АПЛ четвертого поколения типа Astute является развитием Trafalgar, но в отличие от прототипа имеет увеличенные размеры, что вызвано необходимостью размещения реактора PWR-2, разработанного фирмой Rolls-Royse для ПЛАРБ типа Vanguard. К раработке этого проекта были привлечены США, предоставившие, в частности, систему автоматизированного проектирования CADDS5. Однако она оказалась непригодной из-за больших размеров корабля и его конструктивной сложности. Для решения возникших проблем англичане были вынуждены привлечь более 60 специалистов отделения Electric Boat Div., являвшегося разработчиком системы. В целом работы над проектом корабля велись под эгидой Комплексной проектной группы по АИЛ типа Astute Управления закупок МО Великобритании.
По сравнению с прототипом Astute обладает рядом преимуществ: новой, полностью интегрированной АСБУ; увеличенным на 50% боезапасом с внедрением ПКР Sub Harpoon, КР Tomahawk и торпед Spearfish; двумя непроникающими в прочный корпус комплексными оптико-электронными перископами; снижением уровня шумности и собственных помех работе гидроакустических средств. В процессе проектирования корабля подводное водоизмещение корабля выросло на 600 т по сравнению с заданной величиной и достигло 7800 т.
ПЛА типа Astute разработана KБ фирмы BAE Systems Marine в 1993-1999 гг. Она предназначена для борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, нанесения ударов по береговым объектам и выполнения минных постановок. Причем она способна оперировать как в мелководных прибрежных районах, так и в открытом океане.
Astute является лодкой с однокорпусной архитектурой. Прочный корпус выполнен из американской высокопрочной стали HY-80/100. На всем протяжении он имеет форму цилиндра с торосферическими концевыми прочными переборками. Вне прочного корпуса, в оконечностях корабля, прикрываемых хороню обтекаемой формы образованиями (или легким корпусом), находится большая часть ЦГБ. Характерной особенностью корабля, как и предшествующих британских многоцелевых АПЛ, является развитая надстройка, которая плавно сопрягается с прочным корпусом. На Astute использовали такую же схему расположения носовых горизонтальных рулей, что и на ПЛАРБ типа Vanguard: они смещены к ограждению прочной рубки под палубу надстройки. Благодаря этому обеспечиваются наиболее благоприятные условия для работы носовой конформной антенны. Наружные обводы корпуса облицованы (путем наклеивания) противогидролокационным покрытием, выполненным в виде плиток (размерами 305 х 305 мм и толщиной 100 мм) из полиуретана.
Astute имеет такую же ГЭУ, что и ПЛАРБ Vanguard, но в реактор изначально была загружена новая активная зона под индексом Core Н2, с кампанией 25 лет, что дает возможность эксплуатировать корабль без перезарядки на протяжении всего его жизненного цикла. В ПТУ имеется два двухпроточных главных конденсатора (один для ГТЗА и один для обоих АТГ), циркуляционные насосы которых разместили прямо в водяной камере теплообменников. ПТУ вместе со всеми механизмами и оборудованием смонтирована на общей амортизационной платформе. На лодке установлен ГЭД асинхронного типа переменного тока (на всех предыдущих АПЛ британских ВМС использовался ГЭД постоянного тока) с регулируемой скоростью вращения. Astute оснащена движителем типа Pump-Jet, представляющим собой два винта соосного вращения, заключенных в общую направляющую насадку. В качестве аварийного (резервного) средства движения на лодке используется один ВДРК, выгородка которого вместе с приводами находится в кормовой проницаемой оконечности корабля. Рулевые машины кормовых рулей расположены в проницаемой кормовой оконечности, что позволило сократить число отверстий в прочном корпусе. Корабль оснащен комплексом средств ПТЗ SAWCS и новейшими телеуправляемыми двух целевыми торпедами Spearfish.
Пейнтбол в Челнах прокат и продажа оборудования и амуниции.
Astute (S-119). фирма BAE Systems Marine (Барроу-ин-Фёрнесс): 31.01.2001 г.; 8.06.2007 27.08.2010 г. Базируется в Фаслейне и входит в состав 2-й эскадры ПЛ.
Ambush (S-120). фирма BAE Systems Marine (Барроу-ин-Фёрнесс): 22.10.2003 г.; ? ; 2011 (план).
Artful (S-121). фирма BAE Systems Marine (Барроу-ин-Фёрнесс): 11.03.2005 г.; ? ; 2013 (план).
Audacious (S-122). фирма BAE Systems Marine (Барроу-ин-Фёрнесс): 24.03.2009 г.; ? 2013 г. (план).
Agamemnon (S-123). фирма BAE Systems Marine (Барроу-ин-Фёрнесс): ?;?;?. Anson (S-124). фирма BAE Systems Marine (Барроу-ин-Фёрнесс): ?;?;?. Ajax (S-125). фирма BAE Systems Marine (Барроу-ин-Фёрнесс): ?;?;?.
Изначально предполагалось построить 14 АПЛ типа Astute, но в декабре 2007 г. министр обороны на парламентских слушаниях заявил, что в ближайшие пятнадцать лет численность АПЛ в составе ВМС Великобритании будет колебаться между семью и восемью единицами. В марте 1997 г. стоимость первых трех АПЛ серии определялась в 2 млрд. ф. ст., но уже к ноябрю 2001 г. она достигла 2,7 млрд. ф. ст. В феврале 2003 г. Министерство обороны Великобритании объявило, что в связи с существенным превышением первоначально планировавшейся стоимости правительство страны увеличивает финансирование программы на 430 млн. ф. ст, при условии, что фирма BAE Systems Marine (или BAE Systems Astute Class Ltd) вложит еще 250 млн. ф. ст. из собственных средств.
В марте 1997 г. был подписан контракт на постройку Astute, а 31 января 2001 г. ее официально запожили на верфи фирмы BAE Systems Marine в Барроу-ин-Фёрнесс. Ввод корабля в строй планировался на 2005 г. Реализовать эти планы предполагалось за счет использования модульного метода постройки. В соответствии с ним прочный корпус корабля был разбит на девять секций, 11 основных модулей оборудования, включая блочные ПГТУ и ПТУ, а также более 30 мини-модулей. В секции до момента стыковки между собой вводили основные и мини-модули, их насыщали соответствующим оборудованием, кабельными трассами и трубопроводами. Во многом эта технология повторяла ту, что использовалась в нашей стране в процессе постройки АПЛ третьего поколения.
Несмотря на использование модульного метода, уложиться в плановые сроки постройки Astute не удалось. До конца декабря 2000 г. были сформированы все секции прочного корпуса, но только лишь в ноябре 2005 г. завели в секцию модуль отсека ЦП (двухпалубная конструкция длиной 22 м и массой 170 т), а к концу декабря того же года полностью собрали корпус корабля. В июне 2007 г. лодку спустили на воду. Спустя два месяца во время испытания масляных насосов произошло разрушение четырех (из восьми) подшипников АТГ. Корабль пришлось вводить в сухой док для проведения восстановительного ремонта. В ноябре 2008 г. Astute все же передали ВМС Великобритании с опозданием на три года от намеченных сроков.
Увлекательная сказка Маленький принц будет интересна не только детям, но и их родителям.
Водоизмещение, т:
- нормальное................................................................................................................... 6500
- подводное.................................................................................................................... 7800
Главные размерения, м:
- длина наибольшая......................................................................................................... 97,0
- ширина наибольшая...................................................................................................... 11,3
- осадка средняя............................................................................................................... 10,0
Архитектурно-конструктивный тип.................................................................... однокорпусная
Глубина погружения, м:
- оперативная.................................................................................................................... 300
- испытательная................................................................................................................ 590
Автономность по запасам провизии, сут.................................................................................. 85
Экипаж, чел............................................................................................................................. 96{jcomments on}