Проект Thresher был разработан Главным управлением кораблестроения (Bureau of Ships) в 1957-1958 гг. Это была первая многоцелевая АЛЛ, предназначенная для борьбы с надводными кораблями и подводными лодками (в первую очередь отечественными АПКР), а также для действий на коммуникациях противника.
Она имела смешанную архитектуру с двухкорпусными конструкциями в районе носового (торпедного) и четвертого (вспомогательных механизмов) отсеков. Прочный корпус корабля в средней части и носовой оконечности был выполнен в форме цилиндров различного диаметра, а в кормовой оконечности (в районе турбинного отсека) - в виде эллиптического усеченного конуса. Оконечности завершались торосферическими прочными переборками. Переход от одного диаметра к другому осуществлялся с помощью конических обечаек. В носовой переход были вварены трубы торпедных аппаратов.
По наружным обводам корпуса Thresher представляла собой тело вращения с эллиптической носовой и конусообразной кормовой оконечностью, на конце которой находился семилопастной гребной винт диаметром ~ 5м. Перед винтом располагалось крестообразное кормовое оперение, включавшее в себя рули и горизонтальные стабилизаторы. На расстоянии примерно 16,5 м от носовой оконечности находилось крыловидное ограждение прочной рубки и выдвижных устройств, на котором были установлены носовые горизонтальные (рубочные) рули. Шахты ПМУ после их опускания и ходовой мостик закрывались щитами (для снижения гидродинамического шума). Прочный корпус выполнили из стали HY-80, обтекатель основной антенны ГАК AN/BQQ-2 - из титановых сплавов, а проницаемые оконечности и ЦГБ средней группы - из стали марки МТ-50 с пределом текучести 35 кг/мм2.
Корабль имел три группы безкингстонных ЦГБ - носовую, среднюю и кормовую. В носовых двух группах было по три разделенных побортно цистерны, а в кормовой - одна. Кольцеобразные ЦГБ средней группы полностью охватывали прочный корпус. 13%-ный запас плавучести обеспечивал надводную непотопляемость только при затоплении одного из трех отсеков: торпедного, реакторного или вспомогательных механизмов. Цистерны продувались воздухом высокого давления. После гибели Thresher, в соответствии с программой SUBSAFE, лодки данного типа оснастили системой гидразиновых генераторов газа, которая обеспечивала всплытие корабля в аварийной ситуации.
На Thresher имелось пять систем воздуха различного давления, которые использовались: 225 кг/см2 - в аварийно-спасательной системе; 210 кг/см2 - в центральной системе ВВД и импульсной системе торпедной стрельбы; 45 кг/см2 - в системе погружения (всплытия); 230 кг/см2 - в качестве рабочей и 1,0 кг/см2 - для продува ЦГБ в надводном положении с целью поддержания заданных параметров положительной плавучести. Постоянный запас первой и последней из этих систем хранился в баллонах, а работу остальных - обеспечивала центральная система. Воздух для нее сжимался посредством двух поршневых компрессоров, имевших прямой привод от ЭД постоянного тока. Такая схема хранения, пополнения и использования воздуха повторялась на всех последующих АПЛ ВМС США вплоть до настоящего времени. Единственное, давление в центральной и аварийно- спасательных системах постепенно было доведено до 350 кг/см2, что заставило изменить мощность и конструкцию компрессоров.
Прочный корпус корабля делился плоскими водонепроницаемыми переборками на четыре отсека. В первом отсеке находились часть жилых помещений экипажа, аппаратура ГАК и боевые посты акустиков, а в его трюме — АБ. В верхнюю часть первого отсека была врезана прочная шахта с носовым входным люком, который мог использоваться для выхода экипажа из аварийной лодки методом свободного всплытия и для погрузки запасов.
Второй отсек по высоте делился тремя палубами. На верхней из них находились ГКП, посты управления рулями, балластом и общекорабельными системами. В корме к ГКП примыкала штурманская рубка, а в носу - рубки гидроакустиков (вероятно, она находилась в носовом отсеке), радиосвязи, каюта командира корабля и старпома. На средней палубе размещались большинство жилых и санитарно-бытовых помещений экипажа, пост продувания ЦГБ в надводном положении, а на нижней - казенные части ТА, УБЗ, стеллажи для 19 запасных торпед и Ш1УР с устройствами продольного и поперечного перемещения. Торпедопогрузочный люк был установлен за ограждением прочной рубки. В трюме этого отсека были смонтированы цистерны замещения боезапаса и кольцевого зазора ТА, а также уравнительные и санитарно-бытовые цистерны. Выдвижная колонка аварийного движителя (трехлопастного винта) с его приводом (асинхронным ЭД мощностью 325 кВт) располагалась в выгородке средней группы ЦГБ (в районе отсека вспомогательных механизмов). Во всем остальном, являясь прототипом, Thresher полностью повторяла ПЛАРБ типа LafTayete.
В период с мая 1958 г. по январь 1968 г. было построено 14 АПЛ типа Thresher. На Flasher, Greenling и Gato ГТЗА устанавливался на отключенной от корпуса платформе. Эти корабли имели удлиненный на 4,2 м корпус, благодаря чему удалось улучшить условия обитаемости и внедрить ряд конструктивных мероприятий, направленных на дальнейшее снижение шумности. На Jack (SSN-605) использовались прямодействующая ПТУ и два гребных винта соосного вращения. Данные нововведения заставили удлинить корпус лодки на 5,8 м. Plunger (SSN-595), Haddo (SSN-604), Dace (SSN-607) и Haddock (SSN-621) прошли модернизацию, во время которой их вооружили ПКРК Harpoon и ПУТС Мк.113 заменили системой Мк.117. Часть кораблей типа Thresher оснастили ГПБА тип 16 с обтекателем, расположенным на левом борту корабля.
АПЛ Sturgeon была спроектирована КБ отделения Electric Boat Division в 1961-1963 гг. на базе Thresher. Она предназначалась для борьбы с надводными кораблями и подводными лодками (в первую очередь отечественными АПКР), а также для действий на коммуникациях противника. Эта лодка была специально приспособлена для действий в водах Арктики, в том числе и для плавания в паковых льдах. В отличие от прототипа у Sturgeon на 4,1 м был удлинен корпус (за счет врезки цилиндрических вставок в районе первых двух отсеков), а обечайки на переходах от одной формы корпуса к другой, а также к разным диаметрам цилиндров выполнили в виде эллиптических конических обечаек. На концах горизонтальных стабилизаторов смонтировали планшайбы. С целью обеспечения действий в Арктике верхнюю часть ограждения и рубочные горизонтальные рули усилили с помощью листов из стали марки HY-80/100, ПМУ защитили специальными ледовыми кожухами, а рубочному рулю (как и у Thresher) обеспечили поворот в вертикальное положение. Во всем остальном АПЛ повторяла прототип.
В период с августа 1963 г. по август 1975 г. было построено 37 кораблей типа Sturgeon. Начиная с Archerfish (SSN-678) корпус АПЛ был удлинен на 3,1 м с целью размещения новых ГАК AN/BQQ-5 с ГПБА ТВ-16 и радиоэлектронной аппаратуры. Обтекатель протяженной антенны располагался на левом борту кораблей, а ее выходная дюза - на горизонтальном стабилизаторе правого борта.
В начале 70-х годов Hawkbill, Pintado и William Н. Bates модернизировали в носители спасательного аппарата типа DSRV. Во время проведения капитальных ремонтов все АПЛ типа Sturgeon, кроме восьми кораблей (Sturgeon, Pargo, Ray, Lapon, Sea Devil, Bill fish, Archerfish и Parche), были вооружены ПКРК Harpoon, a 10 (Whale, Tautog, Grayling, Sun fish, Puffer, Gurnard, Hammerhead, Guitarro, Spadefish и Flying Fish) - комплексом Tomahawk с заменой ПУТС Mk.113 системой Mk.117. В 1987-1991 гг. Parche модернизировали в лодку специального назначения. Sturgeon была использована в качестве прототипа для АПЛ с системой полного электродвижения - Glenard P. Lipscomb (SSN-685).
Типа Thresher
Thresher (SSN-593). Верфь BMC Portsmouth Naval Shipyard (Портсмут): 28.05.1958 г.; 9.07.1960 г.; 3.08.1961 г. Входила в состав АФ. 10.04.1963 г. затонула со всем экипажем и завтем была исключена из списков ВМС США.
Permit (SSN-594). Верфь ВМС Mare Island Naval Shipyard (Сан-Франциско): 16.07.1959 г.; 1.07.1961 г.; 29.05.1962 г. Входила в состав ТФ. 23.02.1991 г. была исключена из списков ВМС США и продана на слом. С 30.09.1991 г. по 20.05.1993 г. в Бремертоне на верфи ВМС «Puget Sound Naval Shipyard»» разобрана на металл.
Plunger (SSN-595). Верфь ВМС Mare Island Naval Shipyard (Сан-Франциско): 2.03.1960 г.; 9.12.1961 г.; 21.11.1962 г. Входила в состав ТФ. 10.02.1989 г. была исключена из списков ВМС США и 31.01.1990 г. продана на слом. После выгрузки A3 реакторов прошла дезактивацию и в Бремертоне у пирса верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard поставлена в отстой. С 5.01.1995 г. по 8.03.1996 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard была разобрана на металл.
Barb (SSN-596). Верфь фирмы Ingalls Shipbuilding Corp. (Паскагула): 16.07.1959 г.; 1.07.1961 г.; 29.05.1962 г. Входила в состав ТФ. 20.12.1989 г. была исключена из списков ВМС США и 31.08.1990 г. продана на слом. После выгрузки A3 реакторов прошла дезактивацию и в Бремертоне у пирса верфи ВМС «Puget Sound Naval Shipyard» поставлена в отстой. С 5.01.1995 г. по 14.03.1996 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard была разобрана на металл.
Pollack (SSN-603). Верфь фирмы New York Shipbuilding Corp. (Камден): 14.03.1960 г.; 17.03.1962 г.; 26.05.1964 г. Входила в состав ТФ. 30.01.1989 г. была исключена из списков ВМС и 1.04.1989 г. продана на слом. После выгрузки A3 реакторов прошла дезактивацию и в Бремертоне у пирса верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard поставлена в отстой. С 9.02.1993 г. по 17.02.1995 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard была разобрана на металл. Had do (SSN-604). Верфь фирмы New York Shipbuilding Corp. (Камден): 9.09.1960 г.;
18.08.1962 г.; 16.12.1964 г. Входила в состав ТФ. 12.01.1991 г. была исключена из списков ВМС и 12.06.1991 г. продана на слом. С 30.09.1991 г. по 29.08.1992 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.
Jack (SSN-605). Верфь ВМС Portsmouth Naval Shipyard (Портсмут): 16.09.1960 г.;
24.04.1963 г.; 31.03.1964 г. Входила в состав ЛФ. 11.07.1990 г. была исключена из списков ВМС и 29.06.1990 г. продана на слом. С 30.09.1991 г. по 20.09.1992 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.
Tinosa (SSN-606). Верфь ВМС Portsmouth Naval Shipyard (Портсмут): 24.11.1959 г.; 2.12.1961 г.; 17.10.1964 г. Входила в состав АФ. 15.07.1991 г. была продана на слом, а 15.01.1992 г. официально исключена из списков ВМС. С 15.07.1991 г. по 26.06.1992 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.
Dace (SSN-607). Верфь фирмы Ingalls Shipbuilding Corp. (Паскагула): 6.01.1960 г.;
18.08.1962 г.; 4.04.1964 г. Входила в состав АФ. 2.12.1988 г. была исключена из списков ВМС США и 30.03.1989 г. продана на слом. После выгрузки A3 реакторов прошла дезактивацию и в Бремертоне у пирса верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard поставлена в отстой. С 1.02.1996 г. по 30.01.1997 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard была разобрана на металл.
Guardfish (SSN-612). Верфь фирмы New York Shipbuilding Corp. (Камден): 13.12.1961 г.; 15.05.1965 г.; 20.12.1966 г. Входила в состав ТФ. 14.05.1991 г. была продана на слом, а 4.02.1992 г. официально исключена из списков ВМС США. С 14.05.1991 г. но 9.07.1992 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл. Flasher (SSN-613). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон)1: 14.04.1961 г.;
22.06.1963 г.; 22.07.1966 г. Входила в состав ТФ. 18.06.1991 г. была исключена из списков ВМС США и продана на слом. С 30.09.1992 г. по 11.05.1994 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.
Greenling (SSN-614). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 15.08.1961 г.; 4.04.1964 г.; 3.11.1967 г. Входила в состав АФ. 31.10.1993 г. была исключена из списков
ВМС США и продана на слом. С 1.10.1993 г. по 30.09.1994 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard была разобрана на металл.
Gato(SSN-615). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 15.12.1961 г.; 14.05.1964 г.; 25.01.1968 г. Входила в состав АФ. В 1994 г. была исключена из списков ВМС США и продана на слом. С 20.10.1995 г. по 23.01.1997 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.
Haddock(SSN-621). Верфь фирмы Ingalls Shipbuilding Corp. (Паскагула): 24.04.1961 г.; 21.05.1966 г.; 22.12.1967 г. Входила в состав ТФ. 3.02.1992 г. была исключена из списков ВМС США и продана на слом. После выгрузки A3 реакторов прошла дезактивацию и в Бремертоне у пирса верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard поставлена в отстой. Дата разделки на металл не выяснена.
Типа Sturgeon
Sturgeon (SSN-637). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 10.08.1963 г.; 26.02.1966 г.; 3.03.1967 г. Входила в состав АФ. В апреле 1994 г. была исключена из списков ВМС США и с 15.04.1994 г. по 11.09.1995 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.
Whale (SSN-638). Верфь отделения General Dynamics (Квинси): 27.05.1964 г.;
14.10.1966 г.; 12.10.1968 г. Входила в состав АФ. В 1995 г. была исключена из списков ВМС США. С 20.10.1995 г. по 29.09.1997 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.
Tautog (SSN-639). Верфь фирмы Ingalls Shipbuilding Corp. (Паскагула): 27.01.1964 г.;
15.04.1967 г.; 17.08.1968 г. Входила в состав ТФ. 24 июня 1970 г. в Авачинском заливе столкнулась с АПКРРК К-108 (пр. 675Ж 8.03.1997 г. была исключена из списков ВМС США и в 1998-1999 гг. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.
Grayling (SSN-646). Верфь ВМС Portsmouth Naval Shipyard (Портсмут): 12.05.1964 г.; 22.01.1967 г.; 11.10.1969 г. Входила в состав АФ. В 1996 г. была исключена из списков ВМС и продана на слом. С 1.03.1997 г. по май 1999 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.
Pogy (SSN-647). Верфь ф. Ingalls Shipbuilding Corp. (Паскагула): 5.05.1964 г.; 3.01.1967 г.; 15.05.1971 г. Входила в состав ТФ. В 1998 г.2 была исключена из списков ВМС США и в 1999-2001 гг. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.
Aspro (SSN-648). Верфь фирмы Ingalls Shipbuilding Corp. (Паскагула): 23.11.1963 г.; 29.11.1967 г.; 20.02.1969 г. Входила в состав ТФ. В сентябре 1994 г. была исключена из списков ВМС США и в 2000-2003 гг. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.
Sunfish (SSN-649). Верфь отделения General Dynamics (Квинси): 15.01.1965 г.; 14.10.1966 г.; 15.03.1969 г. Входила в состав АФ. В 1995 г. была исключена из списков ВМС США и с 15.10.1996 г. по 31.10.1997 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.
Fargo (OON'OOQ). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 3.01.1964 г.; 17.09.1966 г.; 5.01.1968 г. Входила в состав АФ. В 1994 г. была исключена из списков ВМС США и с 1.10.1994 г. по 15.10.1996 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.
Queenfish (SSN-651). Верфь отделения Newport News Drydock & Shipbuilding Co. (Нью- порт-Ньюс): 11.05.1964 г.; 25.02.1966 г.; 6.12.1966 г. Входила в состав ТФ. 27.09.1990 г. была исключена из списков ВМС США и 8.11.1991 г. продана на слом. С 1.05.1992 г. по 7.04.1993 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.
Puffer (SSN-652). Верфь фирмы Ingalls Shipbuilding Corp. (Паскагула): 8.02.1965 г.;
30.03.1968 г.; 9.08.1969 г. Входила в состав ТФ. В 1995 г. была исключена из списков ВМС США и с 20.10.1995 г. по 28.03.1997 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.
Ray iSSN-653). Верфь отделения Newport News Drydock & Shipbuilding Co. (Ныопорт- Ньюс): 4.01.1965 г.; 21.06.1966 г.; 12.04.1967 г. Входила в состав АФ. В июле 1992 г. была исключена из списков ВМС США и в 1994-1997 гг.1 в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.
Sand Lance(SSN-660). Верфь BMC Portsmouth Naval Shipyard «Портсмут): 15.01.1965 г.;
11.11.1969 г.; 25.09.1971 г. Входила в состав АФ. В 1999 г.1 была исключена из списков ВМС и продана на слом.
Lapon (SSN-661). Верфь отделения Newport News Drydock & Shipbuilding Co. (Нью- порт-Ньюс): 26.07.1965 г.; 16.12.1966 г.; 14.12.1967 г. Входила в состав АФ. 1.10.1992 г. была исключена из списков ВМС США и 25.06.1992 г. продана на слом. В 1994-1997 гг.1 в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.
Gurnard (SSN-662). Верфь ВМС Mare Island Naval Shipyard (Сан-Франциско): 22.12.1964 г.; 20.05.1967 г.; 6.12.1968 г. Входила в состав ТФ. В 1994 г. была исключена из списков ВМС США и продана на слом. С 1.10.1994 г. по 15.10.1996 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.
Hammerhead iSSN-663). Верфь отделения Newport News Drydock & Shipbuilding Co. (Ньюпорт-Ньюс): 29.11.1965 г.; 14.04.1967 г.; 28.06.1968 г. Входила в состав АФ. В 1994 г. была исключена из списков ВМС США и с 1.10.1994 г. по 22.11.1995 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.
Sea DeviHSSN-664). Верфь отделения Newport News Drydock & Shipbuilding Co. (Ньюпорт-Ньюс): 12.04.1966 г.; 5.10.1967 г.; 30.01.1969 г. Входила в состав АФ. 25.02.1991 г. была исключена из списков ВМС США и 16.10.1991 г. продана на слом. В 1992-1994 гг.1 в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.
Guitarro (SSN-665). Верфь BMC Mare Island Naval Shipyard (Сан-Франциско): 9.12.1965 г.; 27.07.1968 г.; 9.09.1972 г. Входила в состав ТФ. 1.10.1997 г. была исключена из списков ВМС США и 29.05.1992 г. продана на слом. С 30.10.1992 г. по 18.10.1994 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.
Hawkbill iSSN-666). Верфь ВМС Mare Island Naval Shipyard (Сан-Франциско):
12.09.1966 г.; 12.04.1969 г.; 4.02.1971 г. Входила в состав ТФ. В 1998 г. исключена из списков ВМС США1.
Bergall iSSN-667). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 16.04.1966 г.; 17.02.1968 г.; 13.06.1969 г. Входила в состав АФ. В 1995 г. была исключена из списков ВМС США и с 20.10.1995 г. по 29.09.1997 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.
Spade fish (SSN-668). Верфь отделения Newport News Drydock & Shipbuilding Co. (Нью- порт-Ньюс): 21.12.1966 г.; 15.05.1968 г.; 14.08.1969 г. Входила в состав АФ. В 1994 г.1 была исключена из списков ВМС США и 16.10.1991 г. продана на слом. С 1.10.1996 г. по 24.10.1997 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.
Seahorse (SSN-669). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 13.08.1966 г.;
15.06.1968 г.; 19.09.1969 г. Входила в состав АФ. В 1995 г. была исключена из списков ВМС США и с 1.03.1995 г. по 30.09.1996 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.
Finback (SSN-670). Верфь отделения Newport News Drydock & Shipbuilding Co. (Нью- порт-Ныос): 26.06.1967 г.; 7.12.1968 г.; 4.02.1970 г. Входила в состав АФ. В 1996 г.1 была исключена из списков ВМС США и с 15.10.1996 г. по 30.10.1997 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.
Pintado (SSN-672). Верфь ВМС Mare Island Naval Shipyard (Сан-Франциско):
27.10.1967 г.; 16.08.1969 г.; 11.09.1971 г. Входила в состав ТФ. 1.10.1997 г. была исключена из списков ВМС США.
Flying Fish (SSN-673). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 30.06.1967 г.;
17.05.1969 г.; 29.04.1970 г. Входила в состав АФ. В 1995 г. была исключена из списков
ВМС США и с 20.10.1995 г. по 15.10.1996 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.
Trepang (SSN-674). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 28.10.1967 г.;
27.09.1969 г.; 14.08.1970 г. Входила в состав АФ. В 1995 г.1 была исключена из списков ВМС США.
Bluefish (SSN-675). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 13.03.1968 г.;
10.01.1970 г.; 8.01.1971 г. Входила в состав АФ. В 1997 г.1 была исключена из списков ВМС США.
Bill fish (SSN-676). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 20.09.1968 г.; 1.05.1970 г.;
12.03.1971 г. Входила в состав АФ. В 1997 г.1 была исключена из списков ВМС США. Drum (SSN-677). Верфь ВМС Mare Island Naval Shipyard (Сан-Франциско): 20.08.1968 г.;
23.05.1970 г.; 15.04.1972 г. Входила в состав ТФ. В 1995 г.1 была исключена из списков ВМС США.
Archerfish (SSN-678). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 19.06.1969 г.;
16.01.1971 г.; 17.12.1971 г. Входила в состав АФ. 1.10.1997 г. была исключена из списков ВМС США.
Silversides (SSN-679). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 28.11.1969 г.;
4.06.1971 г.; 5.05.1972 г. Входила в состав АФ. В феврале 1994 г. была исключена из списков ВМС США.
William Н. Bates (SSN-680, б. Redfish). Верфь фирмы Ingalls Shipbuilding Corp. (Пас- кагула): 24.11.1969 г.; 11.12.1971 г.; 5.05.1973 г. Входила в состав ТФ. В 1996 г.1 была исключена из списков ВМС США.
Batfish (SSN-681). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 9.02.1970 г.; 9.10.1971 г.;
1.09.1972 г. Входила в состав АФ. В 1997 г.1 была исключена из списков ВМС США. Tunny (SSN-682). Верфь фирмы Ingalls Shipbuilding Corp. (Паскагула): 22.05.1970 г.;
10.06.1972 г.; 26.01.1974 г. Входила в состав ТФ. 1.10.1997 г. была исключена из списков ВМС США.
Parche (SSN-683). Верфь фирмы Ingalls Shipbuilding Corp. (Паскагула): 10.12.1970 г.; 13.01.1973 г.; 17.08.1974 г. Входила в состав ТФ. В 1987-1991 гг. была модернизирована в лодку специального назначения. 19.10.2004 г. исключена из списков ВМС и в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound разобрана на металл.
С avail а (SSN-684). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 19.06.1969 г.; 16.01.1971 г.; 17.12.1971 г. Входила в состав ТФ. 1.10.1997 г. была исключена из списков ВМС США.
L. Mendel Rivers {SSN-686). Верфь отделения Newport News Drydock & Shipbuilding Co. (Ныопорт-Ныос): 26.06.1971 г.; 2.06.1973 г.; 1.02.1975 г. Входила в состав АФ. В 1997 г.1 была исключена из списков ВМС США и в 1998 г. продана на слом.
Richard В. Russell (SSN-687). Верфь отделения Newport News Drydock & Shipbuilding СоЛНьюпорт-Ньюс): 19.10.1971 г.; 12.01.1974 г.; 16.08.1975 г. Входила в состав ТФ. В 1997 г.1 была исключена из списков ВМС США и в 1998 г. продана на слом.
Thresher (SSN-593) первой из американских АПЛ получила ПУТС2 Mk.113 Torpedo FCS с системой дистанционного управления торпедной стрельбой с одного пульта консольного типа. Дистанция, курс и скорость цели в ней определялись на основе обработки в ЭВМ отфильтрованного акустического пеленга на цель и вектора скорости ПЛ. Данные о целях отображались на двух индикаторах (дисплеях). Операторы систем считывали и анализировали данные, внося, в случае необходимости, поправки в органы управления, расположенных на панелях. На основе информации о целях блоки управления стрельбой обеспечивали формирование траекторий движения торпед и вырабатывали соответствующие команды телеуправления. Они обеспечивали также необходимой информацией специальную ЭВМ, которая по данным от чувствительного элемента вырабатывала сигналы, с помощью которых инерциальная платформа ПЛРК SUBROC выставлялась в плоскость горизонта. Пульт управления атакой был оборудован дисплеем тактической обстановки и панелью отображения состояния торпедного вооружения. Для обеспечения боевого применения торпед Мк.48 дополнительно устанавливались панели управления с генератором тональных сигналов. С помощью этих сигналов осуществлялся ввод данных стрельбы в блоки управления БСУ торпед Мк.16, Мк.37 и Мк.48 различных модификаций.
В процессе постройки корабли типа Thresher получали ПУТС Mk.113 Torpedo FCS mod.2. Впоследствии ее модернизировали в mod.8. Эта модификация приборов устанавливалась также на АПЛ Glenard P. Lipscomb (SSN-685). Развитием ПУТС Mk.113 стали приборы Мк.117, которыми в процессе постройки оснащались Narwhal и некоторые из кораблей тина Los Angeles, а в процессе модернизации - Glenard P. Lipscomb, часть кораблей типа Sturgeon (SSN-638, SSN-639, SSN-646-SSN-649, SSN-652, SSN-662, SSN-663, SSN-665, SSN-668, SSN-669 и SSN-673), а также Thresher (SSN-595, SSN-604, SSN-607 и SSN-621). Дальнейшим развитием этих ПУТС стали Mk.118 Digital FCS, предназначавшиеся для ПЛАРБ типа Ohio.
Всего в период с мая 1958 г. по январь 1968 г. были построены 14 АЛЛ типа Thresh nr. Одну из них - Jack (SSN-605) - оснастили пря- модействующей (без редуктора) ПТУ и двумя винтами соосного вращения, меньшего, чем на серийных кораблях, диаметра. Оба нововведения были направлены на снижение шум- ности. Из-за сравнительно больших размеров ПТУ корпус лодки удлинили на 5,8 м. По некоторым данным, Jack также получил ЭД вдвое большей мощности, чем на однотипных кораблях. Как показали испытания, использованная на этой лодке ПТУ, несмотря на возросшие массогабаритные характеристики, не способствовала снижению уровня первичного акустического поля, имея при этом сложную конструкцию, создававшую проблемы в процессе эксплуатации. Кроме того, она давала прирост в скорости хода. Подобное конструктивное решение на американских АПЛ больше пока не повторялось. После завершения испытаний Jack получила ПТУ традиционного типа.
На три корабля, стоившихся на верфи фирмы отделения «Electric Boat Division» в Грото- не - Flasher (SSN-613), Greenling(SSN-614) и Gato (SSN-615) - ГТЗА установили на отключенной от корпуса платформе и внедрили ряд конструктивных мероприятий, направленных на дальнейшее снижение шумности. Эти корабли имели удлиненный на 4,2 м корпус. По своим основным элементам они были настолько близки к АПЛ типа Sturgeon (SSN-637), что некоторое время отождествлялись с ними. Plunger (SSN-595), Haddo (SSN-604), Dace (SSN-607) и Haddock (SSN-621) во время проведения второго капитального ремонта прошли модернизацию, во время которой их вооружили ПКРК Harpoon и ПУТС Мк.113 заменили системой Мк.117. Часть кораблей типа Thresher оснастили ГПБА ТВ-16 с обтекателем, расположенным на левом борту корабля.
После гибели самой Thresher в апреле 1963 г. все лодки данного типа в соответствии с программой SUBSAFE оснастили системой гидразиновых генераторов газа, которая обеспечивала всплытие корабля в аварийной ситуации. С мая 1963 г. эти лодки стали классифицировать как тип Permit (SSN-594).
Развитием Thresher стала Sturgeon, спроектированная КБ отделения Electric Boat Division специально для действий в водах Арктики, в том числе и для плавания в паковых льдах. В принципе она во многом повторяла предшественницу и некоторое время рассматривалась как ее модификация (larger Thresher). У этой лодки на 4,1 м был удлинен корпус (за счет врезки цилиндрических вставок в районе первых двух отсеков), а обечайки на переходах от одной формы корпуса к другой, а также к разным диаметрам цилиндров выполнили в виде эллиптических конических обечаек (а не конусов, как на Thresher). На концах горизонтальных стабилизаторов смонтировали планшайбы. По одним данным, они являлись гидродинамическими стабилизаторами, а по другим - использовались для размещения третьей (кормовой) пары бортовых антенн ГАС AN/BQR-7 (AN/BQR-7E), использовавшихся для определения дистанции до цели. С целью обеспечения действий в Арктике верхнюю часть ограждения и рубочные горизонтальные рули усилили с помощью листов из стали марки HY-80/100, ПМУ защитили специальными ледовыми кожухами, а рубочному рулю (как и у Thresher) обеспечили поворот в вертикальное положение. Во всем остальном АПЛ повторяла прототип.
В период с августа 1963 г. по август 1975 г. было построено 37 кораблей типа Sturgeon. В ходе проведения работ в проект постоянно вносились изменения, которые практически не отражались на их внешнем виде. Начиная с Archerfish (SSN-678) корпус АПЛ был удлинен на 3,1 м для размещения новых ГАК AN/ BQQ-5 с ГПБА ТВ-16 и радиоэлектронной аппаратуры. Обтекатель протяженной антенны располагался на левом борту кораблей, а ее выходная дюза - на горизонтальном стабилизаторе правого борта.
Основным элементом ГАК AN/BQQ-5 является сферическая антенна AN/BQS-13 диаметром около 4,6 м. На Sturgeon она размещалась в проницаемой носовой оконечности и была соединена с носовой переборкой прочного корпуса горизонтальной шахтой диаметром 1,5 м. Сверху ее поддерживал кронштейн, закрепленный на стенках ЦГБ носовой группы. На этом кронштейне, непосредственно над антенной был установлен кольцевой щит, выступающий за ее пределы. Такое конструктивное решение снижало уровень собственных помех работе ГАК. Его впервые применили на Sturgeon и впоследствии повторили на Los Angeles.
В начале 70-х годов Hawkbill (SSN-666), Pintado (SSN-672) и William Н. Bates (SSN-680) модернизировали в носители спасательного аппарата типа DSRV(Deep Submergence Rescue Vehicle)1, который мог доставляться к аварийной лодке. С этой целью над кормовым аварийно-спасательным люком (ведущим в энергетический отсек) смонтировали специальные пилоны, на которых «сидит» и транспортируется аппарат. После этого корабли классифицировались как лодки-носители (Mother)
Во время проведения капитальных ремонтов все АПЛ типа Sturgeon (кроме Sturgeon, Pargo, Ray, Lapon, Sea Devil, Bill fish, Archerfish и Parche) были вооружены ПКРК Harpoon, a Whale, Tautog, Grayling, Sun fish, Puffer, Gurnard, Hammerhead, Guitarro, Spade fish и Flying Fish - комплексом Tomahawk с заменой ПУТС Mk.113 системой Mk.117. Ракеты того и другого комплексов принимались в счет торпедного боезапаса и ПЛУР ПЛРК SUBROC. В 1987-1991 гг. Parche модернизировапи в лодку специального назначения. В 1977-1978 гг. Silversides и Rachard В. Russell оснастили системой GNATS (General Noise and Tonal System) - вероятно, снятия шумовых «портретов» советских АГ1Л с антеннами, смонтированными под обтекателями за ограждением прочной рубки и над проницаемой кормовой оконечностью.
В целом АПЛ типа Sturgeon считались довольно удачными кораблями. Они несли боевое патрулирование до конца 90-х годов прошлого столетия. Показательно то, что до этого момента АПЛ ВМС США в общей сложности предприняли около 20 походов к Северному полюсу, и большую часть из них совершили корабли типа Sturgeon. На закате своей карьеры они сыграли огромную роль в океанографических и геофизических исследованиях Арктики. Так, например, в начале 1993 г.
Pargo{SSN-650) по заказу Геологического общества США предприняла поход под паковыми льдами вокруг Северного полюса с его неоднократным пересечением. Этот поход оказался настолько успешным, что в середине 1994 г. между Управлением морских операций ВМС США (Office of Naval Operations) и Геологическим обществом США был заключен специальный меморандум об использовании АПЛ для исследований Арктики в рамках программы SCICEX. Эта программа предусматривала картографирование рыхлых донных отложений и грунта под ними, батиметрию (для правильного понимания и моделирования арктических течений), сбор данных о гравитационных аномалиях.
Вместе с тем поход Pargo показал, что она не имела оборудования, позволявшего получать необходимые данные в области морфологии и структуры донных отложений. Для решения этой проблемы была разработана специальная аппаратура SCAMP (Seafloor Characterization and Mapping Pod), позволявшая определять характеристики грунта и проводить картографирование. В состав этой аппаратуры входила узкополосная ГАС бокового обзора SeaMARC с рабочей частотой 12 кГц. Каждая из четырех антенн этой станции длиной 5 и шириной 1 м, смонтированных по бортам прочного корпуса, несла четыре горизонтальных ряда приемо-передающих элементов. Кроме SeaMARC в состав аппаратуры SCAMP также входила ГАС высокого разрешения (до 10 см) с импульсными сигналами с линейной частотной модуляцией, предназначавшаяся ддя определения профиля грунта под рыхлыми отложениями и являвшаяся специальной модификацией станции гражданского назначения Bathy-2000.
Данные от SeaMARC и узкополосной станции поступали и обрабатывались в центральном вычислительном устройстве Sun UltraSPARC с дисплеем и периферийным оборудованием. Второй такой же компьютер входил в систему привязки к текущим координатам (к штурманской прокладке) DAQCS (Data Acguisition, logging archiving and Quality Control System), которая располагалась в торпедном отсеке.
В рамках программы SCICEX в общей сложности было осуществлено три похода АПЛ типа Sturgeon: CavaJla (SSN-684) - в 1995 г.; Pogy (SSN-647) - в 1996 г. и Archer fish (SSN-678) - в 1997 г. Все они начинались в ВМб Гротон (штат Коннектикут) и продолжались около 80 суток, из которых больше половины проводились в водах Арктики под паковыми льдами. За одни сутки корабли проходили в среднем 250 морских миль с постоянным проведением обсерваций. При этом ширина полосы наблюдения достигала 16-20 км. Таким образом, при условии непрерывной работы аппаратуры SCAMP, в среднем за час обследовалось 320 км2 (или 7680 км2/сут.). Интересно то, что эти исследования, в частности, выявили, что Северный Ледовитый океан разделен Гребнем Ломоносова на две части, а также то, что этот гребень является длинным обломком континентальной земной коры, расположенным за пределами континентального шельфа Баренцева моря. Как известно, эти данные в нашей стране были получены только лишь во второй половине нулевых годов во время экспедиции НИС Академик Келдыш. Правда, отечественные ученые пришли к выводу, что Гребень Ломоносова все же является продолжением континентального шельфа.
В 1999 г. еще одна АПЛ типа типа Sturgeon - Hawkbill (SSN-666) - предприняла поход к Северному полюсу. На этом корабле, для проведения испытаний, была установлена новая инерциальная система SINS Mk.39 mod.3 (вместо «штатной» SINS Mk.3), построенная на кольцевых лазерных гироскопах и созданная фирмой Sperry Marine концерна Litton Marine Systems. Эта система обеспечивает получение точного географического положения носителя (с использованием СНС GPS или без нее), а также данных о глубине и курсе. Система SINS Mk.39 mod.3 занимает на 36% меньший объем по сравнению с предыдущими инерци- альными навигационными системами семейства SINS. Помимо испытаний новой инерци- альной навигационной системы этот поход также проводился и в интересах Национальной научной организации Управления полярных программ (NSF Office of Polar Programs). 18 марта 1999 г. Hawkbill вышла из Перл- Харбора и направилась в воды Арктики. Неделю спустя она достигла кромки паковых льдов у побережья Аляски. 25 марта корабль вошел под лед и в подводном положении пошел на север через Берингов пролив. Это было рискованное мероприятие. Дело в том, что пролив на большей его части покрывали льды, толщина которых в некоторых местах достигала нескольких метров. Временами лодка шла с запасом глубины под килем менее 6 м, в то время как просвет между ограждением рубки и нижней кромкой льда сокращался до 4,5 м. В середине апреля Hawkbill возвратилась в базу, с успехом выполнив поставленную перед ней задачу. Это был последний поход корабля перед выводом его из состава ВМС США.{jcomments on}