Помимо трех серий часть АПЛ типа Los Angeles прошла различного рода модификации, направленные на совершенствование имеющихся систем вооружения, отработки новых (в том числе перспективных) конструктивных решении и проверки их эффективности в процессе проведения испытаний в условиях повседневной эксплуатации корабля. Некоторые из лодок модернизированы в носители различного рода подводных аппаратов и док-камер.
Среди этих кораблей прежде всего следует выделить Memphis (SSN-691). В 1988 г. она была переведена в разряд опытных кораблей. Ее предполагалось использовать, сохранив основные боевые возможности, для проверки ряда технических решений, предназначенных для реализации на АПЛ типа Seawolf, НИОКР различных лабораторий и подрядных организаций, проводимых с целью создания АПЛ пятого поколения. В частности, Memphis планировалось привлекать в качестве испытательной платформы при выполнении работ по созданию БИУС с элементами искусственного интеллекта для перспективных кораблей. Результаты этих разработок частично внедрили в системе AN/ BSY-2, которая предназначалась для АПЛ типа Seawolf.
Кроме того, на борту Memphis отрабатывались: опытный образец оптоэлектронного перископа тип NPP; 762-мм ТА; необитаемые подводные аппараты типа UUVs\ перспективные гидроакустические средства; устройства для снижения сопротивления трения; новый движитель типа Pump Jet; противорадиолока- ционные и шумопоглощающие покрытия, а также огнестойкая изоляция корпуса и малошумные вентиляторы с магнитными подшипниками. Только в течение 1990 г. на корабле было испытано около 20 различных видов оборудования. В процессе проведения этих работ за ограждением прочной рубки установили карапасную надстройку (двоякой кривизны) с палубой из стеклопластика и предназначенного для обеспечения возможности размещения и использования дистанционно управляемых НПА, буксирной лебедки, лебедки выборки и постановки экспериментальных ГПБА. На конце кормового стабилизатора установили плоскости высотой 4,27 и шириной 1,37 м для размещения гидроакустических антенн, а также направляющих (диаметром 54 мм) для выпуска ГПБА, расположенных полевому борту корабля. Стальной гребной вал заменили валом, выполненным из композитного материала.
В 1991 г. на Memphis установили перископ тип NPP. Благодаря оснащению лодки оптоэлектронным, не проникающим в прочный корпус перископом, не имеющим механической связи с ЦП, снимаются некоторые ограничения по конструкции прочного корпуса в целом. Среди них можно выделить такие, например, как расположение все того же ЦП под ограждением выдвижных устройств. Снятие этого ограничения обеспечивает возможность увеличения его полезной площади и лучшего размещения оборудования и технических средств. Наличие крупноразмерного монитора в верхней части пульта оператора перископа позволяет видеть изображение практически всем находящимся в ЦП (при обычном оптическом перископе его мог видеть только командир или вахтенный офицер).
В 1993-1994 гг. в процессе проведения текущего (или заводского) ремонта на Memphis установили вместо двух «штатных» 533-мм правого борта один 660,4-мм ТА1. Этот аппарат предназначен для отработки стрельбы методом «самовыхода» торпед Мк. 48 ADCAP, а также перспективных самоходных необитаемых подводных аппаратов (НПА) типа UUVs (Unmanned Underwater Vehicle) и средств ПВО. На прочном корпусе, сразу за ограждением рубки, смонтировали фундаменты для крепления различных устройств, включая буксируемые средства обнаружения и самоходные необитаемые аппараты (НПА) типа UUVs. Характерно то, что эти аппараты разрабатывались в нескольких вариантах, отличавшихся друг от друга не только функциональным назначением, но и размерами. Малые НПА предназначены для использования в качестве средств ПВО против самолетов и вертолетов, а большие - в качестве многофункциональных средств надводных кораблей и подводных лодок (отсюда индекс s - submarine). Для темы данной монографии, понятно, особый интерес представляют НПА типа UUVs, носителями которых являются ПЛ. Эти аппараты предназначены для: ведения наблюдения и разведки в интересах выпустивших их АПЛ; обзора грунта и маршрута движения корабля в минном поле (заграждении); действий в качестве ложной цели в дуэльном поединке с ПЛ противника; обеспечения минных постановок и разминирования акваторий, недоступных ддя других сил флота; постановки стационарных гидроакустических средств, подобных SOSUS, в том числе и в водах, контролируемых противником.
Ha Chicago {SSN-721) в 1996 г. отрабатывалась технология использования беспилотных летательных аппаратов (ЕЛА) с АПЛ. Находясь на перископной глубине, она осуществляла управление полетом ЕЛА типа Predator, получая с его помощью и передавая необходимую информацию подразделениям сил SEAL, находившимся на суше. Работы над лодочными ЕЛА начались в США с середины 80-х годов. Фирма Lockheed Martin разрабатывала ЕЛА для использования с носителей КР Tomahawk (SSGN) - типа UCAV (Uninhabited Combat Air Vehicle) и с АПЛ типа Virginia - типа UAV (Unmanned Air Vehicle). Предполагалось, что каждая из лодок сможет нести по два таких БЛА. Они должны были отличаться высокой автономностью и выполнять длительный полет без постоянной связи с носителем, неся при этом различные виды боевой нагрузки, предназначенные как для атаки береговых объектов, так и для выполнения различных операций на море, вплоть до поражения лодки противника при помощи торпеды - своеобразный аналог ПЛУР.
В 1998-2002 гг. Los Angeles (SSN-688), Philadelphia (SSN-690), Dallas (SSN-700), La Jolla (SSN-701), Buffalo (SSN-715), Charlotte (SSN-766) и Greeneville (SSN-772) модернизировали в носители спасательных аппаратов типа DSRViDeep Submergence Rescue Vehicle) и ОПА типа ASDS (Advanced SEAL Delivery System). С этой целью над кормовым аварийно-спасательным люком (ведущим в энергетический отсек) смонтировали специальные пилоны, на которых «сидят» и транспортируются аппараты. Известно, что эти корабли также классифицируются как лодки-носите- ли (Mother Submarine). Они главным образом предназначены для быстрой доставки непосредственно к аварийной лодке спасательного ОПА типа DSRV. Наглядным примером использования этих АЛЛ могут служить международные учения Pacific Reach 2002, проводившиеся с 22 апреля по 2 мая 2002 г. на подходах к Сасэбо (Япония ).
В них принимали участие ВМС Австралии, Сингапура, США, Южной Кореи и Японии. От ВМС США к учениям были привлечены АПЛ La Jolla, являвшаяся носителем ОПА DSRV-1 (Mystic), и спасательное судно передового развертывания Safeguard (ARS-50), выступавшее в качестве командного пункта.
Роль аварийного корабля выполняла одна из корейских ДЭПЛ, которая лежала на грунте на глубине 50 м. La Jolla подошла к ней и выпустила О ПА. С борта Safeguard был спущен водолаз в жестком скафандре, который выполнил первоначальное обследование «аварийного» корабля, развернул систему аварийного жизнеобеспечения и подготовил входной люк лодки к сочленению со спасательным ОГ1А. DSRV-1 несколько раз выполнял стыковку и фактически доставлял подводников на Safeguard или на японское спасательное судно Тикайя (ASR-403). В процессе учений несколько ПЛ ВМС различных стран имитировали тяжелую аварию, ложась на грунт на различных глубинах.
Аппараты типа ASDS\ как и DDS, предназначены для доставки боевых пловцов сил специального назначения SEAL (Sea-Air- Land) в полной экипировке и с оружием. В сентябре 1994 г. фирма Northrop Grumman получила заказ на изготовление прототипа ОПА типа ASDS. Тогда предполагалось построить шесть таких аппаратов. Морские испытания головного ОПА ASDS-1 были завершены в 2000 г., а испытания в составе ВМС - в 2002 г. Последние включали выпуск и прием его на борт Greeneville (SSN-772). В августе 2003 г. этот аппарат развернули на борту Charlotte (SSN-766). Как показали испытания и эксплуатация, его элементы не соответствовали требованиям ВМС и главным образом в части, касающейся систем связи. Кроме того, стоимость программы в ходе реализации резко возросла. Все это заставило в 2006 г. ее приостановить. Как следствие в 2008 г. в состав ВМС вошел второй и последний аппарат — ASDS-2. О планах дальнейшей постройки этих ОПА в открытой печати пока не сообщалось.
В 1997-2004 гг. Los Angeles, Philadelphia, Dallas, La Jolla, Buffalo, Charlotte (SSN-766) и Greeneville (SSN-772) модернизировали в носитель доковой камеры типа DDS. Для этой цели над носовым аварийно-спасательным люком (ведущим в носовой отсею смонтировали специальную платформу, обеспечивающую транспортировку камеры и доступ в нее личного состава.
В 2002 г. на Greeneville (SSN-772) установили прототип системы управления и связи командного центра C4ISR, предназначенного для ПЛАРК типа Ohio. Она включает в себя две многофункциональные антенны спутниковой связи ОЕ-538, две антенны сверхскоростной передачи данных Sub-HDR и два буя связи системы RTOF. Эффективность этой системы проверялась в процессе проведения учений Giant Shadow (в январе 2003 г.) и Silent Hammer (в октябре 2004 г.). Ее испытания, а также отработка продолжаются и в настоящее время.
Интересно то, что Greeneville можно считать одним из самых несчастливых среди кораблей типа Los Angeles. За 14 лет своей службы он пережил три серьезные аварии: 9 февраля 2001 г. на подходах к Гавайским о-вам, в надводном положении, столкнулся и потопил японское рыболовное судно Эхиме Маару (499 т); в декабре того же года в непосредственной близости от острова Сайпан (Марианские острова) коснулся грунта носовой оконечностью и повредил обтекатель основной антенны ГАК; 27 января 2002 г. столкнулся с десантным кораблем ВМС США Ogden (LPD-5, типа Austin).
В сентябре 2005 г. на борту Scranton (SSN-756) проходили испытания НПА минной разведки AN/BLQ-11 типа LMRS1. Они выполнялись в два этапа: в сентябре 2005 г. проверялась работоспособность его ВСУ и сама возможность поиска миноподобных объектов; а в январе 2007 г. - систе*ма выпуска и возвращения на борт носителя. На первом этапе было зафиксировано избыточное шумоизлу- чение аппарата AN/BLQ-11. Второй этап хотя и продемонстрировал способность АПЛ выпускать его из «штатного» 533-мм ТА, а затем возвращать обратно при помощи системы подводной связи и системы манипуляторов, его все же сочли неудачным (во всяком случае официально) из-за отказа ряда механизмов. Тем не менее в 2005-2007 гг. в носители аппарата AN/BLQ-11 модернизировали три АПЛ типа Los Angeles: Minneapolis-Saint Paul (SSN-708); Oklahoma City (SSN-723) и Mon tpelier (SSN-765).
Augusta (SSN-710) и Cheyenne (SSN-773) использовали в качестве опытных кораблей для испытаний гидроакустических средств, предназначенных для АПЛ четвертого поколения. На них установили по четыре широко- апертурные антенны AN/BQG-5A, а на Augusta, кроме того, основную антенну ГАК AN/BQQ-10. Вероятно, это должно было привести к изменению внешнего вида корабля, так как диаметр капсулы комплекса AN/BQQ-5 составляет «всего» 4,5 м, а комплекса AN/BQQ-10 - 7,32 м.
Так как АПЛ типа Los Angeles составляют основу многоцелевых подводных сил ВМС США, естественно, они привлекались к участию в боевых действиях в различных локальных конфликтах. Среди них можно выделить операцию стран НАТО против Югославии и обе войны с Ираком. В первой участвовали Albuquerque (SSN-706), Norfolk (SSN-714) и Miami {SSN-755), развернутые в Средиземном море, а в двух других - в общей сложности 12 АПЛ типа Los Angeles.
В 1991 г. во время войны в Персидском заливе (операция Desert Storm) Louisville (SSN-724) выпустила по объектам на территории Ирака восемь, a Pittsburg (SSN-720) - четыре стратегических КР Tomahawk (модификации BGM-109C). В 2003 г. во время войны в Ираке (операция Iraqi Freedom) Мопtpelier (SSN-765) сопровождала ЮТ ВМС Великобритании в составе АВ Ark Royal, вертолетоносца Ocean, трех эсминцев и нескольких вспомогательных судов, Honolulu (SSN-718) - КУГ ВМС США во главе с АВ Abraham Lincoln (CVN-72.), a Bremerton (SSN-698) - КУГ ВМС США во главе с АВ Kitty Hawk (CV-63). Кроме этих в операции Iraqi Freedom участвовали следующие АПЛ типа Los Angeles, развернутые в Персидском заливе:
Augusta (SSN-710); Providence (SSN-719); Newport News (SSN-750V, San Juan (SSN-751); Boise (SSN764); Toledo (SSN-769) и Cheyenne (SSiV-773).{jcomments on}