АПЛ типа Sea wolf разработана КБ отделения Electric Boat Div. в 1983-1989 гг. Изначально она главным образом предназначалась для борьбы с малошумными АПД, а также с другими кораблями и судами советского флота на подходах к пунктам базирования и в арктических районах, в том числе и под паковыми льдами. Вторым предназначением Seawolf являлось нанесение ударов по береговым объектам КР Tomahawk, выстреливаемых из ТА (вместо запускаемых из ВПУ на Los Angeles).
Общая компоновка Sea wolf осталась такой же, как и у АЛЛ типа Los Angeles третьей серии. Вследствие увеличения диаметра прочного корпуса сократилась относительная длина цилиндричесчкой вставки, а ограждение выдвижных устройств и прочной рубки сместилось к носовой оконечности. Соответственно изменилось и положение торпедопогрузоч- ного люка - его смонтировали за ограждением. Прочный корпус изготовлен из стали HY-100 с пределом текучести 70,3 кг/мм2, что позволило увеличить испытательную глубину погружения до 600 м.
Прочный корпус Sea wolf представляет собой цилиндр единого диаметра (12,8 м), с коническими секциями в оконечностях, заканчивающимися прочными торосферическими переборками. Он разделен плоскими водонепроницаемыми переборками на три отсека. ЦГБ сконцентрированы в двух группах и размещаются в проницаемых оконечностях корабля. Прочный корпус лодки имеет три люка: носовой (диаметром 980 мм) - для погрузки (выгрузки) боезапаса, провизии и элементов АБ; и два - аварийно-спасательных, расположенных над концевыми (обитаемыми) отсеками. Последние оборудованы комингс-площадками. Из носового отсека также обеспечен выход через прочную рубку.
Ограждение прочной рубки и выдвижных устройств Seawolf имеет прямоугольную крылообразную форму. Оно не сопрягается с легкими конструкциями корпуса. На крыше ограждения размещены закрывающиеся щитами вырезы открытого ходового мостика и места для одного сигнальщика (наблюдателя), а также выдвижных устройств. В верхней части ограждения у кормового среза находится выгородка газоотвода аварийного дизель- генератора.
Носовая оконечность корабля имеет форму параболоида вращения. На бортах корпуса (ниже его оси) расположены шесть широкоапертурных антенн станции AN/BQG-5D. В дополнение к крестообразному кормовому оперению Seawolf имеет два «плавника» с дюзами для выпуска ГПБА TB-16F (с левого борта) и ТВ-29А (с правого борта). Планшайбы на концах горизонтальных стабилизаторов отсутствуют. Наружные поверхности корпуса облицованы противогидролокационным покрытием, представляющим собой наформованную резиноподобную массу.
Корабль в проницаемых оконечностях имеет две группы безкингстонных ЦГБ - носовую и кормовую. Каждая из групп включает в себя три разделенных побортно цистерны, которые обеспечивают 15%-ный запас плавучести. ЦГБ продуваются воздухом высокого давления или системой пороховых аккумуляторов давления, которая обеспечивала всплытие лодки в аварийной ситуации.
ППУ включает в себя один ВВР модульного типа фирмы Westinghouse S9W с естественной циркуляцией теплоносителя в первом контуре тепловой мощностью порядка 40 мВт. Он питает паром две турбины, объединенные в одном ГТЗА блочного исполнения, который обеспечивает мощность на валу 45 ООО л.с. В качестве резервного средства движения используется выдвижная поворотная колонка (ВПК), имеющая привод от ЭД. Она расположена вне прочного корпуса в кормовой проницаемой оконечности.
Вооружение Seawolf состоит из восьми 660,4-мм ТА, вваренных в носовую коническую секцию и торосферическую переборку прочного корпуса. Они оснащены гидравлической системой пуска с турбиной (АТР), приводимой в действие сжатым воздухом, которая подает воду в трубу аппарата. Боезапас насчитывает 50 многоцелевых торпед Мк. 48 ADSAP, КР Tomahawk и ПКР Harpoon. Он хранится на стеллажах с системой продольного и поперечного перемещения. Для подачи боезапаса в ТА и обеспечения требуемой скорострельности используется УБЗ. В перспективе в состав боезапаса планируют ввести различные боевые самоходные НПА.
Третий корабль этого типа - Jimmy Carter (SSN-23) - может использоваться для проведения операций сил SEAL или других специальных операций. Эта АЛЛ заменила в составе ВМС США Parche (SSN-683). '
В среднюю ее часть врезана двухкорпусная секция длиной 30,5 м, у которой междубортное пространство образовано за счет внедрения секции прочного корпуса малого диаметра (3,0 м), соединяющаяся с остальными частями корпуса усеченными конусами. Во врезанной секции прочного корпуса размещены пост управления специальными операциями горизонтальная шлюзовая камера для выхода за борт корабля, или в различные ОПА, или доковые камеры типа DDS. В междубортном пространстве Jimmy Carter могут быть размещены два ОПА типа ASDS или три дистанционно управляемых противоминных самоходных НПА AN/BLQ-11. Для выпуска и приема этих аппаратов легкии корпус врезанной секции имеет по длине несколько вырезов. В ограждении прочной рубки лодки установлен ангар для буксируемой остронаправленной антенны спутниковой связи. В отличие от однотипных кораблей Jimmy Carter в качестве резервного средства движения имеет не одну, а две выдвижные поворотные колонки, размещенные в оконечностях корпуса, а также две подруливающие колонки, смонтированные в районе двухкорпусной секции.
Головную лодку серии - Seawolf - заложили на верфи отделения Electric Boat Div. в Гротоне 25 октября 1989 г. В тот период предполагалось построить 30 кораблей этого типа, которые к 2015 г. вместе с АЛЛ типа Los Angeles третьей серии должны были составить основу подводных сил ВМС США. Однако сначала проблемы, возникшие в ходе постройки Seawolf, а затем высокая стоимость корабля (в ценах по состоянию на начало 1995 г. она определялась в 2,94 млрд. долларов) и изменение геополитической обстановки заставили пересмотреть программу.
В марте 1990 г. было предложено ограничиться постройкой только одной Seawolf. Между Сенатской комиссией по вопросам обороны и аналогичной комиссией Палаты представителей (конгресса) по этому вопросу даже рас- горелась своеобразная «битва». В конце концов, в рамках бюджета на 1991 финансовый год была профинансирована постройка второго, а бюджета на 1992 финансовый год - третьего корабля серии. После этого должна была последовать семилетняя пауза в заказе АПЛ для ВМС США. Эти планы также не удалось реализовать. До 1995 г. ассигнования на третий корабль серии не выделялись. Как результат его постройку начали только лишь в декабре 1995 г.
Seawolf передали ВМС 19 июля 1997 г., но на первое свое боевое патрулирование она вышла только лишь 25 июня 2001 г. Первые четыре года эксплуатации лодки сопровождались многочисленными отказами технических средств (что вполне закономерно для первого корабля нового поколения) и аварийными ситуациями. В частности, отдельные панели широкоапертурной антенны отрывались от корпуса и терялись, постоянно возникали проблемы с движителем типа Pump-Jet и БИУС AN/BSY-2, долгое время не удавалось обеспечить пуск с этого корабля КР Tomahawk. В августе 2000 г. Seawolf даже временно вывели из состава ВМС для выявления причины появления трещин в баллонах системы ВВД.
Немалой проблемой стала доработка раке- то-торпедного оружия. На определенной скорости лодка не могла произвести выстрел из ТА, так как не открывались волнорезные щиты и не подавалась вода в цистерну замещения боезапаса. В итоге пришлось усиливать привода волнорезньтх щитов. Надо отметить, что на двух других кораблях этого типа подобных проблем не возникало. Баллоны системы ВВД, например, для них были изготовлены с использованием других конструкционных материалов.
Задержка с финансированием третьего корабля серии - Jimmy Carter- привела к тому, что его решили строить по измененному проекту. На нем отрабатывшшсь новые технические решения, которые затем предполагалось использовать для проведения специальных операций сил SEAL, наблюдения за тактической обстановкой, ведения разведки, обнаружения и определения координат целей, а также проведения минных постановок, поиска и уничтожения мин противника.
Для этого в среднюю часть корпуса корабля (в районе центра тяжести) врезали двух- корпусную секцию длиной 30,5 м, у которой междубортное пространство образовано за счет внедрения секции прочного корпуса малого диаметра (3,0 м), соединяющейся с остальными частями корпуса усеченными конусами - так называемая осиная талия (или V- образная форма). Данная конструкция заставила соответствующим образом модернизировать систему погружения (всплытия). Во врезанной секции прочного корпуса, известной как «многоцелевая платформа» ММР (Multi- Mission Platform), размещаются пост управления специальными операциями, шлюзовая камера для выхода за борт корабля или в различные ОПА и доковые камеры типа DDS. Прочный корпус в районе «осиной талии» служит также коридором между носовыми и кормовыми отсеками лодки и предназначен для трубопроводов и кабельных трасс общекорабельных систем.
В междубортном пространстве Jimmy Carter могут быть размещены два ОПА типа ASDS или три дистанционно управляемых противоминных НПА AN/BLQ-11 - возможны комбинации. Для выпуска и приема этих аппаратов легкий корпус секции ММР имеет по длине несколько вырезов. Благодаря их размещению в междубортном пространстве, Jimmy Carter может нести полезную нагрузку без отрицательных последствий, характерных в случае транспортировки ее на корпусе. К таким последствиям можно отнести резкое ограничение допустимой скорости подводного хода, рост гидродинамического сопротивления и уровня излучаемого шума.
Для обеспечения всплытия во льдах ограждение прочной рубки имеет дополнительные подкрепления. В нем также установлен ангар для буксируемой остронаправленной антенны спутниковой связи, которую АПЛ может использовать, находясь в подводном положении. Jimmy Carter оснащен в качестве резервного средства движения двумя ВПК. Кроме того, для улучшения маневренности на мелководье и в узкостях он получил две убирающиеся в корпус подруливающие колонки, которые размещены на фундаментах, повторяющих с обеих сторон обводы легкого корпуса и находящихся в районе «осиной талии». В рабочее положение колонки приводятся разворотом на 180° вокруг горизонтальной оси.{jcomments on}