АПЛ - носители док-камеры типа DDS.

В годы Второй мировой войны ВМС США с успехом использовали ПЛ для проведения различных диверсионных операций. При этом какой-либо существенной модернизации или переоборудования они не проходили. Исполь­зуя полученный опыт, в конце 40-х годов аме­риканцы переоборудовали в подводные вой­сковые транспорты две ДЭПЛ типа Balao - Perch (SS-313) и Sealion (SS-315). Обе они предназначались для скрытной доставки под­разделений морского десанта и переброски войск. В конце 60-х годов эти корабли стали классифицировать как десантно-транспортные лодки (ДТПЛ).

Здесь нет смысла описывать конструктив­ные особенности этих кораблей (на них мы еще остановимся и лишь отметим, что Perch за ограждением несла прочный цилиндричес­кий контейнер, предназначенный для разме­щения оружия, снаряжения и высадочных средств десанта). С кормового торца контей­нера была установлена открывающаяся проч­ная крышка, через которую извлекалось его содержимое. Характерно то, что доступ в кон­тейнер был обеспечен как в надводном, так и в подводном положении лодки. Для этого он соединялся с прочным корпусом корабля проч­ной шахтой. Подобная схема размещения десантно-высадочных средств, в тех или иных вариациях, впоследствии повторялась на всех американских лодках, вплоть до АПЛ тина Virginia.

Исключение составила ДЭПЛ Grayback (SSG-574), которую в конце 60-х годов из но­сителя крылатых ракет Regulus-1 переобору­довали в десантно-транспортную лодку. На этом корабле для размещения носителей лег- ководолазов и снаряжения десантников ис­пользовались ракетные контейнеры, находя­щиеся над двумя носовыми отсеками прочно­го корпуса. Здесь важно отметить, что Gray- back была оборудована шлюзовыми камера­ми, системами и устройствами заполнения (осу­шения) водой контейнеров для обеспечения выхода десанта с лодки в подводном положе­нии. В качестве групповых носителей легко- водолазов использовались ОПА типа SDV.

Опыт эксплуатации первых трех ДТПЛ привел к разработке в конце 70-х годов сухой палубной доковой камеры типа DDS (Dry Deck Shelter), предназначенной для установки на корпусе специально оборудованных для этого лодок. В тот период в США ДЭПЛ уже не строились, и поэтому в качестве носителей этих камер стали рассматривать исключитель­но АЛЛ. Характерно то, что американцы из­начально отказались от идеи постройки узкоспециализированнных кораблей, обратив внимание на многоцелевые АЛЛ типа Stur­geon, а также на ПЛАРБ, выводившиеся из состава МСЯС в начале 80-х годов.

О размещении камеры типа DDS на пер­вых лодках мы уже говорили, а что касается вторых, то выбор пал на две ПЛАРБ типа Ethan Allen, вооруженные ракетами системы Polaris, - Sam Houston (SSBN-609) и John Marshall (SSBN-611). После вывода из соста­ва МСЯС эти корабли стали классифициро­вать как многоцелевые АПЛ 'соответственно SSN-609 и SSN-611). На них планировали вырезать ракетный отсек и, состыковав око­нечности, получить корабли, по своим боевым возможностям сопоставимые с лодками типа Thresher(SSN-593). Однако от реализации этих планов отказались.

Дело в том, что по сравнению с АПЛ тре­тьего поколения типа Los Angeles, которые в конце 70-х годов начали входить в состав ВМС США, они обладали значительной шумносью, малым торпедным боезапасом и несли несо­вершенное для своего времени гидроакусти­ческое вооружение. Понятно, что эффектив­но использоваться в новом качестве они не могли. Интересно то, что подобные планы в отношении выведенных из состава МСЯС ра­кетоносцев вынашивал и советский флот, но от их реализации отказались по тем же при­чинам.

Sam Houston (SSBN-609) и John Marshall (SSBN-611) в период с сентября 1983 г. по сен­тябрь 1985 г. на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard в Бремертоне переоборудова­ли в ДТПЛ. В ходе выполнения работ на ко­раблях демонтировали все ракетные шахты с аппаратурой, системами и устройствами и обо­рудованием, обслуживавшим ракетное воору­жение. За ограждением прочной рубки, на ра­кетном банкете установили ложементы для транспортировки одной док-камеры типа DDS и прочную шахту с шлюзовой камерой, рас­считанной на шесть человек, через которые обеспечивался доступ в нее из прочного кор­пуса носителя. В третьем (бывшем ракетном) отсеке оборудовали спальные места для 180 морских пехотинцев (или 65 легководолазов) с соответствующими средствами жизнеобес­печения. Там же смонтировали специальное оборудование и рекомпрессионные камеры, необходимые для реабилитации легко­водолазов после их пребывания в воде под давлением.

Sam Houston исключили из списков ВМС США 6 сентября 1991 г., a John Marshall - 14 февраля 1992 г. Им на смену пришли ПЛАРБ Kamehameha (SSBN-642) и James К. Polk (SSBN-645), которые в соответствии с договором СНВ-1 в 1986 г. вывели из состава МСЯС ВМС CUIA. В 1994-1995 гг. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard их переоборудовали в носители док-камеры типа DDS. Объем и характер работ, в принципе, был таким же, как и в случае с Sam Houston и John Marshall. Единственное, Kamehameha приспособили для транспортировки двух док- камер. Соответственно, она имела две, а не одну прочных шахты со шлюзовой камерой. Kamehameha и James К. Polk оставались в строю до начала нулевых годов. Затем их сме­нили ПЛАРК типа Ohio, Jimmy Carter, а так­же АПЛ типа Virginia. О планах создания уз­коспециализированных носителей док-камеры типа DDS в открытой печати не сообщалось.