Если развитие МСЯС Великобритании и США отличалось некоторой прямолинейностью, то во Франции оно шло гораздо интереснее. Ее правительство традиционно уделяло особое внимание МСЯС. Дело в том, что страна обладает сравнительно небольшой территорией, на которой обеспечить скрытное развертывание баллистических ракет наземного базирования не представляется возможным. В этих условиях постоянно патрулирующие в море ПЛАРБ служили гарантией от возможного нападения со стороны более сильного противника и являлись важнейшим фактором международной политики. Официально о начале создания МСЯС французское правительство объявило в 1955 г. Причем предполагалось одновременно вести разработку стратегической баллистической ракеты и ее лодки-носителя, что могло бы позволить кардинально сократить сроки их развертывания. Вся система получила название Marisoult. Предполагалось, что по своим характеристикам ее ракета будет близка к американской UGM-27B системы Polaris А2.
Носителем ракеты Marisoult должна была стать ГШАРБ под проектным обозначением Q244. Хотя по целому ряду причин ни эта ракета, ни ее носитель таки не были приняты на вооружение - о причинах мы еще расскажем в данной монографии - они заслуживают определенного внимания. Изначально французы решили оснастить свою первую ПЛАРБ реактором отечественной разработки, работающем на обогащенном уране, который планировали приобрести в США. Однако из-за политических противоречий (Франция отказалась участвовать в военной организации блока НАТО сделка сорвалась, и французам пришлось заняться разработкой реактора, работающего на природном уране с малым содержанием изотопа U235. Для поддержания необходимой плотности потока «тепловых» нейтронов в активной зоне этого реактора требовалось использовать в качестве замедлителя «тяжелую» воду. Вот здесь и выяснилось, что размеры такой активной зоны будут просто огромными, и реактор, оснащенный ею, не впишется в корпус строящегося корабля. В июне 1958 г. постройку ПЛАРБ сначала приостановили, а затем и вовсе отменили. Примерно в тот же период прекратили разработку ракеты Marisoult из-за ее больших массогабаритных характеристик.
7 мая 1959 г. правительство США все же продало Франции партию (около 440 кг) высокообогашенного урана, что позволило приступить к разработке реактора приемлемых (для размещения на лодке ! размеров, а также к работам над первым ядерным зарядом, который подорвали в феврале 1960 г. в пустыне Сахара. Вместе с тем, в отличие от своих американских коллег, французские конструкторы не имели отработанных ядерных технологий. В результате им пришлось одновременно решать три главные задачи: во-первых - разрабатывать корабельную АЭУ; во-вторых - БР морского базирования и, наконец, в-третьих - проект носителя этой ракеты. Надо сказать, что многие в тот период ставили под сомнение способность Франции самостоятельно решить все эти проблемы. Великобритания, например, все свои ПЛАРБ проектировала и строила при активном участии американских специалистов, с использованием ряда образцов оборудования и механизмов, изготовленных в США. Французы же были лишены подобной возможности.
Принимая во внимание всю сложность стоящих проблем, в мае 1962 г. французским правительством была создана специальная межотраслевая организация COELACANTHE1, призванная координировать действия ВМС и промышленности. Достаточно сказать, что разработкой первой французской системы МСЯС одновременно занимались три различных учреждения: реактором - Управление по атомной энергетике (СЕА); ракетами - Общество по изучению и исследованиям БР (SEREB), ПЛАРБ - Управление кораблестроения (DCN). Новая организация проведения работ позволила уже к июлю 1963 г. сформировать облик МСЯС Франции, так называемых Океанских стратегических сил (FOST).
Изначально предполагалось иметь только* три ПЛАРБ, по конструкции корпуса и характеру вооружения повторяющих американскую Lafacttc. Корабли получили проектные номера Q252, Q255 и Q257, став впоследствии соответственно Le Redoutable, Le Terrible и he Foudroyant. В 1967 г. МО объявило о намерении строить четвертую ПЛАРБ, в 1971 г. - пятую, а 1975 г. - шестую. Все работы, связанные с созданием французских МСЯС, проходили в условиях соблюдения режима строгой секретности, и поэтому о них известно крайне мало. Первая французская баллистическая ракета Ml была принята на вооружение во второй половине 60-х годов. Ее летные испытания проводились с использованием экспериментальной ДЭПЛ Gumnoteiб. Q244).
Ml представляла собой двухступенчатую тведотопливную ракету с моноблочной головной частью (MR-41) мощностью 0,5 Мт и инер- циальной системой наведения. Ее стартовая масса составляла около 18 т, а дальность полета достигала 2600 км при КВО 3200 м. Эта ракета стояла на вооружении двух первых французских ПЛАРБ> - Le Redoutable и Le Terrible. В 1974 г. была принята на вооружение новая БР — М2, которая отличалась от предшественницы усовершенствованной второй ступенью. Благодаря новым смесевым топливам и облегчению корпусных конструкций (за счет использования вместо стали армированного стекловолокна) дальность ее полета довели до 3000 км. Также была модернизирована БСУ, что позволило сократить КВО до 2000 м. М2 стояла на вооружении Le Foud- royant, законченной постройкой в июне 1974 г.
По существу, ракеты М1 и М2 разрабатывались с целью скорейшего развертывания МСЯС. По-настоящему качественный скачок в развитии французской ракетной техники произошел с принятием на вооружение в 1976 г. BP М20. Она также являлась двухступенчатой ракетой с моноблочной головной частью, боевой частью (TN-60) мощностью 1,2 Мт. Корпус ее первой ступени был выполнен из жаропрочной стали, а второй (как и у М2) - из армированного стекловолокна. Первая ступень была оснащена четырьмя соплами с поворотными дефлекторами, обеспечивавшими управление полетом на активном участке траектории. Ее в максимально возможной степени унифицировали с первой ступенью ракет Ml и М2.
Уголь каменный оптом Сибуглесбыт ОАО Сибуглесбыт ОАО поставляет каменный уголь, угольный топливный брикет на ваш выбор, различных марок. Дорого. Дешево не значит качественно. Любой объем в любую часть мира, по суше и воде. По 100% предоплате, по аккредитиву (аккредитив только на наших условиях и только за уголь). Оплата за услуги перевозок и фрахта, перевалка в портах только по 100% предоплате на лицевой счет нашей транспортной компании. Свой запрос оформляйте на нашем сайте, наши квалифицированные специалисты в реальном времени ответят на все интересующие вас вопросы.
Двигатель второй ступени имел одно неподвижное утопленное сопло. Для управления вектором тяги по тонгажу и рысканию использовалось вспрыскивание жидкого фреона в закритическую часть сопла. Управление по крену обеспечивалось автономной газогенераторной системой с неподвижными управляющими соплами. Первая ступень отводилась от второй за счет наддува межступенчатого пространства с помощью специального газогенератора и разрушения соединения ступеней удлиненным коническим зарядом (по-видимому, пороховым). Головная часть отделялась от второй ступени с помощью пирозамков и специальных сопел противотяги второй ступени. Она могла подрываться как в воздухе, так и на земле. Она была оснащена комплексом средств преодоления ПРО, состоявшего из легких ложных целей и дипольных отражателей, размещавшихся в специальных контейнерах.
Система хранения и пуска М20 в принципе повторяла американскую систему Мк.21, но имела шахту больших размеров. Пространство между пусковым стаканом и стенками шахты заполнялось каучуком (по другим данным, перфорированной резиной). Заданные параметры влажности и температуры (что особенно важно для сохранения стабильности смесевых топлив) поддерживались системой кондиционирования воздуха. Перед выстрелом положение пускового стакана фиксировалось стопорящими замками. Ракета выстреливалась из шахты сжатым воздухом, хранившимся в цилиндрических баллонах, смонтированных в трюме ракетного отсека. Пуск ракеты мог производиться с глубин от 15 до 20 м или из надводного положения носителя.
М20 стояла на вооружении четвертой и пятой французских ПЛАРБ - Le Indomptable и Lc Tonnant. Первые три лодки получили ее в процессе проведения первого капитального ремонта. Характерно то, что шахты имели большой запас на модернизацию, что позволило сначала вооружать их тремя любыми ракетами Ml, М2 и М20, а затем - более совершенной М4. В этом отношении французские корабли типа Le Redoutable во многом повторяли американские носители ракет семейства Polaris.
Что же касается Le Redoutable, то больших проблем с проектированием его корпуса и общекорабельных систем у французов не возникало. Основным камнем преткновения стали ППУ и в первую очередь реактор. Понадобилось почти 10 лет (с 1955 по 1964 г.), чтобы в Кадалаше вывести в критическое состояние его прототип PAT 1. Одновременно в Пьеррлатте построили фабрику по обогащению урана, что решило проблему обеспечения французских АПЛ ядерным топливом. Благодаря этим усилиям уже в марте 1964 г. в Шербуре смогла состояться закладка первой французской ПЛАРБ Le Redoutable.
По общей компоновке и архитектуре она во многом повторяла американскую лодку Lafayette. Вместе с тем имелся ряд конструктивных особенностей, обусловленных использованием иной схемы энергетической установки и массогабаритными характеристиками ракетного и радиотехнического оружия. Помимо этого следует учесть и то, что Le Redoutable создавалась без прототипа, в отличие от своего американского аналога. Наоборот, она сама стала проектом, на базе которого была разработана многоцелевая АПЛ типа Rubis. Французская ПЛАРБ имела полную штевневую форму носовой оконечности со скругленными верхними и нижними частями, благодаря чему обеспечивались неплохие мореходные качества, необходимые для пуска ракет в надводном положении. Кроме того, это позволило расположить в носу четыре 533-мм ТА и антенны ГАС.
Массогабаритные характеристики ракеты М20 (а именно на нее, в конечном счете, ориентировались проектанты) предопределили размеры шахт системы хранения и пуска. Они гораздо больше (чем на Lafayette) возвышались над прочным корпусом, что заставило увеличит!, высоту ракетного банкета и изменить силуэт корабля. Прочный корпус делился не на шесть, а на семь отсеков. Это было вызвано тем, что французы выделили посты и системы управления ГЭУ в отдельный отсек. Однако наиболее интересной особенностью являлось то, что Le Redoutable не имела ГТЗА. В его качестве выступапа автономная турбогенераторная установка < АТГУ) с двумя АТГ и одним низкооборотным ГЭД на линии вала, что обеспечивало малошумный ход в широком диапазоне скоростей. Надо сказать, что подобная схема была реализована на всех французских АПЛ.
В ГЭУ Le Redoutable был принят ток двойного рода: переменный, вырабатывавшийся АТГ, преобразовывался в постоянный ток для питания ГЭД. На ходу лодки все общекорабельные потребители (ГЭД на линии вала, приводы вспомогательных механизмов, системы вооружения, РТВ, установки регенерации воздуха, осветительная сеть и т.д.) получали питание от АТГ. В аварийной ситуации они могли получать питание либо от любого из четырех дизель-генераторов, либо от АБ.
В компании ЛУКСОР Лестницы на второй этаж, перила, пластиковые окна, алюминиевые двери, остекление балконов, судовые иллюминаторы от производителя
В качестве резервного средства движения корабль был оснащен выдвижным подруливающим устройством (ВПУ) фирмы Pleuger <ФРГ). Оно представляло собой погружной электромотор, в котором внутренние полости были заполнены забортной водой, выполнявшей функции смазки подшипников и охлаждения обмотки статора. Вал, на который насаживался винт, проходил через полый вал ротора и закреплялся в своих подшипниках, благодаря чему вибрации, создававшиеся винтом, не передавались ротору, что исключапо возможность резонансных явлений. Любопытно то, что подобным устройством (ВДРК) и той же фирмы были оснащены советские СКР пр. 159.
Не менее интересной особенностью Le Redoutable являлась система торпедной стрельбы, принятая впоследствии для всех французских АЛЛ. Она уступает более сложным гидравлическим или пневмо-гидравлическим системам соответственно американских и британских аналогов. Эта система имеет (она продолжает сохраняться на вооружении французских АПЛ) ряд уникальных конструктивных особенностей. В частности, когда оружие выстреливается, забортная вода одновременно засасывается в кормовую часть трубы ТА с тем, чтобы не было разрыва рабочей среды (вакуума). Достоинством такого устройства являются: простота конструкции ТА; наличие единственного отверстия в прочном корпусе ПЛ для каждого ТА (не требуется дополнительный трубопровод для приема забортной воды, компенсирующей массу выпущенного оружия); возможность выхода оружия из ТА без каких-либо повреждений даже при маневрировании ПЛ на больших ходах.
Эта система также позволяет избавиться от хранящихся на стеллажах запасных образцов оружия, имеющих какой-либо дефект. Это осуществляется путем их перемещения (при помощи системы перезаряжания) к одному из двух ТА, оснащенных пневматическим поршнем с телескопическим штоком, введения в аппарат и выталкивания за борт.
Все шесть ПЛАРБ типа Le Redoutable были построены в период с марта 1964 г. по январь 1985 г. Одновременно возводился пункт постоянного базирования в Иль-Лонге (недалеко от Бреста), где в настоящее время французские корабли этого класса проходят меж- походовый ремонт со всеми видами материально-технического обслуживания и пополнения запасов. Здесь же расположен арсенал со складами хранения ракет, цехами их сборки и подготовки к боевому использованию. После ввода в строй шестого корабля серии на долю ПЛАРБ стало приходиться 74% ядерных боеприпасов французской стратегической «триады». Эти корабли несли боевое патрулирование с января 1972 г. (когда в Норвежское море направилась Le Redoutable) по октябрь 2007 г.
Как правило, районы патрулирования находились в Норвежском и Баренцевом морях или в Северной Атлантике. С 1983 г. одновременно в море патрулировали три корабля. Один находился в Иль-Лонге, а два - в различных стадиях капитального ремонта на верфи флота в Бресте или в Шербуре. Теоретически, с вводом в строй Le Inflexible (шестого корабля серии) одновременно патрулировать могли уже четыре лодки, но фактически их количество не превышало трех единиц. Продолжительность похода составляла около 60 суток. Каждый из кораблей ежегодно предпринимал по три патрулирования. Известно, что за время службы Le Redoutable совершила 60 боевых патрулирований. Вероятно, примерно такое же их число приходилось на остальные однотипные корабли. Для обеспечения столь высокой интенсивности эксплуатации для каждого из них сформировали по два экипажа (подобно тому, как в свое время это было сделано в ВМС США) - «красный» и «синий». Они поочередно меняли друг друга.
Первые пять кораблей были идентичны между собой. Le Inflexible, заложенная в марте 1975 г., должна была полностью повторять их. Однако к этому моменту начались работы над новой БР морского базирования, получившей индекс М4. Ею и было решено вооружить шестой корабль типа Le Redoutable. Так как работы над новым ракетным комплексом еще только разворачивались, постройку этой лодки в мае 1976 г. было решено приостановить. Имевшийся задел корпусных конструкций, механизмов и оборудования использовали для постройки первой французской АПЛ типа Rubis.{jcomments on}