В середине 60-х годов в КБ отделения Electric Boat Division по заказу Бюро кораблестроения приступили к проектированию экспериментальной многоцелевой лодки, получившей название Narwhal (SSN-671), оснащенной водоводяным реактором S5G с естественной циркуляцией теплоносителя первого контура (без использования ЦНПК), которым предполагали оснастить АЛЛ третьего поколения. В основе проекта Narwhal лежала идея создания лодки, предназначенной в основном для борьбы с советскими АПКР на противолодочных рубежах - своеобразное возвращение к rRillibeo (SSN-597), но без каких-либо ограничений по нормальному водоизмещению. Исходя из модели использования этого корабля, ему не требовалась высокая скорость в подводном положении. Особое внимание обращалось на снижение шумности и в первую очередь ПТТУ.
Narwhal по общей компоновке, ПТУ и составу вспомогательных механизмов должен был повторять Sturgeon, а все изменения предполагали снижение уровня первичного акустического поля и собственных помех работе гидроакустических средств. С этой целью отказан ись от двухкориусной конструкции в районе отсека вспомогательных механизмов и на большей части длины (за исключением первого отсека) All Л выполнили однокорпусной, что позволяло увеличить жесткость корпуса корабля и снизить его вибрацию под воздействием набегающего потока. Данное решение привело к отказу от средней группы ЦГБ, что потребовало увеличения длины кормовой оконечности корабля. При этом количество цистерн в кормовой группе сократилось до двух. Прочный корпус Narwhal делился лишь двумя водонепроницаемыми переборками, которыми был выделен реакторный отсек. Подобное решение упростило общую компоновку ПТУ и вспомогательных механизмов, свело к минимуму проблемы, связанные с ограничением длины отсеков, и упрощало прокладку общекорабельных систем.
Narwhal закончили постройкой в июле 1969 г. Как показали его испытания, ППУ на основе реактора S5Ga полностью отвечала предъявляемым к ней требованиям. После отработки ее использовали как основу в процессе создания установки для АПЛ типа Los Angeles. С первой половины 70-х годов Narwhal служила в качестве обычного боевого корабля. На лодке были проведены испытания ГБПА ТВ-16 и одного из «привязных» НГ1А, который вместе с барабаном для кабель-троса и лебедкой размещался в ангаре, смонтированном над кормовой проницаемой оконечностью. Во время капитального ремонта ГАК AN/ BQQ-2 заменили комплексом ANYBQQ-5. АЛЛ исключили из списков ВМС только лишь в июле 1999 г. - после 30-летней эксплуатации. По некоторым данным, в настоящее время корабль в Ньюпоте (штат Кентукки) используется в качестве музея.
АПЛ Narwhal была спроектирована КБ отделения Electric Boat Division в 1962-1964 гг. на базе Sturgeon. С одной стороны, она предназначалась для борьбы ПЛ на противолодочных рубежах и на подходах к базам противника, а с другой - являлась экспериментальным кораблем. Предполагалось, что он станет прототипом для торпедных АПЛ третьего поколения (впоследствии Los Angeles). С точки зрения архитектуры корабль отличался от Sturgeon отсутствием двухкорпусной конструкции в средней части корпуса и отсека вспомогательных механизмов (его объединили с турбинным отсеком). На большей части длины Narwhal имел однокорпусную конструкцию, что заставило отказаться от средней группы ЦГБ - ее перенесли в корму. В результате длина корабля по сравнению с прототипом увеличилась на 6,9 м.
Исходя из предназначения, АПЛ не должна была иметь высокой скорости хода, и главным требованием, предъявляемым к ней, являлось максимально возможное снижение уровня шумности. Одним из основных направлений решения этой задачи стало использование ППУ с естественной циркуляцией теплоносителя первого контура. В этой схеме отсутствуют сильно шумящие ЦНПК. Narwhal был оснащен ЯР S5Ga, который стал прототипом для реактора S6G, который стал основой ППУ на АПЛ типа Los Angeles. Во всем остальном Narwhal в основном повторял прототип.
АПЛ Glenard P. Lipscomb была спроектирована КБ отделения Electric Boat Division в 1965-1968 гг. как 38-я лодка типа Sturgeon, имеющая систему полного электродвижения, а также сниженный уровень первичного акустического поля. Особенностью этого корабля являлось то, что при его создании подход к проблеме шума рассматривался комплексно. Он включал в себя не только использование АЭУ с реактором, имеющим естественную циркуляцию теплоносителя первого контура, а также низко оборотного ПТА для привода многополюсного генератора системы движения, но и обесшумливание отдельных элементов ГЭУ, широкое применение двойной амортизации основных и вспомогательных механизмов, звукоизоляционных и звукопоглощающих покрытий. Glenard P. Lipscomb практически полностью повторял Sturgeon за исключением реакторного и кормового энергетического отсека. Ввиду малых надежности и КПД система электродвижения до настоящего времени на АПЛ ВМС США пока не повторялась.
Narwhal (SSN-671). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 17.01.1966 г.; 9.09.1967 г.; 12.07.1969 г. Входила в состав АФ. 1.07.1999 г. была исключена из списков ВМС США. После выгрузки A3 реакторов прошла дезактивацию и в Бремертоне у пирса верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard поставлена на отстой.
Glenard P. Lipscomb (SSN-685). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 5.06.1971 г.; 4.08.1973 г.; 21.12.1974 г. Входила в состав АФ. 11.06.1990 г. была исключена из списков ВМС США и 11.07.1990 г. продана на слом. После выгрузки A3 реакторов прошла дезактивацию и в Бремертоне у пирса верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard поставлена на отстой. С 6.01.1997 г. по 1.12.1998 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard была разобрана на металл.
Совсем иначе сложилась судьба другой американской экспериментальной АПЛ - Glenard P. Lipscomb (SSN-685). Его проект также был разработан КБ отделения Electric Boat Division по заказу Главного управления кораблестроения. По замыслу, это должна была быть 38-я лодка типа Sturgeon, имеющая систему полного электродвижения, а также сниженный уровень первичного акустического поля. Особенностью этого корабля являлось то, что при его создании подход к проблеме шума рассматривался комплексно. Он включал в себя не только использование АЭУ с реактором, имеющим естественную циркуляцию теплоносителя первого контура, а также низко оборотного ПТА для привода многополюсного генератора системы движения, но и обесшумливание отдельных элементов ГЭУ, широкое применение двойной амортизации основных и вспомогательных механизмов, звукоизоляционных и звукопоглощающих покрытий.
Все эти нововведения в перспективе предполагалось использовать при создании ПЛАРБ типа Ohio. Однако оказалось, что для достижения требуемого уровня шумности нормальное водоизмещение Glenard P. Lipscomb пришлось увеличить более чем в 1,5 раза по сравнению со Sturgeon - до 5800 т (против 3640 т), и это при том же составе ракетно-торпедного и радио технического вооружения. Кроме того, по сравнению с ГТЗА система электродвижения имела низкую надежность и невысокий КПД, обеспечивая при этом сравнительно невысокую скорость хода в подводном положении.
Как следствие в середине 70-х годов и был сделан вывод о том, что при существовавшем уровне развития техники сочетание в одной АПЛ большой скорости подводного хода и малой шумности практически невозможно. Тем не менее в Ohio реализовали целый ряд решений, использованных в Glenard P. Lipscomb.
Что же касается самой этой лодки, то средства на ее постройку были выделены в рамках бюджета на 1968 финансовый год. Однако заложили корабль только лишь в июне 1971 г., что объясняется проблемами, возникшими в процессе разработки проекта, получившего необычное для АПЛ ВМС США обозначение - TEDS (Turbine-Electric Drive Submarine). АПЛ ввели в строй 21 декабря 1974 г. Glenard Р Lipscomb прослужила недолго - в 1989 г. ее исключили из списков ВМС и в 1997 г. разобрали на металл.{jcomments on}