В начале 80-х годов прошлого столетия США были вынуждены пересмотреть свою военно-морскую стратегию. Это было вызвано наличием у советского флота большого числа ракетоносцев, способных наносить удары по береговым объектам из районов, контролируемых своими противолодочными силами, и даже из пунктов постоянного базирования. К районам, контролируемым отечественным флотом, специалисты ВМС США относили моря Северного Ледовитого океана и Охотское море. Понятно, что в этих условиях сдерживать противника на имевшихся противолодочных рубежах просто не имело смысла - требовалось проникновение в воды, находившиеся под полным контролем советского ВМФ.
Официально работы над АЛЛ типа Seawolf были начаты в мае 1982 г. с образования специальной группы Tango, которая сформулировала пять главных целей, которые требовалось достичь в проекте АЛЛ XXI века (21st century). Эти цели заключались в следующем: максимально возможный низкий уровень шум- ности; высокая скорость хода; большая глубина погружения; совершенствование состава вооружения, с кардинальным увеличением (по сравнению с АПЛ типа Los Angeles) принимаемого на борт боезапаса, а также способность вести боевые действия в Арктике.
Работы над проектом Sea wolf шли настолько успешно, что уже к декабрю 1983 г. ведомство начальника морских операций (Chief of Naval Operations) и группа Tango смогли сформулировать тактико-технические требования к АПЛ нового поколения, а также определить ее общий технический облик. Решение задачи облегчалось тем, что многие технические решения, которые предполагалось реализовать в новом проекте, уже были отработаны в процессе многочисленных модернизаций АПЛ типа Los Angeles. Иначе говоря, Seawolf должен был стать своеобразным развитием этих кораблей.
В рамках программы создания АПЛ Sea- wolf для Акустического испытательного отделения Исследовательского центра имени Д. Тейлора была разработана крупноразмерная исследовательская масштабная модель корабля LSV (Large Scale Vehicle). Работы над этой моделью начались в феврале 1984 г., а в октябре 1987 г. ее в разобранном виде по железной дороге доставили на озеро Пен-Орей (штат Айдахо). Модель собрали и в марте 1988 г. торжественно ввели в строй, присвоив наименование Кокапее (LSV-1Y. Она имела сменные ограждение рубки и носовой оконечности, что позволило отработать движители и обводы корпуса Sea wolf.
Среди задач, стоявших перед группой Tango, наибольший приоритет отдавался снижению уровня шумности, так как лодке предстояло вести противолодочную борьбу в водах, контролируемых противником. При этом приходилось учитывать то, что она могла быть уничтожена во время прорыва рубежей ПЛО или в результате подрыва на мине. Для решения этой задачи было решено увеличить диаметр прочного корпуса (он стад таким же, как и у ПЛАРБ типа Ohio - 12,8 м). Благодаря этому удалось улучшить общую компоновку кораоля, внедрить большой объем конструктивных мероприятий, направленных на обеспечение акустической и противоударной защиты, а также ППУ с увеличенной мощностью и с малой виброактивностью. Для контроля собственной шумности (так же как ранее на Ohio) была внедрена специальная система акселерометров для измерения уровня вибрации всех главных и вспомогательных механизмов.
На Sea wolf обеспечен малошумный режим движения, со скоростью, по некоторым данным, 10 уз, используемый при прорыве противолодочных руоежеи и в процессе поиска противника. Для его реализации был использован новый движитель - малошумный ВФШ в насадке типа Pump-Jet. Такую конструкцию впервые применили на Turbulent - второй в серии британских АПЛ типа Trafalgar. Очевидно, что движитель, установленный на Seawolf.не является копией зарубежного аналога, но при его разработке британский опыт был использован.
Увеличение диаметра прочного корпуса позволило усовершенствовать форму обводов корабля, что привело к снижению уровня шум- ности, а также, за счет улучшения соотношения главных размерений - повышению его маневренных качеств. Снижению шумности также способствовали новые обводы обтекателя основной антенны ГАК (он был выполнен в виде параболоида вращения вместо эллипсоида у Los Angeles) и установка в носовой части ограждения прочной рубки обтекателя, обеспечивающего падение интенсивности подпорного вихря. Среди других мероприятий, направленных на снижение акустической шумности АПЛ типа Seawolf, можно выделить применение противогидролокационных покрытий, выполненных путем наформовки рези- ноподобной массы на наружные обводы корпуса. По оценке ряда специалистов, благодаря принятым мерам по снижению уровня шумов и собственных помех, скорость хода, при которой гидроакустические средства продолжают эффективно работать, у Seawolf достигает 25 уз.
К сожалению, о конструктивных особенностях ГЭУ Seawolf, обеспечивших полную скорость подводного хода не менее 35 уз при заданном уровне шумности, в открытой печати практически ничего не сообщалось. Известно лишь, что ППУ включает в себя один ВВР модульного типа фирмы Westinghouse S9W тепловой мощностью порядка 40 мВт. Он питает паром две турбины, объединенные в одном ГТЗА блочного исполнения, который обеспечивает мощность на валу 45 ООО л.с. В качестве резервного средства движения используется выдвижная поворотная колонка, имеющая привод от ГЭД. Она расположена вне прочного корпуса в кормовой проницаемой оконечности.
Для обеспечения увеличенной, по сравнению с Los Angeles, глубины погружения в проект Seawolf была внедрена новая высокопрочная сталь марки НУ-100 с гарантированным пределом текучести 70 кг/мм2. Хотя эта сталь уже была использована на третьей серии АПЛ типа Los Angeles, в процессе постройки Sea- wolf возникли определенные проблемы, вызванные увеличением диаметра прочного корпуса до 12,8 м. В частности, в марте 1991 г. было выявлено образование трещин в сварных швах корпуса головного корабля в серии (брак составлял примерно 16% от общей длины выполненных швов). Причина брака, как оказалось, была связана со сварочной проволокой, содержащей повышенное содержание углерода. Вероятно, дефектные сварные швы были вырублены и заварены заново.
Особого внихмания заслуживает комплекс вооружения Seawolf. Изначально проектанты предполагали, что корабль будет нести увеличенный до 50 единиц боезапас, в том числе и КР Tomahawk. Правда, при этом было решено отказаться от специальных ВПУ, предназначенных для их хранения и запуска. Это объясняется невозможностью обслуживать контейнеры с ракетами в условиях длительного автономного плавания. Сами по себе КР Tomahawk были оставлены в составе боезапаса как единственное средство нанесения ударов по береговым объектам и надводным целям.
Наличие восьми ТА позволяет существенно увеличить мощность залпа, что повышает вероятность уверенного поражения малошумной цели. Кроме того, залп из восьми ракет обеспечивает высокие шансы поражения надводного корабля и накрытие нескольких береговых объектов. Изменилась конструкция самих ТА, что было вызвано увеличением их калибра с 533,0 до 660,4 мм (с диаметром по наружной поверхности 762,0 мм). Увеличение калибра аппаратов преследовало две цели. Во-первых, обеспечить имевшемуся в тот период торпедному и ракетному боезапасу выстреливание методом «самовыхода», что теоретически позволяет повысить скрытность лодки при использовании оружия. Во-вторых, в перспективе, обеспечить выпуск через эти аппараты боевых НПА, имеющих больший (чем 533-мм) диаметр.
В отличие от Los Angeles на Sea wolf в место гидравлической системы пуска оружия, имевшей определенные недостатки, использовали гидравлическую систему с воздушным наддувом ATP (Air-turbine Pump), разработка которой была начата в США в 70-х годах прошлого столетия. Основным рабочим телом этой системы является сжатый воздух, приводящий в действие турбину, подающую воду в трубу ТА. Система АТР является компактной и легкой, обеспечивая при этом быстрый пуск оружия. Ее устанавливают на АПЛ типов Seawolf и Virginia, а также на британских типа Astute.
Основное отличие между американской и английской (известной как UK АТР) системами состоит в том, что в первой используется специальный отсечной клапан, обеспечивающий подачу воздуха строго фиксированного объема, а во второй - программируемый клапан управления подачей воздуха. Этот клапан обеспечивает использование минимально необходимой энергии сжатого воздуха, в зависимости от выстреливаемого образца оружия, скорости хода и глубины погружения носителя. На Seawolf, например, клапан системы АТР обеспечивает подачу воздуха от 8 до 80 м3 в минуту при температуре 25 °С и давлении 10 кг/см2. Электронная система управления позволяет выбрать одно из четырех значений скорости потока, давая возможность выстреливать различными образцами оружия.
Существенное снижение уровня шумности советских АПЛ третьего поколения заставило проектантов Seawolf увеличить потенциал его гидроакустического вооружения. В результате корабль получил ГАК AN/BQQ-10, являющийся дальнейшим развитием комплекса AN/ BQQ-5D (V)l. В отличие от прототипа он полностью интегрирован с АСБУ AN/BSY-2, включает в сеоя новую основную сферическую модульную антенну с расположенной под ней полусферической («блюдцеобразной») антенной активного тракта и станцию AN/BQG-5D с шестью широкоапертурными антеннами. Эти антенны смонтированны по три на борт с регулярным шагом по длине корпуса корабля. Они существенно изменили облик Seawolf, т.к. не могли быть спрятаны в обводы из-за однокор- пусной архитектуры лодки. Во всем остальном ГАК AN./BQQ-10 повторял комплекс AN/ BQQ-5D (V)l, в том числе и наличием двух ГПБА TB-16F и ТВ-29А. Как и на АПЛ типа Los Aiigeles третьей серии, в дополнение к типовому крестообразному оперению были установлены (под горизонтальными стабилизаторами) два так называемых плавника, предназначенных для выпуска этих антенн (с левого борта - для TB-16F, а с правого - для ТВ-29А).
Для обеспечения способности вести боевые действия в Арктике на Sea wolf использовали «стандартный» набор технических решений: усиленную конструкцию ограждения прочной рубки, оконечностей и заваливающиеся в корпус носовые горизонтальные рули. Для этой же цели лодку оснастили (как и АПЛ типа Los Angeles третьей серии) системой MIDAS, сопряженной с АСБУ AN/BSY-2. Ее основу составляет ГАС AN/BQS-24 (с антеннами, расположенными в ограждении), которая обеспечивает подледное плавание и позволяет обнаруживать якорные и плавающие мины - так же как и станция AN/BQS-15 на Los Angeles.{jcomments on}