Своим появлением на свет авианосцы «Сорю» и «Хирю» обязаны Лондонскому договору об ограничении морских вооружений, подписанному в 1930 г. Статья 4 этого договора запрещала строительство авианосцев стандартным водоизмещением меньше 10 ООО тонн, а статья 3 уточнила определение «авианосец». установленное Вашингтонским договором 1922 г. — теперь этот класс включал в себя и корабли стандартным водоизмещением меньше 10000 тонн.
В результате японскому императорскому флоту для строительства новых авианосцев осталось всего 20 100 тонн стандартного водоизмещения**. Морской генеральный штаб предложил заложить в счет этого тоннажа два авианосца водоизмещением по 10 050 тонн каждый, деньги на которые были выделены согласно 2-й программе пополнения флота. Следует отметить, что первоначальный проект 1-й программы пополнения флота («Дайити кайгун ходзю: кэйкаку», сокращённо — «Мару ити кэйкаку») (1931 г.) тоже включал в себя один авианосец, но его стандартное водоизмещение в 9850 тонн не соответствовало условиям Лондонского договора, и от постройки корабля отказались.
В связи с тем, что Лондонский договор ограничил еще и строительство крейсеров, пару новых авианосцев предполагалось вооружить крейсерскими орудиями и обеспечить крейсерской защитой. Считалось, что такие корабли могут действовать не только как авианосцы, но и как крейсера, сократив, таким образом, отставание от США в количестве кораблей этого класса.
Первым проектом новых авианосцев стал базовый проект («кихон кэйкаку) № G-6, разработанный в соответствии с требованиями МГШ в 1932 г. Проект полностью игнорировал ограничения Лондонского договора и был, мягко говоря, весьма далеким от реальности. При стандартном водоизмещении в 12 ООО тонн этот авианосец-крейсер должен был нести 70 самолётов, иметь максимальную скорость в 36 узлов и дальность плавания в 10 ООО миль на 18 узлах. Он должен был быть вооружен 6 20-см орудиями в 3 башнях (расположенных тремя уступами на носу) и 12 12,7-см зенитными орудиями, а также иметь броню, не уступающую новейшим японским тяжёлым крейсерам типа «Такао». Несложно понять, что для выполнения всех этих требований корабль должен был иметь стандартное водоизмещение минимум в два раза больше.
Однако в МГШ упорно не желали это понимать, потребовав дополнительно уменьшить водоизмещение почти на 2000 тонн (до 10 050 тонн). При этом в новом тактико-техническом задании преобладали уже авианосные черты: за счёт отказа от одной из башен и от одного 20-см орудия увеличивалась авиагруппа (до 100 самолётов) и зенитное вооружение (до 20 12,7-см зенитных орудий и «свыше 40» малокалиберных зениток). При этом полётная палуба должна была обеспечивать одновременную подготовку к полётам не менее половины состава авиагруппы. Требования к скорости и дальности плавания остались неизменными. Остойчивость такого корабля была бы просто опасно низкой, но тут, к счастью, на испытания вышел авианосец «Рюдзё», наглядно продемонстрировавший глупость подобных «урезаний» водоизмещения любой ценой.
Скорее всего, именно под влиянием проблем с остойчивостью у «Рюдзё» МГШ, наконец, согласился увеличить стандартное водоизмещение проекта до 14 ООО тонн и одновременно сократить вооружение до 5 15,5-см орудий (в 2 башнях) и 16 12.7-см зениток, а авиагруппу — до 72 самолётов. Требования к скорости и дальности плавания остались неизменными, а вот бронирование изрядно ослабили — теперь оно должно было соответствовать броневой защите «Рюдзё». Во исполнение этих требований в 1933 г. появился базовый проект N° G-8, по которому и должны были заложить новые авианосцы. Согласно плану 2-й программы пополнения флота первый из них должен был войти в строй в конце 1936 г., а второй — в конце 1937 г.
В начале 1934 г. арсенал флота в Курэ начал изготовление брони для будущего «Сорю», но тут в марте 1934 г. во время шторма перевернулся миноносец «Томодзуру». Расследование обстоятельств катастрофы корабля вызвало настоящий шок: оказалось, что практически во все проекты новейших кораблей японского флота заложена недостаточная остойчивость. Не оказался исключением и проект № G-8, который пришлось срочно переделывать.
Поскольку деньги на строительство авианосцев были уже выделены, а работы — начаты, проект нужно было переделать максимально быстро и без существенных изменений базовой конструкции. Проектировщики отказались от установки среднекалиберной артиллерии, уменьшили количество зениток и запас топлива. Для снижения верхнего веса было решено отказаться от вертикальной дымовой трубы и значительно уменьшить размеры надстройки. Зато была усилена защита: броня погребов теперь обеспечивала их защиту от 8-дюймовых снарядов, а ЭУ и цистерны с авиабензином получили защиту от огня эсминцев Так и появился базовый проект № G-9, по которому в ноябре 1934 г. и был заложен авианосец «Сорю».
Однако переделки проекта на этом не закончились. В сентябре 1935 г. произошёл так называемый «Инцидент с 4-м флотом», когда группа японских кораблей во время учений попала в тайфун. Хотя ни один корабль не погиб, 2 эсминца лишились носовых оконечностей, 1 крейсер и 5 эсминцев получили серьезные повреждения корпусов. Инцидент показал серьезные проблемы с прочностью корпусов новых кораблей — особенно их сварных соединений. В связи с этим корпуса новых кораблей, при строительстве которых активно использовалась сварка, было решено укрепить клепаными соединениями. Не стал исключением и «Сорю», работы по подкреплению корпуса на котором вместе с переделками проекта сорвали график его строительства (корабль вступил в строй на год позднее, чем планировалось).{jcomments on}