В годы Второй мировой войны ВМС США с успехом использовали ПЛ для проведения различных диверсионных операций. При этом какой-либо существенной модернизации или переоборудования они не проходили. Используя полученный опыт, в конце 40-х годов американцы переоборудовали в подводные войсковые транспорты две ДЭПЛ типа Balao - Perch (SS-313) и Sealion (SS-315). Обе они предназначались для скрытной доставки подразделений морского десанта и переброски войск. В конце 60-х годов эти корабли стали классифицировать как десантно-транспортные лодки (ДТПЛ).
Здесь нет смысла описывать конструктивные особенности этих кораблей (на них мы еще остановимся и лишь отметим, что Perch за ограждением несла прочный цилиндрический контейнер, предназначенный для размещения оружия, снаряжения и высадочных средств десанта). С кормового торца контейнера была установлена открывающаяся прочная крышка, через которую извлекалось его содержимое. Характерно то, что доступ в контейнер был обеспечен как в надводном, так и в подводном положении лодки. Для этого он соединялся с прочным корпусом корабля прочной шахтой. Подобная схема размещения десантно-высадочных средств, в тех или иных вариациях, впоследствии повторялась на всех американских лодках, вплоть до АПЛ тина Virginia.
Исключение составила ДЭПЛ Grayback (SSG-574), которую в конце 60-х годов из носителя крылатых ракет Regulus-1 переоборудовали в десантно-транспортную лодку. На этом корабле для размещения носителей лег- ководолазов и снаряжения десантников использовались ракетные контейнеры, находящиеся над двумя носовыми отсеками прочного корпуса. Здесь важно отметить, что Gray- back была оборудована шлюзовыми камерами, системами и устройствами заполнения (осушения) водой контейнеров для обеспечения выхода десанта с лодки в подводном положении. В качестве групповых носителей легко- водолазов использовались ОПА типа SDV.
Опыт эксплуатации первых трех ДТПЛ привел к разработке в конце 70-х годов сухой палубной доковой камеры типа DDS (Dry Deck Shelter), предназначенной для установки на корпусе специально оборудованных для этого лодок. В тот период в США ДЭПЛ уже не строились, и поэтому в качестве носителей этих камер стали рассматривать исключительно АЛЛ. Характерно то, что американцы изначально отказались от идеи постройки узкоспециализированнных кораблей, обратив внимание на многоцелевые АЛЛ типа Sturgeon, а также на ПЛАРБ, выводившиеся из состава МСЯС в начале 80-х годов.
О размещении камеры типа DDS на первых лодках мы уже говорили, а что касается вторых, то выбор пал на две ПЛАРБ типа Ethan Allen, вооруженные ракетами системы Polaris, - Sam Houston (SSBN-609) и John Marshall (SSBN-611). После вывода из состава МСЯС эти корабли стали классифицировать как многоцелевые АПЛ 'соответственно SSN-609 и SSN-611). На них планировали вырезать ракетный отсек и, состыковав оконечности, получить корабли, по своим боевым возможностям сопоставимые с лодками типа Thresher(SSN-593). Однако от реализации этих планов отказались.
Дело в том, что по сравнению с АПЛ третьего поколения типа Los Angeles, которые в конце 70-х годов начали входить в состав ВМС США, они обладали значительной шумносью, малым торпедным боезапасом и несли несовершенное для своего времени гидроакустическое вооружение. Понятно, что эффективно использоваться в новом качестве они не могли. Интересно то, что подобные планы в отношении выведенных из состава МСЯС ракетоносцев вынашивал и советский флот, но от их реализации отказались по тем же причинам.
Sam Houston (SSBN-609) и John Marshall (SSBN-611) в период с сентября 1983 г. по сентябрь 1985 г. на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard в Бремертоне переоборудовали в ДТПЛ. В ходе выполнения работ на кораблях демонтировали все ракетные шахты с аппаратурой, системами и устройствами и оборудованием, обслуживавшим ракетное вооружение. За ограждением прочной рубки, на ракетном банкете установили ложементы для транспортировки одной док-камеры типа DDS и прочную шахту с шлюзовой камерой, рассчитанной на шесть человек, через которые обеспечивался доступ в нее из прочного корпуса носителя. В третьем (бывшем ракетном) отсеке оборудовали спальные места для 180 морских пехотинцев (или 65 легководолазов) с соответствующими средствами жизнеобеспечения. Там же смонтировали специальное оборудование и рекомпрессионные камеры, необходимые для реабилитации легководолазов после их пребывания в воде под давлением.
Sam Houston исключили из списков ВМС США 6 сентября 1991 г., a John Marshall - 14 февраля 1992 г. Им на смену пришли ПЛАРБ Kamehameha (SSBN-642) и James К. Polk (SSBN-645), которые в соответствии с договором СНВ-1 в 1986 г. вывели из состава МСЯС ВМС CUIA. В 1994-1995 гг. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard их переоборудовали в носители док-камеры типа DDS. Объем и характер работ, в принципе, был таким же, как и в случае с Sam Houston и John Marshall. Единственное, Kamehameha приспособили для транспортировки двух док- камер. Соответственно, она имела две, а не одну прочных шахты со шлюзовой камерой. Kamehameha и James К. Polk оставались в строю до начала нулевых годов. Затем их сменили ПЛАРК типа Ohio, Jimmy Carter, а также АПЛ типа Virginia. О планах создания узкоспециализированных носителей док-камеры типа DDS в открытой печати не сообщалось.