Командование ВМС США весьма высоко оценивало (Skipjack iSSN-585). Однако эти лодки не были построены большой серией. Объясняется это двумя причинами. Во-первых, корпуса кораблей этого типа, а также имевшийся задел механизмов и оборудования использовали для постройки ПЛАРБ типа George Washington. Во-вторых, в конце 50-х годов прошлого столетия изменились взгляды командования ВМС США на идеологию развития торпедных АПЛ. До этого момента доминировало мнение, что эти корабли могут заменить ДЭПЛ лишь при условии равной стоимости и водоизмещения. По существу, все американские АПЛ, строившиеся до Skipjack (за исключением разве что Triton), являлись экспериментальными. Их боевые возможности сравнивали с дизельными аналогами, «нащупывая» наиболее приемлемые конструктивные решения и стремясь минимизировать затраты на постройку. Skipjack являлась типичным примером такого подхода.
Одновременно с ней строился дизель-элект- рический аналог - ДЭПЛ Barbel (SS-580) - с таким же торпедным и радиотехническим вооружением. Мало того, оба корабля имели корпус в виде хорошо обтекаемого тела вращения, обводы которого были отработаны на Alba- core. Как казалось, командование ВМС США и дальше было намерено строить ДЭПЛ, отдавая предпочтение их низкой стоимости, а не боевым возможностям, но это оказалось не так.
В начале 1958 г. Бюро кораблестроения (Bureau of Ships) подготовило проект АПЛ типа Thresher (SSN-593). В процессе его разработки во главу угла ставилось повышение боевых возможностей корабля без каких-либо ограничений по его нормальному водоизмещению. В соответствии с ОТЗ эта задача решалась за счет внедрения в состав вооружения ГАК AN/BQQ-2 (впервые в практике ВМС США) и ПЛРК SUBROC. При этом особое внимание было обращено на снижение уровня первичного акустического поля и собственных помех работе гидроакустических средств.
Thresher интересна прежде всего тем, что реализованные в ней технические решения так или иначе повторялись на всех АПЛ ВМС США второго, третьего и даже четвертого поколений. С этой точки зрения она является этапным кораблем, положившим начало развитию американских многоцелевых лодок. Одновременно разрабатывалась лодка противолодочной войны (Hunter-Killer Submarine) Tullibee (SSN-597), о которой уже говорилось в первом томе монографии. Имея меньшее, чем у Thresher; нормальное водоизмещение (более чем на треть), она имела такой же состав и схему размещения торпедного и радиотехнического вооружения. Как показали испытания, lullibee была способна решать широкий круг задач и могла бы считаться многоцелевым кораблем. Однако развития она не получила, несмотря на то что имела по сравнению с Thresher меньшую стоимость. Некоторые источники объясняют это тем, что Tullibee не могла развивать ход в подводном положении свыше 15 уз (почти вдвое меньшую, чем Thresher), так как малые размеры не позволили разместить в ней достаточно мощную ГЭУ. С этим можно было бы и согласиться, но дело в том, что как тогда считалось, для противолодочной «охоты» высокая скорость хода и не требовалась, но вот обеспечить низкий уровень шумности кораблю так и не удалось - опять же, из-за его малых размеров. Интересно то, что сами американцы относят Tullibee к первому поколению своих АЛЛ, что лишний раз показывает условность подобного деления.
В качестве прототипа для Thresher была выбрана Skipjack. Все изменения в проекте были вызваны исключительно требованиями ОТЗ, а также стремлением достичь конструктивного совершенства и технологичности. Для повышения боевых возможностей лодку вооружили FAKAN/BQQ-2, который имел основную сферическую и конформную антенны. Их разместили в носовой оконечности корабля, причем конформная антенна, выполненная в виде подковы, как бы охватывала основную антенну. Гидроакустическое вооружение дополняла шумопеленгаторная станция управления огнем AN/BQG-1. Для обеспечения наиболее благоприятных условий работы гидроакустики ТА перенесли во второй отсек и расположили побортно под углом 10° к диаметральной плоскости (на расстоянии примерно 16 м от носовой прочной переборки), а в носовом отсеке сосредоточили малошумящие механизмы и посты акустиков. По сравнению со Skipjack число ТА сократили на треть (с шести до четырех). С целью повышения скорострельности комплекс торпедного вооружения оснастили УБЗ, а стеллажи для хранения боезапаса - устройствами продольного и поперечного перемещения. На Thresher были улучшены условия обитаемости. Во второй отсек (под ограждение прочной рубки) перенесли аварийный ДГ, что дало возможность отказаться от «спинного хребта» (обтекателя трубопровода его газоотвода), характерного для внешнего вида Skipjack.
Все эти нововведения заставили внедрить в корпус цилиндрическую вставку длиной около 9 м. Эта вставка, кроме того, позволила сохранить скорость хода в подводном положении примерно такой же, что и у Skipjack, несмотря на возросшее водоизмещение и использование все той же ППУ. Эта задача также решалась за счет снижения размеров ограждения прочной рубки и придания ей более простой, хорошо обтекаемой формы.
В процессе создания Thresher особое внимание было обращено на снижение уровня первичного акустического поля. С этой целью главные и вспомогательные механизмы, а также больше всего подверженное вибрации оборудование разместили на амортизаторах или амортизированных фундаментах. ГТЗА и линию вала соединили при помощи эластичной муфты. В трубопроводы и паропроводы амортизированных механизмов включили шумопоглощающие патрубки, изготовленные из металла, резины или синтетических материалов. Распространение структурного шума через охлаждающую воду второго и третьего контуров ГЭУ ограничили включением в циркуляционные трассы специальных глушителей.
С целью уменьшения вибрации и шумоизлучения вращающиеся части энергетической установки были изготовлены по высокому классу точности. Так, например, зубчатые колеса редукторов выполнили с точностью до десятых и даже сотых долей микрона. Кроме того, на Thresher применили внутреннее звукопоглощающее покрытие из специального стеклопластика, толщина которого в отдельных местах достигала 76 мм. Оно крепилось к прочному корпусу корабля с помощью приварных шпилек.{jcomments on}
Оригинальная техника боя на сайте www.dim4me.com