В годы Второй мировой войны стало очевидным, что увеличившиеся скорость и радиус действия самолетов заставили поставить вопрос о своевременном их обнаружении на большом удалении от корабельной группировки. Эта задача могла быть решена только путем размещения мощных PJ1C на кораблях, несущих дозорную службу на определенном расстоянии от соединения. Однако, как показал опыт боевых действий, одиночный надводный корабль, не поддержанный своими силами и в первую очередь авиацией, становился легкой добычей для средств воздушного нападения. В создавшихся условиях подводные лодки были предпочтительнее надводных кораблей, так как они могли скрытно занимать заданную позицию, уклоняться от обнаружения самолетами, погружаясь под воду, и имели при этом большую автономность.
Тем не менее после завершения войны специализированные лодки РЛД появились только в двух странах - в СССР и США. В нашей стране они были представлены четырьмя кораблями, переоборудованными из средних торпедных лодок. Создавались они как элемент ПВО страны и предназначались для своевременного обнаружения стратегических бомбардировщиков в ее морских секторах обороны. В США дело обстояло несколько иначе. В конце 40-х годов здесь по программе Migraine переоборудовали в корабли РЛД семь торпедных лодок типов Gato, Balao и Tench, строившихся в годы войны. Изначально предполагалось, что они будут обеспечивать ПВО авианосных соединений в отдаленных районах Мирового океана. Кроме того, они должны были наводить на обнаруженные корабли противника самолеты своей палубной авиации.
Данная концепция казалось настолько привлекательной, что в середине 50-х годов была разработана программа дальнейшего развития лодок РЛД, причем их должны были не переоборудовать из морально устаревших кораблей периода Второй мировой войны, а строить заново. Здесь важно отметить то, что среди этих кораблей была атомная Triton (SSN-586). Этот корабль воплотил в себе практически все идеи адмирала Риковера (Hyman G. Rickover). Так, например, он имел двух- корпусную архитектуру (с запасом плавучести около 30%), был оснащен двумя реакторами (уникальный случай для американского военного кораблестроения) и эшелонированной ППУ. В процессе проектирования нормальное водоизмещение лодки практически ничем не ограничивалось - главным было достижение эффективности в использовании РЛС дальнего обнаружения. Интересной особенностью корабля являлось то, что каждый из двух реакторов располагался в своем отсеке. В нашей стране, например, где большинство АПЛ были оснащены двумя реакторами, их монтировали в одном отсеке в герметичных выгородках.
Такой подход к проектированию корабля был вызван теми задачами, которые на него возлагались. Triton предназначалась для раннего обнаружения воздушных целей в системе ПВО страны и корабельных группировок, и в первую очередь авианосных соединений. В связи с этим помимо новейшего радиолокационного и навигационного оборудования она была оснащена комплексом радиотехнических средств, необходимых для ведения разведки, связи и радиоэлектронной борьбы. Лодка была оборудована оперативной рубкой (БИГГ) и могла быть использована как корабль управления различными силами флота и наведения авиации. Наряду с этим Triton сохранял мощное торпедное вооружение, состоявшее из шести 533-мм ТА при общем боезапасе 15 торпед.
Антенный пост двухкоординатной РЛС дальнего обнаружения AN/BPS-2 располагался в ограждении прочной рубки и выносился за его верхний срез при помощи телескопического гидравлического привода. Эта станция могла работать в трех положениях корабля. Во-первых, в надводном положении, причем большой запас плавучести и обводы легкого корпуса позволяли кораблю использовать эту РЛС на сильном волнении. Во-вторых, в полупогруженном положении, когда при помощи системы специатьных цистерн Triton мог оставлять над водой только одно лишь ограждение. Наконец, в-третьих, в подводном положении. Каждый из режимов имел свои преимущества и применялся в зависимости от складывавшейся оперативной обстановки.
Характерно то, что, несмотря на свои большие размеры, Triton не являлась самой хорошо оснащенной, с точки зрения радиотехнического вооружения, лодкой. К примеру, ДЭПЛ Burr fish (SSR-312) несла целых три станции SR-2 (прототип станции AN/BPS-2), SV-2 и YE-2.
Для возможности сопровождения авианосных соединений скорость хода Triton в подводном положении превышала 30 уз. Особое внимание было уделено обеспечению большой автономности. Корабль оснастили несколькими провизионными камерами и новой (для своего времени) системой регенерации воздуха, которая, чисто теоретически, позволяла ему находиться под водой, не всплывая для вентиляции воздуха, около 60 суток. Была обеспечена возможность производить перегрузку A3 в море. Для этой цели ее поделили на отдельные кассеты, которые могли выгружаться через специальные люки прочного корпуса вместо удаления всей зоны одновременно. ТВЭЛы выполнялись в виде спирали.
АПЛ Triton была спроектирована КБ отделения Electric Boat Div. Она предназначалась для раннего обнаружения воздушных целей в системе ПВО страны и корабельных группировок, а также для управления различными силами флота и наведения авиации. Она имела двухкорпусную архитектуру. Прочный корпус корабля в средней части (в районе реакторных отсеков, носового машинного отсека и частично отсека вспомогататьных механизмов) был выполнен в форме цилиндра (с диаметром 10,3 м), а в оконечностях - в форме усеченных конусов. Переход от одной формы корпуса к другой осуществлялся при помощи эллипсоидных обечаек. Он делился плоскими переборками на 10 отсеков и горизонтальными настилами - на три палубы. Его набор состоял из наружных тавровых шпангоутов.
В первом «носовом торпедном) отсеке располагались четыре торпедных аппарата и стеллажи для запасных торпед, ракет или мин, а во втором (на двух палубах) - жилые помещения. В третьем отсеке (на двух палубах) были расположены центральный пост, посты управления кораблем, навигационное оборудование, столовая команды, а в трюме - компрессоры и другое оборудование. В четвертом отсеке (на двух палубах) находились каюты офицеров (в том числе командира корабля), оперативная рубка, радиорубка, а в трюмо - аккумуляторная батарея и установки кондиционирования воздуха.
Пятый и шестой отсеки отводились под реакторы. За этими отсеками находились седьмой (носовой турбинный отсек) с ПТУ и ГТЗА левого борта, а также двумя АТГ. Восьмой отсек (две палубы и трюм) был отведен под вспомогательные механизмы (дизель-генераторы, компрессоры, системы регенерации воздуха и насосы общекорабельных систем). Девятый отсек являлся кормовым турбинным с ПТУ и ГТЗА правого борга, а также двумя другими АТГ. В 10-м отсеке <электротехническом) находились оба ГЭД, два кормовых торпедных аппарата со стеллажами для запасных торпед, пост радиационного контроля и жилые помещения унтер-офицеров.
По обводам легкого корпуса Triton во многом повторяла ДЭПЛ Darter, построенную с ней практически одновременно (в 1954—1956 гг). Носовая оконечность корабля имела штев- невые обводы, а кормовая - эллиптического усеченного конуса, завершавшегося стабилизаторами с кормовыми горизонтальными и одним вертикальным (расположенным под корпусом) рулями. Носовые горизонтальные рули заваливались под палубу надстройки. Два ВФШ располагались перед горизонтальными стабилизаторами. Обводы легкого корпуса с развитой надстройкой обеспечивали кораблю хорошие мореходные качества, что позволяло использовать радиотехническое вооружение в надводном положении в условиях сильного волнения. В междубортном пространстве размещались три группы ЦГВ (носовая, средняя и кормовая), дифферентные и уравнительные цистерны, а также цистерны замещения. Благодаря объему ЦГБ и развитой надстройке корабль имел почти 30%-ный запас плавучести.
Triton был оснащен прочной боевой рубкой, располагавшейся над центральным постом и представлявшей собой горизонтально расположенный цилиндр, смонтированный параллельно прочному корпусу. Ось этого цилиндра проходила по палубе надстройки лодки. Над боевой рубкой возвышалась прочная рубка (или шахта), которая соединяла ее с ходовой рубкой. Такое решение нигде в мире больше не повторялось. Трехъярусное крыловидное ограждение прочной рубки и выдвижных устройств было смещено к носовой оконечности корабля. В его верхней носовой части оборудовали ходовой мостик, а под ним (на втором ярусе) - закрытую ходовую рубку.
Каждый из реакторных отсеков внутри был окружен железоводной биологической защитой, в которой размещался контейнер с реактором, двумя парогенераторами и другими системами и механизмами ППУ. Конструкция реактора S4G (впрочем, как и «стандартного» реактора S5W-2) позволяла производить замену отдельных сборок ТВЭЛов без демонтажа его крышки. Разница заключалась в том, что ТВЭЛы были выполнены в виде спирали и сгруппированы в отдельные кассеты, которые могли выгружаться через специальные люки прочного корпуса вместо удаления всей зоны одновременно. Каждая из двух автономных петель первого контура имела три циркуляционных насоса. Проход через реакторные отсеки осуществлялся по верхней палубе по специальному герметичному коридору, расположенному в диаметральной плоскости корабля. Вход в необитаемые помещения производился через газоплотные двери и тамбуры. Каждая из ПТУ имела свой конденсатор, а работу двух АТГ обеспечивал один конденсатор. ГЭД постоянного тока могли получать питание либо от АТГ через обратимые преобразователи мощностью по 300 кВт, либо от АБ.
Основу радиотехнического вооружения Triton составляла двухкоординатная PJTC дальнего обнаружения AN/BPS-2. В положении «по-походному» ее антенна (массой 2,2 т и размерами 4,6 х 1,5 м) находилась между крышей и первым ярусом ограждения. В положении «по-боевому» она выносилась за верхний срез ограждения при помощи телескопического гидравлического привода. Специальное устройство обеспечивало вращение антенны с определенной скоростью как вокруг вертикальной, так и вокруг горизонтальной оси в процессе стабилизации ее на сильном волнении. Вращение антенны обеспечивалось электроприводом, а стабилизация - устройством стабилизации, работавшим от автономной системы гидравлики. Во время первого (и единственного) капитального ремонта 1960-1961 гг. PЛC AN/BPS-2 заменили более совершенной трехкоординатной станцией AN/BPS-26
Triton (SSRN-586, с 1.06.1961 г. - SSN-586). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гро- тон): 29.05.1956 г.; 19.08.1958 г.; 10.11.1959 г. Входила в состав АФ. 3 мая 1969 г. была исключена из списков ВМС США. После выгрузки A3 реакторов прошла дезактивацию и у пирса верфи ВМС Puget Sound в Бремертоне (штат Вашингтон) поставлена в отстой. В 2007-2008 гг. на этой же верфи была разобрана на металл.
Triton была построена на верфи отделения Electric Boat Div. в Гротоне в период с мая 1956 г. по октябрь 1958 г. Для своего времени это была просто колоссальная лодка - по своим размерам и водоизмещению она превосходила все корабли этого класса, когда-либо построенные в мире. Достаточно сказать, что даже George Waschington уступала Triton по этим показателям. Естественно, что корабль привлек к себе внимание специапистов и породил целую волну публикаций в открытой печати. Его конструктивные особенности оценивали по-разному, но почти все специалисты указывали на целесообразность постройки и дальнейшего развития лодок РЛД. Тогда, в конце 50-х годов перспективы развития этих кораблей виделись в радужном свете.
Сразу после вступления в строй Triton стала кораблем управления подводными силами Атлантического флота ВМС США (Atlantic submarine force command ship). С 16 февраля по 11 мая 1960 г. она предприняла кругосветный поход, пройдя за 84 дня более 36 ООО морских миль. Во время этого похода па борту корабля находилось 185 человек, в том числе представители Национального гидрографического управления, Географического общества, Морской медицинской лаборатории и ряда других учреждений и ведомств ВМС США. Цель похода заключалась в проведении океанографических и гидрографических исследований, а также в изучении поведения корабля и экипажа в условиях длительного плавания. Кроме того, одновременно проводились испытания новой системы химической регенерации воздуха и ИНС SINS Mk.2 mod.О, которыми впоследствии стали оснащать ПЛАРБ системы Polaris.
Triton была выбрана для кругосветного плавания из-за больших размеров и автономности, что обеспечивало необходимые условия обитаемости в течение продолжительного времени и позволяло поместить необходимое научное оборудование. Немаловажным фактором являлись высокая скорость хода и надежность энергетической установки - как уже говорилось, это единственная АПЛ ВМС США, имевшая в составе ППУ два реактора. Предполагалось, что Triton проведет этот поход исключительно в подводном положении. Однако реализовать эти планы удалось лишь частично. 5 марта 1960 г. у мыса Горн в точке рандеву ей пришлось передать на крейсер Macon (СС-132, типа Baltimore) тяжело заболевшего радиометриста.
Эта операция заслуживает особого разговора. Справедливости ради надо сказать, что Triton в общем-то полностью и не всплывала. Ее командир, стремясь сохранить «чистоту» эксперимента, решил поднять над водой только лишь ограждение прочной рубки. Для этого продули часть ЦГБ средней группы. По расчетам, это позволило бы возвысить над поверхностью воды верхний срез прочной рубки на 1,5 м. Однако когда спасательная партия отдраила верхний люк, в прочную рубку хлынула вода (предвидя подобную возможность, командир корабля приказал задраить нижний люк) - пришлось в срочном порядке продувать одну из цистерн носовой группы. Благодаря возникшему дифференту вода сошла с ходового мостика. После этого больной был передан на шлюпку крейсера.
Все остальное время похода Triton следовала в штатном режиме: один раз в сутки она всплывала на перископную глубину для проведения сеанса связи, обсервации и вентиляции отсеков (через шахту устройства snorkel). На больших глубинах (близких к оперативной) лодка провела более 65% времени. В общих чертах ее путь повторял маршрут похода Магеллана. В целом поход проходил без аварий и серьезных поломок материальной части. Пожалуй, единственным исключением стал разрыв трубопровода в системе гидравлики кормовых рулей. Несмотря на почти мгновенное заполнение кормового отсека парами веретенного масла, вахтенные смогли перекрыть напорную магистраль системы гидравлики и ликвидировать аварию без серьезных последствии для экипажа и корабля.
Этот поход стал наиболее ярким эпизодом в карьере Triton. В 1960-1961 гг. лодка прошла капитальный ремонт и модернизацию, в ходе которой PЛC дальнего обнаружения AN/BPS-2 заменили более совершенной трехкоординатной станцией AN/BPS-26, специально разработанной для этой лодки1. При благоприятных гидрометеорологических условиях она позволяла обнаруживать воздушные цели на дистанции до 22 500 м. Правда, на дальнейшую судьбу Triton эта модернизация существенного влияния не оказала. Уже в самом начале 60-х годов стало очевидным, что концепция подводного корабля РЛД бесперспективна - эту задачу с большим успехом могли решать самолеты БПА или ДРЛО. В мае 1961 г. корабль переклассифицировали в торпедную лодку (SSN-586). Однако использовать столь крупный и дорогостоящий корабль в качестве многоцелевой АПЛ вскоре сочли нецелесообразным. Как следствие Triton в мае 1969 г. исключили из списков ВМС.{jcomments on}