Строительство и верфь.
«Хирю» был заложен на стапеле верфи арсенала флота Йокосука 08 июля 1936 г., которая, среди прочего, достраивала первый японский авианосец «Хосё». «Хирю» строился медленнее «Сорю» (спущен на воду 16 ноября 1937 г., т.е. 16 месяцев после официальной закладки), но зато быстрее достраивался: он был введён в строй 05 июля 1939 г. Таким образом, общий цикл строительства как «Сорю», так и «Хирю» был почти одинаковым и занял около 3 лет.
Характеристики корпуса.
Обводы корпуса и общее расположение «Хирю» повторяли таковые авианосца «Сорю», послужившего прототипом при проектировании. Основные внешние отличия заключались в переносе островной надстройки на левый борт и ближе к миделю корабля, в увеличении высоты надводного борта в носу на одну палубу, а также в изменении расположения 12,7-см зенитных орудий.
Корпус корабля имел отношение длины к ширине 10,114, что оказалось немногим меньше, чем у «Сорю» и скорость упала совершенно незначительно.
Характерной особенностью корпуса «Хирю» была его выраженная асимметрия. Корпус корабля с левого борта, в надводной части, примерно между носовым и средним самолётоподъёмниками, имел расширение. Вес этой уширенной части корпуса компенсировал вес дымоходов и дымовых труб, смещённых к правому борту.
По высоте корпус имел восемь палуб, располагавшихся в том же порядке и именовавшихся также, как и на «Сорю».
Как и на «Сорю», шпация составляла 1200 мм в средней части корабля и 900 мм в оконечностях. но. с целью увеличения прочности корпуса в оконечностях, ближе к штевням шпация была уменьшена до 600 мм.
С целью увеличения остойчивости корабля были несколько уменьшены межпалубные расстояния. В результате увеличение высоты надводного борта в носу на одну палубу фактически дало прибавку высоты борта, по сравнению с «Сорю», только в один метр и высота борта в носу стала 9 м. Высота надводного борта в корме увеличилась примерно на 0,4 м. В итоге высота полётной палубы над ватерлинией оказалась меньше, чем у «Сорю»: 12,57 м против 12,88 м.
Для уменьшения размахов бортовой качки корпус имел боковые кили длиной 75,420 м и равномерной шириной 1,800 м.
Проектное распределение весов авианосца «Хирю», в тоннах
Статья нагрузки |
На испытаниях |
Водоизмещение Полное Порожнем |
Порожнем с водяным балластом |
|
Корпус |
9 050,00 |
9 050,00 |
9 050,00 |
9 050,00 |
Броня |
1 600,00 |
1 600,00 |
1 600,00 |
1 600,00 |
Защитный настил |
165,00 |
165,00 |
165,00 |
165,00 |
Корабельное снаряжение |
1 350,00 |
1 350,00 |
1 350,00 |
1 350,00 |
Фиксированное комплектное оборудование |
275,00 |
275,00 |
275,00 |
275,00 |
Артиллерийское вооружение |
482,60 |
494,40 |
293,50 |
293,50 |
Минно-торпедное вооружение |
97,90 |
100,50 |
90,70 |
90.70 |
Штурманское и оптическое вооружение |
13,80 |
13,80 |
13,80 |
13,80 |
Электрооборудование |
474,80 |
474,80 |
474,80 |
474.80 |
Средства радиосвязи |
28,50 |
28,50 |
28,50 |
28.50 |
Авиационное вооружение |
657,80 |
677,10 |
305,80 |
305.80 |
Механизмы |
2 589,40 |
2 616,10 |
2 331,00 |
2 331,00 |
Общее (нефиксированное) комплектное оборудование 467,00 |
591,70 |
218,20 |
218,00 |
|
Тяжелое топливо (включая дизельное) |
2 500.00 |
3 750,00 |
0 |
0 |
Легкое топливо: для катеров |
7,00 |
10.00 |
0 |
0 |
для самолётов |
240,00 |
360,00 |
0 |
0 |
Смазочные масла: для ЭУ |
34,00 |
51,00 |
0 |
0 |
для самолётов |
24,00 |
36,00 |
0 |
0 |
Водяной балласт |
0 |
0 |
0 |
225,00 |
Резерв водоизмещения |
93,2 |
93,2 |
93,2 |
93.2 |
Всего |
20 250,00 |
21 887,30 |
16 269,50 |
16 494.50 |
Проектные характеристики остойчивости авианосца «Хирю»
На испытаниях |
Полное |
Порожнем |
Порожнем с водяным балластом |
|
Водоизмещение |
20 250 т |
21 887 т |
16 270 т |
16 495 т |
Средняя осадка |
7,84 м |
8,21 м |
6,60 м |
6,70 м |
Дифферент |
|
|
|
|
Возвышение центра тяжести над килём |
8,27 м |
8,08 м |
9,25 м |
9,17 м |
Метацентрическая высота |
1,81 м |
2,01 м |
0,96 м |
1,03 м |
Максимальное плечо диаграммы статической |
|
|
|
|
остойчивости* (соответствующий ему угол крена) |
2,30 м (52.5') |
2,38 м (51,6') |
1,65 м (53,6*) |
1,71 м (53,6') |
Диапазон положительной остойчивости |
109,6* |
110,7* |
96,3* |
97,8* |
Возвышение центра тяжести над ВЛ |
0,43 м |
- 0.13 м |
2,65 м |
2,47 м |
Отношение площадей надводного и подводного борта |
1.71 |
1,59 |
2,23 |
2,18 |