ПЛА типа Virginia разработана КБ отделения Electric Boat Div. в 1991-1998 гг. Она предназначена для: борьбы с надводными кораблями и ПЛ противника; нанесения ударов по береговым объектам; выполнения минных постановок; радиоэлектронной разведки и мониторинга тактической обстановки в районе боевых действий (или возможных угроз); обеспечения действий своих корабельных соединений (в первую очередь АУГ) и скрытой высадки на побережье противника ударно-диверсионных групп.
Прочный корпус Virginia представляет собой цилиндр единого диаметра (10,4 м), с коническими секциями в оконечностях, заканчивающимися прочными торосферическими переборками. Он разделен плоскими водонепроницаемыми переборками на три отсека-моду- ля: носовой (основной); средний (жилой) и кормовой. В носовом модуле находятся ГКП, АСБУ, оружие и системы самообороны, во втором - жилые (на 119 человек), санитарно- бытовые помещения экипажа и шлюзовая камера, а в третьем (кормовом) - ППУ, ПТУ и ЭЭС с соответствующими системами автоматического управления, а также движителем и рулевым устройством. Шлюзовая камера расположена у верхней части носовой водонепроницаемой переборки второго отсека и по высоте занимает два межпалубных пространства.
Прочный корпус лодки имеет три люка: носовой - для погрузки ракетно-торпедного боезапаса, провизии и элементов АБ; и два - аварийно-спасательных, расположенных над шлюзовой камерой и кормовым отсеком. Последние оборудованы комингс-площадками. Из носового отсека также обеспечен выход через прочную рубку.
Ограждение прочной рубки и выдвижных устройств Virginia имеет прямоугольную крылообразную форму. В носовой своей части оно сопрягается с легкими конструкциями корпуса. На крыше ограждения размещены закрывающиеся щитами вырезы открытого ходового мостика и выдвижных устройств. Как и на Seawolf, в верхней части ограждения у кормового среза находится выгородка газоотвода аварийного дизель-генератора, а в нижней части носового среза - обтекатель.
По сравнению с Seawolf эта лодка имеет довольно протяженную носовую проницаемую оконечность, в которой, помимо основных антенн ГАК AN/BQQ-10 и носовых горизонтальных рулей с механизмами заваливания (постановки), расположены 12 ВПУ для КР Tomahawk. Носовая оконечность корабля имеет форму параболоида вращения, с «подбородком» в нижней части - звукопроницаемым обтекателем полусферической («блюдцеоб- разной») антенны активного тракта. На бортах корпуса (ниже его оси) расположены шесть широкоапертурных антенн станции AN/BQG-5A. Как и на Seawolf в дополнение к крестообразному кормовому корабль имеет два «плавника» с дюзами для выпуска ГПБА TB-16F (с левого борта) и ТВ-29А (с правого борта). Наружные поверхности корпуса облицованы противогидролокационным покрытием, представляющим собой наформованную резиноподобную массу.
Корабль в проницаемых оконечностях имеет две группы безкингстонных ЦГБ - носовую и кормовую. Каждая из групп включает в себя три разделенных побортно цистерны, которые обеспечивают примерно 15%-ный запас плавучести. ЦГБ продуваются воздухом высокого давления или системой пороховых аккумуляторов давления, которая обеспечивает всплытие лодки в аварийной ситуации.
ППУ включает в себя один ВВР модульного типа фирмы General Electric S9G тепловой мощностью порядка 29,8 мВт и с естественной циркуляцией теплоносителя в первом контуре. Реактор работает на ТВЭЛах, высокая энергоемкость которых обеспечивает их функционирование на протяжении всего жизненного цикла корабля. ППУ питает паром две турбины, объединенные в одном ГТЗА блочного исполнения, который обеспечивает мощность на валу 25 ООО л.с. В качестве резервного средства движения используется выдвижная поворотная колонка (ВПК), имеющая привод от ЭД. Она расположена вне прочного корпуса в кормовой проницаемой оконечности.
Вооружение Virginia состоит из четырех 533-мм ТА, вваренных в носовую торосфери- ческую переборку прочного корпуса, и 12 ВПУ для КР Tomahawk, установленных вне прочного корпуса между основными антеннами ГАК AN/BQQ-10 и носовыми горизонтальными рулями. ТА оснащены гидравлической системой пуска с турбиной (АТР), приводимой в действие сжатым воздухом, которая подает воду в трубу аппарата. Боезапас насчитывает 22 многоцелевые торпеды Мк. 48 ADS*\P, КР Tomahawk и ПКР Harpoon. Вместо них могут приниматься 324-мм «легкие» торпеды Мк. 50 или Mk.54LHT. Боезапас хранится на стеллажах с системой продольного и поперечного перемещения. Для подачи боезапаса в ТА и обеспечения требуемой скорострельности используется УБЗ. Док-камера типа DDS может транспортироваться на комингс-площадке шлюзовой камеры, а аппараты типа ASDS- на комингс-площадке кормового аварийно-спасательного люка.
Первая серия (Block I) Virginia (SSN-774). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 30.09.1998 г.; 16.08.2003 г.; 23.10.2004 г.
Texas (SSN-775). Верфь фирмы Northrop Grumman Newport News (Ньюнорт-Ньюс): 7.12.1998 г; 31.07.2004 г.; 9.09.2006 г.
Hawaii (SSN-776). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 13.11.2000 г; 17.06.2006 г.; 5.05.2007 г.
Вторая серия (Block II) North Carolina {SSN-777). Верфь фирмы Northrop Grumman Newport News (Ныопорт- Ньюс): 29.01.2002 г; 21.04.2007 г.; 3.05.2008 г.
New Hampshire (SSN-77S). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 14.08.2003 г; 21.06.2008 г.; 2009 г.
New Mexico (SSN-779). Верфь фирмы Northrop Grumman Newport News (Ньюпорт- Ньюс): 29.01.2004 г.1; 2009 г.; 2010 г.
Missouri (SSN-780). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 29.12.2004 г.; 2010 г.; 2011 г. California (SSN-781). 30.01.2006 г.; ? ; ? ; Mississippi (SSN-782). 2007 г.; 2012 г.; 2013 г. Minnesota (SSN-783). 2008 г.; 2013 г.; 2014 г.
Третья серия (Block III) North Dakota (SSN-784). 2009 г.
Хотя корпус Virginia, как и у предшествующих АПЛ ВМС США, разбит на три отсека, этот корабль имеет несколько иную компоновку. В первом отсеке (основном) находятся ГКП, АСБУ, оружие и системы самообороны, во втором (жилом) - жилые (на 119 человек) и санитарно-бытовые помещения экипажа и, наконец, в третьем (кормовом) - ППУ, ПТУ и ЭЭС с соответствующими системами автоматического управления. В свою очередь, каждый из отсеков-модулей состоит из нескольких функциональных секций. По некоторым оценкам, их насчитывается 49. Постройка кораблей ведется на верфи отделения Electric Boat Div. в Гротоне и верфи фирмы Northrop Grumman Newport News в Нью- порт-Ньюсе. В принципе она сохранилась такой же, как и в случае с ПЛАРБ типа Ohio и АПЛ Los Angeles. Единственно, на последнем из этих предприятии после сборки корпуса лодки он вводился в плавучий док длиной 195 м. Затем док буксируется в бассейн глубиной около 21,3 м, где лодку выводят на воду. Достройка и швартовные испытания осуществляются у пирса верфи South Yard, там же, в Ньюпорт-Ньюс.
При этом предусмотрена довольно широкая кооперация обоих предприятий. Верфь отделения Electric Boat Div. выпускает основной (без носовой проницаемой части) и реакторный модули, а также 25 функциональных секций, верфь фирмы Northrop Grumman Newport News - кормовой модуль (с кормовым оперением и движителем) и 24 функциональные секции. Все обечайки прочного корпуса по-прежнему строит комплекс в Куонсет-Пойнте. Модули с одного предприятия на другое перевозятся на специальной транспортной барже.
Интересной особенностью является то, что на верфи отделения Electric Boat Div. построили специальный цех для сборки, доводки и испытаний модуля АСБУ AN/BSY-2. В этом цехе все оборудование и коммуникации АСБУ монтируются на единой амортизированной платформе, после чего проводятся комплексные испытания. В дальнейшем полностью собранная, отрегулированная и испытанная АСБУ доставляется трейлером на стапель в виде единого законченного модуля и монтируется на АПЛ без дополнительных регулировок и проверок. Важно то, что испытания модуля АСБУ проводятся примерно за два года до установки на корабль. Благодаря этому минимизируется риск срыва графика работ по постройке АПЛ и обеспечивается своевременная модернизация АСБУ.
Virginia после ввода в строй в течение трех лет проходила испытания, в процессе проведения которых устранялись обнаруженные замечания. Только лишь весной 2007 г. корабль ввели в начальную (Initial Operating Capability), а в первой половине 2009 г. - в полную оперативную готовность. К этому моменту в различных стадиях постройки находились семь кораблей данного типа (вместо восьми планировавшихся).
На North Carolina - четвертом корабле серии — в процессе постройки были обнаружены нарушения технологии сварки паропроводов второго контура ППУ и дефекты в маневровом устройстве. До момента начала заводских ходовых испытаний (они включали в себя три выхода в море продолжительностью от трех до восьми суток) все выявленные недостатки удалось устранить, и в процессе эксплуатации корабля они пока себя не проявляли.
New Hampshire - пятый корабль серии - строился по измененной технологии. С целью сокращения стоимости работ, а также продолжительности периода между спуском на воду и вводом в строй (примерно на восемь недель) его вывели из цеха (в феврале 2008 г.) с нанесенным на корпус противогидролокационным покрытием, в технической готовности 90%. После вывода из цеха лодка 30 апреля 2008 г. подверглась процедуре «предварительного спуска на воду» - за два месяца до официального спуска, который был намечен на 21 июня 2008 г. Сделано это было для проведения «парового проворачивания» ряда механизмов ГЭУ, в том числе ГТЗА, АТГ и турбоприводов вспомогательных механизмов. Обычно эти работы выполнялись после спуска на воду.
В процессе постройки АПЛ типа Virginia выяснилось, что уложиться в заданные параметры стоимости (не более чем у кораблей типа Los Angeles третьей серии) не удается. В декабре 1996 г. была установлена следующая стоимость лодок этого типа: Virginia - 3,272 млрд. долларов; Texas - 2,543 млрд. долларов; Hawaii - 2,093 млрд. долларов и, наконец, North Carolina (первый корабль второй серии) - 2,112 млрд. долларов. Как видно, стоимость АПЛ типа Virginia в среднем сопоставима со стоимостью кораблей типа Seawolf.
Однако программа постройки АПЛ типа Virginia подвергается критике не только из-за существенного роста стоимости кораблей, но и из-за недостаточно высоких боевых качеств. При нормальном водоизмещении, составляющем около 85% от нормального водоизмещения Seawolf, они принимают на борт всего лишь 65% от численности ее боезапаса. При этом Virginia имеет вдвое меньше ТА. Нарекания также вызывает худшая (по сравнению с АПЛ типов Los Angeles третьей серии и Seawolf) приспособленность к действиям в Арктике и меньшая (по сравнению с АПЛ типа Seawolf) глубина погружения.
Несмотря на всю критику, надо признать, что проектанты Virginia в своем стремлении создать корабль, способный полностью контролировать окружающее его пространство по всем направлениям, достигли определенных успехов. Хотя решить эту задачу в полной мере пока так и не удалось, та последовательность, с которой действуют американцы, а также умелое управление силами и средствами позволяют им надеяться на то, что к концу постройки кораблей типа Virginia поставленные цели будут достигнуты.
Благодаря тому, что АИЛ типа Virginia имеет модульную конструкцию, ее модернизация не вызывает больших проблем. Так, например, начиная с 11-го корабля в серии - North Dakota (SSN-7S4) - ВМС США планируют приступить к постройке кораблей, в максимально возможной степени пригодных к быстрому изменению выполняемых задач, известных как третья модификация АПЛ типа Virginia (Block ИТ). С этой целью в корпус лодки (в районе центра тяжести) будет врезан двухкорпусный отсек длиной 9,14 м. По конструкции он будет аналогичен секции, внедренной на Jimmy Carter - третьем корабле типа Sea wolf. В междубортном пространстве будут размещаться модули (PIM) взаимозаменяемой полезной нагрузки, включая оружие. Эти модули могут включать в себя: системы наблюдения, разведки, обнаружения и определения координат целей; поддержки операций специальных сил SEAL; ударное оружие; системы подводной связи и сетевых датчиков; БЛА и НПА.
Новые АПЛ будут состоять из четырех отсеков-модулей: первого («основного») с ЦП, АСБУ, оружием, системами самообороны, жилыми и санитарно-бытовыми помещениями; второго («переходного») с полезной нагрузкой, позволяющего иметь доступ в нос и корму лодки; третьего («реакторного») с ППУ и ЭЭС с соответствующими системами автоматического управления; четвертого («кормового») с ПТУ, движителем и рулевым устройством.
На модернизированных АПЛ типа будет изменена конструкция носовой оконечности. Основную сферическую антенну ГАК и прочный коридор, который используется для ее обслуживания, заменят подковообразной широ- коапертурнои антенной LAB (Large Aperture Bow array), а вместо 12 ВПУ установят два цилиндрических модуля для размещения 12 КР Tomahawk, подобных тем, что несут ПЛАРК типа Ohio. В этих модулях может быть размещено либо ударное оружие, либо различные НПА и БПА. Эти модули имеют вдвое меньший объем по сравнению с 12 индивидуальными ВПУ (30,4 против 65,1 м2). Такое решение позволит не только расширить номенклатуру вооружения, но и сэкономить на каждом корабле примерно 40 млн. долларов (а на стоимости постройки серии из 20 лодок - 800 млн. долларов). Кроме того, освободившиеся объемы можно будет использовать для размещения дополнительных модулей PIM.
Новая подковообразная антенна ГАК будет полностью «мокрой», с менее сложными (чем у сферической антенны) компонентами, более простыми в монтаже и эксплуатации. В ней будут использованы гидрофоны с увеличенными сроками службы, специально разработанными для AIIJI типа Seawolf. Предполагается, что таких кораблей будет 20, что позволит довести общую численность АЛЛ типа Virginia всех модификаций до 30 единиц.
По некоторым данным, начиная с 15-го в серии, корабли предполагается оснащать системой полного электродвижения вместо традиционной ПТУ. Это может потребовать очередной переработки проекта АЛЛ типа Virginia с использованием более «полных» обводов кормовой оконечности. В более далекой перспективе АПЛ типа Virginia планируют строить с новым удлиненным (примерно в четыре раза) ограждением прочной рубки. В нем предполагается разместить либо ангар для НПА и оборудования для специальных сил SEAL, либо БЛА. Существенной модернизации (какой именно, в открытой печати не сообщалось) должна быть подвергнута ППУ, что позволит увеличить ее мощность примерно на 50%.{jcomments on}