ПЛАРБ типа Vanguard.

ПЛАРБ Vanguard являлась развитием 1JUIAPB Resolution. Все изменения в базовом проекте были вызваны необходимостью размещения на корабле 16 ракет системы Trident D5, нового радиотехнического вооружения, снижения уровня шумности и собственных по­мех работе гидроакустических средств.

Vanguard является лодкой с однокорпусной архитектурой. Прочный корпус выполнен из американской высокопрочной стали HY-80/100. Он имеет форму цилиндра (диаметром 12,8 м в районе ракетных шахт) с торосферическими концевыми прочными переборками. Вне прочного корпуса, в оконечностях корабля, прикрываемых легкими конструкциями хорошо обтекаемой формы, находится большая часть ЦГБ. Характерной особенностью ко­рабля, как и Resolution, является ракетный банкет, который плавно сопрягается с носовой оконечностью корабля, а также схема расположения носовых горизонтальных рулей. Одна­ко для обеспечения наиболее благоприятных условий для работы носовой конформной антенны их перенесли ближе к ограждению прочной рубки. Наружные обводы корпуса облицованы (путем наклеивания) противогидролокационным покрытием из полиуретана, выполненным в виде плиток (размерами 305 х 305 мм и толщиной 100 мм).

Существенные изменения были внесены в ГЭУ. В частности, в реактор загружена ак­тивная зона (имеющая индекс Core Н2), позволяющая увеличить кампанию реактора PWR-2 до 25 лет, что дает возможность эксплуатировать его без перезарядки на протяжении всего жизненного цикла корабля. В ПТУ использовали два (а не четыре, как на Resolution) двухпроточных главных конденсатора (один для ГТЗА и один для обоих АТГ), циркуляци­онные насосы которых разместили прямо в водяной камере теплообменников. ПТУ вместе со всеми механизмами и оборудованием разместили на общей амортизационной платфор­ме. Вместо традиционного малошумного ВФШ Vanguard оснастили движителем типа Pump- Jet, представляющим собой два винта соосного вращения, заключенных в общую направ­ляющую насадку.

На лодке установили две ВДРК, выгородки которых вместе с приводами находятся в проницаемых оконечностях корабля. Корабль получил новое РТВ (в первую очередь ГАК тип 2054). Для его самообороны используются комплекс средств ПТЗ SAWCS и новейшие телеуправляемые двухцелевые торпеды Spearfish.

Vanguard (S-28). Верфь фирмы Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd. (Барроу-ин- Фёрнесс): 3.09.1986 г.; 4.03.1992 г.; 14.08.1993 г. Входит в состав 10-й эскадры ПЛ и бази­руется в Фаслейне.

Victorious ( S-29). Верфь фирмы Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd. (Барроу-ин- Фёрнесс): 3.12.1987 г.; 29.09.1993 г.; 7.01.1995 г. Входит в состав 10-й эскадры ПЛ и бази­руется в Фаслейне.

Vigilant (S-30}. Верфь фирмы Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd. (Барроу-ин- Фёрнесс): 16.02.1991 г.; 14.10.1995 г.; 2.11.1996 г. Входит в состав 10-й эскадры ПЛ и базируется в Фаслейне.

Vengeance (S-31, б. Valiant). Верфь фирмы Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd. (Барроу-ин-Фёрнесс): 1.02.1993 г.; 19.08.1998 г.; 27.11.1999 г. Входит в состав 10-й эскадры ПЛ и базируется в Фаслейне.

15 июля 1980 г. правительство Великобри­тании приняло решение о создании ПЛАРБ нового поколения типа Vanguard. Эти кораб­ли должны были заменить собой лодки типа Resolution, срок службы которых истекал в середине 90-х годов. Новые ПЛАРБ было ре­шено вооружить 16 ракетами системы Trident Do. Судя по всему, на начальном этапе работ их проект разрабатывался на базе многоце­левой АЛЛ тина Trafalgar с учетом опыта мо­дернизации под систему Trident С4 кораблей ВМС США типа Lafayette и постройки ПЛАРБ типа Ohio. Последнее было особенно важным, так как на лодке требовалось поместить раке­ты с большими массогабаритными характери­стиками, что неизбежно заставляло увеличить диаметр прочного корпуса сначала до 10, а затем - до 12,8 м (как и у Ohio). Технология­ми изготовления подобных конструкций из вы­сокопрочной стали в настоящее время обла­дают только лишь США.

В принципе о процессе проектирования ПЛАРБ типа Vanguard в открытой печати практически ничего не сообщалось. Достовер­но известно лишь то, что, модернизируя свои МСЯС, англичане стремились, с одной сторо­ны, повысить их эффективность, а с другой - минимизировать затраты на создание и эксп­луатацию кораблей их состава. Пожалуй, единственным отступлением от этого прави­ла стало заключение 11 марта 1982 г. догово­ра между правительствами Великобритании и США о закупке ракет системы Trident D5. Этим же договором предусматривалась пере­дача чертежей и технологии постройки ракет­ного отсека корабля типа Lafayette, модерни­зированного иод систему Trident С4.

В первой половине 1982 г. было принято решение (опять же из соображений экономии средств) создавать новые ПЛАРБ как разви­тие кораблей типа Resolution с учетом разме­щения на них новых систем вооружения, а так­же реализации конструктивных решений, на­правленных на повышение скрытности и обес­печения наиболее благоприятьных условий для работы гидроакустических средств. В све­те этих решений 20 января 1984 г. МО Вели­кобритании выдало заказ отделению Electric


 

Boat Div. компании General Dynamics на про­ектирование ракетных отсеков для лодки сис­темы Trident. Сумма контракта составляла 63,8 млн. долларов.

7 февраля 1984 г. стало известно, что бри­танская компания Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd. получила заказ на поставку за 40 млн. ф. ст. 48 пусковых шахт для запус­ка БР Trident D5. Эти шахты должны были установить на трех ПЛАРБ типа Vanguard, начиная со второго корабля серии. Примерно 50% от объема этих работ по заказу выполни­ла в качестве субподрядчика фирма Babcock Power Ltd. в Ренфру (Шотландия), также яв­лявшаяся поставщиком корпусов ядерных ре­акторов для МО Великобритании. Работы над шахтами продолжались в период с марта 1984 г. и вплоть до конца 80-х годов. Что же касается пусковых шахт для головной лодки типа Vanguard, то они были изготовлены в США все тем же отделением Electric Boat Div. компании General Dynamics в соответствии с дополнительно заключенным (ориентировочно в конце февраля 1984 г.) контрактом.

13 марта 1984 г. министр обороны Велико­британии заявил, что в июне 1983 г., с учетом действовавшего тогда курса британской ва­люты по отношению к доллару США (1 : 1,53), общая стоимость работ по созданию англий­ской системы Trident выражалась в сумме 8,729 млрд. ф. ст. (т.е. ок. 13,35 млрд. долларов США». К примеру, в конце 1981 г. эта сумма оценивалась в 7,520 млрд. ф. ст. Такой рост стоимости программы поставил вопрос о воз­можном отказе от ее реализации. Однако пра­вительство Великобритании все же пошло на расходы, правда, изменив при этом характер оперативного использования 1ШАРБ системы.

В обеспечение постройки кораблей типа Vanguard 2 ноября 1983 г. правительство Ве­ликобритании санкционировало расширение и модернизацию верфи компании Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd. в Барроу- ин-Фёрнесс. В основу работ было положено создание нового производственного комплек­са, предназначенного для реализации про­граммы постройки ПЛАРБ типа Vanguard и многоцелевых АЛЛ типа Trafalgar\ а затем типа Astute. Ядром нового комплекса стал крытый эллинг длиной около 260 и шириной 58 м. В эллинге расположены три стапельные линии с двумя позициями сборки корпусов лодок на каждой из боковых линий, что по­зволяет разместить на них четыре АПЛ, на­ходящихся в различных стадиях постройки.

Напротив ворот эллинга расположили вер­тикальный судоподъемник с платформой ши­риной 21,7 и длиной 161,8 м. Его максималь­ная грузоподъемность составляет 24 300 т. Для подъема (опускания) платформы с постоянной скоростью 0,2 м/мин используется 108 лебе­док но 225 т (но 54 с каждой стороны плат­формы) с электроприводом. Одна из стенок судоподъемника является составной частью пирса, с другой стороны которого расположен достроечный бассейн. Платформа судоподъем­ника и бассейн обслуживаются 15-тонным пор­тальным краном, перемещающимся вдоль пир­са. В бассейне, обслуживаемом еще и 40-тон­ным портальным краном, одновременно мо­гут достраиваться два корабля.

Производство было организовано следую­щим образом. Корпусные конструкции массой до 250 т на транспортерах поступали из сбо- рочно-сварочного цеха через одни из ворот эллинга (противоположные от судоподъемни­ка). Двумя 150-тонными кранами, работавши­ми совместно, секции подавались на то или другое стапельное место и устанавливались на тележки (трансбордеры), перемещавшиеся вдоль эллинга по рельсовым путям. После на­сыщения механизмами и оборудованием сек­ции стыковались и сваривались между собой, в результате чего и формировался корпус корабля. На последней позиции корпус АПЛ по поперечным путям перемещался на цент­ральное стапельное место, а затем на тех же тележках по продольным рельсовым путям - на платформу судоподъемника и спускался на воду.

Работы по модернизации верфи компании Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd. в Барроу-ин-Фернесс были проведены в 1983- 1987 гг. Следует отметить, что организация постройки АПЛ на этом предприятии, в общем и целом, повторяет технологические процессы на верфи отделения Electric Boat Div. компа­нии General Dynamics в Гротоне (штат Кон­нектикут», использовавшиеся при постройке ПЛАРБ типа Ohio, многоцелевых АПЛ типа Los Angeles и Seawolf. Не исключено, что кон­струкции прочного корпуса этих лодок были изготовлены в США и затем доставлялись в Великобританию.


 

Все четыре ПЛАРБ типа Vanguard были построены в период с сентября 1986 г. по но­ябрь 1999 г. Морские испытания первой из лодок этого типа - Vanguard (S 28) - нача­лись в октябре 1992 г. Первый пуск ракеты с ее борта выполнили 26 мая 1994 г. На первое свое боевое патрулирование этот корабль вы­шел в феврале 1995 г.

Чисто теоретически четыре IIJJAPB типа Vanguard могут нести 64 БР системы Trident D5, каждая из которых оснащена восемью бо­евыми блоками мощностью но 0,1-0,12 Мт с КВО порядка 90 м. Однако Управление за­купок МО Великобритании приобрело в США 58 ракет системы Trident D5. что позволяет обеспечить полным ракетным боезапасом только три лодки. Такое решение позволило значительно сократить расходы на содержа­ние МСЯС страны. Кроме того, оно полнос­тью соответствовало намерениям МО Велико­британии, озвученным в ноябре 1993 г., иметь на боевом патрулировании только одну ПЛАРБ из четырех. Мало того, на лодке при этом должно было находиться 48 вместо пре­дусмотренных «по штату» 96 боевых бло­ков, а готовность к пуску ракет снижена с «ми­нут» до «часов».

Такой подход породил предложение исполь­зовать «свободные» шахты для размещения в них барабанов с КР Tomahawk, такими же, что получили на вооружение ID1APK типа Ohio. Это предложение пока не реализовано ввиду отсутствия финансирования. В конце нулевых годов в открытую печать стали просачиваться сведения о том, что одна из ПЛАРБ типа Vanguard будет выведена из состава МСЯС и переоборудована в многоцелевой корабль сил специального назначения. Что же касается си­стемы Trident D5, то по состоянию на январь 2008 г. ВМС Великобритании располагали 50 ее ракетами. Начиная с 2018 г. их пред полает­ся модернизировать по программе LEP (Life- Extensionb Programme) с целыо продления сро­ка службы до 40-х годов нынешнего столетия.

Другим направлением достижения эконо­мии эксплуатации МСЯС Великобритании ста­ло сокращение числа экипажей. Когда строи­лись Vanguard (S 28) и Victorious (S 29) - пер­вые два корабля серии - для них были сфор­мированы по два экипажа. Для двух других ПЛАРБ сформировали только один экипаж. Таким образом, начиная с 1998 г. и по настоя­щее время их всего пять, и они попеременно служат на трех лодках, находящихся в опера­тивной готовности. Это притом что с апреля 1998 г., после того как с вооружения сняли авиационные ядерные бомбы WE 177, ВМС Ве­ликобритании приняли на себя исключитель­ную ответственность за нанесение ограничен­ных ядерных ударов. ПЛАРБ типа Vanguard, равно как и корабли типа Resolution, базиру­ются в Фаслейне и входят в состав 10-й эскад­ры ПЛ.

Начиная с февраля 2002 г. в Девонпорте на верфи фирмы DML (Devonport Management Limited) лодки этого типа проходят капиталь­ный ремонт с заменой A3 ЯР. Работы длятся 2,5 года и включают в себя испытание корабля и подготовку экипажа. С февраля 2002 г. по июнь 2004 г. модернизацию прошла Vanguard, а с июня 2004 г. по ноябрь 2006 г. - Victorious. Замена ПЛАРБ типа Vanguard предполагает­ся в 2021 г. Срок службы ПЛАРБ следующего поколения определен примерно до 2050 г.{jcomments on}