Артиллерийское вооружение
Артиллерийское вооружение «Сорю» включало двенадцать 12,7-см орудий тип 89 в шести спаренных установках и двадцать восемь 25-мм автоматов"* тип 96 в четырнадцати спаренных установках, установленных на спонсонах, подкреплённых наклонными подпорами на уровне палубы зенитных орудий и автоматов Из-за принятого способа отвода топочных газов артиллерийские установки правого борта, расположенные в корму от дымовых труб, пришлось прикрывать куполообразными щитами, защищавшими прицелы, приборы и прислугу орудий от дыма и сажи. Хотя бортовые дымовые трубы японских авианосцев вполне эффективно отбрасывали дым к поверхности воды, и он стелился ниже горизонта орудий, не мешая ведению огня, эта мера служила надёжной подстраховкой.
Зенитные орудия
Двенадцать 12,7-см зенитных орудий тип 89 устанавливались в пяти спаренных артиллерийских установках модель Ai и одной спаренной артиллерийской установке модель А1 модификация 2 (с дымозащит- ным щитом). Три артустановки размещались асимметрично в носовой части корабля (две с правого борта и одна с левого) и три, также асимметрично, в кормовой части корабля (одна с правого борта и две с левого).
Погреба боеприпасов 12,7-см орудий располагались в носовой и кормовой частях корабля, между бомбовыми погребами и цистернами авиабензина, под бронированной самой нижней палубой. 12,7-см патроны подавались из погребов элеваторами в перегрузочные посты (служившие одновременно и укрытиями для орудийной прислуги), устроенные непосредственно рядом с артустановками. Из перегрузочных постов патроны подносились к орудиям вручную подносчиками.
Для тренировки заряжающих 12,7-см орудий, на шлюпочной палубе под кормовым свесом полётной палубы был установлен зарядный станок.
Зенитные автоматы
Двадцать восемь 25-мм автоматов тип 96 устанавливались в четырнадцати спаренных установках разделённых на пять групп (батарей). Автоматы размещались: три под носовым срезом полётной палубы; три по левому борту за носовой 12,7-см артуста- новкой; три по левому борту перед передней антенной мачтой левого борта; три (с дымозащитными щитами) по правому борту в районе передней антенной мачты правого борта и два по правому борту за задней антенной мачтой правого борта.
Погреба боеприпасов 25-мм автоматов располагались в носовой и кормовой частях корабля под погребами боеприпасов 12,7-см орудий. 25-мм патроны подавались из погребов четырьмя элеваторами на нижнюю палубу, откуда вручную переносились к пяти элеваторам, подающим патроны непосредственно к группам автоматов на палубу зенитных орудий и автоматов. Готовый к выстрелу боезапас хранился в кранцах первых выстрелов, расположенных непосредственно рядом с автоматами.
Система управления огнём
Для управления огнём 12,7-см зенитных орудий служили два комплекса приборов управления зенитным огнём тип 94 («ку- ён сики ко:ся со:ти»). Пост управления огнём орудий правого борта размещался на КП ПВО, пост управления огнём орудий левого борта — на башенке, установленной на палубе зенитных орудий и автоматов, слева от 3-го аварийного барьера.
Для управления огнём 25-мм автоматов служили пять постов управления зенитным огнём, оснащённые визирными колонками тип 95. Пост № 1 располагался в самом носу корабля, перед носовой группой автоматов, пост № 2 — слева от носового самолётоподъёмника, пост № 3 — справа от пятого поперечного троса аэрофинишера, между автоматами своей группы, пост № 4 — слева от среднего самолётоподъёмника, пост № 5 — справа от подъёмного крана, между автоматами своей группы. Посты №№ 1 и 3 устанавливались в закрытых башенках, защищавших прислугу от забрызгивания {пост № 1) и задымления (пост № 3).
Дальномеры
В постах управления зенитным огнём тип 94 устанавливались два 4,5-м стереоскопических зенитных дальномера. Кроме них, на КП ПВО устанавливался 1,5-м штурманский дальномер.
Прожекторы
На корабле было установлено четыре 110-см боевых прожектора тип 92. Три из них были установлены на скрывающихся станках
под полётной палубой, четвёртый — открыто, на спонсоне справа от островной надстройки. Колодцы прожекторов закрывались сдвижными поворотными крышками. Прожекторы имели дистанционное наведение от манипуляторных колонок, оснащённых зенитными бинокулярами.
Кроме боевых прожекторов корабль оснащался двумя 60-см сигнальными прожекторами. Дополнял средства световой сигнализации 2-кВт топовый сигнальный огонь.
Авиационное вооружение
По первоначальному варианту, принятому в середине 1935 г., корабль должен был нести 51 готовый к полётам (операцион- нопригодный) и 18 запасных самолётов. В состав проектной авиагруппы входило: 18 истребителей корабельного базирования тип 90 (плюс 6 запасных) и 33 бомбардировщика корабельного базирования" тип 94 (плюс 12 запасных). Всего — 69.
Хотя ударные самолёты в составе авиагруппы не предусматривались, тем не менее, авианосец получил оборудование для хранения и обслуживания торпед из расчёта базирования на нём торпедоносной эскадрильи 18-самолётного состава. Для обеспечения старта торпедоносцев было выдвинуто требование оснастить авианосец катапультой, для которой в носовой части полётной палубы, с правого борта, был сделан специальный желоб. Однако, несмотря на разработку палубной катапульты и успешное испытание её на авианосце «Kara», на авианосцах японского императорского флота катапульты так и не появились. Лётчики стали полагаться исключительно на свободный разбег.
Строительство корабля пришлось на период бурного развития как японской авиации, так и взглядов командования флота на её боевое применение и проектные варианты комплектации авиагруппы менялись один за другим.
Так, в соответствии с «Нормами снабжения самолётами кораблей и судов» («Кансэн хико:ки то:сай хё:дзюн») 1937 г., на корабле планировалось разместить 50 операционнопригодных и 17 запасных самолётов. В состав проектной авиагруппы должно было входить: 9 истребителей (плюс 3 запасных), 33 бомбардировщика (плюс 11 запасных) и 8 ударных самолётов, используемых как разведчики (плюс 3 запасных). Всего — 67.
Непосредственно перед завершением строительства корабля, в связи с принятием на вооружение новых типов самолётов проектный состав авиагруппы был снова пересмотрен. В декабре 1937 г. на корабле предполагалось разместить 53 операционнопригодных и 18 запасных самолётов. В новый проектный состав авиагруппы должно было входить: 9 истребителей корабельного базирования тип 96 (плюс 3 запасных), 18 бомбардировщиков корабельного базирования тип 96 (плюс 6 запасных), 18 ударных самолётов корабельного базирования тип 97 (плюс 6 запасных) и 8 разведывательных самолётов корабельного базирования тип 97 (плюс 3 запасных). Всего — 71.
Фактически, в связи с хронической нехваткой новой авиатехники и отказом от принятия на вооружение разведывательного самолёта тип 97, «Сорю» получил авиагруппу иного состава. Так, ещё летом—осенью 1938 г. на корабле базировалось 18 истребителей корабельного базирования тип 95 и тип 96 модель 2, 27 бомбардировщиков корабельного базирования тип 96 и 12 ударных самолётов корабельного базирования тип 96. Только осенью 1938 г. «Сорю» получил свои первые 9 ударных самолётов корабельного базирования тип 97 (до конца года их стало 12 и они полностью заменили устаревающие тип 96). В соответствии с «Нормами снабжения самолётами кораблей и судов на военное время» 1939 года на корабле планировалось разместить 57 операционнопригодных и 18 запасных самолётов. В состав штатной авиагруппы военного времени должно было входить 12 истребителей (плюс 3 запасных), 27 бомбардировщиков (плюс 9 запасных) и 18 ударных самолётов, 9 из которых должны были использоваться, как разведчики (плюс 6 запасных). Всего — 75 самолётов.
Этим, однако, дело не закончилось. Следующий вариант «Норм снабжения» предусматривал при том же числе операционнопригодных самолётов, уменьшение числа запасных до 16. Запасных истребителей становилось 4, а ударных самолётов только 3. Общее количество самолётов на корабле должно было стать 73.
И, наконец, в соответствии с «Нормами снабжения самолётами кораблей и судов начиная с конца 1941 финансового года», откорректированных для истребителей тип 0 (также известен, как «Рэйсэн»"), бомбардировщиков тип 99 (D3A) и ударных самолётов тип 97 (B5N), число запасных самолётов сократилось до 3, 3 и 1, соответственно, а общее число самолётов в авиагруппе — до 64
Перед началом войны за Великую Восточную Азию** состав авиагруппы был ещё раз пересмотрен. Теперь в неё входило: 18 истребителей корабельного базирования тип 0, 18 бомбардировщиков корабельного базирования тип 99 и 18 ударных самолётов корабельного базирования тип 97 (плюс по 3 запасных машины каждого типа). Итого, 54 операционнопригодных и 9 запасных самолётов. Всего — 63.
Именно с таким составом авиагруппы «Сорю» вышел в Гавайскую операцию. При этом на 3 запасных истребителя были пилоты, а сами машины находились в бо- еготовом состоянии и использовались в ВВП АУС. Хотя в течение первого полугода военных действий штатный состав авиагруппы официально не пересматривался, фактическое наличие авиационной техники привело к вынужденному отказу от запасных самолётов. Так. в операцию «МИ» «Сорю» вышел, имея на борту 18 истребителей тип 0, 16 бомбардировщиков тип 99, 18 ударных самолётов тип 97 и 2 новейших разведчика тип 2, принятых на борт для проведения войсковых испытаний. Кроме собственных самолётов на борт были приняты 3 истребителя тип 0 6-й АГ, предназначенной для последующего базирования на Мидуэе. А 2 бомбардировщика тип 99 АГ «Сорю» (без пилотов) были размещены на авианосце «Кага».
Характеристики палубных самолётов даны в приложении 3.
Погреба авиационных боеприпасов располагались в носовой и кормовой части корабля, между отсеками энергетической установки и погребами артиллерийских боеприпасов, под бронированной самой нижней палубой.
Цистерны авиационного бензина располагались в двух группах в носовой и кормовой частях корабля, под бронированной самой нижней палубой. Полный запас авиационного бензина составлял 360 тонн.{jcomments on}