Типа Seawolf.

В начале 80-х годов прошлого столетия США были вынуждены пересмотреть свою военно-морскую стратегию. Это было вызва­но наличием у советского флота большого чис­ла ракетоносцев, способных наносить удары по береговым объектам из районов, контро­лируемых своими противолодочными силами, и даже из пунктов постоянного базирования. К районам, контролируемым отечественным флотом, специалисты ВМС США относили моря Северного Ледовитого океана и Охот­ское море. Понятно, что в этих условиях сдер­живать противника на имевшихся противо­лодочных рубежах просто не имело смысла - требовалось проникновение в воды, находив­шиеся под полным контролем советского ВМФ.

Официально работы над АЛЛ типа Seawolf были начаты в мае 1982 г. с образования спе­циальной группы Tango, которая сформули­ровала пять главных целей, которые требова­лось достичь в проекте АЛЛ XXI века (21st century). Эти цели заключались в следующем: максимально возможный низкий уровень шум- ности; высокая скорость хода; большая глуби­на погружения; совершенствование состава во­оружения, с кардинальным увеличением (по сравнению с АПЛ типа Los Angeles) принима­емого на борт боезапаса, а также способность вести боевые действия в Арктике.

Работы над проектом Sea wolf шли настоль­ко успешно, что уже к декабрю 1983 г. ведом­ство начальника морских операций (Chief of Naval Operations) и группа Tango смогли сфор­мулировать тактико-технические требования к АПЛ нового поколения, а также определить ее общий технический облик. Решение зада­чи облегчалось тем, что многие технические решения, которые предполагалось реализо­вать в новом проекте, уже были отработаны в процессе многочисленных модернизаций АПЛ типа Los Angeles. Иначе говоря, Seawolf должен был стать своеобразным развитием этих кораблей.

В рамках программы создания АПЛ Sea- wolf для Акустического испытательного отде­ления Исследовательского центра имени Д. Тейлора была разработана крупноразмер­ная исследовательская масштабная модель ко­рабля LSV (Large Scale Vehicle). Работы над этой моделью начались в феврале 1984 г., а в октябре 1987 г. ее в разобранном виде по же­лезной дороге доставили на озеро Пен-Орей (штат Айдахо). Модель собрали и в марте 1988 г. торжественно ввели в строй, присвоив наименование Кокапее (LSV-1Y. Она имела сменные ограждение рубки и носовой оконеч­ности, что позволило отработать движители и обводы корпуса Sea wolf.

Среди задач, стоявших перед группой Tango, наибольший приоритет отдавался сни­жению уровня шумности, так как лодке пред­стояло вести противолодочную борьбу в во­дах, контролируемых противником. При этом приходилось учитывать то, что она могла быть уничтожена во время прорыва рубежей ПЛО или в результате подрыва на мине. Для реше­ния этой задачи было решено увеличить диа­метр прочного корпуса (он стад таким же, как и у ПЛАРБ типа Ohio - 12,8 м). Благодаря этому удалось улучшить общую компоновку кораоля, внедрить большой объем конструк­тивных мероприятий, направленных на обес­печение акустической и противоударной за­щиты, а также ППУ с увеличенной мощнос­тью и с малой виброактивностью. Для контро­ля собственной шумности (так же как ранее на Ohio) была внедрена специальная система ак­селерометров для измерения уровня вибрации всех главных и вспомогательных механизмов.

На Sea wolf обеспечен малошумный режим движения, со скоростью, по некоторым дан­ным, 10 уз, используемый при прорыве противолодочных руоежеи и в процессе поиска противника. Для его реализации был исполь­зован новый движитель - малошумный ВФШ в насадке типа Pump-Jet. Такую конструкцию впервые применили на Turbulent - второй в серии британских АПЛ типа Trafalgar. Оче­видно, что движитель, установленный на Seawolf.не является копией зарубежного ана­лога, но при его разработке британский опыт был использован.

Увеличение диаметра прочного корпуса позволило усовершенствовать форму обводов корабля, что привело к снижению уровня шум- ности, а также, за счет улучшения соотноше­ния главных размерений - повышению его ма­невренных качеств. Снижению шумности так­же способствовали новые обводы обтекателя основной антенны ГАК (он был выполнен в виде параболоида вращения вместо эллипсо­ида у Los Angeles) и установка в носовой час­ти ограждения прочной рубки обтекателя, обеспечивающего падение интенсивности под­порного вихря. Среди других мероприятий, на­правленных на снижение акустической шум­ности АПЛ типа Seawolf, можно выделить при­менение противогидролокационных покры­тий, выполненных путем наформовки рези- ноподобной массы на наружные обводы кор­пуса. По оценке ряда специалистов, благода­ря принятым мерам по снижению уровня шу­мов и собственных помех, скорость хода, при которой гидроакустические средства продол­жают эффективно работать, у Seawolf дости­гает 25 уз.

К сожалению, о конструктивных особенно­стях ГЭУ Seawolf, обеспечивших полную ско­рость подводного хода не менее 35 уз при за­данном уровне шумности, в открытой печати практически ничего не сообщалось. Известно лишь, что ППУ включает в себя один ВВР модульного типа фирмы Westinghouse S9W тепловой мощностью порядка 40 мВт. Он пи­тает паром две турбины, объединенные в од­ном ГТЗА блочного исполнения, который обес­печивает мощность на валу 45 ООО л.с. В ка­честве резервного средства движения исполь­зуется выдвижная поворотная колонка, име­ющая привод от ГЭД. Она расположена вне прочного корпуса в кормовой проницаемой оконечности.


Для обеспечения увеличенной, по сравне­нию с Los Angeles, глубины погружения в про­ект Seawolf была внедрена новая высокопроч­ная сталь марки НУ-100 с гарантированным пределом текучести 70 кг/мм2. Хотя эта сталь уже была использована на третьей серии АПЛ типа Los Angeles, в процессе постройки Sea- wolf возникли определенные проблемы, выз­ванные увеличением диаметра прочного кор­пуса до 12,8 м. В частности, в марте 1991 г. было выявлено образование трещин в свар­ных швах корпуса головного корабля в серии (брак составлял примерно 16% от общей дли­ны выполненных швов). Причина брака, как оказалось, была связана со сварочной прово­локой, содержащей повышенное содержание углерода. Вероятно, дефектные сварные швы были вырублены и заварены заново.

Особого внихмания заслуживает комплекс вооружения Seawolf. Изначально проектанты предполагали, что корабль будет нести увели­ченный до 50 единиц боезапас, в том числе и КР Tomahawk. Правда, при этом было реше­но отказаться от специальных ВПУ, предназ­наченных для их хранения и запуска. Это объясняется невозможностью обслуживать кон­тейнеры с ракетами в условиях длительного автономного плавания. Сами по себе КР Toma­hawk были оставлены в составе боезапаса как единственное средство нанесения ударов по береговым объектам и надводным целям.

Наличие восьми ТА позволяет существен­но увеличить мощность залпа, что повышает вероятность уверенного поражения малошум­ной цели. Кроме того, залп из восьми ракет обеспечивает высокие шансы поражения над­водного корабля и накрытие нескольких береговых объектов. Изменилась конструкция самих ТА, что было вызвано увеличением их калибра с 533,0 до 660,4 мм (с диаметром по наружной поверхности 762,0 мм). Увеличение калибра аппаратов преследовало две цели. Во-первых, обеспечить имевшемуся в тот пе­риод торпедному и ракетному боезапасу вы­стреливание методом «самовыхода», что тео­ретически позволяет повысить скрытность лодки при использовании оружия. Во-вторых, в перспективе, обеспечить выпуск через эти аппараты боевых НПА, имеющих больший (чем 533-мм) диаметр.

В отличие от Los Angeles на Sea wolf в место гидравлической системы пуска оружия, имев­шей определенные недостатки, использовали гидравлическую систему с воздушным надду­вом ATP (Air-turbine Pump), разработка кото­рой была начата в США в 70-х годах прошло­го столетия. Основным рабочим телом этой си­стемы является сжатый воздух, приводящий в действие турбину, подающую воду в трубу ТА. Система АТР является компактной и легкой, обеспечивая при этом быстрый пуск оружия. Ее устанавливают на АПЛ типов Seawolf и Virginia, а также на британских типа Astute.

Основное отличие между американской и английской (известной как UK АТР) система­ми состоит в том, что в первой используется специальный отсечной клапан, обеспечиваю­щий подачу воздуха строго фиксированного объема, а во второй - программируемый кла­пан управления подачей воздуха. Этот кла­пан обеспечивает использование минимально необходимой энергии сжатого воздуха, в за­висимости от выстреливаемого образца ору­жия, скорости хода и глубины погружения но­сителя. На Seawolf, например, клапан систе­мы АТР обеспечивает подачу воздуха от 8 до 80 м3 в минуту при температуре 25 °С и дав­лении 10 кг/см2. Электронная система управ­ления позволяет выбрать одно из четырех зна­чений скорости потока, давая возможность вы­стреливать различными образцами оружия.

Существенное снижение уровня шумности советских АПЛ третьего поколения заставило проектантов Seawolf увеличить потенциал его гидроакустического вооружения. В результа­те корабль получил ГАК AN/BQQ-10, являю­щийся дальнейшим развитием комплекса AN/ BQQ-5D (V)l. В отличие от прототипа он пол­ностью интегрирован с АСБУ AN/BSY-2, включает в сеоя новую основную сферическую мо­дульную антенну с расположенной под ней по­лусферической («блюдцеобразной») антенной активного тракта и станцию AN/BQG-5D с ше­стью широкоапертурными антеннами. Эти антенны смонтированны по три на борт с регу­лярным шагом по длине корпуса корабля. Они существенно изменили облик Seawolf, т.к. не могли быть спрятаны в обводы из-за однокор- пусной архитектуры лодки. Во всем осталь­ном ГАК AN./BQQ-10 повторял комплекс AN/ BQQ-5D (V)l, в том числе и наличием двух ГПБА TB-16F и ТВ-29А. Как и на АПЛ типа Los Aiigeles третьей серии, в дополнение к ти­повому крестообразному оперению были уста­новлены (под горизонтальными стабилизатора­ми) два так называемых плавника, предназна­ченных для выпуска этих антенн (с левого бор­та - для TB-16F, а с правого - для ТВ-29А).

Для обеспечения способности вести боевые действия в Арктике на Sea wolf использовали «стандартный» набор технических решений: усиленную конструкцию ограждения прочной рубки, оконечностей и заваливающиеся в кор­пус носовые горизонтальные рули. Для этой же цели лодку оснастили (как и АПЛ типа Los Angeles третьей серии) системой MIDAS, сопряженной с АСБУ AN/BSY-2. Ее основу со­ставляет ГАС AN/BQS-24 (с антеннами, рас­положенными в ограждении), которая обеспе­чивает подледное плавание и позволяет обна­руживать якорные и плавающие мины - так же как и станция AN/BQS-15 на Los Angeles.{jcomments on}