrid - использование ра­кеты системы Poseidon СЗ с оснащением ее БСУ, разработанной в рамках программы Super Antelope; в 1973 г. - Option М - исполь­зование ракеты системы Poseidon СЗ с боевы­ми блоками без индивидуального наведения.

В принципе каждое из этих предложений, учи­тывая конструктивные особенности кораблей типа Resolution, могло быть реализовано, но оказывалось неприемлемым из-за высокой стоимости выполнения работ.

После того как все эти варианты один за другим были отклонены, в марте 1974 г. пра­вительство Великобритании объявило о нача­ле работ по программе Chevaline, которые дол­жны были вестить под эгидой Научно-иссле- довательского центра ядерного оружия в Ол- дермастоне (Atomic Weapon Establishment). К ним были привлечены многочисленные под­рядчики, в том числе фирма Lockheed Aero­space, традиционно занимавшаяся разработ­кой БР для ВМС США.

В принципе ракета Polaris АЗТК практи­чески полностью повторяла базовую машину. Различия заключались в том, что в первую ступень залили новое, более эффективное твердое топливо, заменили ряд узлов и про­вели ряд мероприятий, направленных на по­вышение боевой устойчивости ракеты к воз­действию поражающих факторов ядерного взрыва. Однако наиболее интересной частью программы Chevaline стала головная часть со ступенью разведения боевых блоков.

Она состояла из: БСУ (так называемого блока контроля); блока ориентации; механиз­ма отделения от маршевого двигателя второй ступени; блока двигательной установки и средств преодоления ПРО. БСУ в основном предназначалась для выдачи команд блоку двигательной установки с целью правильной ориентации в пространстве и обеспечения пи­танием всех элементов ступени. Блок ориен­тации, состоявший из комплекса гироскопов и акселерометров, выдававал информацию в ЦВМ БСУ. Механизм отделения включал в себя два твердотопливных двигателя и сра­батывал после ориентации в пространстве вто­рой ступени с головной частью.

Блок двигательной установки обеспечивал точную ориентацию ступени разведения. Он состоял из маршевого ЖРД, работавшего на высококипящих самовоспламеняющихся ком­понентах топлива (в качестве окислителя ис­пользовалась ингибированная красная азот­ная кислота, а в качестве горючего - гидра­зин). Вытеснение компонентов происходило за счет подачи азота в баки. ЖРД имел два не­управляемых сопла, которые вместе с двумя пакетами твердотопливных газогенераторов могли работать попарно или попеременно.


Средства преодоления ПРО размещались в специальных трубообразных контейнерах и включали в себя тяжелые и легкие (надув­ные) ложные цели, а также дипольные отра­жатели. После наведения боевых блоков сту­пень разведения подрывалась, образуя тем самым дополнительную массу тяжелых лож­ных целей.

Самой большой конструктивной особенно­стью британской ступени разведения являлось то, что она несла на себе три боевых блока мощностью 0,05 Мт каждый. Они крепились к специальному переходнику, который был установлен на второй маршевой ступени и от­делялся от нее при помощи своего твердотоп­ливного двигателя сразу после отделения сту­пени разведения. Благодаря такому решению боевые блоки могли наводиться на объекты, находившиеся друг от друга на расстоянии до 70 км и поражать цели общей площадью 18 ООО км. Бесспорно, британская головная часть Chevaline отличалась большой оригинальностью, но имела при этом неоправданно сложное конструктивное исполнение. Как из­вестно, ни в одной стране мира оно больше не повторялось.

Первый этап летных испытаний модерни­зированной по программе Chevaline ракеты, получившей наименование Polaris АЗТК, был проведен на Восточном испытательном поли­гоне авиабазы Патрик (штат Флорида) в пе­риод с сентября 1977 г. но май 1980 г. Всего осуществили 11 пусков с наземного стенда, которые сочли полностью или частично успеш­ными. Во время второго этапа испытаний в ноябре 1980 г. с борта Renown (S 26) успешно произвели два пуска. Судя но всему, корабль специально подготовили к этим испытаниям, так как после их завершения его поставили в капитатьный ремонт с модернизацией под си­стему Polaris АЗТК. После этого в 1982- 1985 гг. с борта Renown произвели еще 13 пус­ков, из которых три сочли неудачными.

Помимо головной части в рамках програм­мы Chevaline, дорабатывались двигатели ра­кеты системы Polaris АЗТ с целью обеспечить ей дальность полета не менее 4000 км. Эти работы проводились одновременно с капиталь­ным ремонтом и модернизацией ПЛАРБ типа Resolution. Веет с их борта в 1986-1987 гг. осуществили восемь пусков - один из них соч­ли неудачным.

Одновременно с постройкой кораблей типа Resolution и с доработкой ракеты системы Polaris A3 командование ВМС Великобрита­нии занималось созданием системы базирова­ния и материально-технического обслужива­ния МСЯС. В качестве пункта постоянного базирования ПЛАРБ была выбрана северная часть бухты Гэр-JIox в заливе Фёрт-оф-Клайд, а арсенала ракетного оружия - восточный берег бухты Лох-Лонг. ВМб лодок получила название Фаслейн. Она расположена в 32 км к северо-западу от Глазго и соединена с ад­министративным центром автомобильной до­рогой. Она включает в себя плавдок (грузо­подъемностью 9000 т, длиной 168 и шириной 28 м), командный пункт со штабом эскадры, береговые мастерские, склады различного на­значения, учебный центр и казармы для эки­пажей. В Фаслейне базировались все ПЛАРБ типа Resolution, входившие в состав 10-й эс­кадры ПЛ.

Арсенал ракетного оружия, названный Кул- порт, удален от Фаслейна на 13 км и соединен с ним автомобильной дорогой. Он включает в себя два хранилища для ракет и головных час­тей к ним, причал для погрузки (выгрузки) ракет на носители, оборудованный специаль­ными кранами, техническими зданиями для проверки и сборки ракет и их головных час­тей, административные и жилые помещения.

Боевое использование ПЛАРБ ВМС Вели­кобритании несколько отличалось от схемы, принятой в МСЯС США. Согласно первона­чальным оперативным планам каждая из ло­док должна была находиться два месяца в море на боевом патрулировании и один месяц — в базе для восстановления боеспособности (ос­мотра материальной части, проведения теку­щего ремонта, замены части боезапаса и по­полнения запасов). Для обеспечения нормаль­ной эксплуатации кораблей в таком режиме, как и в США, было принято решение иметь для каждого из них два равноценных экипа­жа - «правого борта» и «левого борта». Смена экипажей производилась после возвращения ПЛАРБ из боевого патрулирования.

В июле 1968 г. Resolution, имея на борту БР системы Polaris A3, вышла на первое бое­вое патрулирование, начав тем самым реше­ние задачи стратегического сдерживания, воз­ложенной на ВМС Великобритании. Эпоха британской системы Polaris закончилась в ав­густе 1996 г. выводом из состава ВМС Repulse, которая 13 мая 1996 г. завершила свое последнее боевое патрулирование. Это был 229-й и последний поход в район «опера­тивного предназначения», осуществленный ПЛАРБ типа Resolution за 28 лет их эксплуа­тации. Как правило, в море постоянно нахо­дились две лодки. В случае обострения меж­дународной обстановки на патрулирование мог выйти третий корабль. Интересно то, что вскоре после распада Советского Союза, в це­лях экономии средств, число экипажей сокра­тили до пяти. Теперь в море могла находиться только лишь одна лодка, вторая стояла в базе в готовности к немедленному выходу на бое­вое патрулирование, а две другие находились в различных стадиях капитального или тех­нического ремонта. На завершающем этапе эксплуатации ПЛАРБ типа Resolution их КОИ не превышал 0,25.

За время жизненного цикла каждая из ло­док этого типа прошла по три капитальных ремонта (во всяком случае, так предполага­лось). Промежуток между ними находился в прямой зависимости от кампании A3 реакто­ра, и, как правило, составлял от четырех до пяти лет. Работы проводились на верфи ВМС в Розайте - основной ремонтной базе британ­ских АЛЛ. Перед началом работ с кораблей в Кулпорте выгружали весь боезапас. Верфь в Розайте располагала пятью сухими доками. В 1965-1967 гг. ее специально реконструиро­вали для обеспечения возможности проведе­ния капитального ремонта ПЛАРБ.

Он включал в себя замену A3 реактора, наружные и внутренние корпусные работы, модернизацию систем вооружения и радиотех­нических средств, облицовку (или восстанов­ление) корпуса шумопоглощающими покры­тиями, замену механизмов и агрегатов, выра­ботавших ресурс и ряд других мероприятий.

После завершения капитального ремонта лод­ка проходила различного рода испытания, в том числе контрольно-тренировочные пуски ракет на полигоне США на подходах к м. Ка­наверал. Затем ПЛАРБ переходила в Фаслейн, где вводилась в состояние постоянной боевой готовности.

После вывода из состава МСЯС, а затем из состава ВМС Великобритании с этих ко­раблей выгрузили A3 реакторов. Из-за отсут­ствия в Великобритании предприятия по бе­зопасной утилизации АЛЛ все они в настоя­щее время хранятся в Розайте в отстое, на плаву. По оценкам специалистов, они будут находиться в таком состоянии, по крайней мере, до 2012 г. Предполагается, что их утилизиру­ют на МП «Звездочка» в Северодвинске.{jcomments on}