29 декабря 1941 г. корабли пришли в Курэ, где прошли ремонт и пополнили запасы. Но отдых экипажей не был долгим, и уже 12 января 1942 г. 2-я ДАВ покинула стоянку в Хасирадзима и отправилась в новый поход — на этот раз на юг.
17 января корабли прибыли на Палау, где задержались еще на четыре дня, после чего вышли к Амбону с эскортом из 1 тяжелого крейсера и 5 эсминцев.
23 января к востоку от острова Хальма- хера 2-я ДАВ подняла в воздух ударную группу (18 D3A1, 18 B5N2, 18 А6М2). Не встретив никакого сопротивления в воздухе. японские самолёты без помех и потерь атаковали городки Лаха, Халонг и сам Амбон. Следует отметить, что цели атаковали только самолеты с «Хирю», а группа с «Сорю» по невыясненным причинам в атаку не вышла. На следующий день атаку повторили уже обе группы. Результаты атак были незначительными, но зато местная авиабаза была нейтрализована, что позволило японской морской пехоте без проблем высадится у города Кендари (остров Целебес) и захватить его. Также был захвачен расположенный рядом аэродром, на который уже 25 января перебазировались 25 "Рэйсэнов" 3-й АГ флота, а также часть авиагрупп 2-й ДАВ (18 А6М2, 9 D3A1 и 9 B5N2), которые начали атаки на остров Тимор. Во время одной из таких атак (на город Купанг 28 января 1942 г.) шестерка истребителей прикрытия под командованием капитан-лейтенанта Суганами сбила большую летающую лодку «Шорт «Эмпайр» а потом уничтожила на аэродроме Пенфуй австралийский "Хадсон". 30 января пикировщики и торпедоносцы сводного отряда 2-й ДАВ перебазировались на аэродром Баликпапан, а оттуда отправились на острова Палау.
Тем временем сами авианосцы ушли в Давао на Филиппинах (прибыли 25 января), а 27 числа — на Палау, где с ними воссоединился сводный авиаотряд.
15 февраля 1942 г. «Сорю» вместе с «Хирю», «Акаги» и «Кага» покинул острова Палау и, зайдя по дороге в бухту Старинг (расположенную неподалёку от Кендари), отправился к порту Дарвин на северном побережье Австралии. Согласно данным авиаразведки, в порту находилось много кораблей, что подтверждало подозрения японцев о том, что именно Дарвин является главной тыловой базой союзников в этом регионе. Базой, которую для проведения успешных высадок на острова Тимор и Ява просто необходимо было нейтрализовать.
Ранним утром 19 февраля 1942 г. Авианосное ударное соединение вышло в район в 350 милях к северо-западу от Дарвина. К порту был направлен самолёт-разведчик, но на связь он не вышел из-за поломки радио. Штаб Нагумо наверняка пережил немало нервных минут, пытаясь понять, что случилось, но отступать было уже поздно.
В 08.22 — 08.28 с палуб «Акаги», «Сорю» и «Хирю» начали подниматься самолёты первой ударной волны (командир — капитан 2-го ранга Футида Мицуо), среди которых были по 18 самолётов с «Сорю» и «Хирю» (командиры: капитан-лейтенант Абэ Хэйдзиро и капитан 3-го ранга Кусу- ми Тадаси, соответственно). По непонятным причинам «Кага» начал поднимать самолёты первой волны только в 08.56. Всего в составе первой волны был 81 бомбардировщик-торпедоносец B5N2. Прикрытие осуществляли истребители 2-й ДАВ: 9 с «Сорю» (лейтенант Фудзита Иёдзо) и 9 с «Хирю» (капитан-лейтенант Ноно Сумио).
Тем временем в 08.57 — 09.00 «Акаги» и «Сорю» начали поднимать самолёты второй волны (всего 8 её состав входило 71 D3A1, в т.ч. 18 с «Сорю» (командир — капитан 3-го ранга Эгуса Такасигэ) и 17 с «Хирю» (командир — капитан-лейтенант Кобаяси Митио). Четверть часа спустя (в 09.15) свои пикировщики начали поднимать в воздух «Кага» и «Хирю». Прикрытие этой волны осуществляли 18 А6М2 1-й ДАВ (командир — капитан 3-го ранга Итая Сигэру).
У американцев это почти наверняка привело бы к развалу ударных волн и эскадрильи выходили бы к объекту атаки поодиночке. А японские пилоты, судя по всему, сумели восстановить строй, т.к. время начала атак обеих ударных волн лежит весьма близко друг от друга и, в общем-то, укладывается в маневрирование при заходе на цель.
Несмотря на то, что о приближении японских самолётов радировали и священники из отдаленных миссий, и сбитая истребителями «Кага» по дороге к Дарвину летающая лодка PBY из 22-го патрульного авиакрыла флота США, информация не была передана по назначению и нападение японцев застало защитников Дарвина врасплох.
Основой ПВО Дарвина был аж один истребитель Р-40 из 3-й истребительной эскадрильи ВВС армии США (пилот — лейтенант Роберт Острейчер). Кроме того, еще 9 истребителей 33-й истребительной эскадрильи* (командир — майор Флойд Пелл) оказались в городе пролетом — в то утро эскадрилья должна была лететь на Яву через Купанг (на острове Тимор), но сильная облачность принудила их вернуться назад. Майор Пелл приказал четырем пилотам вместе с Острейчером патрулировать над городом, а сам, вместе с остальными пилотами, пошел на посадку для дозаправки.
В 09.55 первая волна японцев показалась над Дарвином, заходя на город с юго-востока (наименее ожидаемого направления атаки), а уже три минуты спустя первые 800-кг бомбы полетели на австралийскую землю. Тем временем японские истребители без проблем расправлялись с неопытными пилотами 33-й эскадрильи. Одна группа набросилась на патруль и быстро сбила всех четырех (лейтенанты Перри и Перес погибли. Уолкеру и Уиксу удалось спастись). Один Острейчер успел вовремя заметить японские самолёты, предупредить по радио о появлении японцев и уйти от их атаки. Оторвавшись от истребителей, он вернулся к Дарвину и напал на пикировщики второй волны.
Тем временем другая группа японцев атаковала самолёты Пелла, получивших предупреждение Острейчера, и попытавшихся взлететь на перехват японской ударной волны. Находившийся на аэродроме Дарвина «безлошадный» пилот 33-й эскадрильи лейтенант Вог с ужасом наблюдал как на малой высоте сбивают его командира, который всего час назад забрал у него самолёт. Каким-то чудом майору Пеллу удалось покинуть сбитый истребитель на парашюте — но очередь «Рэй- сэна» добила его уже на земле. Неподалеку взорвался самолёт лейтенанта Хьюджеса, сбитый прямо на взлете. Лейтенанты Райе, Гловер и МакМэхон смогли набрать высоту, но вскоре тоже были сбиты (по счастью, им всем удалось спастись). Многие авторы приписывают эти победы истребителям с «Хирю», но сами лётчики-истребители с «Хирю» заявили сбитым в воздушном бою только один самолёт. Большинство же сбитых самолётов приходятся на долю истребителей с «Акаги» и «Ката». Расправившись с вражескими самолётами в воздухе. А6М2 начали обстрел наземных целей из своих пушек и пулеметов.
Тем временем японские бомбардировщики. несмотря на сильный огонь зенитных орудий и пулеметов (из пулеметного батальона 19-го полка конных стрелков австралийских имперских сил), обрушили бомбы на порт и город. В соответствии с планом атаки, авиагруппы 2-й ДАВ атаковали суда в порту, кроме 3-й эскадрильи ударных самолётов с «Сорю», которой достались казармы.
Американский эсминец «Пири» (DD-226 «Реагу») был поражен бомбой около 10.00 — взрыв разворотил кораблю корму и привел к затоплению машинного отделения. Вторая бомба разорвалась почти сразу после первой посредине корабля (в камбузе), вызвав сильный пожар. Экипаж отчаянно боролся за спасение корабля, отбиваясь от японцев своими пулеметами, но вражеские самолёты добились попадания еще тремя бомбами, и в 13.00 корабль пошел на дно кормой вперед, до последнего стреляя по врагу из своих пулеметов. Из 115 членов экипажа погиб 91 — самые большие потери, понесенные флотом США в австралийских водах.
Гражданские суда, потопленные в тот день, включали: «Меджис» (12 568 т), ««Бритиш Моторист» (6891 т), «Зилендиа» (6600 т), «Мауна Лоа» (5436 т) и «Нептуна» (5952 т). Последнее судно было поражено двумя бомбами, вызвавшими пожар и взрыв 200 тонн глубинных бомб, которые находились на борту — корабль пошел на дно вместе с 45 членами экипажа.
Кроме того, японские самолёты разбомбили почту, телеграф и водонасосную станцию, а также вызвали в городе многочисленные пожары. Следует отметить, что часть пожаров была вызвана снарядами орудий стоящих в порту кораблей и береговых зениток, которые залетали в город. В Дарвине началась паника и грабежи.
А тем временем с северо-востока к Дарвину подошли 55 японских бомбардировщиков наземного базирования (28 G3M2 и G4M1 из АГ «Каноя», 27 G4M1 из 1-й АГ), которые атаковали аэродром в 12.10. Их бомбы уничтожили ангары, в которых, среди прочего, находились новенькие легкие бомбардировщики «Дуглас А-24 «Баныии» из 27-й бомбардировочной группы ВВС армии США.
После возвращения из налёта на Дарвин. пикирующие бомбардировщики «Сорю» и «Хирю» совершили ещё один вылет — против обнаруженных у острова Басёрст (к северо-западу от Дарвина) судов союзников Первыми в 13.06 взлетели 9 D3A1 с "Сорю" под командой капитан-лейтенанта Икэда Масаи. В 13.15 за ними последовали 9 D3A1 с «Хирю» под командой капитан- лейтенанта Ямасита Киндзи. Первыми, в 14.34 заметили свою цель, опознанную как "вспомогательный крейсер", пилоты «Сорю». С 14.56 до 15.12 они выполнили атаку и потопили судно. Вслед за ними свою цель, опознанную как «торговое судно водоизмещением 10 ООО тонн», обнаружили пилоты «Хирю» и в 15 20 потопили её. Этими двумя судами оказались американские транспорты «Флоренс Ди» и «Дон Исидро», пытавшиеся прорваться на Филиппины с грузом боеприпасов.
На этом операция против порта Дарвин была завершена.
Результаты налета были настоящим шоком для командования союзников: 23 корабля и судна были потоплены или тяжело повреждены (включая 2 судна, потопленные японцами на подходах к Дарвину), 28 самолётов (не считая А-24) уничтожено в воздухе и на земле (в т.ч. 11 Р-40, 6 «Хадсонов» и 4 PBY). Общее количество погибших (включая трупы, выловленные из моря) в результате налетов 19 февраля достигало 1000 человек. Возможность союзников использовать Дарвин в качестве тыловой базы была серьезно подорвана.
Потери японцев были небольшими: с «Кага» был сбит над самим Дарвином. и еще 1 D3A1 с «Сорю» не смог дотянуть до своего авианосца и сел на воду (экипаж был спасён). Как это обычно бывает, заявки превышают число сбитых машин. На два пикировщика претендует Острейчер, на одну машину также претендуют австралийские зенитчики из 14-й зенитной батареи и пулеметчики 19-го полка легкой кавалерии. Первый же сбитый над Австралией (и единственный, потерянный в том налёте) А6М2 (№ BII-124) был поражен одной-единственной пулей, пробившей маслобак*. Пилот самолёта — матрос 1-го класса Тоёсима Хадзимэ с «Хирю» — пошел на вынужденную посадку на острове Мелвилл (к северу от Дарвина). На его поиски был выслан гидросамолёт Е13А1 с крейсера эскорта, нашедший место посадки — но пилота он не обнаружил. Зато Тоёсима обнаружили австралийцы, и ему выпала сомнительная честь стать первым японским военнопленным в Австралии.
Авианосное ударное соединение вернулось в бухту Старинг 21 февраля 1942 г., и после 4-дневной передышки вышло в новый поход — на этот раз к острову Ява. Главной задачей соединения Нагумо был перехват кораблей и судов союзников, которые пытались эвакуироваться с этого острова на Цейлон или в Австралию. Любопытно, что такую мощную группировку палубной авиации и надводных кораблей даже не попытались задействовать для обеспечения самой высадки на Яву — очевидно, японцы считали, что это будет излишним. В результате к обеспечению обеих высадок (на западе и востоке острова) была привлечена только базовая авиация и малый авианосец «Рюдзё» (вышел из Сент-Джеймса к Яве в эскорте транспортов 27 февраля 1942 г.).
Американский флотский танкер «Пекос» (АО-6 «Pecos»; 14 800 тонн) был потоплен самолётами «Сорю» без проблем, а вот с эсминцем «Эдсалл» (DD-219 «Edsall») японцам пришлось повозиться. Этот корабль вез в порт Чилачап (на о-ве Ява) пилотов, спасенных с потопленного 27 февраля 1942 г. авиатранспорта «Лэнгли». Около 17.30 1 марта 1942 г. примерно в 250 милях к югу — юго-востоку от острова Рождества путь «Эдсалла» пересекся с тяжелыми кораблями эскорта авианосного соединения вице-адмирала Нагумо: линкорами «Хиэй» и «Кирисима», а также тяжелыми крейсерами «Тонэ» и «Тикума». Казалось, бой будет очень коротким — но не тут-то было. Благодаря лихому маневрированию командира американского корабля (капитан-лейтенанта Джошуа Никса) и большой дистанции стрельбы эсминец почти час избегал попаданий. Из нескольких сотен снарядов. выпущенных японцами в «маневренной» фазе боя, в цель попало только два (в 18.24 с «Хиэй» и в 18.35 с «Тикума»), при этом серьезных повреждений японские бронебойные снаряды эсминцу не нанесли. Пришлось командующему японским соединением вызвать самолёты, которые сработали быстро и эффективно. В течение около 20 минут (с 18.27 до 18.50) 9 пикировщиков с «Хирю» (под командованием капитан-лейтенанта Кобаяси Митио) и 9 с «Сорю» (командир — капитан-лейтенант Кобз Мориюки) превратили корабль в груду пылающего металла. Не понадобились ни пушки истребителей эскорта, ни бомбы прилетевших позднее 8 D3A1 с "Акаги». Теперь уже ничего не мешало японским кораблям без помех расстрелять лишившийся хода «Эдсалл», и в 19.00 (по другим данным, на 5 минут позднее) храбрый корабль пошел на дно, не дойдя до Явы 430 миль. Японцы подобрали несколько членов экипажа, из которых, правда, ни один не пережил японского плена. Поэтому обстоятельства гибели корабля стали известны в США только спустя много лет после войны, и в результате героический бой «Эдсалла» является одной из забытых страниц американской военно-морской истории.
Около 11.00 5 марта 1942 г. самолёты Кидо бутай атаковали порт Чилачап. 149 самолётов под командованием капитана 2-го ранга Футида Мицуо нанесли сокрушительный удар по порту.
В первой ударной волне, поднявшейся с авианосцев в 08.45 — 09.05, насчитывалось 96 самолётов: 18 А6М2 и 45 B5N2 1- й ДАВ и 33 D3A1 2-й ДАВ (в т.ч. 16 с «Сорю», ведомых самим Эгуса, который одновременно командовал всеми пикировщиками, и 17 с «Хирю», которыми командовал капитан-лейтенант Кобаяси.
Вторая волна поднялась с палуб в 09.40 — 09.48 и включала только самолёты 2-й ДАВ (18 истребителей и 35 торпедоносце в-бомбардировщиков). Пикирующие бомбардировщики 1-й ДАВ не принимали участия в налёте, только пара D3A1 с "Акаги" выполнила разведку погоды над целью перед вылетом ударной волны, и ещё четыре D3A1 с «Акаги» провели разведку по курсу соединения уже после налёта. Во время атаки ВВП над соединением несли 27 истребителей (в т.ч. по 9 с -Сорю» и «Хирю»).
Несколько кораблей (в т.ч. флотский корабль снабжения и ремонта «Баренц» в 4 819 тонн) было потоплено и до 15 повреждено (включая недостроенный голландский минный заградитель «Рам» в 2 400 тонн). На берегу различные наземные сооружения пострадали от бомб и последовавших за бомбежкой пожаров.
8 марта 1942 года войска союзников на острове Ява капитулировали, и Авианосное ударное соединение смогло вернуться в бухту Старинг (прибыло 11 марта). "Kaгa", который еще 5 февраля получил повреждение подводной части корпуса, был. наконец, отправлен в Японию на ремонт, а остальные корабли стали пополнять запасы перед новым походом.{jcomments on}