Проект Le Triomphant.

Работы по созданию ПЛАРБ нового поко­ления во Франции начались в 1982 г., а в 1986 г. была утверждена новая программа развития МСЯС на 1987-2010 гг. В соответ­ствии с ней предполагалось построить шесть кораблей этого класса, вооруженных ракета­ми системы М5, разработка которых в тот пе­риод еще только разворачивалась. Головную лодку серии, получившую название Le Triom- phant (проект SNLE-NG), должны были ввес­ти в строй в 1991 г. Характерно то, что ее изначально предлагалось вооружить ракета­ми системы М4, что позволило бы не увязы­вать постройку этой ПЛАРБ с темпами раз­работки системы М5. Замену ракетного воо­ружения, по уже сложившейся традиции, пла­нировали произвести во время первого капи­тального ремонта. Распад Советского Союза заставил изме­нить эти планы. В частности, количество ПЛАРБ сократили до четырех единиц. Так как принятие на вооружение системы М5 перено­силось на неопределенный срок, эти лодки ста­ли вооружать так называемыми ракетами про­межуточного типа М45, которые являются (при сохранении тех же массогабаритных ха­рактеристик) более совершенной версией ра­кеты М4, имеющей дальность стрельбы 5300 км и оснащенной головной частью TN-75 с шестью боевыми блоками индивидуального наведения (типа MIRV). Интересно то, что М45 стала последней ракетой, испытывавшейся с участием Gurnnote, с которой проводились ис­пытательные пуски Ml, М2, М20 и М4, при­чем без существенного изменения корпусных конструкций, а также комплекса хранения и пуска ракет. Ко второй половине 80-х годов срок службы этого корабля достиг 20 лет. Его переоборудование под испытания М5 сочли нецелесообразным, и в 1986 г. лодку исклю­чили из списков ВМС. М5 (по некоторым дан­ным, и М45) испытывалась на специально по­строенных береговых качающихся и по­гружающихся стендах (или платформах).

По своим массогабаритным характеристи­ками и боевым возможностям М5 сопоставима с ракетой американской системы Trident D5. Данное обстоятельство предопределило кон­структивные особенности Le Triomphant. Достаточно сказать, что диаметр ее прочного корпуса (12,5 м ) лишь на 31 мм уступает диа­метру корпуса ПЛАРБ Ohio. Бесспорно, созда­ние такой лодки является значительным дос­тижением французской судостроительной про­мышленности.

В процессе разработки проекта Lc Triom­phant ставились две взаимосвязанные зада­чи: во-первых, кораблю требовалось обеспе­чить высокий уровень скрытности, а во-вто- рых - способность к раннему обнаружению сил ПЛО противника, чтобы своевременно начать выполнение маневра уклонения от контакта. Для решения первой задачи выполнялись оценки вероятности обнаружения корабля с помощью средств гидроакустического и опти­ческого поиска, радиолокации, магнитомет­ров, лазерных приборов обнаружения киль­ватерного следа и инфракрасного видения. В качестве носителей этих средств рассмат­ривались надводные корабли, подводные лод­ки, вертолеты, самолета и ИСЗ. Оценки еще раз подтвердили, что главным демаскирую­щим фактором для ПЛ является ее акустичес­кое поле и что первоочередной задачей, ре­шаемой в процессе проектирования,является снижение уровня шумности ПЛАРБ.

Исходя из вклада, вносимого в общий уро­вень шума, проектанты обратили особое вни­мание на ГЭУ. Так же, как и на всех преды­дущих французских АПЛ, Lc Triomphant ос­настили водо-водяным реактором, имеющим обозначение К-15. Его особенностью является естественная циркуляция теплоносителя в пер­вом контуре (так же, как это было реализова­но на Ohio). Благодаря этому не только снизи­ли уровень шумности ППУ за счет отказа от ЦНПК, но и повысили надежность ее работы. В этой установке парогенераторы смонтиро­ваны на A3 и составляют единый блок с кор­пусом реактора. Такая же ППУ установлена на авианосце Charles dc Gaulles.

ПТУ также спроектирована в блочном ис­полнении. Она включает в себя два АТГ, каж­дый из которых имеет свой конденсатор. Оба они смонтированы на единой амортизирован­ной платформе. Благодаря этому сократили число так называемых звуковых мостиков, посредством которых вибрация и шум уста­новки передаются на прочный корпус кораб­ля. АТГ работают на малооборотный ГЭД. Уменьшение числа оборотов также способству­ет снижению уровня шумности (благодаря ис­ключению кавитации винта). Вместо тради­ционного малошумного ВФШ Le Triomphant оснастили движителем типа Pump-Jet. Поми­мо увеличения КПД этот движитель значи­тельно снижает «винтовую» составляющую шума. Направляющая насадка при этом иг­рает роль акустического экрана, препятст­вующего распространению звуковой энергии, излучаемой винтом.

В отличие от предыдущих французских ПЛАРБ носовой оконечности Le Triomphant придали эллиптические (а не штевневые) об­воды. Это, так же как и обводы ракетного банкета и ограждения выдвижных устройств, способствует снижению гидродинамического шума лодки. Данная форма корпуса была от­работана на многоцелевой АПЛ Amethyste - пятом корабле типа Rubis. Носовые 1Х>ризон- тальные рули подняли к верхнему срезу ог­раждения, что положительно повлияло на их эффективность. Претерпело значительные изменения и кормовое оперение. На концах горизонтальных стабилизаторов смонтирова­ли планшайбы (аналогичные примененным на американских АПЛ типов Sturgeon, Los Ange­les и Ohio). Перо вертикального руля выпол­нили изолированным, а не расположили за стабилизатором, как это обычно делали на всех французских АПЛ.


Для обеспечения высокой скрытности оперативную глубину погружения Le Triom­phant увеличили до 380 м. Данная задача была решена главным образом за счет исполь­зования новой марки стали HLES 100 с пре­делом текучести 10,0 кг/мм2. Также она реша­лась увеличением расстояния между ракетны­ми шахтами, которые сосредоточены в двух группах, разделенных между собой отсеком с постами управления ракетным оружием и вспомогательными механизмами. Такая схе­ма весьма оригинальна и не имеет аналогов за рубежом страны.

Для решения второй задачи, стоявшей пе­ред разработчиками проекта Le Triomphant, было решено оснастить этот корабль наибо­лее совершенным гидроакустическим воору­жением. По существу, это была первая фран­цузская ПЛАРБ, оснащенная IAK. В состав этого комплекса входят: основная носовая сфе­рическая антенна большого диаметра; две бор­товые протяженные конформные антенны (DUUX 5); станция обнаружения ГЛС; ГПБА (DSUV 62); система контроля собственных шумов (QSUA-A) из примерно 40 датчиков- гидрофонов и акселерометров. Кроме того, Le Triomphant получил расширенную номен­клатуру оптических и радиоэлектронных средств наблюдения за окружающей обстанов­кой, информация от которых (равно как и от ГАК) поступает и обрабатывается в АСБУ.

Исследовательские работы, предшество­вавшие началу проектирования Le Triom­phant, вели сразу семь групп, работу которых координировала COELACANTHE. В частно­сти, средствами наблюдения корабля занима­лась группа GERDSM (Groupe d'Etudes et de Recherche de Detection Sous-Marine), обеспе­чением его акустической скрытности - груп­па CERDAN (Centre d'Etudes et de Recherches pour la Discretion Acoustigue des Navires), раз­работкой систем вооружения (в том числе и проведением испытательных пусков ракет) - группа GETDL (Groupe d'Etudes Tubes et Direction de Lancement), разработкой средств связи - группа CERTEL (Centre d'Etudes et de Recherches en Telecommunication), АСБУ и информационным обеспечением - группа САРСА (Centre d'Analyse de systemes de Prog- rammation et de Calcul), проблемами ПВО - группа CESDA (Centre d'Etudes et d'experi- mentation des Systemes de Defence Aerienne) и проблемами обшекорабельных систем, в том числе системами регенерации воздуха, а так­же средствами освоения Мирового океана - группа (или центр! CESDA (Centre d'Etudes et d'experimentation des Systemes de Defense Aetienne). Нет смысла детально останавли­ваться на организации каждой из этих групп, гораздо важнее другое - одно их перечисле­ние и основные решаемые проблемы нагляд­но демонстрирует сложность организации ис­следовательских и проектных работ.

Понятно, что конструктивные особенности Le Triomphant заставили соответствующим образом модернизировать верфь ВМС в Шер­буре, где были построены все четыре кораб­ля. Эта программа условно называлась CAIMAN (Construction d'Ateliers et d Infra - stuctures pour la composante Marine de L'Arme Nucleaire). Ее реализовали в три этапа. На первом из них (CAIMAN I) построили новый корпусный цех, на втором (CAIMAN II) - ста­пельный цех, а на третьем (CAIMAN III) - устройство вертикального пуска ПЛ.

По сути, реализация программы CAIMAN означала переход верфи ВМС Франции от ме­тода постройки АПЛ на наклонном стапеле и продольного динамического их спуска на воду к методу горизонтальной постройки с верти­кальным спуском. Нельзя не сказать, что та­кая схема сначала была реализована в Совет­ском Союзе на СМП в Северодвинске, а затем в США на верфи отделения Electric Boat Div. в Гротоне и в Великобритании на верфи ком­пании Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd. в Барроу-ин-Фёрнесс.

Вместе с тем верфь в Шербуре имеет весь­ма интересные особенности. Для перемещения корпусных секций лодки внутри стапельного цеха, а затем ее полностью сформированного корпуса из стапельного цеха на спусковой ком­плекс осуществлялся при помощи специаль­ной транспортной системы. Она представляет собой несколько так называемых единых бло­ков. Каждый из блоков состоит из опорной и движительной частей. Опорная часть - это кильблоки, непосредственно воспринимающие нагрузку секции (или всего) корпуса корабля. Движительная часть - это четыре механо-гид- равлические лапы, назначение которых зак­лючается не только в создании усилий для го­ризонтальной транспортировки секции (или всего) корпуса, но и в подъеме-опускании кильблоков с секцией корпуса корабля.

Благодаря единому блоку секция корпуса IIJI массой до 400 т может разворачиваться на 360° практически на одном месте, что по­зволяет позиционировать ее с большой точно­стью и использовать автоматическое свароч­ное оборудование. Помимо всего прочего, это дало возможность значительно сократить пло­щадь стапельного цеха и в конечном итоге привело к экономии средств на постройку всех четырех ПЛАРБ - примерно на 30-40% ниже стоимости в случае использования рельсового пути и трансбордеров. Преимуществом дан­ной системы является также и то, что лапы могут отделяться от кильблоков (в случае от­сутствия необходимости перемещения корпус­ной секции) и использоваться для транспор­тировки другой секции корпуса корабля. Для формирования корпуса Lc Triomphant, на­пример, потребовалось 18 единых блоков. При этом они устанавливались с интервалом 5 м и управлялись с единого центрального пульта. В случае отклонения движения лю­бого из блоков от заданных параметров, вся система автоматически останавливается, что гарантирует безопасность транспорти­руемой лодки. Так как скорость перемещения крайне мала (0,75 м/мин), транспортировка Le Triomphant, например, из стапельного цеха на спусковую платформу заняла около пяти часов.


Постройка ПЛАРБ по проекту SNLE-NG началась в июне 1989 г. Четвертый и послед­ний корабль в серии - Le Terrible -ввели в строй в ноябре 2010 г. Это первая лодка, которая на момент передачи флоту была вооружена БР системы М51.1 с дальностью полета 9000 км. Эта ракета несет головную часть TN-75 с ше­стью боевыми блоками мощностью по 100 кт. Le Terrible также является первым кораблем ВМС Франции, оснащенным АСБУ SYCOBS NG4. разработанной для многоцелевой АПЛ нового поколения типа Barracuda.

В настоящее время во Франции разрабо­тана программа модернизации ПЛАРБ типа Le Ъ-iomphant. Ее основой должно стать пе­ревооружение под новую БР системы М51.2 с новой, более мощной головной частью TNO (Tete Nucleaire Oceanigue). Работы предпола­гают проводить во время первого капиталь­ного ремонта. Первой в такой ремонт в 2015 г. будет поставлена третья в серии Le Vigilant.

Первый пуск ракеты М51 был осуществ­лен в ноябре 2006 г. с наземного стенда. Она несла муляж головной части с телеметричес­кой аппаратурой. Пуск сочли «полностью ус­пешным». Всего с наземного стенда было осу­ществлено 10 пусков, а в 2008 г. начались ис­пытания с подводного стенда. Испытания этой ракеты планируют продолжать на ПЛАРБ Le Terrible.

Проект Le Triomphant был разработан КБ ВМС (Direction Des Construction Navales). Корабль является однокорпусной лодкой с хорошо обтекаемыми обводами корпуса и ракет­ного банкета (надстройки). Прочный корпус на большей части длины был выполнен в форме цилиндра, а в оконечностях - в форме эллиптических усеченных конусов. Оконеч­ности завершаются торосферическими прочными переборками сравнительно небольшого диаметра. Прочный корпус делится сферическими переборками (уникальный случай в современном военном подводном кораблестроении) на четыре отсека-зоны. В носовом отсе­ке находятся ракетно-торпедное вооружение, центральный поете боевыми постами и аппа­ратурой РТВ, а также жилые помещения экипажа. Во втором отсеке расположено ракет­ное вооружение с шахтами, сгруппированными в два эшелона (что также является уни­кальным для Ш1АРБ), которые были разделены боевыми постами СУРС SAD и рядом вспомогательных механизмов. В третьем отсеке находится ППУ вместе с реактором, а в четвертом - ПТУ (два АТГ) и ГЭД на линии вала с приводом на движитель.

Корабль имеет две группы ЦГБ - носовую и кормовую - в проницаемых оконечностях. Четыре ТА вварены в носовую торосферическую прочную переборку симметрично относи­тельно оси вращения и под углом к диаметральной плоскости корабля. Довольно протя­женная носовая оконечность позволила поместить основную сферическую антенну ГАК на большом удалении от прочного корпуса, что обеспечило ей наиболее благоприятные усло­вия для работы. Этому также способствует специальный экран с пилонами, на котором смонтирована сама антенна. Ее обтекатель выполнен из армированного стеклопластика. Кормовая оконечность завершается крестообразно расположенным оперением и движите­лем типа Pump-Jet. На концах горизонтальных стабилизаторов смонтированы планшай­бы. Перо вертикального руля выполнено изолированным, а не расположенным за стабили­затором (как на остальных французских АЛЛ).

Ракетный банкет, несмотря на сравнительно большую высоту, имеет хорошо обтекае­мую форму и настолько плавно сопрягается с оконечностями, что делает силуэт Le Triomphant весьма схожим с силуэтом многоцелевых АПЛ типа Rubis. Для снижения гид­ролокационной заметности наружные поверхности корпуса лодки были облицованы спе­циальным покрытием.

Корабль оснащен одним ВВР с естественной циркуляцией теплоносителя в первом кон­туре. Парогенераторы смонтированы над A3 и составляют единый блок с корпусом реакто­ра. Блочная ПТУ включает в себя два АТГ, каждый из которых имеет свой конденсатор. Оба они смонтированы на единой амортизированной платформе. АТГ расположены рядом друг с другом. Они обеспечивают питанием малооборотный ГЭД на линии вала, который также может получать питание от двух ДГ или от АБ, являющейся аварийным источником питания. В качестве резервного средства движения используется выдвижное подруливаю­щее устройство, располагающееся в выгородке носовой проницаемой оконечности корабля.

Le Triomphant оснащена АСУ PIC PL 13, которая обеспечивает безопасное управление движением ПЛ по глубине, дифференту, курсу и скорости хода при помощи единого штур­вала. АСУ связана с ГЭУ, вертикальными и горизонтальными рулями, а также с клапана­ми дифферентных и балластных цистерн. Она имеет три режима работы: автоматический; ручной и аварийный. В состав PIC PL 13 входит автопилот, осуществляющий управление кораблем с высокой точностью.{jcomments on}