Еще в период начала работ над системой Polaris адмирал X. Риковер пришел к убеждению о необходимости создания реактора малых мощности и габаритов для АПЛ. Однако какие-либо разработки в этом направлении в США не велись до тех пор, пока 10 апреля 1963 г. не затонула АЛЛ Thresher (SSN-593) и когда стало очевидным, что ВМС остро нуждаются в глубоководных исследовательских и спасательных ОПА. Тогда и было решено создать АПЛ NR-1, причем Комиссия по атомной энергии (в настоящее время Министерство энергетики) взялась за разработку атомного реактора, а ВМС - за разработку самой лодки. Характерно то, что обе группы проектантов должны были использовать уже имевшиеся технологии и образцы оборудования.
Работы велись в обстановке строжайшей секретности. Покров тайны с АПЛ NR-1 был частично снят 18 апреля 1965 г., когда президент Линдон Джонсон объявил о ее создании. В пресс-релизе Белого дома, в частности, сообщалось: «Разработка АЭУ для глубоководной исследовательской ПЛ обеспечит более широкую свободу развития и позволит увеличить кампанию активной зоны главных и вспомогательных АЭУ. Эти особенности внесут вклад в результаты исследований специалистов и в разработке ресурсов океана». Интересно то, что NR-1 никогда официально не получала наименования и литерно-цифрово- го индекса. Ее даже не вводили в строй. Как известно, в ВМС США используется сквозная нумерация кораблей, назначаемая через конгресс. Адмирал Риковер, отказавшись от номера в общем списке, стремился избежать надзора, которому корабль обычно подвергается со стороны сразу нескольких бюрократических организаций.
Предполагалось, что NR-1 будет иметь испытательную глубину погружения порядка 1000 м - большую, чем у любой боевой АЛЛ ВМС США. В то же самое время она была типичной для глубоководных ОПА. Однако их автономность составляла всего несколько часов и находилась в прямой зависимости от емкости АБ - атомный реактор позволял преодолеть данный недостаток.
АПЛ NR-1 была разработана КБ отделения Electric Boat Division и построена на его верфи в Гротоне. Ее спустили на воду 25 января 1969 г. и 27 октября того же года передали ВМС США. Одной из главных проблем при проектировании корабля являлось экранирование реактора. На стандартных АПЛ ВМС США эта задача решалась за счет защиты реактора с обеих сторон свинцовыми экранами толщиной до 30 см. Но такой экран был слишком тяжелым для NR-1. Тогда было решено поставить свинцовый экран только спереди для защиты жилого отсека, оставив остальную часть лодки за кормовой стенкой реактора (длиной 3,9 м) заполненной водой и недоступной для обслуживания в море. Идея заключалась в том, чтобы эта стена воды поглощала выделяющуюся радиацию и служила вместо свинцового экрана, так как 0,36 м3 воды имеют такой же молекулярный вес, как и 0,02 м3 свинца. В то же самое время, когда лодка находилась в подводном положении, то вода совсем не добавляла ей веса. Данное решение предопределило то, что оба ГЭД на главных линиях вала были смонтированы вне прочного корпуса.
ПЛА типа NR-1 была разработана КБ отделения Electric Boat Div. В соответствии с требованиями ВМС США она предназначена для изучения морского дна, измерения температуры и направления течений, получения различной информации для военного, коммерческого и научного использования, а также обнаружения, идентификации подводных объектов и их подъёма на поверхность. Решение этих задач достигалось благодаря высокой маневренности и способности висеть в воде без движения, позиционируясь с высокой точностью. Атомный реактор обеспечивал независимость от судов обеспечения и позволял двигаться в погруженном состоянии длительное время, ограниченное только средствами жизнеобеспечения экипажа.
По своей архитектуре она являлась однокорпусной лодкой с проницаемыми оконечностями и развитой надстройкой. Прочный корпус был выполнен из стали HY-80. Он делился водонепроницаемыми переборками на два отсека. Носовой из них являлся центральным постом лодки. В нем помимо приборов управления кораблем, гидравлическими манипуляторами, выдвижным рабочим модулем, осветительными плафонами и храпцами (корзинами) для захвата объектов на грунте также располагаюсь спальные места для экипажа, запасы провизии и санитарно-бытовые помещения. В носовой части центрального поста, в нижней его части находилось три обзорных иллюминаторов с рабочими постами операторов и выдвижными и неподвижными телевизионными камерами. В кормовом отсеке располагался реактор. Ориентирование на поверхности осуществлялось при помощи телекамеры, зафиксированной на мачте, смонтированной на крыше рубки вместо выдвижного перископа. Корпус NR-1 был окрашен в черный цвет (традиционный для ПЛ ВМС США), а ограждение рубки и вертикальный стабилизатор - в ярко-красный цвет, что облегчало ее обнаружение.
В нижней части прочного корпуса находился массивный коробчатый киль. В нем размещались заваливающиеся автомобильные колеса, сбрасываемый аварийный балласт и манипуляторы, которые в сложенном состоянии закрывались щитом обтекаемой формы. Колеса имели сменные шины и внутреннюю камеру, заполненную метиловым спиртом. Они позволяли лодке ложиться на грунт и перемещаться по нему.
Основой энергетической установки NR-1 являлся ВВР, передававший энергию на АТГ переменного тока, который питал два ГЭД на линиях вала. Рули глубины размещались на рубке, а вертикальный руль - в кормовой оконечности. Маневренность лодки улучшали четыре новоротных подруливающих устройства, располагавшихся двумя парами крест- накрест.
NR-1. Верфь отделения Electric Boat Division (Гротон): 10.06.1967 г; 24.01.1969 г.; 27.10.1969 г. Входила в состав Первой группы развития подводных сил ВМС США (Submarine Development Group One) и базировалась в Сан-Диего (штат Калифорния)1. В 2009 г. была выведена из состава ВМС. Дальнейшая судьба корабля не определена.
Из-за малой скорости хода NR-1 должна была либо буксироваться, либо доставляться к месту развертывания на палубе надводного судна или специально оборудованной боевой АПЛ. Допустимая скорость буксировки лодки составляла 10 уз, а доставки на борту АПЛ - 11 уз. Сведений о том, что NR-1 когда-либо перевозилась на борту боевой АПЛ, в открытой печати не сообщалось. Зато среди надводных плавсредств в этом качестве использовалось коммерческое судно обеспечения Carolyn Chouest, которое также было способно участвовать в исследованиях, дополняя лодку и предоставляя условия для отдыха ее экипажа и пополнения запасов. Это судно обеспечивало буксировку NR-1, связь, постановку на якорь и помощь во время проведения работ. Оно также служило универсальной платформой для размещения требующегося дополнительного оборудования и, вместе со своим экипажем, являлось частью комплекса NR-1 deep Submergence team.
Важнейшие работы, выполнявшиеся при помощи NR-1 во время «холодной войны», по- прежнему засекречены. Очевидно, что эта лодка привлекалась к монтажу датчиков системы SOSUS и других придонных систем наблюдения за окружающей обстановкой, таких, например, как Азорский акустический барьер AFAR (Azores Fixed Acoustic Range). Кроме того, лодка проводила диверсионные операции, среди которых можно выделить прослушивание подводных кабелей. Вероятно, она также использовалась при подъеме затонувших объектов - как советских, так и принадлежавших странам НАТО. В 1976 г. лодка сыграла ключевую роль в подъеме истребителя F-14 с новейшими ракетами типа Phoenix, который скатился с палубы авианосца John F. Kennedy (CVA-67) и затонул на глубине около 600 м. В январе-апреле 1986 г. у м. Кеннеди (штат Флорида) она участвовала в поисках обломков «космического челнока» Challenger.
После распада Советского Союза роль NR-1 существенно изменилась. Наряду с сохранением менее многочисленных секретных операций ВМС США, она стала доступной для гражданских научных организаций, выполнявших исследовательские работы. Даже был снят 11-минутный видеоролик, описывающий NR-1 и историю ее создания. Весной 1996 г. у побережья штата Флорида лодка использовалась в рамках образовательной программы
Jason Project VII, а летом 1997 г. - в Норвегии для обеспечения гидрографической съемки фьордов, гаваней, мест кораблекрушений и других сложных в навигационном отношении акваторий. С июня по конец августа 1997 г. лодка работала в восточной части Средиземного моря, занимаясь, по просьбе правительства Израиля, поиском погибшей ДЭПЛ Dakar. В период с ноября 1990 г. по ноябрь 1993 г. АПЛ прошла капитальный ремонт с заменой A3 реактора и модернизацией, связанной с перестройкой носовой оконечности, с заменой ГАС и фотокамер, что привело к увеличению длины корпуса на 2,9 м.
В 1995 г. NR-1 по заказу правительства Великобритании занималась обследованием лайнера Britannic (однотипного с Titanic), служившего во время Первой мировой войны госпитальным судном и погибшего на минах у берегов Греции. В том же году в Черном море она привлекалась к поиску затонувших румынских кораблей и судов. В целом эта работа включала 19 погружений обшей продолжительностью 403 часа. В 2002 г. лодка обследовала останки американских мониторов Monitor и Akron, а весной 2007 г. (после специальной модернизации) - нефтеносные банки в Мексиканском заливе.
Предполагалось, что лодка как минимум прослужит до 20-х годов нынешнего столетия, но в марте 2010 г. появились сообщения, что ее исключили из списков ВМС США. Создание подобных кораблей пока не планируется. Как известно, в 1976 г. Риковер предлагал создать АПЛ NR-2, которую предполагалось использовать для испытаний новой корпусной стали HY-130 с пределом текучести 90 кг/мм2. Однако ни конгресс, ни командование ВМС не поддержали этот проект.
С некоторыми оговорками можно утверждать, что NR-1 является аналогом отечественной глубоководной АПЛ пр. 1910 и пр. 1851, причем носителями последней являются соответствующим образом переоборудованные АПКР, выведенные из состава МСЯС.{jcomments on}