Атомная подводная лодка SeeWolf.

АПЛ типа Sea wolf разработана КБ отделения Electric Boat Div. в 1983-1989 гг. Изна­чально она главным образом предназначалась для борьбы с малошумными АПД, а также с другими кораблями и судами советского флота на подходах к пунктам базирования и в арктических районах, в том числе и под паковыми льдами. Вторым предназначением Seawolf являлось нанесение ударов по береговым объектам КР Tomahawk, выстреливаемых из ТА (вместо запускаемых из ВПУ на Los Angeles).

Общая компоновка Sea wolf осталась такой же, как и у АЛЛ типа Los Angeles третьей серии. Вследствие увеличения диаметра прочного корпуса сократилась относительная дли­на цилиндричесчкой вставки, а ограждение выдвижных устройств и прочной рубки смес­тилось к носовой оконечности. Соответственно изменилось и положение торпедопогрузоч- ного люка - его смонтировали за ограждением. Прочный корпус изготовлен из стали HY-100 с пределом текучести 70,3 кг/мм2, что позволило увеличить испытательную глубину погру­жения до 600 м.

Прочный корпус Sea wolf представляет собой цилиндр единого диаметра (12,8 м), с ко­ническими секциями в оконечностях, заканчивающимися прочными торосферическими пе­реборками. Он разделен плоскими водонепроницаемыми переборками на три отсека. ЦГБ сконцентрированы в двух группах и размещаются в проницаемых оконечностях корабля. Прочный корпус лодки имеет три люка: носовой (диаметром 980 мм) - для погрузки (выг­рузки) боезапаса, провизии и элементов АБ; и два - аварийно-спасательных, расположен­ных над концевыми (обитаемыми) отсеками. Последние оборудованы комингс-площадка­ми. Из носового отсека также обеспечен выход через прочную рубку.

Ограждение прочной рубки и выдвижных устройств Seawolf имеет прямоугольную кры­лообразную форму. Оно не сопрягается с легкими конструкциями корпуса. На крыше ог­раждения размещены закрывающиеся щитами вырезы открытого ходового мостика и мес­та для одного сигнальщика (наблюдателя), а также выдвижных устройств. В верхней час­ти ограждения у кормового среза находится выгородка газоотвода аварийного дизель- генератора.

Носовая оконечность корабля имеет форму параболоида вращения. На бортах корпуса (ниже его оси) расположены шесть широкоапертурных антенн станции AN/BQG-5D. В до­полнение к крестообразному кормовому оперению Seawolf имеет два «плавника» с дюзами для выпуска ГПБА TB-16F (с левого борта) и ТВ-29А (с правого борта). Планшайбы на концах горизонтальных стабилизаторов отсутствуют. Наружные поверхности корпуса об­лицованы противогидролокационным покрытием, представляющим собой наформованную резиноподобную массу.

Корабль в проницаемых оконечностях имеет две группы безкингстонных ЦГБ - носо­вую и кормовую. Каждая из групп включает в себя три разделенных побортно цистерны, которые обеспечивают 15%-ный запас плавучести. ЦГБ продуваются воздухом высокого давления или системой пороховых аккумуляторов давления, которая обеспечивала всплы­тие лодки в аварийной ситуации.

ППУ включает в себя один ВВР модульного типа фирмы Westinghouse S9W с естествен­ной циркуляцией теплоносителя в первом контуре тепловой мощностью порядка 40 мВт. Он питает паром две турбины, объединенные в одном ГТЗА блочного исполнения, который обеспечивает мощность на валу 45 ООО л.с. В качестве резервного средства движения используется выдвижная поворотная колонка (ВПК), имеющая привод от ЭД. Она распо­ложена вне прочного корпуса в кормовой проницаемой оконечности.

Вооружение Seawolf состоит из восьми 660,4-мм ТА, вваренных в носовую коническую секцию и торосферическую переборку прочного корпуса. Они оснащены гидравлической системой пуска с турбиной (АТР), приводимой в действие сжатым воздухом, которая подает воду в трубу аппарата. Боезапас насчитывает 50 многоцелевых торпед Мк. 48 ADSAP, КР Tomahawk и ПКР Harpoon. Он хранится на стеллажах с системой продольного и попереч­ного перемещения. Для подачи боезапаса в ТА и обеспечения требуемой скорострельности используется УБЗ. В перспективе в состав боезапаса планируют ввести различные боевые самоходные НПА.

Третий корабль этого типа - Jimmy Carter (SSN-23) - может использоваться для прове­дения операций сил SEAL или других специальных операций. Эта АЛЛ заменила в соста­ве ВМС США Parche (SSN-683). '

В среднюю ее часть врезана двухкорпусная секция длиной 30,5 м, у которой междуборт­ное пространство образовано за счет внедрения секции прочного корпуса малого диаметра (3,0 м), соединяющаяся с остальными частями корпуса усеченными конусами. Во врезан­ной секции прочного корпуса размещены пост управления специальными операциями горизонтальная шлюзовая камера для выхода за борт корабля, или в различные ОПА, или доковые камеры типа DDS. В междубортном пространстве Jimmy Carter могут быть раз­мещены два ОПА типа ASDS или три дистанционно управляемых противоминных самоход­ных НПА AN/BLQ-11. Для выпуска и приема этих аппаратов легкии корпус врезанной секции имеет по длине несколько вырезов. В ограждении прочной рубки лодки установлен ангар для буксируемой остронаправленной антенны спутниковой связи. В отличие от од­нотипных кораблей Jimmy Carter в качестве резервного средства движения имеет не одну, а две выдвижные поворотные колонки, размещенные в оконечностях корпуса, а также две подруливающие колонки, смонтированные в районе двухкорпусной секции.

Головную лодку серии - Seawolf - заложи­ли на верфи отделения Electric Boat Div. в Гротоне 25 октября 1989 г. В тот период пред­полагалось построить 30 кораблей этого типа, которые к 2015 г. вместе с АЛЛ типа Los Angeles третьей серии должны были составить основу подводных сил ВМС США. Однако сна­чала проблемы, возникшие в ходе постройки Seawolf, а затем высокая стоимость корабля (в ценах по состоянию на начало 1995 г. она определялась в 2,94 млрд. долларов) и изме­нение геополитической обстановки заставили пересмотреть программу.


 

В марте 1990 г. было предложено ограни­читься постройкой только одной Seawolf. Меж­ду Сенатской комиссией по вопросам обороны и аналогичной комиссией Палаты представи­телей (конгресса) по этому вопросу даже рас- горелась своеобразная «битва». В конце кон­цов, в рамках бюджета на 1991 финансовый год была профинансирована постройка вто­рого, а бюджета на 1992 финансовый год - третьего корабля серии. После этого должна была последовать семилетняя пауза в заказе АПЛ для ВМС США. Эти планы также не уда­лось реализовать. До 1995 г. ассигнования на третий корабль серии не выделялись. Как ре­зультат его постройку начали только лишь в декабре 1995 г.

Seawolf передали ВМС 19 июля 1997 г., но на первое свое боевое патрулирование она вышла только лишь 25 июня 2001 г. Первые четыре года эксплуатации лодки сопровожда­лись многочисленными отказами технических средств (что вполне закономерно для первого корабля нового поколения) и аварийными си­туациями. В частности, отдельные панели широкоапертурной антенны отрывались от корпуса и терялись, постоянно возникали проблемы с движителем типа Pump-Jet и БИУС AN/BSY-2, долгое время не удавалось обеспечить пуск с этого корабля КР Toma­hawk. В августе 2000 г. Seawolf даже времен­но вывели из состава ВМС для выявления причины появления трещин в баллонах сис­темы ВВД.

Немалой проблемой стала доработка раке- то-торпедного оружия. На определенной ско­рости лодка не могла произвести выстрел из ТА, так как не открывались волнорезные щиты и не подавалась вода в цистерну заме­щения боезапаса. В итоге пришлось усиливать привода волнорезньтх щитов. Надо отметить, что на двух других кораблях этого типа по­добных проблем не возникало. Баллоны сис­темы ВВД, например, для них были изготов­лены с использованием других конструкцион­ных материалов.

Задержка с финансированием третьего ко­рабля серии - Jimmy Carter- привела к тому, что его решили строить по измененному про­екту. На нем отрабатывшшсь новые техни­ческие решения, которые затем предполага­лось использовать для проведения специаль­ных операций сил SEAL, наблюдения за так­тической обстановкой, ведения разведки, об­наружения и определения координат целей, а также проведения минных постановок, поис­ка и уничтожения мин противника.

Для этого в среднюю часть корпуса кораб­ля (в районе центра тяжести) врезали двух- корпусную секцию длиной 30,5 м, у которой междубортное пространство образовано за счет внедрения секции прочного корпуса ма­лого диаметра (3,0 м), соединяющейся с ос­тальными частями корпуса усеченными кону­сами - так называемая осиная талия (или V- образная форма). Данная конструкция заста­вила соответствующим образом модернизиро­вать систему погружения (всплытия). Во вре­занной секции прочного корпуса, известной как «многоцелевая платформа» ММР (Multi- Mission Platform), размещаются пост управ­ления специальными операциями, шлюзовая камера для выхода за борт корабля или в раз­личные ОПА и доковые камеры типа DDS. Прочный корпус в районе «осиной талии» слу­жит также коридором между носовыми и кор­мовыми отсеками лодки и предназначен для трубопроводов и кабельных трасс общекора­бельных систем.

В междубортном пространстве Jimmy Car­ter могут быть размещены два ОПА типа ASDS или три дистанционно управляемых противоминных НПА AN/BLQ-11 - возможны комбинации. Для выпуска и приема этих ап­паратов легкий корпус секции ММР имеет по длине несколько вырезов. Благодаря их раз­мещению в междубортном пространстве, Jimmy Carter может нести полезную нагруз­ку без отрицательных последствий, характер­ных в случае транспортировки ее на корпусе. К таким последствиям можно отнести резкое ограничение допустимой скорости подводно­го хода, рост гидродинамического сопротив­ления и уровня излучаемого шума.

Для обеспечения всплытия во льдах ог­раждение прочной рубки имеет дополнитель­ные подкрепления. В нем также установлен ангар для буксируемой остронаправленной антенны спутниковой связи, которую АПЛ может использовать, находясь в подводном положении. Jimmy Carter оснащен в каче­стве резервного средства движения двумя ВПК. Кроме того, для улучшения маневрен­ности на мелководье и в узкостях он получил две убирающиеся в корпус подруливающие колонки, которые размещены на фундамен­тах, повторяющих с обеих сторон обводы лег­кого корпуса и находящихся в районе «оси­ной талии». В рабочее положение колонки приводятся разворотом на 180° вокруг гори­зонтальной оси.{jcomments on}