Разработка британской многоцелевой АЛЛ второго поколения Swiftsure была начата в начале 60-х годов и велась параллельно с созданием ПЛАРБ типа Resolution, что сказалось на сроках реализации программы. В 1969-1981 гг. по заказу ВМС Великобритании построили шесть кораблей этого типа, которые заменили собой АПЛ первого поколения типа Valiant. В отличие от них Swiftsure имела увеличенную глубину погружения, повышенную скорость хода в подводном положении, сниженный уровень шумности и собственных помех работе гидроакустических средств. Как и предшествующие британские многоцелевые АПЛ, корабль имел ППУ с одним реактором и ППУ, состоящую из ГТЗА и двух АТГ американского производства.
Характерной особенностью корабля являлась своеобразная форма носовой оконечности (с штевневым образованием в верхней части и с ожевальным — в нижней части) и пять носовых 533-мм ТА, один из которых, центральный, был установлен в диаметральной плоскости и выходил под углом к основной плоскости. Торпедное и минное вооружение было представлено образцами собственной разработки. Вместе с тем в процессе эксплуатации все АЛЛ типа Swiftsure получили на вооружение ПКРК Sub-Harpoon, а некоторые - еще и комплекс КР Tomahawk.
Разработка британской многоцелевой АЛЛ третьего поколения Trafalgar была начата в первой половине 70-х годов. По сути, в данном случае говорить о качественном скачке вперед не приходится, так как этот корабль являлся улучшенной модификацией Swiftsure. Он создавался с учетом опыта проектирования, постройки и эксплуатации прототипа. При этом были существенно снижены шум- ность и уровень собственных помех работе гидроакустических средств за счет использования новой более эффективной (чем у Swift- sure) амортизации главных и вспомогательных механизмов, облицовки наружных и внутренних поверхностей корпуса противогидро- локационным и виброизолирующим покрытиями и т.д. На корабле, впервые в мировой практике, был использован движитель типа Pump-Jet (вместо малошумного ВФШ). Trafalgar получил такое же торпедное вооружение, что и прототип.
В 1979-1991 гг. по заказу ВМС Великобритании построили семь кораблей этого типа. В процессе эксплуатации на них постоянно совершенствовалось радиотехническое, ракетное и торпедное вооружение. В частности, эти лодки получили крылатые ракеты Tomahawk. Предполагалось, что АПЛ типа Trafalgar с середины 10-х годов будут постепенно заменяться лодками четвертого поколения типа Astute. Однако пока удалось ввести в строй только лишь три таких корабля, что заставляет сохранять в составе ВМС Великобритании пять АПЛ типа Trafalgar.
Astute является дальнейшим развитием многоцелевых АПЛ ВМС Великобритании. В отличие от Trafalgar, она несет шесть 533-мм ТА, а также увеличенный до 38 единиц ракетный и торпедный боезапас. Интересно то, что эти корабли, в отличие от Swifisure и Trafalgar, создавались с учетом опыта проектирования, постройки и эксплуатации ПЛАРБ Vanguard.
Если для Великобритании это необычное решение, то во французских ВМС оно является практикой. Первые французские многоцелевые АПЛ RubisJAmetethyste являлись своеобразным развитием французских стратегических ракетоносцев типа Le Redoutable. В отличие от многоцелевых АПЛ других стран они имеют турбоэлектрическую АЭУ умеренной мощности и, как следствие, сравнительно небольшую скорость хода в подводном положении, малые размерения и сокращенный боезапас. Во многом эти корабли повторяют современные им французские ДЭПЛ.
Все шесть АПЛ типа Rubis строились сравнительно долго — почти 16 лет (в 1976-1992 гг.), причем две последние в серии (Ametethyste и Perle) создавались по усовершенствованному проекту. В начале нулевых годов многие специалисты считали, что первые четыре лодки серии морально устарели и что их требуется заменить АПЛ нового поколения. В соответствии с этими планами были развернуты работы в рамках проекта Barracuda. Намечалась постройка шести таких кораблей с нормальным водоизмещением порядка 4500 т, увеличенной автономностью по запасам провизии и новейшим ракетным и торпедным вооружением.
Как и в предшественницах, в этих лодках многие технические решения будут заимствованы из проектов ПЛАРБ, в данном случае типа Le rDriomphant, а также ДЭПЛ Scorpene, что теоретически снижаю риск их использования. В частности, от первого корабля новая АПЛ должна унаследовать ППУ, ПТУ и интегрированную АСБУ SYCOBS, а от второго - гидроакустические средства и средства обработки информации, поступающей от них.
Пятой страной, помимо Великобритании, СССР (РФ), Франции и США, которая до настоящего времени занималась постройкой многоцелевых АПЛ, стала КНР. Первый такой китайский корабль, названный Чанчжень-1 (пр. 091), представляет собой симбиоз советской и французской технологий в области подводного кораблестроения. С одной стороны, по общей компоновке, обводам оконечностей, схеме расположения носовых горизонтальных рулей (на ограждении прочной рубки), использованию турбоэлектрической АЭУ и торпедному вооружению она во многом повторяла французскую ПЛАРБ Le Redoutable, а по архитектуре корпуса, ППУ и составу радиотехнических средств - советскую АПЛ первого поколения. Корабль несет шесть 533-мм ТА при общем боезапасе 20 торпед. В 1967-1990 гг. построили пять лодок этого типа. Очевидно, что к моменту завершения программы они морально устарели и большой боевой ценности не имеют.
Для решения этой проблемы во второй половине 80-х годов в КНР начались работы над АПЛ второго поколения типа Оанг, которая создавалась на базе советского корабля пр. 671РТМ, хотя внешне она мало напоминает прототип. На этом корабле был реализован целый комплекс мероприятий, направленный на снижение уровня шумности и совершенствование гидроакустических средств, в том числе и за счет внедрения ГПБА. Тем не менее эта АПЛ в серию, что называется, «не пошла». Насколько известно, в 1994-2007 гг. было построено лишь два корабля типа Санг, и больше они пока не заказывались. Вероятно, как показали испытания, эти лодки не в полной мере отвечают всем требованиям командования ВМС НОАК.{jcomments on}
Профессиональный ветврач на дом, для консультации и постановки предварительного анализа.