АПЛ NR-1.

Еще в период начала работ над системой Polaris адмирал X. Риковер пришел к убежде­нию о необходимости создания реактора ма­лых мощности и габаритов для АПЛ. Однако какие-либо разработки в этом направлении в США не велись до тех пор, пока 10 апреля 1963 г. не затонула АЛЛ Thresher (SSN-593) и когда стало очевидным, что ВМС остро нуждаются в глубоководных исследователь­ских и спасательных ОПА. Тогда и было ре­шено создать АПЛ NR-1, причем Комиссия по атомной энергии (в настоящее время Мини­стерство энергетики) взялась за разработку атомного реактора, а ВМС - за разработку са­мой лодки. Характерно то, что обе группы про­ектантов должны были использовать уже имев­шиеся технологии и образцы оборудования.

Работы велись в обстановке строжайшей секретности. Покров тайны с АПЛ NR-1 был частично снят 18 апреля 1965 г., когда прези­дент Линдон Джонсон объявил о ее создании. В пресс-релизе Белого дома, в частности, со­общалось: «Разработка АЭУ для глубоковод­ной исследовательской ПЛ обеспечит более широкую свободу развития и позволит увели­чить кампанию активной зоны главных и вспомогательных АЭУ. Эти особенности вне­сут вклад в результаты исследований специа­листов и в разработке ресурсов океана». Ин­тересно то, что NR-1 никогда официально не получала наименования и литерно-цифрово- го индекса. Ее даже не вводили в строй. Как известно, в ВМС США используется сквозная нумерация кораблей, назначаемая через кон­гресс. Адмирал Риковер, отказавшись от но­мера в общем списке, стремился избежать над­зора, которому корабль обычно подвергается со стороны сразу нескольких бюрократичес­ких организаций.

Предполагалось, что NR-1 будет иметь ис­пытательную глубину погружения порядка 1000 м - большую, чем у любой боевой АЛЛ ВМС США. В то же самое время она была типичной для глубоководных ОПА. Однако их автономность составляла всего несколько ча­сов и находилась в прямой зависимости от ем­кости АБ - атомный реактор позволял пре­одолеть данный недостаток.

АПЛ NR-1 была разработана КБ отделе­ния Electric Boat Division и построена на его верфи в Гротоне. Ее спустили на воду 25 ян­варя 1969 г. и 27 октября того же года пере­дали ВМС США. Одной из главных проблем при проектировании корабля являлось экра­нирование реактора. На стандартных АПЛ ВМС США эта задача решалась за счет за­щиты реактора с обеих сторон свинцовыми экранами толщиной до 30 см. Но такой экран был слишком тяжелым для NR-1. Тогда было решено поставить свинцовый экран только спереди для защиты жилого отсека, оставив остальную часть лодки за кормовой стенкой реактора (длиной 3,9 м) заполненной водой и недоступной для обслуживания в море. Идея заключалась в том, чтобы эта стена воды по­глощала выделяющуюся радиацию и служила вместо свинцового экрана, так как 0,36 м3 воды имеют такой же молекулярный вес, как и 0,02 м3 свинца. В то же самое время, когда лодка находилась в подводном положении, то вода совсем не добавляла ей веса. Данное ре­шение предопределило то, что оба ГЭД на главных линиях вала были смонтированы вне прочного корпуса.

ПЛА типа NR-1 была разработана КБ отделения Electric Boat Div. В соответствии с требованиями ВМС США она предназначена для изучения морского дна, измерения тем­пературы и направления течений, получения различной информации для военного, ком­мерческого и научного использования, а также обнаружения, идентификации подводных объектов и их подъёма на поверхность. Решение этих задач достигалось благодаря высо­кой маневренности и способности висеть в воде без движения, позиционируясь с высокой точностью. Атомный реактор обеспечивал независимость от судов обеспечения и позволял двигаться в погруженном состоянии длительное время, ограниченное только средствами жизнеобеспечения экипажа.

По своей архитектуре она являлась однокорпусной лодкой с проницаемыми оконечнос­тями и развитой надстройкой. Прочный корпус был выполнен из стали HY-80. Он делился водонепроницаемыми переборками на два отсека. Носовой из них являлся центральным постом лодки. В нем помимо приборов управления кораблем, гидравлическими манипуля­торами, выдвижным рабочим модулем, осветительными плафонами и храпцами (корзина­ми) для захвата объектов на грунте также располагаюсь спальные места для экипажа, запасы провизии и санитарно-бытовые помещения. В носовой части центрального поста, в нижней его части находилось три обзорных иллюминаторов с рабочими постами операто­ров и выдвижными и неподвижными телевизионными камерами. В кормовом отсеке рас­полагался реактор. Ориентирование на поверхности осуществлялось при помощи телека­меры, зафиксированной на мачте, смонтированной на крыше рубки вместо выдвижного перископа. Корпус NR-1 был окрашен в черный цвет (традиционный для ПЛ ВМС США), а ограждение рубки и вертикальный стабилизатор - в ярко-красный цвет, что облегчало ее обнаружение.


В нижней части прочного корпуса находился массивный коробчатый киль. В нем раз­мещались заваливающиеся автомобильные колеса, сбрасываемый аварийный балласт и манипуляторы, которые в сложенном состоянии закрывались щитом обтекаемой формы. Колеса имели сменные шины и внутреннюю камеру, заполненную метиловым спиртом. Они позволяли лодке ложиться на грунт и перемещаться по нему.

Основой энергетической установки NR-1 являлся ВВР, передававший энергию на АТГ переменного тока, который питал два ГЭД на линиях вала. Рули глубины размещались на рубке, а вертикальный руль - в кормовой оконечности. Маневренность лодки улучшали четыре новоротных подруливающих устройства, располагавшихся двумя парами крест- накрест.

NR-1. Верфь отделения Electric Boat Division (Гротон): 10.06.1967 г; 24.01.1969 г.; 27.10.1969 г. Входила в состав Первой группы развития подводных сил ВМС США (Submarine Development Group One) и базировалась в Сан-Диего (штат Калифорния)1. В 2009 г. была выведена из состава ВМС. Дальнейшая судьба корабля не определена.

Из-за малой скорости хода NR-1 должна была либо буксироваться, либо доставляться к месту развертывания на палубе надводного судна или специально оборудованной боевой АПЛ. Допустимая скорость буксировки лодки составляла 10 уз, а доставки на борту АПЛ - 11 уз. Сведений о том, что NR-1 когда-либо перевозилась на борту боевой АПЛ, в откры­той печати не сообщалось. Зато среди надвод­ных плавсредств в этом качестве использова­лось коммерческое судно обеспечения Carolyn Chouest, которое также было способно уча­ствовать в исследованиях, дополняя лодку и предоставляя условия для отдыха ее экипажа и пополнения запасов. Это судно обеспечива­ло буксировку NR-1, связь, постановку на якорь и помощь во время проведения работ. Оно также служило универсальной платфор­мой для размещения требующегося дополни­тельного оборудования и, вместе со своим эки­пажем, являлось частью комплекса NR-1 deep Submergence team.

Важнейшие работы, выполнявшиеся при помощи NR-1 во время «холодной войны», по- прежнему засекречены. Очевидно, что эта лод­ка привлекалась к монтажу датчиков систе­мы SOSUS и других придонных систем на­блюдения за окружающей обстановкой, таких, например, как Азорский акустический барь­ер AFAR (Azores Fixed Acoustic Range). Кроме того, лодка проводила диверсионные опера­ции, среди которых можно выделить прослу­шивание подводных кабелей. Вероятно, она также использовалась при подъеме затонув­ших объектов - как советских, так и принад­лежавших странам НАТО. В 1976 г. лодка сы­грала ключевую роль в подъеме истребителя F-14 с новейшими ракетами типа Phoenix, ко­торый скатился с палубы авианосца John F. Kennedy (CVA-67) и затонул на глубине около 600 м. В январе-апреле 1986 г. у м. Кеннеди (штат Флорида) она участвовала в поисках обломков «космического челнока» Challenger.

После распада Советского Союза роль NR-1 существенно изменилась. Наряду с сохране­нием менее многочисленных секретных опе­раций ВМС США, она стала доступной для гражданских научных организаций, выпол­нявших исследовательские работы. Даже был снят 11-минутный видеоролик, описывающий NR-1 и историю ее создания. Весной 1996 г. у побережья штата Флорида лодка использова­лась в рамках образовательной программы

Jason Project VII, а летом 1997 г. - в Норве­гии для обеспечения гидрографической съем­ки фьордов, гаваней, мест кораблекрушений и других сложных в навигационном отноше­нии акваторий. С июня по конец августа 1997 г. лодка работала в восточной части Сре­диземного моря, занимаясь, по просьбе пра­вительства Израиля, поиском погибшей ДЭПЛ Dakar. В период с ноября 1990 г. по ноябрь 1993 г. АПЛ прошла капитальный ремонт с заменой A3 реактора и модернизацией, свя­занной с перестройкой носовой оконечности, с заменой ГАС и фотокамер, что привело к увеличению длины корпуса на 2,9 м.

В 1995 г. NR-1 по заказу правительства Великобритании занималась обследованием лайнера Britannic (однотипного с Titanic), слу­жившего во время Первой мировой войны гос­питальным судном и погибшего на минах у берегов Греции. В том же году в Черном море она привлекалась к поиску затонувших ру­мынских кораблей и судов. В целом эта рабо­та включала 19 погружений обшей продол­жительностью 403 часа. В 2002 г. лодка об­следовала останки американских мониторов Monitor и Akron, а весной 2007 г. (после спе­циальной модернизации) - нефтеносные бан­ки в Мексиканском заливе.

Предполагалось, что лодка как минимум прослужит до 20-х годов нынешнего столетия, но в марте 2010 г. появились сообщения, что ее исключили из списков ВМС США. Созда­ние подобных кораблей пока не планируется. Как известно, в 1976 г. Риковер предлагал со­здать АПЛ NR-2, которую предполагалось ис­пользовать для испытаний новой корпусной стали HY-130 с пределом текучести 90 кг/мм2. Однако ни конгресс, ни командование ВМС не поддержали этот проект.

С некоторыми оговорками можно утверж­дать, что NR-1 является аналогом отечествен­ной глубоководной АПЛ пр. 1910 и пр. 1851, причем носителями последней являются соот­ветствующим образом переоборудованные АПКР, выведенные из состава МСЯС.{jcomments on}