Официально деления авианосцев по размерам в японском флоте не существовало: и маленький «Хосё», и огромный «Си- нано» относились к одному классу боевых кораблей — «авианосец» («ко ку: бокан»). Но на практике требовалось как-то различать эти корабли, что и привело к появлению разделения японских авианосцев на большие, средние («тю:гата ко:ку: бокан») и малые. В отличие от больших и малых авианосцев, которые весьма различались между собою, все средние авианосцы в основе конструкции имеют один единственный проект — «Сорю», который, совершенствуясь, превратился в «Хирю», а затем — в тип «Унрю».
Японские авианосцы до проекта «Сорю»
Первым японским авианосцем стал «Хо-сё». Вопреки распространённому заблуждению, он не являлся первым кораблем, специально спроектированным и заложенным как авианосец** — им был британский «Гермес» («Hermes»). Но «Хосё» вошел в строй на 13 месяцев раньше «Гермеса» и своим появлением открыл новую эру — эру авианосцев, созданных на основании специально разработанных проектов, а не переоборудованных из тех кораблей, что имелись под рукой.
Планы постройки улучшенной версии «Хосё» были перечеркнуты Вашингтонской конференцией 1921—22 годов. На ней был подписан договор, запрещавший странам-участницам строительство новых линейных кораблей и линейных крейсеров, а также достройку уже строящихся кораблей этих классов***. Однако, данный договор разрешал переделывать недостроенные корабли в авианосцы, чем и воспользовались японцы, решив переделать в авианосцы недостроенные линейные крейсера «Акаги» и «Амаги». Но корпус «Амаги» сильно пострадал при землетрясении 1923 г., и вместо него было решено переоборудовать в авианосец недостроенный линкор «Кага».
Идея крупных авианосцев пришлась по душе японским адмиралам и. согласно новой редакции Политики имперской обороны от 28 февраля 1923 г., в строю флота было решено иметь 3 корабля стандартным водоизмещением по 27 ООО тонн. К их сожалению, заказать третий большой авианосец вдобавок к «Акаги» и «Кага» так и не удалось из-за нехватки денег. Деньги нашлись только на 7100-тонный авианосец «Рюдзё». Следует отметить, что Япония еще с первых дней создания океанского флота стремилась создать не просто большой флот — каждый корабль н этом флоте должен был превосходить соответствующий ему по классу корабль вероятного противника. Поэтому появление корабля, заведомо меньшего, чем корабли вероятных противников (США и Великобритании), может быть объяснено только чрезвычайными обстоятельствами. Обстоятельств этих было два: во-первых, Вашингтонский договор 1922 г., ограничивавший общий тоннаж авианосцев, исключал корабли стандартным водоизмещением до 10 000 тонн из-под всяких ограничений, а во-вторых, господствовавшая в то время теория, согласно которой авианосцы обладали низкой боевой живучестью и могли быть легко выведены из строя вражеской авиацией. Поэтому количество авианосцев считалось более важным, чем их качество и размеры. Ну а тот факт, что маленький авианосец был гораздо дешевле большого, стал дополнительным плюсом в условиях финансового кризиса в стране.
Первоначальный проект предусматривал одноярусный ангар и 24 самолёта, но японским адмиралам этого оказалось мало, и они потребовали «втиснуть» в то же водоизмещение двух ярусный ангар и 48 самолётов. Результатом стала солидная перегрузка, проблемы с остойчивостью, мореходностью и прочностью корпуса, которые потребовали серьезных переделок. Но, несмотря на все проблемы, именно на «Рюдзё» были успешно опробованы многие конструкторские решения, примененные позднее на других японских авианосцах постройки 1930-х годов: конструкция дымовых труб, оборудование полётной палубы и расположение МЗА.{jcomments on}