24 октября 1941 г. авианосцы 2-й ДАВ покинули Йокосука и 7 ноября пришли в Курэ (с заходом в Кусикино и залив Ариакэ). Пополнив запасы, они перешли в Саэки (прибыли 16 ноября), где приняли на борт авиагруппы. 18 ноября «Сорю» и «Хирю» покинули Саэки и отправились к Курильским островам, куда они прибыли 22-го числа. Там, в заливе Хитокаппу на острове Эторофу (ныне — Итуруп) было назначено место сбора кораблей Авианосного ударного соединения, выделенных для операции по выводу из строя ядра Тихоокеанского флота США на его базе в Перл-Харборе (на острове Оаху Гавайского архипелага) В состав этого соединения под командованием вице-адмирала Нагумо Тюити входили: 1-я ДАВ («Акаги» и «Кага»), 2-я ДАВ "Сорю" и «Хирю»), 5-я ДАВ («Сёкаку» и "Дзуйкаку"), 1-й отряд 3-й ДЛК («Хиэй» и "Кирисима"), 8-я ДКр («Тоне» и «Тикума»), 1-я флотилия ЭМ (КрЛ «Абукума» и 9 ЭМ). Кроме того, для действий у Гавайских островов выделялось Передовое соединение, состоявшее из подводных лодок, пять из которых несли пять сверхмалых подводных лодок, также предназначенных для атаки Перл-Харбора.
26 ноября 1941 г. «Сорю» вместе с остальными кораблями АУС покинул Курилы и отправился к Гавайским островам Следует отметить, что вначале участие 2-й ДАВ в нападении на Перл-Харбор вообще не предусматривалось. Узнав об этом, командир дивизии контр-адмирал Ямагути встретился с вице-адмиралом Нагумо, взял его шею в классический захват дзюдо и начал душить, требуя клятвенного заверения в том, что 2-ю ДАВ обязательно включат в состав ударной группировки. Только вмешательство начальника штаба 1-го ВФ контр-адмирала Кусака Рюноскэ спасло его начальника от возможной травмы. Так или иначе, но 2-я ДАВ осталась в составе Гавайской ударной группировки Вот так иногда решались проблемы в японском императорском флоте...
Несмотря на плохую погоду и необходимость управлять соединением в режиме полного радиомолчания, переход прошел без затруднений и 6 декабря корабли На- гумо уже были в 600 милях к северу от острова Оаху. Тут экипажам кораблей торжественно зачитали полученный по радио текст Императорского рескрипта о начале войны против Соединенных Штатов Америки и Британской империи.
Задачей нападения японской авианосной авиации и подводных лодок на базу Тихоокеанского флота США в Перл-Харборе был вывод из строя ядра американского флота приблизительно на 6 месяцев с целью обеспечить беспрепятственный захват японцами богатых ресурсами (и в первую очередь нефтью) районов Юго- Восточной Азии. Вопреки популярному заблуждению, Гавайская операция была всего лишь рейдом, обеспечивавшим действия японского флота на главном (южном) направлении. Причём рейдом весьма опасным — потери в самолётах и авианосцах планировались на уровне 30% от задействованных сил*. А после атаки возможная погоня американского флота за АУС считалась настолько вероятной, что на помощь соединению Нагумо к востоку от Японских островов были выдвинуты главные силы японского Объединённого флота (6 линкоров и 2 авианосца с эскортом) во главе с его командующим, адмиралом Ямамото Исороку.
В процессе подготовки операции разрабатывалось два разных варианта атаки: против флота, находящегося собственно в Перл-Харборе на острове Оаху, и флота, находящегося на якорной стоянке Лахаина у берега острова Мауи к юго-востоку от Оаху (где американские линкоры и авианосцы базировались до окончания работ по превращению Перл-Харбора в полноценную базу флота).
Атака планировалась двумя волнами. Первая волна должна была уничтожить главные силы американского флота — линкоры и авианосцы — с помощью торпед и 800-кг бронебойных бомб Вторая волна должна была добить повреждённые корабли или атаковать крейсера и подводные лодки в случае, если добивание не требовалось. При этом удар по кораблям должны были наносить авиагруппы 1-й и 2-й ДАВ а менее опытные авиагруппы 5-й ДАВ предназначались для атаки аэродромов.
Действия 1-й ударной волны
7 декабря 1941 г. в 6.00 по местному времени (01.30 8 декабря по токийскому времени) с палубы «Сорю» начали подниматься самолёты 1-й ударной волны. В её состав входили: 10 ударных самолётов тип 97 (короткое обозначение — B5N2) со специальными 800-кг бронебойными бомбами тип 99. N9 80, модель 5""', 8 ударных самолётов тип 97 с торпедами тип 91, модификация 2, а также 8 истребителей тип 0 (короткое обозначение — А6М2).
Как ни удивительно, но самолётам 1-й ударной волны не назначили запасных целей на случай, если линкоров или авианосцев в Перл-Харборе не окажется. Но еще более невероятным было то. то экипажи ««специальных» (то есть несших торпеды) ударных отрядов 2-й ДАВ никто не предупредил, что в Перл-Харборе нету ни одной из их целей (американских авианосцев). хотя об этом сообщили и японские агенты на острове Оаху, и самолёт- разведчик, облетевший Перл-Харбор перед атакой!
Поэтому, когда торпедоносцы с «Сорю» и «Хирю» вышли на исходную позицию для атаки, капитан-лейтенант Мацумура с «Хирю» (возглавлявший группу торпедоносцев 2-й ДАВ) все никак не мог найти авианосцы и, естественно, медлил с атакой. Это надоело порывистому капитан- лейтенанту Нагаи с «Сорю», который вышел из строя, подлетел к самолёту Мацумура и жестами предложил ему поторопиться, после чего ринулся в атаку. Только подлётев поближе. Нагаи понял, что достойных целей у западного берега острова Форд нет, и решил атаковать линкор, замеченный им у дока № 1010*. К сожалению, за ним последовал только его ведомый, старшина 1-й статьи Мори Дзи- ро. Рефлексы остальных шести экипажей оказались сильнее, и они дисциплинированно пошли в атаку на корабли, стоявшие на «авианосных» бочках, вслед за капитан-лейтенантом Накадзима.
Накадзима целился в корабль-цель «Юта» (AG-16 «Utah»), но ему пришлось бросать торпеду под большим углом к цели, поэтому она прошла левее и поразила легкий крейсер «Рейли» (CL-7 «Raleigh»).
Но из пяти его ведомых двое смогли поразить «Юта», который начал быстро заполняться водой, а его крен достиг 15 градусов. Видя, что корабль не спасти, старший из находившихся на борту офицеров (капитан 3-го ранга Сквит) приказал оставить корабль, который окончательно перевернулся к Ой. 12.
Тем временем Нагаи атаковал свой «линкор», который оказался стоящими борт о борт минным заградителем «Огла- ла» (СМ-4 «Oglala») и легким крейсером «Хелена» (CL-50 «Helena»). Торпеда прошла под минзагом и ударила в правый борт крейсера в районе 80-го шпангоута, вызвав затопление котельного отделения N° 1 и носового машинного отделения, причем правая машина была серьезно повреждена. Сила взрыва была такой, что проломила и борт «Оглала», который перевернулся и затонул 1,5 часа спустя.
Шедший следом Мори, не стал атаковать -Хелену», твердо решив не тратить свою торпеду на что-либо меньшее, чем линкор. Он развернул свою машину, чтобы выйти в атаку на линкор «Калифорния» (ВВ-44 «California»), стоявший чуть южнее «линкорного ряда». Разворот был столь резким, что Мори испугался потерять скорость и рухнуть в воду — но обошлось. Правда, поворот все равно был слишком долгим, и старшина понял, что они оказались слишком близко от линкора для удачной атаки. Крикнув своему бомбардиру, чтобы он не сбрасывал торпеду, несгибаемый Мори описал круг над гаванью и снова вышел в атаку на -Калифорнию», «вписавшись» в атакующую колонну торпедоносцев с «Кага». Снизившись до 15 метров, он, наконец, сбросил торпеду, которая попала-таки в американский линкор.
Тем временем B5N2, вооруженные 800- кг бомбами тип 99, атаковали «линкорный ряд». Целью 1-й эскадрильи стали линкоры «Теннесси» (ВВ-43 «Tennessee») и «Западная Виргиния» (ВВ-48 «West Virginia»), а 2-й — «Невада» (ВВ-36 «Nevada»). Точных данных об их результативности нет, хотя возможно, что одна 800-кг бомба все-таки попала в палубу «Невада- перед башней главного калибра N? 1 и взорвалась на второй палубе, разворотив помещения младших офицеров и «вспучив» палубу полубака.
8 истребителей с «Сорю», прикрывавших атаку пикировщиков с авианосца "Дзуйкаку" на аэродром Уилер Филд, в перерыве между бомбежками сами атаковали аэродром, сделав три захода на штурмовку стоящих стройными рядами перед ангарами американских истребителей. После этого капитан-лейтенант Суга- нами повел своих подчинённых на штурмовку аэродрома корпуса морской пехоты США Эва Филд. Сменив своих коллег с "Хирю", истребители «Сорю» 15 минут (с 08.05 до 08.20) штурмовали аэродром, а также гонялись за пикировщиками «Дуглас SBD «Донтлесс» с авианосца «Энтерпрайз», имевшими неосторожность как раз в тот момент попытаться совершить посадку на Эва Филд. При этом 4 американских самолёта были сбиты.
Из находившихся на аэродроме к моменту японской атаки 47 самолётов 32 машины были уничтожены и 15 повреждены. Кроме того, на аэродроме погибло 4 человека, а еще 15 было ранено.
После окончания штурмовки истребители потянулись в точку рандеву с бомбардировщиками (в 20 милях к северо-западу от мыса Каена на западной оконечности острова Оаху), возвращаясь обратно на свой корабль
Самолёты 1-й волны потерь не понесли.
Действия 2-й ударной волны
Самолеты 1-й волны отправились в полёт обратно на «Сорю», а к Оаху уже подходила 2-я волна: 17 бомбардировщиков (пикировщиков) тип 99 под командованием капитана 3-го ранга Эгуса Такасигэ и 9 истребителей тип 0 под командованием капитан-лейтенанта Иида Фусата.
Бомбардировщики появились над Перл - Харбором в 09.00 (по другим данным, на 5 минут позднее). Их главной цели — авианосцев — в гавани не оказалось, и они атаковали запасные цели: стоявшие у пирсов базы крейсера.
Сам Эгуса атаковал тяжелый крейсер «Новый Орлеан» (СА-32 «New Orleans»), но успеха не добился из-за сильного зенитного огня и задымленности. Его ведомые атаковали док № 1, где стоял линкор «Пенсильвания» (ВВ-38 «Pennsylvania»). В линкор пикировщики не попали, но зато добились попаданий в стоявшие в доке вместе с линкором эсминцы «Кэссин» (DD-372 «Cassin») и «Доунс» (DD-375 «Downes»). Одна бомба разорвалась между кораблями в районе кормы, изрешетив корпуса обеих кораблей и частично сместив «Кэссин» с кильблоков Следующая бомба вызвала пожар на «Доунсе», который привел к взрыву зарядных отделений торпед в торпедном аппарате правого борта. Взрыв вызвал сильный пожар топлива, который привел к тому, что борьба за живучесть кораблей стала невозможной. К тому же в этот момент началось заполнение дока водой, и всплывшая вместе с водой горящая нефть нанесла кораблям дополнительные повреждения. В довершение всех несчастий сместившийся с кильблоков «Кэссин» при наливе воды навалился на своего соседа, серьезно повредив тому корпус. В результате полученных повреждений оба эсминца были списаны на слом*.
Попавший в «Доунс» третий пикировщик из звена Эгуса отстал от своих и решил самостоятельно добираться к точке сбора. По дороге он наткнулся на небольшой аэродром Халейва (на севере о. Оаху) и решил обстрелять находившиеся там американские истребители. Но несколько истребителей уже успели взлететь, и одинокий D3A1 сам стал мишенью для Р-40В младшего лейтенанта Джона Дейн- са, который «приклеился» к его хвосту и не отстал до тех пор. пока подбитый японский самолет не рухнул в море у городка Кааава на восточном побережье Оаху.
Остальные пикировщики «Сорю» не добились прямых попаданий, хотя близкие разрывы их бомб нанесли некоторые повреждения крейсерам «Новый Орлеан», «Гонолулу» (CL-48 «Honolulu») и «Сент Луис» (CL-49 «St. Louis»), а также торпедированной «Хелене», на которой от этих разрывов погибло несколько человек. Ответный огонь американских кораблей сбил один D3A1 с «Сорю.
Приблизительно в то же время истребители с «Сорю» появились над гидроаэродромом Канеохе, по которому только что нанесли удар ударные самолёты с «Сёка- ку» и истребители с «Хирю». Не найдя в воздухе вражеских самолётов, капитан- лейтенант Иида повел своих подчиненных на штурмовку аэродрома. Каждое звено сделало по три захода на цель, добив все самолёты, уцелевшие во время предыдущих атак (все 35 самолётов на гидроаэродроме были выведены из строя). При этом сильный зенитный огонь американцев повредил самолёт самого Иида — у него был пробит топливный бак****. Поняв, что ему не дотянуть до авианосца. Иида жестами сообщил об этом своему заместителю (им был лейтенант Фудзита Иёдзо), махнул рукой на прощание — и ринулся к земле. Его машина проскочила над оружейной гидроаэродрома (скорее всего, именно в неё и целился пилот) и врезалась в холм позади нее. На лётчиков с «Сорю» произвел большое впечатление тот факт, что Иида, который всегда призывал своих подчиненных ни при каких обстоятельствах не сдаваться в плен, оказался до конца верен своим принципам, когда пришел его час умирать...
Но неприятности истребителей «Сорю» на этом не закончились: почти сразу после гибели командира их атаковали 4 истребителя Р-36 из состава 46-й истребительной эскадрильи ВВС армии США******, только что взлетевшие с аэродрома Уилер Филд. 6 японских истребителей (в том числе один с «Хирю», «прибившийся» к эскадрилье Фудзита) ждали 3-е звено, заканчивавшее штурмовку Канеохе, и были захвачены врасплох атакой американцев
Сандерс атаковал первым и быстро повредил свою цель (истребитель лейтенанта Фудзита), после чего решил, что сбил японца. Однако Фудзита вовсе не был сбит, и, полный желания отомстить, набросился на истребитель Стерлинга, зашедший в хвост его ведомому, старшине 2-й статьи Окамото Такаси. Сандерс заметил это и бросился на помощь Стерлингу, который так увлекся атакой «Рэйсэ- на» Окамото, что не заметил, как ему самому сел на хвост японский истребитель.
Но Фудзита оказался проворнее — от его меткого огня машина Стерлинга загорелась и рухнула в воду.
Сбив Стерлинга, Фудзита атаковал Р-Зб Расмуссена, с ужасом наблюдавшего за гибелью своего товарища. Тот успел увернуться, хотя Фудзита и был уверен, что сбил американца.
Тем временем в бой вступило 3-е звено японских истребителей, один из лётчиков которого, старшина 2-й статьи Танака Дзиро, атаковал истребитель Такера, который все никак не мог взвести свои пулемёты. Получив несколько попаданий, Такер быстро вышел из боя. В свою очередь Танака был атакован Расмуссеном, который добился нескольких попаданий. Танака, увидев, что крыло его машины горит, решил повторить подвиг капитан- лейтенанта Иида и бросил свой А6М2 в последнее пике на Канеохе. Но пока он пикировал, поток воздуха сбил пламя, и старшина решил пожить ещё немного. Несмотря на 9 попаданий (часть принадлежали пулемётам Р-36 Расмуссена, часть — пулемётчикам с Канеохе) его машина смогла дотянуть до «Сорю».
Фудзита повел свои поврежденный истребитель к точке сбора у мыса Каена. Вместе с ним были ведомые Иида, старшина 1-й статьи Ацуми Сюн и старшина 2-й статьи Исии Сабуро. Стремясь побыстрее добраться к точке сбора, оба ведомых забыли об осторожности и даже оставили своего ведущего позади — что их и погубило. Их атаковали два Р-36, пилотируемые младшими лейтенантами Харри Брауном и Малколмом Муром. Мур атаковал Исии, его атаковал Ацуми, ну а тому в хвост пристоился Браун. В короткой схватке оба японских истребителя были подбиты (машина Ацуми даже загорелась), но смогли уйти на запад, хотя на "Сорю" они так и не вернулись. Только недавно их обломки были обнаружены в проливе между островами Кауаи и Ниихау (к западу от о. Оаху).
А Фудзита продолжал тянуть свою повреждённую машину домой. По дороге его в третий раз пытался атаковать Сандерс, но японский лётчик не принял боя. а американец решил его не преследовать, поскольку они удалялись всё дальше и дальше от Оаху. Наконец, в 11.45 Фудзита смог посадить свой избитый «Рэйсзн» на палубу «Сорю». Сделал он это очень вовремя, поскольку немедленно после посадки один из цилиндров его двигателя просто отвалился!
Потери 2-й волны с «Сорю» в тот день составили 3 истребителя и 2 пикировщика.
Кроме прикрытия ударных самолётов в атаке на о. Оаху и штурмовки наземных целей истребители «Сорю» несли боевой воздушный патруль над соединением адмирала Нагумо.
Описания налета на Перл-Харбор обычно принято заканчивать рассуждениями на тему необходимости еще одного удара с целью уничтожить открыто стоящие рядом с гаванью Перл-Харбор топливные цистерны, в которых хранился запас топлива для американского флота, ну и уничтожить американские авианосцы. Не будем и мы отступать от традиции. Футида Мицуо в книге «Сражение у атолла Мидуэй» писал, что после окончания налета на Перл-Харбор в штабе Авианосного ударного соединения «предполагали, что авианосцы и тяжелые крейсера противника находятся на учениях где-то южнее о. Оаху. Я подумал, что еще одним ударом с воздуха по о. Оаху мы могли бы заставить авианосные силы противника подойти ближе к Перл-Харбору. И тогда, если наше соединение вместо того, чтобы уйти тем же путем, каким пришло, обогнет Гавайские острова с юга и направится к Маршалловым островам, ведя поиск силами авиации, вполне вероятно, что нам удастся обнаружить американские авианосцы». То есть ни о какой специальной атаке инфраструктуры речи не шло. Но самое любопытное в этом предложении состоит в том, что вице-адмирал Нагумо имел приказ вернуться в Японию сразу же после окончания атаки — о чем Футида не мог не знать. Разумеется, в приказе Нагумо указывалась возможность отправки 3-й, а может, и 4-й ударной волны в случае, если американской авиации будет нанесен серьёзный урон. Но простое сравнение потерь 1-й и 2-й волны ясно показывало, что ПВО о. Оаху вовсе не выведена из строя. Сам Футида на прямой вопрос Нагумо был вынужден ответить, что он не имеет ни малейшего понятия о состоянии американской авиации после налёта (только на следующий день после опроса лётчиков он смог получить более- менее подробную информацию о результатах атаки).
Кроме того, командование Кидо бутай не имело ни малейшего понятия о местонахождении американских авианосцев. А чем чревата ситуация, когда японские авианосцы оказываются между вражескими сухопутными авиабазами и авианосными соединениями, наглядно показало сражение у атолла Мидуэй.{jcomments on}