Если проанализировать ТТЭ американских АПЛ второго поколения, то станет очевидным], что скорость их хода в подводном положении колебалась от 23 (у Glenard P. Lipscomb) до 29 (у Skipjack) уз. Характерно то, что она падала от серии к серии, и у самой многочисленной серии кораблей типа Sturgeon не превышала 25 уз. Такое положение вещей объясняется кругом задач, решение которых возлагалось на эти корабли. В первую очередь они предназначались для борьбы с советскими АЛЛ на противолодочных рубежах, а также на выходе из баз, и поэтому приоритет отдавайся не скорости, а скрытности и эффективности гидроакустических средств.
Идея создания многоцелевой АПЛ, имеющей более высокую скорость хода в подводном положении, по сравнению с лодками ВМС США предшествующих типов, возникла еще в 1963 г. Впоследствии ее реализовали в проекте Los Angeles. Благодаря скорости лодка могла бы оказывать непосредственную поддержку действиям группировок надводных кораблей (прежде всего АУГ). Согласно замыслу, АПЛ должна была осуществлять разведку по курсу следования соединения, скорость которого определялась максимально возможным ходом атомного авианосца (более 30 уз.). Действуя в режиме «рывок-дрейф» (т.е. чередуя режимы хода на полном ходу и поисковой скорости), скоростная АПЛ вела бы поиск лодок противника, не допуская их сближения с кораблями охраняемого соединения для нанесения торпедного или ракетного ударов. Кроме того, высокая скорость хода позволяла быстро разворачивать многоцелевые АПЛ в районах возможных боевых действий и использовать их «по вызову» с максимально возможной эффективностью.
В качестве прототипа были выбраны Sturgeon (в части, касающейся обводов корпуса и общей компоновки) и Narwhal (в части, касающейся ППУ с естественной циркуляцией теплоносителя в первом контуре). Правда, в отличие Sturgeon, специалисты Управления кораблестроения и вооружения ВМС США решили на Los Angeles отказаться от некоторых технических решений, связанных с обеспечением безопасности плавания в ледовых условиях. К таким решениям можно отнести усиленную конструкцию ограждения прочной рубки и проницаемых оконечностей корпуса. Los Angeles стала первой полностью однокориусной АПЛ мира. На всем ее протяжении отсутствует как легкий корпус, так и надстройка. Цистерны главного балласта окончательно разделили на носовую и кормовую группы и сгруппировали в оконечностях. Таким образом, подводное кораблестроение США завершило эволюционную линию перехода на полностью однокорпусный архитектурно-конструктивный тип АПЛ. Как представляется, одной из главных причин такого перехода стало стремление к увеличению жесткости корпуса корабля и снижению его вибрации под воздействием набегающею потока. Прочный корпус Los Angeles является цилиндром единого диаметра, с коническими секциями в оконечностях, заканчивающимися прочными торосферическими переборками.
Такое техническое решение обеспечило не только более высокую технологичность постройки корабля, но и оказало благоприятное влияние на его общую компоновку. Его «побочным» результатом стало то, что лодка делиться водонепроницаемыми переборками только лишь на три отсека. В носовом отсеке сосредоточены торпедное вооружение, ГКП, жилые и бытовые помещения экипажа, ряд вспомогательных механизмов, аварийный ди- зель-генератор и АБ. Во втором отсеке размещен реактор, а в третьем - ПТУ, основное оборудование ЭЭС и вспомогательные механизмы. Интересно также и то, что однокор- пусное исполнение корабля заставило сместить ТА в нос — они вварены в носовую коническую секцию прочного корпуса под углом к диаметральной плоскости. Такая схема, в свою очередь, заставила удлинить носовую проницаемую часть лодки и тем самым обеспечить наиболее благоприятные условия для работы ГАК. Для этой же цели основную антенну комплекса прикрыли специальными экранами, отделяющими ее от носовой группы ЦГВ, и изменили конструкцию носовой горизонтальной шахты, соединяющей с носовой переборкой прочного корпуса. В дальнейшем это удлинение позволило разместить в носовой оконечности 12 шахт для запуска КР Tomahawk, а затем - заваливающиеся носовые горизонтальные рули.
Удлинение носовой оконечности потребовало адекватного увеличения длины кормовой оконечности и забортной части линии вала. На последней модификации этот объем использовали для размещения лебедки, барабана и других механизмов протяженной гидроакустической буксируемой антенны ТВ-23 (ТВ-29 или ТВ-29А).
Переход к однокорпусной архитектуре также привел к тому, что ограждение прочной рубки, в отличие от американских АПЛ второго поколения, было полностью изолировано от проницаемой носовой оконечности, и его вибрация, вызванная движением лодки, не передавалась на легкие конструкции корпуса. Недостатками архитектуры и общей компоновки Los Angeles специалисты считают то, что они не обеспечивают надводную непотопляемость, а также требуемую боевую и аварийную живучесть, так как в одном отсеке сосредоточены АБ, торпедное вооружение и ГКП со всеми системами управления кораблем.
Для обеспечения высокой скорости хода на Los Angeles использовали ППУ, построенную на базе нового реактора S6G, имеющего вдвое большую мощность реактора предыдущего проекта (S5W). Так как этот реактор имеет большие массогабаритные характеристики, пришлось увеличить диметр прочного корпуса на 0,4 м по сравнению с АПЛ Stergeon. Реактор S6G создавался для перспективного эсминца проекта D2G и был использован исключительно с целью сокращения финансовых затрат и времени проектировния. Однако данное решение не позволило ооеспечить полноценную естественную циркуляцию теплоносителя в первом контуре, как это было реализовано на Narwhal.
Вооружение АПЛ типа Los Angeles состоит из четырех носовых 533-мм ТА при общем боезапасе 26 торпед Мк.48 различных модификаций и ПЛУР ПЛРК SUBROC или мин Мк.60 и Мк.67. Торпедный комплекс оснащен автоматизированной системой продольного и поперечного перемещения боезапаса на стеллажах, а также УБЗ ТА. На корабле используется гидравлическая система пуска оружия из ТА, приводимая в действие поршневыми насосами постоянного объема. Она отличается высокой надежностью, но имеет при этом сравнительно большие массу и габариты, издает большой шум в процессе работы и характеризуется продолжительностью цикла выстреливания. Немалой проблемой является монтаж такой системы на лодке. Информация от ГАК поступает в ПУТС, СУРС и АСБУ (на кораблях третьей серии). В этих системах она соответствующим образом обрабатывается и используется в процессе применения оружия. На первой серии АПЛ типа Los Angeles роль этих систем выполняли ПУТС Мк.113 Torpedo FCS mod. 10, а затем Мк.117, а на второй их дополнили СУРС Mk.l mod.O (mod.2). Они решают следующие задачи: определение параметров движения до пяти целей; выработка данных стрельбы по ним; подготовка ТА и торпед к стрельбе и наведение телеуправляемых торпед; применение ПЛУР комплекса SUBROC; постановка мин в заданном районе и в определенном порядке. Кроме того, они обеспечивают боевое использование различных модификаций ПКР Harpoon и КР Tomahawk.
Корабли третьей серии АПЛ типа Los Angeles получили АСБУ AN/BSY-1, которая решает более широкий круг задач. В частности: те же, что и ПУТС (правда, по 30-35 целям); сбор и обработка информации от корабельных РТС и внешних источников; освещение тактической обстановки; управление техническими средствами ПЛ; документирование информации и анализ проведенных атак; расчет и отображение гидроакустической обcтановки; диагностика и проверка боеготовности системы, а также тренировка корабельных расчетов.
Работы над АСБУ AN/BSY-1 начались в 1982 г. в рамках программы SubASC (Submarine Advanced Combat System). Специально для этой системы были разработаны новые гидроакустические средства, процессоры обработки информации, универсальные индикаторные устройства и системы связи. БИУС AN/BSY-1 построена на базе миниатюрных ЦВМ AN/UYK-43 и AN/UYK-44, а также модульного процессора AN/UYS-2 с быстродействием 100 млн. операций в секунду. Все эти вычислительные машины были созданы на основе технологии интегральных схем со сверхвысоким быстродействием. БИУС соединена с источниками информации и системами управления стрельбой при помощи волокон- но-оптических линий. Она обеспечивает боевое использование всех модификаций торпеды Мк.48, ПЛУР комплекса SUBROC, КР Tomahawk, ПКР Harpoon и мин.
Всего в период с января 1972 г. по сентябрь 1996 г. были построены 62 корабля типа Los Angeles, которые в настоящее время составляют основу подводных сил многоцелевого назначения. Они делятся на три серии, различающиеся между собой рядом конструктивных решений, составом радиотехнических средств и вооружения. Всего в ходе серийной постройки в первоначальный проект Los Angeles было внесено 25 крупных и около 4000 более мелких изменений. Все они неизбежно приводили к росту стоимости кораблей. Так, например, головная Los Angeles стоила 221, 25 млн. долларов, New York City (переданная ВМС в марте 1979 г.) - 325,6 млн. долларов, а Phoenix (переданная ВМС в декабре 1981 г.) - 495,8 млн. долларов. Столь стремительный рост стоимости АПЛ типа Los Angeles даже стал предметом рассмотрения специально созданной комиссии Конгресса США, но так остановлен и не был.
В Гротоне корабли этого типа строились по той же технологии, что ракетоносцы системы Trident. Единственное, надо добавить, что после выхода на полную мощность комплекс в Куонсет-Пойнте стал выпускать цилиндрические секции для корпусов не только для кораблей системы Trident, но также и для АПЛ типа Los Angeles. Причем как для тех, что строились в Гротоне, так и для тех, что были заказаны верфи компании Newport News Shipbuilding and Dry Dock Co. в Ньюпорт-Нью- ce, которая раньше их получала от канадской ф ирмы Vickers.
Интересно то, что испытания спускового сооружения кораблей системы Trident, построенного на верфи отделения Electric Boat Div., проводились с участием Jacksonville (седьмой в серии типа Los Angeles). Так как ее водоизмещение в порожнем состоянии было около 4000 т (что приблизительно в три раза меньше, чем у корабля типа Ohio), для перевозки использовалось 38 четырехколесных самоходных тележек (вместо 93, предусмотренных для Ohio)у на которые было наложено 17 опорных конструкций, непосредственно несших на себе лодку. Процесс спуска на воду занял около недели и завершился официальной церемонией 18 ноября 1978 г.
Как уже говорилось (см. система Trident), предприятие в Гротоне оказалось не готовым к параллельной реализации двух кораблестроительных программ по АПЛ нового поколения: 6900-тонных многоцелевых типа Los Angeles и 18 700-тонных ракетных типа Ohio. В частности, по вине заказчика (ВМС) была недостаточно проработана технологическая документация. Рабочие чертежи пришлось постоянно корректировать, что вызывало многочисленные переделки уже выполненных работ и в конечном итоге привело к срыву плановых сроков передачи ВМС кораблей обоих типов. Достаточно сказать что, по подсчетам специалистов верфи отделения Electric Boat Div. компании General Dynamics, со времени подписания первого контракта на постройку семи АПЛ типа Los Angeles1 в 1971 г. и до 1978 г. ВМС внесли в рабочие чертежи и проектную спецификацию более 35 ООО изменений. В итоге трудоемкость постройки головного корабля в серии, строившегося в Грото- не (Philadelphia), увеличилась с 3,8 млн. чел./ч. по плану до 7,1 млн. чел./ч. Это не только увеличило стоимость постройки лодки, но и задержало ввод ее в строй на два года (в июне 1977 г. вместо июня 1975 г.). На серийных лодках это явление приобрело характер тенденции.
Дело дошло до того, что сроки реализации контрактов с компанией General Dynamics дважды (в декабре 1980 г. и в апреле 1981 г.) пересматривались в сторону их удлинения. Так, например, Bremerton (шестая в серии) была передана ВМС с опозданием на четыре года (в ноябре 1981 г. вместо ноября 1977 г.). В общем-то все корабли, строившиеся в Гротоне, вступали в строй со значительным опозданием от планового графика, предусматривавшегося заключенными контрактами.
Первая серия (Flight I) насчитывала 31 корабль - с Los Angeles (SSN-688) по Honolulu (SSN-718). Хотя они и соответствовали первоначальному проекту, но тем не менее делились на три подсерии, отличавшиеся друг от друга в основном модификацией ГАК AN/ BQQ-5, составом вооружения и системами управления огнем. В принципе по первоначальному проекту построили только 12 лодок (с SSN-688 по SSN-699). Головная АПЛ второй подсерии - Dallas (SSN-700) - отличается от своих предшественниц не только наличием ПКРК Harpoon, но и новой схемой построения системы вооружения, в которой впервые удалось объединить разрозненные средства в систему взаимоувязанных элементов, предназначенных для решения боевых задач корабля1. Такая структура вооружения сохранялась до Salt Lake City {SSN-716), которая получила ГАК AN/BQQ-5C (вместо комплекса AN/BQQ-5B) и СУРС Mk.l mod.O (вместо подсистемы ПУТС Mk.117 mod.O, обеспечивающей стрельбу КР Tomahawk). Кроме того, были модернизированы инерциальные системы НК (в них использовали электростатические гироскопы ). Во всем остальном Salt Lake City повторяет Dallas.
Вторая серия (Flight II) насчитывает восемь кораблей - с Providence (SSN-719) по Helena (SSN-725), а также Newport News (SSN- 750). Ее корабли получили ГАК AN/BQQ-5D (вместо комплекса AN/BQQ-5C). Однако появление этой серии прежде всего было обусловлено стремлением командования ВМС США повысить боевые возможности АПЛ типа Los Angeles, за счет дополнения их основного вооружения ракетами Tomahawk, предназначенными для поражения надводных целей или береговых объектов. Первоначально ими планировали также вооружить все уже введенные в строй лодки типа Los Angeles. Однако ракеты Tomahawk сначала получили только три из них - Boston (SSN-703), Baltimore (SSN-704) и Atlanta (.SSN-712). Так как они принимались в счет торпедного боезапаса и выстраттивались из «штатных» 533-мм ТА, впоследствии этим комплексом было решено вооружить только те лодки, что вступили в строй после Atlanta.
Стремясь избежать недостатков размещения ракет Tomahawk в счет торпедного боезапаса, специалисты фирмы Newport News Shipbuilding (чье КБ проектировало Los Angeles) предложили смонтировать ВПУ вне прочного корпуса в носовой группе ЦГБ. Такая схема не требовала значительных конструктивных изменений в корпусных конструкциях корабля и не ухудшала его ходовых качеств. ВПУ представляет собой 12 контейнеров VLS, выполненных в виде стальных цилиндров длиной 7,6 и диаметром 0,61 м, торцы которых загерметизированы специальными заглушками. Центровка и крепление ракеты осуществляются с помощью специального опорного устройства в нижней части контейнера и боковых фиксирующих вкладышей. Под опорным устройством находится система выстреливания, основой которой является твердотопливный газогенератор. Он запускается при помощи специального пиропатрона. Контейнер VLS может быть быстро восстановлен для повторного использования после отстрела ракеты.
СУРС, являющаяся подсистемой ПУТС Мк.117, а впоследствии - специальной системой Mk.l mod.O (mod.2), сопряженной с АСБУ AN/BSY-1 - в процессе предстартовой подготовки выдает в БСУ ракеты все необходимые данные, управляет механизмами, открывающими люки с водонепроницаемыми крышками над контейнерами ВПУ, а также дает команду на срабатывание системы выстреливания. Избыточное давление, создаваемое газогенератором, выталкивает ракету из контейнера, разрушающую мембранную заглушку в верхнем его торце, способную выдерживать значительное внешнее давление.
Третья серия (Flight III) насчитывает 23 корабля - начиная с San Juan (SSN-751). Заказывая ее, командование ВМС США стремилось получить АПЛ, в наибольшей степени приспособленные к действиям в Арктических районах (вопреки первоначальному замыслу проекта Los Angeles), с совершенными гидроакустическими средствами и АСБУ.
Для решения первой задачи носовые горизонтальные рули перенесли с ограждения рубки в носовую оконечность корпуса и выполнили заваливающимися в проницаемые объемы, усилили конструкцию ограждения, носовой оконечности и кормового оперения. Корпус и ограждение облицевали противогид- ролокационным покрытием. Причем его сна- чана наносили отдельными пластинами, а затем перешли к наформовке резиноподобной массой - к так называемому бесшовному покрытию, которое затем было воспроизведено на АПЛ ВМС США четвертого поколения. Для решения второй задачи корабли получили ГАК AN/BQQ-5E (вместо комплекса AN. BQQ-5D) с улучшением конструкции обтекателя основной антенны, а в дополнение к ГПБА ТВ-16 - вторую антенну ТВ-23 (впоследствии ТВ-29 или ТВ-29А). В дополнение к типовому крестообразному оперению на этих лодках появились два так называемых плавника, расположенных под горизонтальными стабилизаторами и предназначенных для выпуска антенн ТВ-16 (с левого борта) и ТВ-23 (с правого борта). При этом отказались от планшайб на концах кормовых горизонтальных стабилизаторов. Корабли получили АСБУ AN/BSY-1 и более совершенные средства ГПД. Вместо традиционного ВФШ АПЛ получила малошумный гребной винт с профилированной кольцом насадкой. Также для снижения уровня шумов усовершенствовали конструкцию ЦНПК и ГТЗА.{jcomments on}