Проект Thresher.

Проект Thresher был разработан Главным управлением кораблестроения (Bureau of Ships) в 1957-1958 гг. Это была первая многоцелевая АЛЛ, предназначенная для борьбы с надводными кораблями и подводными лодками (в первую очередь отечественными АПКР), а также для действий на коммуникациях противника.

Она имела смешанную архитектуру с двухкорпусными конструкциями в районе носово­го (торпедного) и четвертого (вспомогательных механизмов) отсеков. Прочный корпус ко­рабля в средней части и носовой оконечности был выполнен в форме цилиндров различно­го диаметра, а в кормовой оконечности (в районе турбинного отсека) - в виде эллиптичес­кого усеченного конуса. Оконечности завершались торосферическими прочными перебор­ками. Переход от одного диаметра к другому осуществлялся с помощью конических обеча­ек. В носовой переход были вварены трубы торпедных аппаратов.

По наружным обводам корпуса Thresher представляла собой тело вращения с эллипти­ческой носовой и конусообразной кормовой оконечностью, на конце которой находился семилопастной гребной винт диаметром ~ 5м. Перед винтом располагалось крестообразное кормовое оперение, включавшее в себя рули и горизонтальные стабилизаторы. На расстоя­нии примерно 16,5 м от носовой оконечности находилось крыловидное ограждение проч­ной рубки и выдвижных устройств, на котором были установлены носовые горизонталь­ные (рубочные) рули. Шахты ПМУ после их опускания и ходовой мостик закрывались щитами (для снижения гидродинамического шума). Прочный корпус выполнили из стали HY-80, обтекатель основной антенны ГАК AN/BQQ-2 - из титановых сплавов, а проницаемые оконечности и ЦГБ средней группы - из стали марки МТ-50 с пределом текучести 35 кг/мм2.

Корабль имел три группы безкингстонных ЦГБ - носовую, среднюю и кормовую. В но­совых двух группах было по три разделенных побортно цистерны, а в кормовой - одна. Кольцеобразные ЦГБ средней группы полностью охватывали прочный корпус. 13%-ный запас плавучести обеспечивал надводную непотопляемость только при затоплении одного из трех отсеков: торпедного, реакторного или вспомогательных механизмов. Цистерны продувались воздухом высокого давления. После гибели Thresher, в соответствии с про­граммой SUBSAFE, лодки данного типа оснастили системой гидразиновых генераторов газа, которая обеспечивала всплытие корабля в аварийной ситуации.

На Thresher имелось пять систем воздуха различного давления, которые использова­лись: 225 кг/см2 - в аварийно-спасательной системе; 210 кг/см2 - в центральной системе ВВД и импульсной системе торпедной стрельбы; 45 кг/см2 - в системе погружения (всплы­тия); 230 кг/см2 - в качестве рабочей и 1,0 кг/см2 - для продува ЦГБ в надводном положе­нии с целью поддержания заданных параметров положительной плавучести. Постоянный запас первой и последней из этих систем хранился в баллонах, а работу остальных - обеспечивала центральная система. Воздух для нее сжимался посредством двух поршне­вых компрессоров, имевших прямой привод от ЭД постоянного тока. Такая схема хране­ния, пополнения и использования воздуха повторялась на всех последующих АПЛ ВМС США вплоть до настоящего времени. Единственное, давление в центральной и аварийно- спасательных системах постепенно было доведено до 350 кг/см2, что заставило изменить мощность и конструкцию компрессоров.

Прочный корпус корабля делился плоскими водонепроницаемыми переборками на че­тыре отсека. В первом отсеке находились часть жилых помещений экипажа, аппаратура ГАК и боевые посты акустиков, а в его трюме — АБ. В верхнюю часть первого отсека была врезана прочная шахта с носовым входным люком, который мог использоваться для выхо­да экипажа из аварийной лодки методом свободного всплытия и для погрузки запасов.

Второй отсек по высоте делился тремя палубами. На верхней из них находились ГКП, посты управления рулями, балластом и общекорабельными системами. В корме к ГКП примыкала штурманская рубка, а в носу - рубки гидроакустиков (вероятно, она находи­лась в носовом отсеке), радиосвязи, каюта командира корабля и старпома. На средней палубе размещались большинство жилых и санитарно-бытовых помещений экипажа, пост продувания ЦГБ в надводном положении, а на нижней - казенные части ТА, УБЗ, стелла­жи для 19 запасных торпед и Ш1УР с устройствами продольного и поперечного перемеще­ния. Торпедопогрузочный люк был установлен за ограждением прочной рубки. В трюме этого отсека были смонтированы цистерны замещения боезапаса и кольцевого зазора ТА, а также уравнительные и санитарно-бытовые цистерны. Выдвижная колонка аварийного движителя (трехлопастного винта) с его приводом (асинхронным ЭД мощностью 325 кВт) располагалась в выгородке средней группы ЦГБ (в районе отсека вспомогательных меха­низмов). Во всем остальном, являясь прототипом, Thresher полностью повторяла ПЛАРБ типа LafTayete.

В период с мая 1958 г. по январь 1968 г. было построено 14 АПЛ типа Thresher. На Flasher, Greenling и Gato ГТЗА устанавливался на отключенной от корпуса платформе. Эти корабли имели удлиненный на 4,2 м корпус, благодаря чему удалось улучшить условия обитаемости и внедрить ряд конструктивных мероприятий, направленных на дальнейшее снижение шумности. На Jack (SSN-605) использовались прямодействующая ПТУ и два гребных винта соосного вращения. Данные нововведения заставили удлинить корпус лод­ки на 5,8 м. Plunger (SSN-595), Haddo (SSN-604), Dace (SSN-607) и Haddock (SSN-621) прошли модернизацию, во время которой их вооружили ПКРК Harpoon и ПУТС Мк.113 заменили системой Мк.117. Часть кораблей типа Thresher оснастили ГПБА тип 16 с обте­кателем, расположенным на левом борту корабля.

АПЛ Sturgeon была спроектирована КБ отделения Electric Boat Division в 1961-1963 гг. на базе Thresher. Она предназначалась для борьбы с надводными кораблями и подводны­ми лодками (в первую очередь отечественными АПКР), а также для действий на коммуни­кациях противника. Эта лодка была специально приспособлена для действий в водах Арк­тики, в том числе и для плавания в паковых льдах. В отличие от прототипа у Sturgeon на 4,1 м был удлинен корпус (за счет врезки цилиндрических вставок в районе первых двух отсеков), а обечайки на переходах от одной формы корпуса к другой, а также к разным диаметрам цилиндров выполнили в виде эллиптических конических обечаек. На концах горизонтальных стабилизаторов смонтировали планшайбы. С целью обеспечения действий в Арктике верхнюю часть ограждения и рубочные горизонтальные рули усилили с помощью листов из стали марки HY-80/100, ПМУ защитили специальными ледовыми кожуха­ми, а рубочному рулю (как и у Thresher) обеспечили поворот в вертикальное положение. Во всем остальном АПЛ повторяла прототип.

В период с августа 1963 г. по август 1975 г. было построено 37 кораблей типа Sturgeon. Начиная с Archerfish (SSN-678) корпус АПЛ был удлинен на 3,1 м с целью размещения новых ГАК AN/BQQ-5 с ГПБА ТВ-16 и радиоэлектронной аппаратуры. Обтекатель протя­женной антенны располагался на левом борту кораблей, а ее выходная дюза - на горизон­тальном стабилизаторе правого борта.

В начале 70-х годов Hawkbill, Pintado и William Н. Bates модернизировали в носители спасательного аппарата типа DSRV. Во время проведения капитальных ремонтов все АПЛ типа Sturgeon, кроме восьми кораблей (Sturgeon, Pargo, Ray, Lapon, Sea Devil, Bill fish, Archerfish и Parche), были вооружены ПКРК Harpoon, a 10 (Whale, Tautog, Grayling, Sun fish, Puffer, Gurnard, Hammerhead, Guitarro, Spadefish и Flying Fish) - комплексом Tomahawk с заменой ПУТС Mk.113 системой Mk.117. В 1987-1991 гг. Parche модернизировали в лодку специального назначения. Sturgeon была использована в качестве прототипа для АПЛ с системой полного электродвижения - Glenard P. Lipscomb (SSN-685).


 

Типа Thresher

Thresher (SSN-593). Верфь BMC Portsmouth Naval Shipyard (Портсмут): 28.05.1958 г.; 9.07.1960 г.; 3.08.1961 г. Входила в состав АФ. 10.04.1963 г. затонула со всем экипажем и завтем была исключена из списков ВМС США.

Permit (SSN-594). Верфь ВМС Mare Island Naval Shipyard (Сан-Франциско): 16.07.1959 г.; 1.07.1961 г.; 29.05.1962 г. Входила в состав ТФ. 23.02.1991 г. была исключена из списков ВМС США и продана на слом. С 30.09.1991 г. по 20.05.1993 г. в Бремертоне на верфи ВМС «Puget Sound Naval Shipyard»» разобрана на металл.

Plunger (SSN-595). Верфь ВМС Mare Island Naval Shipyard (Сан-Франциско): 2.03.1960 г.; 9.12.1961 г.; 21.11.1962 г. Входила в состав ТФ. 10.02.1989 г. была исключена из списков ВМС США и 31.01.1990 г. продана на слом. После выгрузки A3 реакторов прошла дезактивацию и в Бремертоне у пирса верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard поставлена в отстой. С 5.01.1995 г. по 8.03.1996 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard была разобрана на металл.

Barb (SSN-596). Верфь фирмы Ingalls Shipbuilding Corp. (Паскагула): 16.07.1959 г.; 1.07.1961 г.; 29.05.1962 г. Входила в состав ТФ. 20.12.1989 г. была исключена из спис­ков ВМС США и 31.08.1990 г. продана на слом. После выгрузки A3 реакторов прошла дезактивацию и в Бремертоне у пирса вер­фи ВМС «Puget Sound Naval Shipyard» по­ставлена в отстой. С 5.01.1995 г. по 14.03.1996 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard была разобрана на металл.

Pollack (SSN-603). Верфь фирмы New York Shipbuilding Corp. (Камден): 14.03.1960 г.; 17.03.1962 г.; 26.05.1964 г. Входила в состав ТФ. 30.01.1989 г. была исключена из спис­ков ВМС и 1.04.1989 г. продана на слом. После выгрузки A3 реакторов прошла де­зактивацию и в Бремертоне у пирса верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard поставле­на в отстой. С 9.02.1993 г. по 17.02.1995 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard была разобрана на металл. Had do (SSN-604). Верфь фирмы New York Shipbuilding Corp. (Камден): 9.09.1960 г.;

18.08.1962     г.; 16.12.1964 г. Входила в состав ТФ. 12.01.1991 г. была исключена из списков ВМС и 12.06.1991 г. продана на слом. С 30.09.1991 г. по 29.08.1992 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.

Jack (SSN-605). Верфь ВМС Portsmouth Naval Shipyard (Портсмут): 16.09.1960 г.;

24.04.1963      г.; 31.03.1964 г. Входила в состав ЛФ. 11.07.1990 г. была исключена из списков ВМС и 29.06.1990 г. продана на слом. С 30.09.1991 г. по 20.09.1992 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.

Tinosa (SSN-606). Верфь ВМС Portsmouth Naval Shipyard (Портсмут): 24.11.1959 г.; 2.12.1961 г.; 17.10.1964 г. Входила в состав АФ. 15.07.1991 г. была продана на слом, а 15.01.1992 г. официально исключена из списков ВМС. С 15.07.1991 г. по 26.06.1992 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.

Dace (SSN-607). Верфь фирмы Ingalls Shipbuilding Corp. (Паскагула): 6.01.1960 г.;

18.08.1962       г.; 4.04.1964 г. Входила в состав АФ. 2.12.1988 г. была исключена из списков ВМС США и 30.03.1989 г. продана на слом. После выгрузки A3 реакторов прошла дезак­тивацию и в Бремертоне у пирса верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard поставлена в отстой. С 1.02.1996 г. по 30.01.1997 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard была разобрана на металл.

Guardfish (SSN-612). Верфь фирмы New York Shipbuilding Corp. (Камден): 13.12.1961 г.; 15.05.1965 г.; 20.12.1966 г. Входила в состав ТФ. 14.05.1991 г. была продана на слом, а 4.02.1992 г. официально исключена из списков ВМС США. С 14.05.1991 г. но 9.07.1992 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл. Flasher (SSN-613). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон)1: 14.04.1961 г.;

22.06.1963     г.; 22.07.1966 г. Входила в состав ТФ. 18.06.1991 г. была исключена из списков ВМС США и продана на слом. С 30.09.1992 г. по 11.05.1994 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.

Greenling (SSN-614). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 15.08.1961 г.; 4.04.1964 г.; 3.11.1967 г. Входила в состав АФ. 31.10.1993 г. была исключена из списков

ВМС США и продана на слом. С 1.10.1993 г. по 30.09.1994 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard была разобрана на металл.

Gato(SSN-615). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 15.12.1961 г.; 14.05.1964 г.; 25.01.1968 г. Входила в состав АФ. В 1994 г. была исключена из списков ВМС США и продана на слом. С 20.10.1995 г. по 23.01.1997 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.

Haddock(SSN-621). Верфь фирмы Ingalls Shipbuilding Corp. (Паскагула): 24.04.1961 г.; 21.05.1966 г.; 22.12.1967 г. Входила в состав ТФ. 3.02.1992 г. была исключена из списков ВМС США и продана на слом. После выгрузки A3 реакторов прошла дезактивацию и в Бремертоне у пирса верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard поставлена в отстой. Дата разделки на металл не выяснена.


 

Типа Sturgeon

Sturgeon (SSN-637). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 10.08.1963 г.; 26.02.1966 г.; 3.03.1967 г. Входила в состав АФ. В апреле 1994 г. была исключена из спис­ков ВМС США и с 15.04.1994 г. по 11.09.1995 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.

Whale (SSN-638). Верфь отделения General Dynamics (Квинси): 27.05.1964 г.;

14.10.1966     г.; 12.10.1968 г. Входила в состав АФ. В 1995 г. была исключена из списков ВМС США. С 20.10.1995 г. по 29.09.1997 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.

Tautog (SSN-639). Верфь фирмы Ingalls Shipbuilding Corp. (Паскагула): 27.01.1964 г.;

15.04.1967       г.; 17.08.1968 г. Входила в состав ТФ. 24 июня 1970 г. в Авачинском заливе столкнулась с АПКРРК К-108 (пр. 675Ж 8.03.1997 г. была исключена из списков ВМС США и в 1998-1999 гг. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разо­брана на металл.

Grayling (SSN-646). Верфь ВМС Portsmouth Naval Shipyard (Портсмут): 12.05.1964 г.; 22.01.1967 г.; 11.10.1969 г. Входила в состав АФ. В 1996 г. была исключена из списков ВМС и продана на слом. С 1.03.1997 г. по май 1999 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.

Pogy (SSN-647). Верфь ф. Ingalls Shipbuilding Corp. (Паскагула): 5.05.1964 г.; 3.01.1967 г.; 15.05.1971 г. Входила в состав ТФ. В 1998 г.2 была исключена из списков ВМС США и в 1999-2001 гг. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобра­на на металл.

Aspro (SSN-648). Верфь фирмы Ingalls Shipbuilding Corp. (Паскагула): 23.11.1963 г.; 29.11.1967 г.; 20.02.1969 г. Входила в состав ТФ. В сентябре 1994 г. была исключена из списков ВМС США и в 2000-2003 гг. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.

Sunfish (SSN-649). Верфь отделения General Dynamics (Квинси): 15.01.1965 г.; 14.10.1966 г.; 15.03.1969 г. Входила в состав АФ. В 1995 г. была исключена из списков ВМС США и с 15.10.1996 г. по 31.10.1997 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.

Fargo (OON'OOQ). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 3.01.1964 г.; 17.09.1966 г.; 5.01.1968 г. Входила в состав АФ. В 1994 г. была исключена из списков ВМС США и с 1.10.1994 г. по 15.10.1996 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.

Queenfish (SSN-651). Верфь отделения Newport News Drydock & Shipbuilding Co. (Нью- порт-Ньюс): 11.05.1964 г.; 25.02.1966 г.; 6.12.1966 г. Входила в состав ТФ. 27.09.1990 г. была исключена из списков ВМС США и 8.11.1991 г. продана на слом. С 1.05.1992 г. по 7.04.1993 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на ме­талл.

Puffer (SSN-652). Верфь фирмы Ingalls Shipbuilding Corp. (Паскагула): 8.02.1965 г.;

30.03.1968      г.; 9.08.1969 г. Входила в состав ТФ. В 1995 г. была исключена из списков ВМС США и с 20.10.1995 г. по 28.03.1997 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.

Ray iSSN-653). Верфь отделения Newport News Drydock & Shipbuilding Co. (Ныопорт- Ньюс): 4.01.1965 г.; 21.06.1966 г.; 12.04.1967 г. Входила в состав АФ. В июле 1992 г. была исключена из списков ВМС США и в 1994-1997 гг.1 в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.

Sand Lance(SSN-660). Верфь BMC Portsmouth Naval Shipyard «Портсмут): 15.01.1965 г.;

11.11.1969     г.; 25.09.1971 г. Входила в состав АФ. В 1999 г.1 была исключена из списков ВМС и продана на слом.

Lapon (SSN-661). Верфь отделения Newport News Drydock & Shipbuilding Co. (Нью- порт-Ньюс): 26.07.1965 г.; 16.12.1966 г.; 14.12.1967 г. Входила в состав АФ. 1.10.1992 г. была исключена из списков ВМС США и 25.06.1992 г. продана на слом. В 1994-1997 гг.1 в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.

Gurnard (SSN-662). Верфь ВМС Mare Island Naval Shipyard (Сан-Франциско): 22.12.1964 г.; 20.05.1967 г.; 6.12.1968 г. Входила в состав ТФ. В 1994 г. была исключена из списков ВМС США и продана на слом. С 1.10.1994 г. по 15.10.1996 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.

Hammerhead iSSN-663). Верфь отделения Newport News Drydock & Shipbuilding Co. (Ньюпорт-Ньюс): 29.11.1965 г.; 14.04.1967 г.; 28.06.1968 г. Входила в состав АФ. В 1994 г. была исключена из списков ВМС США и с 1.10.1994 г. по 22.11.1995 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.

Sea DeviHSSN-664). Верфь отделения Newport News Drydock & Shipbuilding Co. (Нью­порт-Ньюс): 12.04.1966 г.; 5.10.1967 г.; 30.01.1969 г. Входила в состав АФ. 25.02.1991 г. была исключена из списков ВМС США и 16.10.1991 г. продана на слом. В 1992-1994 гг.1 в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.

Guitarro (SSN-665). Верфь BMC Mare Island Naval Shipyard (Сан-Франциско): 9.12.1965 г.; 27.07.1968 г.; 9.09.1972 г. Входила в состав ТФ. 1.10.1997 г. была исключена из списков ВМС США и 29.05.1992 г. продана на слом. С 30.10.1992 г. по 18.10.1994 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.


 

Hawkbill iSSN-666). Верфь ВМС Mare Island Naval Shipyard (Сан-Франциско):

12.09.1966       г.; 12.04.1969 г.; 4.02.1971 г. Входила в состав ТФ. В 1998 г. исключена из списков ВМС США1.

Bergall iSSN-667). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 16.04.1966 г.; 17.02.1968 г.; 13.06.1969 г. Входила в состав АФ. В 1995 г. была исключена из списков ВМС США и с 20.10.1995 г. по 29.09.1997 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.

Spade fish (SSN-668). Верфь отделения Newport News Drydock & Shipbuilding Co. (Нью- порт-Ньюс): 21.12.1966 г.; 15.05.1968 г.; 14.08.1969 г. Входила в состав АФ. В 1994 г.1 была исключена из списков ВМС США и 16.10.1991 г. продана на слом. С 1.10.1996 г. по 24.10.1997 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.

Seahorse (SSN-669). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 13.08.1966 г.;

15.06.1968     г.; 19.09.1969 г. Входила в состав АФ. В 1995 г. была исключена из списков ВМС США и с 1.03.1995 г. по 30.09.1996 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.

Finback (SSN-670). Верфь отделения Newport News Drydock & Shipbuilding Co. (Нью- порт-Ныос): 26.06.1967 г.; 7.12.1968 г.; 4.02.1970 г. Входила в состав АФ. В 1996 г.1 была исключена из списков ВМС США и с 15.10.1996 г. по 30.10.1997 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.

Pintado (SSN-672). Верфь ВМС Mare Island Naval Shipyard (Сан-Франциско):

27.10.1967     г.; 16.08.1969 г.; 11.09.1971 г. Входила в состав ТФ. 1.10.1997 г. была исключена из списков ВМС США.

Flying Fish (SSN-673). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 30.06.1967 г.;

17.05.1969      г.; 29.04.1970 г. Входила в состав АФ. В 1995 г. была исключена из списков

ВМС США и с 20.10.1995 г. по 15.10.1996 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.

Trepang (SSN-674). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 28.10.1967 г.;

27.09.1969     г.; 14.08.1970 г. Входила в состав АФ. В 1995 г.1 была исключена из списков ВМС США.

Bluefish (SSN-675). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 13.03.1968 г.;

10.01.1970     г.; 8.01.1971 г. Входила в состав АФ. В 1997 г.1 была исключена из списков ВМС США.

Bill fish (SSN-676). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 20.09.1968 г.; 1.05.1970 г.;

12.03.1971     г. Входила в состав АФ. В 1997 г.1 была исключена из списков ВМС США. Drum (SSN-677). Верфь ВМС Mare Island Naval Shipyard (Сан-Франциско): 20.08.1968 г.;

23.05.1970       г.; 15.04.1972 г. Входила в состав ТФ. В 1995 г.1 была исключена из списков ВМС США.

Archerfish (SSN-678). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 19.06.1969 г.;

16.01.1971      г.; 17.12.1971 г. Входила в состав АФ. 1.10.1997 г. была исключена из списков ВМС США.

Silversides (SSN-679). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 28.11.1969 г.;

4.06.1971       г.; 5.05.1972 г. Входила в состав АФ. В феврале 1994 г. была исключена из списков ВМС США.

William Н. Bates (SSN-680, б. Redfish). Верфь фирмы Ingalls Shipbuilding Corp. (Пас- кагула): 24.11.1969 г.; 11.12.1971 г.; 5.05.1973 г. Входила в состав ТФ. В 1996 г.1 была исключена из списков ВМС США.

Batfish (SSN-681). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 9.02.1970 г.; 9.10.1971 г.;

1.09.1972    г. Входила в состав АФ. В 1997 г.1 была исключена из списков ВМС США. Tunny (SSN-682). Верфь фирмы Ingalls Shipbuilding Corp. (Паскагула): 22.05.1970 г.;

10.06.1972      г.; 26.01.1974 г. Входила в состав ТФ. 1.10.1997 г. была исключена из списков ВМС США.

Parche (SSN-683). Верфь фирмы Ingalls Shipbuilding Corp. (Паскагула): 10.12.1970 г.; 13.01.1973 г.; 17.08.1974 г. Входила в состав ТФ. В 1987-1991 гг. была модернизирована в лодку специального назначения. 19.10.2004 г. исключена из списков ВМС и в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound разобрана на металл.

С avail а (SSN-684). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 19.06.1969 г.; 16.01.1971 г.; 17.12.1971 г. Входила в состав ТФ. 1.10.1997 г. была исключена из списков ВМС США.

L. Mendel Rivers {SSN-686). Верфь отделения Newport News Drydock & Shipbuilding Co. (Ныопорт-Ныос): 26.06.1971 г.; 2.06.1973 г.; 1.02.1975 г. Входила в состав АФ. В 1997 г.1 была исключена из списков ВМС США и в 1998 г. продана на слом.

Richard В. Russell (SSN-687). Верфь отделения Newport News Drydock & Shipbuilding СоЛНьюпорт-Ньюс): 19.10.1971 г.; 12.01.1974 г.; 16.08.1975 г. Входила в состав ТФ. В 1997 г.1 была исключена из списков ВМС США и в 1998 г. продана на слом.


 

Thresher (SSN-593) первой из американ­ских АПЛ получила ПУТС2 Mk.113 Torpedo FCS с системой дистанционного управления торпедной стрельбой с одного пульта консоль­ного типа. Дистанция, курс и скорость цели в ней определялись на основе обработки в ЭВМ отфильтрованного акустического пеленга на цель и вектора скорости ПЛ. Данные о целях отображались на двух индикаторах (диспле­ях). Операторы систем считывали и анализи­ровали данные, внося, в случае необходимос­ти, поправки в органы управления, расположенных на панелях. На основе информации о целях блоки управления стрельбой обеспечи­вали формирование траекторий движения тор­пед и вырабатывали соответствующие коман­ды телеуправления. Они обеспечивали также необходимой информацией специальную ЭВМ, которая по данным от чувствительного эле­мента вырабатывала сигналы, с помощью ко­торых инерциальная платформа ПЛРК SUBROC выставлялась в плоскость горизон­та. Пульт управления атакой был оборудован дисплеем тактической обстановки и панелью отображения состояния торпедного вооруже­ния. Для обеспечения боевого применения тор­пед Мк.48 дополнительно устанавливались па­нели управления с генератором тональных сиг­налов. С помощью этих сигналов осуществлял­ся ввод данных стрельбы в блоки управления БСУ торпед Мк.16, Мк.37 и Мк.48 различных модификаций.

В процессе постройки корабли типа Thre­sher получали ПУТС Mk.113 Torpedo FCS mod.2. Впоследствии ее модернизировали в mod.8. Эта модификация приборов устанав­ливалась также на АПЛ Glenard P. Lipscomb (SSN-685). Развитием ПУТС Mk.113 стали приборы Мк.117, которыми в процессе по­стройки оснащались Narwhal и некоторые из кораблей тина Los Angeles, а в процессе мо­дернизации - Glenard P. Lipscomb, часть ко­раблей типа Sturgeon (SSN-638, SSN-639, SSN-646-SSN-649, SSN-652, SSN-662, SSN-663, SSN-665, SSN-668, SSN-669 и SSN-673), а так­же Thresher (SSN-595, SSN-604, SSN-607 и SSN-621). Дальнейшим развитием этих ПУТС стали Mk.118 Digital FCS, предназначавшие­ся для ПЛАРБ типа Ohio.

Всего в период с мая 1958 г. по январь 1968 г. были построены 14 АЛЛ типа Thresh nr. Одну из них - Jack (SSN-605) - оснастили пря- модействующей (без редуктора) ПТУ и двумя винтами соосного вращения, меньшего, чем на серийных кораблях, диаметра. Оба ново­введения были направлены на снижение шум- ности. Из-за сравнительно больших размеров ПТУ корпус лодки удлинили на 5,8 м. По не­которым данным, Jack также получил ЭД вдвое большей мощности, чем на однотипных кораблях. Как показали испытания, исполь­зованная на этой лодке ПТУ, несмотря на воз­росшие массогабаритные характеристики, не способствовала снижению уровня первичного акустического поля, имея при этом сложную конструкцию, создававшую проблемы в процессе эксплуатации. Кроме того, она давала прирост в скорости хода. Подобное конструк­тивное решение на американских АПЛ боль­ше пока не повторялось. После завершения испытаний Jack получила ПТУ традиционно­го типа.

На три корабля, стоившихся на верфи фир­мы отделения «Electric Boat Division» в Грото- не - Flasher (SSN-613), Greenling(SSN-614) и Gato (SSN-615) - ГТЗА установили на отклю­ченной от корпуса платформе и внедрили ряд конструктивных мероприятий, направленных на дальнейшее снижение шумности. Эти ко­рабли имели удлиненный на 4,2 м корпус. По своим основным элементам они были настоль­ко близки к АПЛ типа Sturgeon (SSN-637), что некоторое время отождествлялись с ними. Plunger (SSN-595), Haddo (SSN-604), Dace (SSN-607) и Haddock (SSN-621) во время про­ведения второго капитального ремонта прошли модернизацию, во время которой их вооружили ПКРК Harpoon и ПУТС Мк.113 заменили сис­темой Мк.117. Часть кораблей типа Thresher оснастили ГПБА ТВ-16 с обтекателем, распо­ложенным на левом борту корабля.

После гибели самой Thresher в апреле 1963 г. все лодки данного типа в соответствии с программой SUBSAFE оснастили системой гидразиновых генераторов газа, которая обес­печивала всплытие корабля в аварийной си­туации. С мая 1963 г. эти лодки стали класси­фицировать как тип Permit (SSN-594).

Развитием Thresher стала Sturgeon, спро­ектированная КБ отделения Electric Boat Division специально для действий в водах Ар­ктики, в том числе и для плавания в пако­вых льдах. В принципе она во многом повто­ряла предшественницу и некоторое время рас­сматривалась как ее модификация (larger Thresher). У этой лодки на 4,1 м был удлинен корпус (за счет врезки цилиндрических вста­вок в районе первых двух отсеков), а обечай­ки на переходах от одной формы корпуса к другой, а также к разным диаметрам цилинд­ров выполнили в виде эллиптических кони­ческих обечаек (а не конусов, как на Thre­sher). На концах горизонтальных стабилиза­торов смонтировали планшайбы. По одним данным, они являлись гидродинамическими стабилизаторами, а по другим - использова­лись для размещения третьей (кормовой) пары бортовых антенн ГАС AN/BQR-7 (AN/BQR-7E), использовавшихся для определения дистанции до цели. С целью обеспечения действий в Ар­ктике верхнюю часть ограждения и рубочные горизонтальные рули усилили с помощью ли­стов из стали марки HY-80/100, ПМУ защити­ли специальными ледовыми кожухами, а ру­бочному рулю (как и у Thresher) обеспечили поворот в вертикальное положение. Во всем остальном АПЛ повторяла прототип.

В период с августа 1963 г. по август 1975 г. было построено 37 кораблей типа Sturgeon. В ходе проведения работ в проект постоянно вносились изменения, которые практически не отражались на их внешнем виде. Начиная с Archerfish (SSN-678) корпус АПЛ был удли­нен на 3,1 м для размещения новых ГАК AN/ BQQ-5 с ГПБА ТВ-16 и радиоэлектронной ап­паратуры. Обтекатель протяженной антенны располагался на левом борту кораблей, а ее выходная дюза - на горизонтальном стабили­заторе правого борта.

Основным элементом ГАК AN/BQQ-5 яв­ляется сферическая антенна AN/BQS-13 диа­метром около 4,6 м. На Sturgeon она разме­щалась в проницаемой носовой оконечности и была соединена с носовой переборкой проч­ного корпуса горизонтальной шахтой диамет­ром 1,5 м. Сверху ее поддерживал кронштейн, закрепленный на стенках ЦГБ носовой груп­пы. На этом кронштейне, непосредственно над антенной был установлен кольцевой щит, вы­ступающий за ее пределы. Такое конструк­тивное решение снижало уровень собственных помех работе ГАК. Его впервые применили на Sturgeon и впоследствии повторили на Los Angeles.


 

В начале 70-х годов Hawkbill (SSN-666), Pintado (SSN-672) и William Н. Bates (SSN-680) модернизировали в носители спасательного аппарата типа DSRV(Deep Submergence Re­scue Vehicle)1, который мог доставляться к ава­рийной лодке. С этой целью над кормовым ава­рийно-спасательным люком (ведущим в энер­гетический отсек) смонтировали специальные пилоны, на которых «сидит» и транспортиру­ется аппарат. После этого корабли классифи­цировались как лодки-носители (Mother)

Во время проведения капитальных ремон­тов все АПЛ типа Sturgeon (кроме Sturgeon, Pargo, Ray, Lapon, Sea Devil, Bill fish, Archer­fish и Parche) были вооружены ПКРК Har­poon, a Whale, Tautog, Grayling, Sun fish, Puffer, Gurnard, Hammerhead, Guitarro, Spade fish и Flying Fish - комплексом Toma­hawk с заменой ПУТС Mk.113 системой Mk.117. Ракеты того и другого комплексов принимались в счет торпедного боезапаса и ПЛУР ПЛРК SUBROC. В 1987-1991 гг. Parche модернизировапи в лодку специального назна­чения. В 1977-1978 гг. Silversides и Rachard В. Russell оснастили системой GNATS (General Noise and Tonal System) - вероятно, снятия шумовых «портретов» советских АГ1Л с антен­нами, смонтированными под обтекателями за ограждением прочной рубки и над проницае­мой кормовой оконечностью.

В целом АПЛ типа Sturgeon считались до­вольно удачными кораблями. Они несли бое­вое патрулирование до конца 90-х годов про­шлого столетия. Показательно то, что до это­го момента АПЛ ВМС США в общей сложнос­ти предприняли около 20 походов к Северно­му полюсу, и большую часть из них соверши­ли корабли типа Sturgeon. На закате своей карьеры они сыграли огромную роль в океано­графических и геофизических исследованиях Арктики. Так, например, в начале 1993 г.

Pargo{SSN-650) по заказу Геологического об­щества США предприняла поход под паковы­ми льдами вокруг Северного полюса с его нео­днократным пересечением. Этот поход оказал­ся настолько успешным, что в середине 1994 г. между Управлением морских операций ВМС США (Office of Naval Operations) и Геологи­ческим обществом США был заключен специ­альный меморандум об использовании АПЛ для исследований Арктики в рамках програм­мы SCICEX. Эта программа предусматрива­ла картографирование рыхлых донных отло­жений и грунта под ними, батиметрию (для правильного понимания и моделирования ар­ктических течений), сбор данных о гравита­ционных аномалиях.

Вместе с тем поход Pargo показал, что она не имела оборудования, позволявшего полу­чать необходимые данные в области морфо­логии и структуры донных отложений. Для ре­шения этой проблемы была разработана спе­циальная аппаратура SCAMP (Seafloor Cha­racterization and Mapping Pod), позволявшая определять характеристики грунта и прово­дить картографирование. В состав этой аппа­ратуры входила узкополосная ГАС бокового обзора SeaMARC с рабочей частотой 12 кГц. Каждая из четырех антенн этой станции дли­ной 5 и шириной 1 м, смонтированных по бор­там прочного корпуса, несла четыре горизон­тальных ряда приемо-передающих элементов. Кроме SeaMARC в состав аппаратуры SCAMP также входила ГАС высокого разрешения (до 10 см) с импульсными сигналами с линейной частотной модуляцией, предназначавшаяся ддя определения профиля грунта под рыхлы­ми отложениями и являвшаяся специальной модификацией станции гражданского назна­чения Bathy-2000.

Данные от SeaMARC и узкополосной стан­ции поступали и обрабатывались в централь­ном вычислительном устройстве Sun Ultra­SPARC с дисплеем и периферийным оборудо­ванием. Второй такой же компьютер входил в систему привязки к текущим координатам (к штурманской прокладке) DAQCS (Data Acguisition, logging archiving and Quality Control System), которая располагалась в тор­педном отсеке.

В рамках программы SCICEX в общей сложности было осуществлено три похода АПЛ типа Sturgeon: CavaJla (SSN-684) - в 1995 г.; Pogy (SSN-647) - в 1996 г. и Archer fish (SSN-678) - в 1997 г. Все они начинались в ВМб Гротон (штат Коннектикут) и продолжа­лись около 80 суток, из которых больше поло­вины проводились в водах Арктики под пако­выми льдами. За одни сутки корабли прохо­дили в среднем 250 морских миль с постоян­ным проведением обсерваций. При этом ши­рина полосы наблюдения достигала 16-20 км. Таким образом, при условии непрерывной ра­боты аппаратуры SCAMP, в среднем за час обследовалось 320 км2 (или 7680 км2/сут.). Ин­тересно то, что эти исследования, в частно­сти, выявили, что Северный Ледовитый оке­ан разделен Гребнем Ломоносова на две час­ти, а также то, что этот гребень является длин­ным обломком континентальной земной коры, расположенным за пределами континенталь­ного шельфа Баренцева моря. Как известно, эти данные в нашей стране были получены только лишь во второй половине нулевых годов во время экспедиции НИС Академик Келдыш. Правда, отечественные ученые при­шли к выводу, что Гребень Ломоносова все же является продолжением континентального шельфа.

В 1999 г. еще одна АПЛ типа типа Sturgeon - Hawkbill (SSN-666) - предприняла поход к Северному полюсу. На этом корабле, для про­ведения испытаний, была установлена новая инерциальная система SINS Mk.39 mod.3 (вме­сто «штатной» SINS Mk.3), построенная на кольцевых лазерных гироскопах и созданная фирмой Sperry Marine концерна Litton Marine Systems. Эта система обеспечивает получение точного географического положения носите­ля (с использованием СНС GPS или без нее), а также данных о глубине и курсе. Система SINS Mk.39 mod.3 занимает на 36% меньший объем по сравнению с предыдущими инерци- альными навигационными системами семей­ства SINS. Помимо испытаний новой инерци- альной навигационной системы этот поход также проводился и в интересах Националь­ной научной организации Управления поляр­ных программ (NSF Office of Polar Programs). 18 марта 1999 г. Hawkbill вышла из Перл- Харбора и направилась в воды Арктики. Не­делю спустя она достигла кромки паковых льдов у побережья Аляски. 25 марта корабль вошел под лед и в подводном положении по­шел на север через Берингов пролив. Это было рискованное мероприятие. Дело в том, что пролив на большей его части покрывали льды, толщина которых в некоторых местах дости­гала нескольких метров. Временами лодка шла с запасом глубины под килем менее 6 м, в то время как просвет между ограждением рубки и нижней кромкой льда сокращался до 4,5 м. В середине апреля Hawkbill возврати­лась в базу, с успехом выполнив поставлен­ную перед ней задачу. Это был последний по­ход корабля перед выводом его из состава ВМС США.{jcomments on}