ПЛАРБ Vanguard являлась развитием 1JUIAPB Resolution. Все изменения в базовом проекте были вызваны необходимостью размещения на корабле 16 ракет системы Trident D5, нового радиотехнического вооружения, снижения уровня шумности и собственных помех работе гидроакустических средств.
Vanguard является лодкой с однокорпусной архитектурой. Прочный корпус выполнен из американской высокопрочной стали HY-80/100. Он имеет форму цилиндра (диаметром 12,8 м в районе ракетных шахт) с торосферическими концевыми прочными переборками. Вне прочного корпуса, в оконечностях корабля, прикрываемых легкими конструкциями хорошо обтекаемой формы, находится большая часть ЦГБ. Характерной особенностью корабля, как и Resolution, является ракетный банкет, который плавно сопрягается с носовой оконечностью корабля, а также схема расположения носовых горизонтальных рулей. Однако для обеспечения наиболее благоприятных условий для работы носовой конформной антенны их перенесли ближе к ограждению прочной рубки. Наружные обводы корпуса облицованы (путем наклеивания) противогидролокационным покрытием из полиуретана, выполненным в виде плиток (размерами 305 х 305 мм и толщиной 100 мм).
Существенные изменения были внесены в ГЭУ. В частности, в реактор загружена активная зона (имеющая индекс Core Н2), позволяющая увеличить кампанию реактора PWR-2 до 25 лет, что дает возможность эксплуатировать его без перезарядки на протяжении всего жизненного цикла корабля. В ПТУ использовали два (а не четыре, как на Resolution) двухпроточных главных конденсатора (один для ГТЗА и один для обоих АТГ), циркуляционные насосы которых разместили прямо в водяной камере теплообменников. ПТУ вместе со всеми механизмами и оборудованием разместили на общей амортизационной платформе. Вместо традиционного малошумного ВФШ Vanguard оснастили движителем типа Pump- Jet, представляющим собой два винта соосного вращения, заключенных в общую направляющую насадку.
На лодке установили две ВДРК, выгородки которых вместе с приводами находятся в проницаемых оконечностях корабля. Корабль получил новое РТВ (в первую очередь ГАК тип 2054). Для его самообороны используются комплекс средств ПТЗ SAWCS и новейшие телеуправляемые двухцелевые торпеды Spearfish.
Vanguard (S-28). Верфь фирмы Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd. (Барроу-ин- Фёрнесс): 3.09.1986 г.; 4.03.1992 г.; 14.08.1993 г. Входит в состав 10-й эскадры ПЛ и базируется в Фаслейне.
Victorious ( S-29). Верфь фирмы Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd. (Барроу-ин- Фёрнесс): 3.12.1987 г.; 29.09.1993 г.; 7.01.1995 г. Входит в состав 10-й эскадры ПЛ и базируется в Фаслейне.
Vigilant (S-30}. Верфь фирмы Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd. (Барроу-ин- Фёрнесс): 16.02.1991 г.; 14.10.1995 г.; 2.11.1996 г. Входит в состав 10-й эскадры ПЛ и базируется в Фаслейне.
Vengeance (S-31, б. Valiant). Верфь фирмы Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd. (Барроу-ин-Фёрнесс): 1.02.1993 г.; 19.08.1998 г.; 27.11.1999 г. Входит в состав 10-й эскадры ПЛ и базируется в Фаслейне.
15 июля 1980 г. правительство Великобритании приняло решение о создании ПЛАРБ нового поколения типа Vanguard. Эти корабли должны были заменить собой лодки типа Resolution, срок службы которых истекал в середине 90-х годов. Новые ПЛАРБ было решено вооружить 16 ракетами системы Trident Do. Судя по всему, на начальном этапе работ их проект разрабатывался на базе многоцелевой АЛЛ тина Trafalgar с учетом опыта модернизации под систему Trident С4 кораблей ВМС США типа Lafayette и постройки ПЛАРБ типа Ohio. Последнее было особенно важным, так как на лодке требовалось поместить ракеты с большими массогабаритными характеристиками, что неизбежно заставляло увеличить диаметр прочного корпуса сначала до 10, а затем - до 12,8 м (как и у Ohio). Технологиями изготовления подобных конструкций из высокопрочной стали в настоящее время обладают только лишь США.
В принципе о процессе проектирования ПЛАРБ типа Vanguard в открытой печати практически ничего не сообщалось. Достоверно известно лишь то, что, модернизируя свои МСЯС, англичане стремились, с одной стороны, повысить их эффективность, а с другой - минимизировать затраты на создание и эксплуатацию кораблей их состава. Пожалуй, единственным отступлением от этого правила стало заключение 11 марта 1982 г. договора между правительствами Великобритании и США о закупке ракет системы Trident D5. Этим же договором предусматривалась передача чертежей и технологии постройки ракетного отсека корабля типа Lafayette, модернизированного иод систему Trident С4.
В первой половине 1982 г. было принято решение (опять же из соображений экономии средств) создавать новые ПЛАРБ как развитие кораблей типа Resolution с учетом размещения на них новых систем вооружения, а также реализации конструктивных решений, направленных на повышение скрытности и обеспечения наиболее благоприятьных условий для работы гидроакустических средств. В свете этих решений 20 января 1984 г. МО Великобритании выдало заказ отделению Electric
Boat Div. компании General Dynamics на проектирование ракетных отсеков для лодки системы Trident. Сумма контракта составляла 63,8 млн. долларов.
7 февраля 1984 г. стало известно, что британская компания Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd. получила заказ на поставку за 40 млн. ф. ст. 48 пусковых шахт для запуска БР Trident D5. Эти шахты должны были установить на трех ПЛАРБ типа Vanguard, начиная со второго корабля серии. Примерно 50% от объема этих работ по заказу выполнила в качестве субподрядчика фирма Babcock Power Ltd. в Ренфру (Шотландия), также являвшаяся поставщиком корпусов ядерных реакторов для МО Великобритании. Работы над шахтами продолжались в период с марта 1984 г. и вплоть до конца 80-х годов. Что же касается пусковых шахт для головной лодки типа Vanguard, то они были изготовлены в США все тем же отделением Electric Boat Div. компании General Dynamics в соответствии с дополнительно заключенным (ориентировочно в конце февраля 1984 г.) контрактом.
13 марта 1984 г. министр обороны Великобритании заявил, что в июне 1983 г., с учетом действовавшего тогда курса британской валюты по отношению к доллару США (1 : 1,53), общая стоимость работ по созданию английской системы Trident выражалась в сумме 8,729 млрд. ф. ст. (т.е. ок. 13,35 млрд. долларов США». К примеру, в конце 1981 г. эта сумма оценивалась в 7,520 млрд. ф. ст. Такой рост стоимости программы поставил вопрос о возможном отказе от ее реализации. Однако правительство Великобритании все же пошло на расходы, правда, изменив при этом характер оперативного использования 1ШАРБ системы.
В обеспечение постройки кораблей типа Vanguard 2 ноября 1983 г. правительство Великобритании санкционировало расширение и модернизацию верфи компании Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd. в Барроу- ин-Фёрнесс. В основу работ было положено создание нового производственного комплекса, предназначенного для реализации программы постройки ПЛАРБ типа Vanguard и многоцелевых АЛЛ типа Trafalgar\ а затем типа Astute. Ядром нового комплекса стал крытый эллинг длиной около 260 и шириной 58 м. В эллинге расположены три стапельные линии с двумя позициями сборки корпусов лодок на каждой из боковых линий, что позволяет разместить на них четыре АПЛ, находящихся в различных стадиях постройки.
Напротив ворот эллинга расположили вертикальный судоподъемник с платформой шириной 21,7 и длиной 161,8 м. Его максимальная грузоподъемность составляет 24 300 т. Для подъема (опускания) платформы с постоянной скоростью 0,2 м/мин используется 108 лебедок но 225 т (но 54 с каждой стороны платформы) с электроприводом. Одна из стенок судоподъемника является составной частью пирса, с другой стороны которого расположен достроечный бассейн. Платформа судоподъемника и бассейн обслуживаются 15-тонным портальным краном, перемещающимся вдоль пирса. В бассейне, обслуживаемом еще и 40-тонным портальным краном, одновременно могут достраиваться два корабля.
Производство было организовано следующим образом. Корпусные конструкции массой до 250 т на транспортерах поступали из сбо- рочно-сварочного цеха через одни из ворот эллинга (противоположные от судоподъемника). Двумя 150-тонными кранами, работавшими совместно, секции подавались на то или другое стапельное место и устанавливались на тележки (трансбордеры), перемещавшиеся вдоль эллинга по рельсовым путям. После насыщения механизмами и оборудованием секции стыковались и сваривались между собой, в результате чего и формировался корпус корабля. На последней позиции корпус АПЛ по поперечным путям перемещался на центральное стапельное место, а затем на тех же тележках по продольным рельсовым путям - на платформу судоподъемника и спускался на воду.
Работы по модернизации верфи компании Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd. в Барроу-ин-Фернесс были проведены в 1983- 1987 гг. Следует отметить, что организация постройки АПЛ на этом предприятии, в общем и целом, повторяет технологические процессы на верфи отделения Electric Boat Div. компании General Dynamics в Гротоне (штат Коннектикут», использовавшиеся при постройке ПЛАРБ типа Ohio, многоцелевых АПЛ типа Los Angeles и Seawolf. Не исключено, что конструкции прочного корпуса этих лодок были изготовлены в США и затем доставлялись в Великобританию.
Все четыре ПЛАРБ типа Vanguard были построены в период с сентября 1986 г. по ноябрь 1999 г. Морские испытания первой из лодок этого типа - Vanguard (S 28) - начались в октябре 1992 г. Первый пуск ракеты с ее борта выполнили 26 мая 1994 г. На первое свое боевое патрулирование этот корабль вышел в феврале 1995 г.
Чисто теоретически четыре IIJJAPB типа Vanguard могут нести 64 БР системы Trident D5, каждая из которых оснащена восемью боевыми блоками мощностью но 0,1-0,12 Мт с КВО порядка 90 м. Однако Управление закупок МО Великобритании приобрело в США 58 ракет системы Trident D5. что позволяет обеспечить полным ракетным боезапасом только три лодки. Такое решение позволило значительно сократить расходы на содержание МСЯС страны. Кроме того, оно полностью соответствовало намерениям МО Великобритании, озвученным в ноябре 1993 г., иметь на боевом патрулировании только одну ПЛАРБ из четырех. Мало того, на лодке при этом должно было находиться 48 вместо предусмотренных «по штату» 96 боевых блоков, а готовность к пуску ракет снижена с «минут» до «часов».
Такой подход породил предложение использовать «свободные» шахты для размещения в них барабанов с КР Tomahawk, такими же, что получили на вооружение ID1APK типа Ohio. Это предложение пока не реализовано ввиду отсутствия финансирования. В конце нулевых годов в открытую печать стали просачиваться сведения о том, что одна из ПЛАРБ типа Vanguard будет выведена из состава МСЯС и переоборудована в многоцелевой корабль сил специального назначения. Что же касается системы Trident D5, то по состоянию на январь 2008 г. ВМС Великобритании располагали 50 ее ракетами. Начиная с 2018 г. их пред полается модернизировать по программе LEP (Life- Extensionb Programme) с целыо продления срока службы до 40-х годов нынешнего столетия.
Другим направлением достижения экономии эксплуатации МСЯС Великобритании стало сокращение числа экипажей. Когда строились Vanguard (S 28) и Victorious (S 29) - первые два корабля серии - для них были сформированы по два экипажа. Для двух других ПЛАРБ сформировали только один экипаж. Таким образом, начиная с 1998 г. и по настоящее время их всего пять, и они попеременно служат на трех лодках, находящихся в оперативной готовности. Это притом что с апреля 1998 г., после того как с вооружения сняли авиационные ядерные бомбы WE 177, ВМС Великобритании приняли на себя исключительную ответственность за нанесение ограниченных ядерных ударов. ПЛАРБ типа Vanguard, равно как и корабли типа Resolution, базируются в Фаслейне и входят в состав 10-й эскадры ПЛ.
Начиная с февраля 2002 г. в Девонпорте на верфи фирмы DML (Devonport Management Limited) лодки этого типа проходят капитальный ремонт с заменой A3 ЯР. Работы длятся 2,5 года и включают в себя испытание корабля и подготовку экипажа. С февраля 2002 г. по июнь 2004 г. модернизацию прошла Vanguard, а с июня 2004 г. по ноябрь 2006 г. - Victorious. Замена ПЛАРБ типа Vanguard предполагается в 2021 г. Срок службы ПЛАРБ следующего поколения определен примерно до 2050 г.{jcomments on}