АПЛ Санг.

Как уже говорилось, работы над возимым реактором и АЛЛ в КНР были начаты в начале 50-х годов, а во второй их половине обсуждались планы постройки такого корабля совместно с Советским Союзом. Все закончилось заключением в сентябре 1957 г. советско-китайского соглашения, в соответствии с которым отечественные специалисты начали оказывать помощь в проектировании и постройке испытательного полигона, а также в формировании специального НИИ. Также с помощью Советского Союза шло сооружение исследовательского реактора, реакторов для производства плутония и химического цеха для его выделения. Это соглашение дало толчок китайскому атомному кораблестроению. Вероятно, в первой половине 60-х годов в КНР смогли бы построить свою первую АПЛ с использованием передовых советских технологий, но разрыв отношений между Мао Цзэдуном и Н.С. Хрущевым не позволил реализовать эти планы.

Китайцы были вынуждены приступить к самостоятельной разработке АПЛ. Решению этой задачи, как это ни покажется странным, способствовала сложившаяся тогда международная политическая обстановка. Франция, располагавшая мощной судостроительной промышленностью и огромным научно-техническим заделом в области подводного кораблестроения, проводила независимую внешнюю политику, равноудаленную как от СССР, так и от США. Вероятно, этим и воспользовалось правительство КНР.

К сожалению, о китайско-французском техническом сотрудничестве известно крайне мало. Тем не менее очевидно, что первая китайская АПЛ создавалась при активном участии французских специалистов. Не исключено, что в ответ они получили информацию о новейших советских технологиях в области ядерной энергетики и атомного кораблестроения. Дело в том, что в начале 60-х годов, в период, когда политические отношения между КНР и СССР официально носили дружественный характер, китайцы получили представление об облике первой советской АПЛ и технологии ее постройки, в том числе и реактора. В то же самое время попытка создать свою атомную АПЛ французам так и не удалась.

В результате первая китайская атомная лодка Чаичжень-1 (пр. 091)у известная в западных средствах массовой информации как Хань, представляет собой симбиоз советской и французской технологий в области подводного кораблестроения. С одной стороны, но общей компоновке, обводам оконечностей, схеме расположения носовых горизонтальных рулей (на ограждении прочной рубки), использованию турбоэлектрической АЭУ с низкооборотным ГЭД и торпедному вооружению она во многом повторяла французскую ПЛАРБ Le Redoutable, а по архитектуре корпуса, ППУ и составу радиотехнических средств - советскую АПЛ первого поколения.

Можно предположить, что гидродинамика Чанчжень-1 отрабатывалась во Франции. Китайская лодка имеет полные штевневую форму носовой оконечности со скругленными верхними и нижними частями и носовое расположение шести 533-мм ТА. Наружные обводы легкого корпуса в средней и кормовой частях округлые, с небольшой надстройкой обтекаемой формы и протяженным целевым шпигатом. Корма осесимметричная с крестообразным оперением и далеко вынесенным в корму винтом. Крылообразное ограждение прочной рубки смещено далеко к носовой оконечности. Питание на ГЭД может подаваться от резервного дизель-генератора переменного тока или от АБ. Корабль несет шесть 533-мм ТА при общем боезапасе 20 торпед тип Yu-З (отечественная торпеда СЭТ-65Э) и Yu-1 (отечественная торпеда 53-51) или 36 мин.

Для официального пребывания в Москве необходимо знать, где можно оформить временную регистрацию и устроится на работу или получить загранпаспорт.


Изначально командование ВМС НОАК планировало заказать пять лодок типа Чанч-жень-1. Первую из них - № 401 - заложили в мае 1967 г. на государственном ССЗ в Хули-дао, в 1970 г. спустили на воду и 1 августа 1974 г. закончили постройкой. Вторую лодку серии - № 402 - заложили в 1974 г. и в январе 1980 г. передали ВМС. Она полностью повторяет прототип, но имеет при этом более совершенное радиотехническое вооружение, в основном западного (вероятнее всего, французского) производства. Три остальных корабля - № 403, № 404 и № 405 - строились по доработанному проекту. За счет удлинения корпуса на 8 м эти корабли получили на вооружение более совершенные радиотехнические средства и ПКРК «Иньцзи-8». Основой этого комплекса является ракета Yu-8, построенная на базе французской Exocet (SM-38) и имеющая схожие характеристики. АПЛ №403 заложили в 1980 г. и 21 сентября 1984 г. ввели в строй, № 404 - соответственно в 1984 г. и ноябре 1988 г., а №405 - в 1987 г. и в декабре 1990 г.

Во второй половине 80-х годов в советско-китайских политических отношениях наметилось определенное потепление, что привело к возобновлению военного сотрудничества. Китайцы, стремясь к дальнейшему совершенствованию своих подводных сил, проявили интерес к отечественному кораблю пр. 671РТМ. На его базе они планировали создать свою АПЛ второго поколения. Вероятно, помощь им в этом оказывали советские специалисты, возможно, что дело ограничилось передачей определенной документации. В любом случае, новая китайская лодка проекта 093, известная как тип Сайг, во многом повторяет советскую АПЛ пр. 671РТМ.

Она имеет смешанную архитектуру корпуса: двухкорпусную в оконечностях и однокорпусную в средней части. Корпус лодки по наружным обводам представляет собой тело вращения с эллиптической носовой и конусообразной кормовой оконечностью, на конце которой находится малошумный ВФШ. Перед винтом расположено крестообразное кормовое оперение, включающее в себя рули, вертикальные и горизонтальные стабилизаторы, а также «плавник», расположенный под горизонтальным стабилизатором правого борта, в котором размещена дюза ГПБА. Ограждение прочной рубки, на котором расположены носовые горизонтальные рули и мотоблоки, смещено к носовой оконечности корабля. Прочный корпус делится плоскими переборками на шесть отсеков.

Корабль проекта 093 оснащен двумя ВВР, которые смонтированы в четвертом отсеке. Однако, в отличие от прототипа, они расположены не в одном поперечном сечении, а вдоль диаметральной плоскости лодки. В отличие от предшественницы - АПЛ типа Чанчжень-1 - на Санг линия вала приводится во вращение ГТЗА, а не ГЭД. Лодка вооружена шестью носовыми 533-мм ТА, при общем боезапасе из 24 телеуправляемых торпед (отечественные ТЭСТ-71Э), ПКР комплекса «Иньцзи-8» и крылатых ракет, предназначенных для нанесения ударов по береговым объектам. Вероятно, речь идет о комплексе Club-S. Таким образом, Санг является полноценным многоцелевым кораблем.

Лодка несет развитое гидроакустическое вооружение, в состав которого входят основная цилиндрическая антенна, шесть широко-апертурных антенн, смонтированных по три на борт с регулярным шагом по длине корпуса корабля, ГПБА, станции миноискания и обнаружения гидроакустических сигналов. По данным зарубежной прессы, этот ГАК был разработан в самом Китае, но при технической помощи французских специалистов.

Впервые об этих кораблях стало известно в июле 2007 г., когда на выставке в честь 80-ле¬тия НОАК были обнародованы фотографии и масштабная модель АГО1 проекта 093. Первая лодка типа Санг- № 407 - строилась довольно долго: с 1994 г. по 2005 г. (11 лет), а вторая - № 408 - с 2000 по 2007 г. (семь лет). Изначально командование ВМС НОАК планировало заказать восемь кораблей проекта 093, которые должны были заменить АЛЛ пр. 091. В настоящее время отсутствуют сведения о том, была ли заложена третья лодка серии. Не исключено, что из-за морального устаревания проект Санг пришлось перерабатывать. Возможно, ведутся работы над китайской АЛЛ третьего поколения. По одним данным, обе лодки проекта 093 были построены на ССЗ в Хулидао, а по другим - на ССЗ в пригороде г. Бохай.{jcomments on}