Работы по созданию ПЛАРБ нового поколения во Франции начались в 1982 г., а в 1986 г. была утверждена новая программа развития МСЯС на 1987-2010 гг. В соответствии с ней предполагалось построить шесть кораблей этого класса, вооруженных ракетами системы М5, разработка которых в тот период еще только разворачивалась. Головную лодку серии, получившую название Le Triom- phant (проект SNLE-NG), должны были ввести в строй в 1991 г. Характерно то, что ее изначально предлагалось вооружить ракетами системы М4, что позволило бы не увязывать постройку этой ПЛАРБ с темпами разработки системы М5. Замену ракетного вооружения, по уже сложившейся традиции, планировали произвести во время первого капитального ремонта. Распад Советского Союза заставил изменить эти планы. В частности, количество ПЛАРБ сократили до четырех единиц. Так как принятие на вооружение системы М5 переносилось на неопределенный срок, эти лодки стали вооружать так называемыми ракетами промежуточного типа М45, которые являются (при сохранении тех же массогабаритных характеристик) более совершенной версией ракеты М4, имеющей дальность стрельбы 5300 км и оснащенной головной частью TN-75 с шестью боевыми блоками индивидуального наведения (типа MIRV). Интересно то, что М45 стала последней ракетой, испытывавшейся с участием Gurnnote, с которой проводились испытательные пуски Ml, М2, М20 и М4, причем без существенного изменения корпусных конструкций, а также комплекса хранения и пуска ракет. Ко второй половине 80-х годов срок службы этого корабля достиг 20 лет. Его переоборудование под испытания М5 сочли нецелесообразным, и в 1986 г. лодку исключили из списков ВМС. М5 (по некоторым данным, и М45) испытывалась на специально построенных береговых качающихся и погружающихся стендах (или платформах).
По своим массогабаритным характеристиками и боевым возможностям М5 сопоставима с ракетой американской системы Trident D5. Данное обстоятельство предопределило конструктивные особенности Le Triomphant. Достаточно сказать, что диаметр ее прочного корпуса (12,5 м ) лишь на 31 мм уступает диаметру корпуса ПЛАРБ Ohio. Бесспорно, создание такой лодки является значительным достижением французской судостроительной промышленности.
В процессе разработки проекта Lc Triomphant ставились две взаимосвязанные задачи: во-первых, кораблю требовалось обеспечить высокий уровень скрытности, а во-вто- рых - способность к раннему обнаружению сил ПЛО противника, чтобы своевременно начать выполнение маневра уклонения от контакта. Для решения первой задачи выполнялись оценки вероятности обнаружения корабля с помощью средств гидроакустического и оптического поиска, радиолокации, магнитометров, лазерных приборов обнаружения кильватерного следа и инфракрасного видения. В качестве носителей этих средств рассматривались надводные корабли, подводные лодки, вертолеты, самолета и ИСЗ. Оценки еще раз подтвердили, что главным демаскирующим фактором для ПЛ является ее акустическое поле и что первоочередной задачей, решаемой в процессе проектирования,является снижение уровня шумности ПЛАРБ.
Исходя из вклада, вносимого в общий уровень шума, проектанты обратили особое внимание на ГЭУ. Так же, как и на всех предыдущих французских АПЛ, Lc Triomphant оснастили водо-водяным реактором, имеющим обозначение К-15. Его особенностью является естественная циркуляция теплоносителя в первом контуре (так же, как это было реализовано на Ohio). Благодаря этому не только снизили уровень шумности ППУ за счет отказа от ЦНПК, но и повысили надежность ее работы. В этой установке парогенераторы смонтированы на A3 и составляют единый блок с корпусом реактора. Такая же ППУ установлена на авианосце Charles dc Gaulles.
ПТУ также спроектирована в блочном исполнении. Она включает в себя два АТГ, каждый из которых имеет свой конденсатор. Оба они смонтированы на единой амортизированной платформе. Благодаря этому сократили число так называемых звуковых мостиков, посредством которых вибрация и шум установки передаются на прочный корпус корабля. АТГ работают на малооборотный ГЭД. Уменьшение числа оборотов также способствует снижению уровня шумности (благодаря исключению кавитации винта). Вместо традиционного малошумного ВФШ Le Triomphant оснастили движителем типа Pump-Jet. Помимо увеличения КПД этот движитель значительно снижает «винтовую» составляющую шума. Направляющая насадка при этом играет роль акустического экрана, препятствующего распространению звуковой энергии, излучаемой винтом.
В отличие от предыдущих французских ПЛАРБ носовой оконечности Le Triomphant придали эллиптические (а не штевневые) обводы. Это, так же как и обводы ракетного банкета и ограждения выдвижных устройств, способствует снижению гидродинамического шума лодки. Данная форма корпуса была отработана на многоцелевой АПЛ Amethyste - пятом корабле типа Rubis. Носовые 1Х>ризон- тальные рули подняли к верхнему срезу ограждения, что положительно повлияло на их эффективность. Претерпело значительные изменения и кормовое оперение. На концах горизонтальных стабилизаторов смонтировали планшайбы (аналогичные примененным на американских АПЛ типов Sturgeon, Los Angeles и Ohio). Перо вертикального руля выполнили изолированным, а не расположили за стабилизатором, как это обычно делали на всех французских АПЛ.
Для обеспечения высокой скрытности оперативную глубину погружения Le Triomphant увеличили до 380 м. Данная задача была решена главным образом за счет использования новой марки стали HLES 100 с пределом текучести 10,0 кг/мм2. Также она решалась увеличением расстояния между ракетными шахтами, которые сосредоточены в двух группах, разделенных между собой отсеком с постами управления ракетным оружием и вспомогательными механизмами. Такая схема весьма оригинальна и не имеет аналогов за рубежом страны.
Для решения второй задачи, стоявшей перед разработчиками проекта Le Triomphant, было решено оснастить этот корабль наиболее совершенным гидроакустическим вооружением. По существу, это была первая французская ПЛАРБ, оснащенная IAK. В состав этого комплекса входят: основная носовая сферическая антенна большого диаметра; две бортовые протяженные конформные антенны (DUUX 5); станция обнаружения ГЛС; ГПБА (DSUV 62); система контроля собственных шумов (QSUA-A) из примерно 40 датчиков- гидрофонов и акселерометров. Кроме того, Le Triomphant получил расширенную номенклатуру оптических и радиоэлектронных средств наблюдения за окружающей обстановкой, информация от которых (равно как и от ГАК) поступает и обрабатывается в АСБУ.
Исследовательские работы, предшествовавшие началу проектирования Le Triomphant, вели сразу семь групп, работу которых координировала COELACANTHE. В частности, средствами наблюдения корабля занималась группа GERDSM (Groupe d'Etudes et de Recherche de Detection Sous-Marine), обеспечением его акустической скрытности - группа CERDAN (Centre d'Etudes et de Recherches pour la Discretion Acoustigue des Navires), разработкой систем вооружения (в том числе и проведением испытательных пусков ракет) - группа GETDL (Groupe d'Etudes Tubes et Direction de Lancement), разработкой средств связи - группа CERTEL (Centre d'Etudes et de Recherches en Telecommunication), АСБУ и информационным обеспечением - группа САРСА (Centre d'Analyse de systemes de Prog- rammation et de Calcul), проблемами ПВО - группа CESDA (Centre d'Etudes et d'experi- mentation des Systemes de Defence Aerienne) и проблемами обшекорабельных систем, в том числе системами регенерации воздуха, а также средствами освоения Мирового океана - группа (или центр! CESDA (Centre d'Etudes et d'experimentation des Systemes de Defense Aetienne). Нет смысла детально останавливаться на организации каждой из этих групп, гораздо важнее другое - одно их перечисление и основные решаемые проблемы наглядно демонстрирует сложность организации исследовательских и проектных работ.
Понятно, что конструктивные особенности Le Triomphant заставили соответствующим образом модернизировать верфь ВМС в Шербуре, где были построены все четыре корабля. Эта программа условно называлась CAIMAN (Construction d'Ateliers et d Infra - stuctures pour la composante Marine de L'Arme Nucleaire). Ее реализовали в три этапа. На первом из них (CAIMAN I) построили новый корпусный цех, на втором (CAIMAN II) - стапельный цех, а на третьем (CAIMAN III) - устройство вертикального пуска ПЛ.
По сути, реализация программы CAIMAN означала переход верфи ВМС Франции от метода постройки АПЛ на наклонном стапеле и продольного динамического их спуска на воду к методу горизонтальной постройки с вертикальным спуском. Нельзя не сказать, что такая схема сначала была реализована в Советском Союзе на СМП в Северодвинске, а затем в США на верфи отделения Electric Boat Div. в Гротоне и в Великобритании на верфи компании Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd. в Барроу-ин-Фёрнесс.
Вместе с тем верфь в Шербуре имеет весьма интересные особенности. Для перемещения корпусных секций лодки внутри стапельного цеха, а затем ее полностью сформированного корпуса из стапельного цеха на спусковой комплекс осуществлялся при помощи специальной транспортной системы. Она представляет собой несколько так называемых единых блоков. Каждый из блоков состоит из опорной и движительной частей. Опорная часть - это кильблоки, непосредственно воспринимающие нагрузку секции (или всего) корпуса корабля. Движительная часть - это четыре механо-гид- равлические лапы, назначение которых заключается не только в создании усилий для горизонтальной транспортировки секции (или всего) корпуса, но и в подъеме-опускании кильблоков с секцией корпуса корабля.
Благодаря единому блоку секция корпуса IIJI массой до 400 т может разворачиваться на 360° практически на одном месте, что позволяет позиционировать ее с большой точностью и использовать автоматическое сварочное оборудование. Помимо всего прочего, это дало возможность значительно сократить площадь стапельного цеха и в конечном итоге привело к экономии средств на постройку всех четырех ПЛАРБ - примерно на 30-40% ниже стоимости в случае использования рельсового пути и трансбордеров. Преимуществом данной системы является также и то, что лапы могут отделяться от кильблоков (в случае отсутствия необходимости перемещения корпусной секции) и использоваться для транспортировки другой секции корпуса корабля. Для формирования корпуса Lc Triomphant, например, потребовалось 18 единых блоков. При этом они устанавливались с интервалом 5 м и управлялись с единого центрального пульта. В случае отклонения движения любого из блоков от заданных параметров, вся система автоматически останавливается, что гарантирует безопасность транспортируемой лодки. Так как скорость перемещения крайне мала (0,75 м/мин), транспортировка Le Triomphant, например, из стапельного цеха на спусковую платформу заняла около пяти часов.
Постройка ПЛАРБ по проекту SNLE-NG началась в июне 1989 г. Четвертый и последний корабль в серии - Le Terrible -ввели в строй в ноябре 2010 г. Это первая лодка, которая на момент передачи флоту была вооружена БР системы М51.1 с дальностью полета 9000 км. Эта ракета несет головную часть TN-75 с шестью боевыми блоками мощностью по 100 кт. Le Terrible также является первым кораблем ВМС Франции, оснащенным АСБУ SYCOBS NG4. разработанной для многоцелевой АПЛ нового поколения типа Barracuda.
В настоящее время во Франции разработана программа модернизации ПЛАРБ типа Le Ъ-iomphant. Ее основой должно стать перевооружение под новую БР системы М51.2 с новой, более мощной головной частью TNO (Tete Nucleaire Oceanigue). Работы предполагают проводить во время первого капитального ремонта. Первой в такой ремонт в 2015 г. будет поставлена третья в серии Le Vigilant.
Первый пуск ракеты М51 был осуществлен в ноябре 2006 г. с наземного стенда. Она несла муляж головной части с телеметрической аппаратурой. Пуск сочли «полностью успешным». Всего с наземного стенда было осуществлено 10 пусков, а в 2008 г. начались испытания с подводного стенда. Испытания этой ракеты планируют продолжать на ПЛАРБ Le Terrible.
Проект Le Triomphant был разработан КБ ВМС (Direction Des Construction Navales). Корабль является однокорпусной лодкой с хорошо обтекаемыми обводами корпуса и ракетного банкета (надстройки). Прочный корпус на большей части длины был выполнен в форме цилиндра, а в оконечностях - в форме эллиптических усеченных конусов. Оконечности завершаются торосферическими прочными переборками сравнительно небольшого диаметра. Прочный корпус делится сферическими переборками (уникальный случай в современном военном подводном кораблестроении) на четыре отсека-зоны. В носовом отсеке находятся ракетно-торпедное вооружение, центральный поете боевыми постами и аппаратурой РТВ, а также жилые помещения экипажа. Во втором отсеке расположено ракетное вооружение с шахтами, сгруппированными в два эшелона (что также является уникальным для Ш1АРБ), которые были разделены боевыми постами СУРС SAD и рядом вспомогательных механизмов. В третьем отсеке находится ППУ вместе с реактором, а в четвертом - ПТУ (два АТГ) и ГЭД на линии вала с приводом на движитель.
Корабль имеет две группы ЦГБ - носовую и кормовую - в проницаемых оконечностях. Четыре ТА вварены в носовую торосферическую прочную переборку симметрично относительно оси вращения и под углом к диаметральной плоскости корабля. Довольно протяженная носовая оконечность позволила поместить основную сферическую антенну ГАК на большом удалении от прочного корпуса, что обеспечило ей наиболее благоприятные условия для работы. Этому также способствует специальный экран с пилонами, на котором смонтирована сама антенна. Ее обтекатель выполнен из армированного стеклопластика. Кормовая оконечность завершается крестообразно расположенным оперением и движителем типа Pump-Jet. На концах горизонтальных стабилизаторов смонтированы планшайбы. Перо вертикального руля выполнено изолированным, а не расположенным за стабилизатором (как на остальных французских АЛЛ).
Ракетный банкет, несмотря на сравнительно большую высоту, имеет хорошо обтекаемую форму и настолько плавно сопрягается с оконечностями, что делает силуэт Le Triomphant весьма схожим с силуэтом многоцелевых АПЛ типа Rubis. Для снижения гидролокационной заметности наружные поверхности корпуса лодки были облицованы специальным покрытием.
Корабль оснащен одним ВВР с естественной циркуляцией теплоносителя в первом контуре. Парогенераторы смонтированы над A3 и составляют единый блок с корпусом реактора. Блочная ПТУ включает в себя два АТГ, каждый из которых имеет свой конденсатор. Оба они смонтированы на единой амортизированной платформе. АТГ расположены рядом друг с другом. Они обеспечивают питанием малооборотный ГЭД на линии вала, который также может получать питание от двух ДГ или от АБ, являющейся аварийным источником питания. В качестве резервного средства движения используется выдвижное подруливающее устройство, располагающееся в выгородке носовой проницаемой оконечности корабля.
Le Triomphant оснащена АСУ PIC PL 13, которая обеспечивает безопасное управление движением ПЛ по глубине, дифференту, курсу и скорости хода при помощи единого штурвала. АСУ связана с ГЭУ, вертикальными и горизонтальными рулями, а также с клапанами дифферентных и балластных цистерн. Она имеет три режима работы: автоматический; ручной и аварийный. В состав PIC PL 13 входит автопилот, осуществляющий управление кораблем с высокой точностью.{jcomments on}