Артиллерийское вооружение
Артиллерийское вооружение «Хирю» включало двенадцать 12,7-см орудий тип 89 в шести спаренных установках и тридцать один 25-мм автомат в семи строенных и пяти спаренных установках установленных на спонсонах, подкрепленных наклонными подпорами на уровне палубы зенитных орудий и автоматов. Как и на «Сорю», артиллерийские установки правого борта, расположенные в корму от дымовых труб, прикрывались дымозащитными щитами.
Зенитные орудия
Двенадцать 12,7-см зенитных орудий тип 89 устанавливались в пяти спаренных артиллерийских установках модель А» и одной спаренной артиллерийской установке модель At модификация 2 (с дымозащитным щитом) (по правому борту в корме). Четыре артустановки размещались в носовой части корабля и две — в кормовой, симметрично по обоим бортам. Артустановки правого борта имели номера 1, 3 и 5; левого борта — 2, 4 и 6.
Вынесенные за борт спонсоны зенитных орудий давали артустановкам возможность кругового горизонтального наведения и ведения огня на противоположный борт на углах возвышения свыше 70°. Для того чтобы несколько увеличить сектора обстрела на противоположный борт, кромка полётной палубы непосредственно над артустановками имела небольшие вырезы. Поскольку подобное увеличение секторов обстрела создавало потенциальную опасность поражения конструкций корабля огнём собственных орудий, то для предотвращения этого артустановки снабжались ограничителями углов обстрела в виде «воротообразных» трубчатых рам Эти рамы должны были удержать стволы орудий от разворота в опасную зону. Нормальный боезапас 12,7-см орудий составлял 220 унитарных выстрелов на ствол, максимальный — 232.
Погреба боеприпасов 12,7-см орудий располагались в носовой и кормовой частях корабля, между бомбовыми погребами и цистернами авиабензина, под бронированной самой нижней палубой. 12,7-см патроны подавались элеваторами из погребов прямо в перегрузочные посты (служившие одновременно и укрытиями для орудийной прислуги), устроенные непосредственно рядом с артустановками. Там же в перегрузочных постах размещались и кранцы первых выстрелов. Из перегрузочных постов патроны подносились к орудиям вручную подносчиками. Стреляные гильзы чтобы они не мешали действиям прислуги орудий, сбрасывались в специальные выгородки под орудийными платформами.
Для тренировки заряжающих 12,7-см орудий на шлюпочной палубе под кормовым свесом полётной палубы был установлен зарядный станок.
Зенитные автоматы
Тридцать один 25-мм автомат тип 96 устанавливался в семи строенных и пяти спаренных установках, разделённых на пять групп (батарей). Автоматы размещались: два спаренных (№№ 1, 2) под носовым срезом полётной палубы; два строенных (№№ 3, 5) по правому борту перед 1-й дымовой трубой; два строенных (№№ 4, 6) по левому борту перед постом управления зенитным огнём тип 94; три спаренных, с дымозащитными щитами (N°N° 7, 9, 11), по правому борту в районе передней антенной мачты правого борта и три строенных {№№ 8, 10, 12) по левому борту перед передней антенной мачтой левого борта. Нормальный боезапас 25-мм автоматов составлял 2 700 патронов на ствол, максимальный — 2 800.
Погреба боеприпасов 25-мм автоматов располагались в носовой и кормовой частях корабля под погребами боеприпасов
12,7-см орудий. 25-мм патроны подавались из погребов четырьмя элеваторами на нижнюю палубу, откуда вручную переносились к пяти элеваторам, подающим патроны непосредственно к группам автоматов на палубу зенитных орудий и автоматов. Готовый к выстрелу боезапас хранился в кранцах первых выстрелов, расположенных непосредственно рядом с автоматами.
Система управления огнём
Для управления огнём 12,7-см орудий служили два комплекса приборов управления зенитным огнём тип 94. Пост управления огнём правого борта размещался на КП ПВО, пост управления огнём левого борта — на башенке, установленной на палубе зенитных орудий и автоматов в нос от островной надстройки. Оптические оси визиров и дальномера этого поста проходили выше уровня полётной палубы, что при необходимости позволяло управлять огнём своих орудий на противоположный борт.
Для управления огнём 25-мм автоматов служило пять постов управления зенитным огнём, оснащённых визирными колонками тип 95. Пост № 1 располагался в самом носу корабля перед носовой группой автоматов, пост № 2 — слева от носового само- лётоподъёмника, пост № 3 — справа от носового самолётоподъёмника, пост № 4 — слева от среднего самолётоподъёмника и пост № 5 — слева и в корму от среднего самолётоподъёмника. Посты №№ 1 и 5 устанавливались в закрытых башенках, защищавших расчёты от забрызгивания (пост № 1) и задымления (пост № 5).
Дальномеры
В постах управления зенитным огнём тип 94 устанавливались два 4,5-м стереоскопических зенитных дальномера. Кроме них на КП ПВО устанавливался 1,5 м штурманский дальномер тип 14.
Прожекторы
На корабле было установлено четыре 110- см боевых прожектора тип 92 модель 3 на скрывающихся под полётной палубой станках. Колодцы прожекторов закрывались сдвижными поворотными крышками. Прожекторы правого борта имели номера 1 и 3; левого борта — 2 и 4. Прожекторы наводились дистанционно от манипуляторных колонок тип 94, установленных на нижнем мостике островной надстройки.
Такая колонка представляла собой 12-см зенитный бинокуляр, установленный на тумбе, снабжённой сиденьем для прожекториста. Колонка имела силовую синхронную передачу на электромотор прожектора, и при её включении разворот бинокуляра по курсовому углу и углу места вызывал соответствующий разворот прожектора. Одновременно разворот колонки отображался на светоплане командира непосредственной обороны, который таким образом и без открытия прожектора мог видеть, куда будет направлен луч.
Кроме боевых прожекторов корабль оснащался двумя 60-см и двумя 20-см сигнальными прожекторами. Дополняли средства световой сигнализации два 2-кВт сигнальных огня.
Штурманское вооружение
Штурманское вооружение «Хирю» включало один главный гирокомпас тип Сперри, модель 5, модификация 2 и пять магнитных компасов.
Кроме компасов в состав штурманского вооружения входили: один эхолот тип 90 модель 2 модификация 1, один лаг, один курсограф тип Аншютц и один автоматический анемометр.
Оптическое вооружение
«Хирю» имел развитый комплект оптических средств наблюдения, что соответствовало особому вниманию, уделяемому этому вопросу в японском императорском флоте.
Для наблюдения за надводной обстановкой штатно использовались: два 18-см бинокуляра, установленных в ходовой рубке; два 12-см бинокуляра, установленных побортно на компасном мостике; четыре 12-см бинокуляра, установленных в постах наблюдения за водной поверхностью (эти посты служили, в первую очередь для обнаружения перископов подводных лодок и следов торпед).
Для наблюдения за воздушной обстановкой служили одиннадцать 12-см и два 8-см зенитных бинокуляра, установленных на КП ПВО. Дополнительно к ним 12-см зенитными бинокулярами оснащались манипуляторные колонки боевых прожекторов, в обычных условиях служившие так¬же для наблюдения за воздушной обстановкой. Разумеется, все зенитные бинокуляры подходили и для наблюдения за надводной обстановкой, равно как и бинокуляры наблюдения за надводной обстановкой подходили для наблюдения за низколетящими целями.
Средства радиосвязи
В состав средств радиосвязи «Хирю» входило:
— 10 радиопередатчиков (5 ДВ диапазона, 1 ДВ-КВ диапазона. 4 KB диапазона);
— 18 радиоприёмников (16 ДВ-КВ диапазона, 2 KB диапазона);
— 15 радиостанций для радиотелефонной связи (4 СВ-диапазона, 2 КВ-диапазона, 9 УКВ-диапазона);
— 3 контрольных генератора;
— комплект антенных эквивалентов и рефлектометров;
— 4 длинноволновых радиопеленгатора;
— 4 шифровальные машинки тип 97.
Для растяжки радиоантенн на «Хирю», как и на всех японских авианосцах, имелось две пары антенных мачт, установленных в кормовой части корабля по правому и левому борту. Чтобы не мешать посадке самолётов мачты могли заваливаться параллельно воде, для чего мачты крепились на шарнирах и имели электропривод. обеспечивавший завал мачты за минуту. Вручную мачта опускалась за двенадцать минут. В вертикальном положении мачта крепилась стопором к кромке полётной палубы, в горизонтальном — опиралась на специальный фундамент. Также мачту можно было задержать в двух промежуточных положениях, отклонённой, соответственно, на 30* и 60' от вертикали.
Другая часть антенн растягивалась между парами неподвижных выстрелов, установленных в носовой и средней части корабля на уровне палубы зенитных автоматов. Первая пара выстрелов устанавливалась по правому борту под спонсонами 12,7-см орудий №№ 1 и 3, вторая пара выстрелов устанавливалась по левому борту под спонсонами 12,7-см орудия № 4 и 25-мм автомата № 4 (на этой паре выстрелов растягивались антенны радиоприёмников тип 92 специальный модификация 3). Третья пара выстрелов устанавливалась по правому борту под спонсонами поста наблюдения за надводной обстановкой и 25-мм автомата № 3, а четвёртая пара выстрелов устанавливалась по левому борту напротив аварийного барьера № 2 и на внешнем борту островной надстройки.
Противоминное и противолодочное вооружение
Японским авианосцам по штату полагались средние параваны модель 1, модификация 1. «Хирю» имел две пары таких параванов, хранившихся на площадках под 12,7-см зенитными орудиями №№ 3 и 4. Постановка и уборка параванов производилась с помощью специальных кран-балок, установленных на этих же площадках.
Собственное противолодочное вооружение корабля составляли шесть глубинных бомб тип 91. модель 1. модификация 1. Этими бомбами вооружались корабельные катера, в случае охраны ими якорной стоянки своего авианосца
Авиационное вооружение
В отличие от «Сорю», «Хирю» с самого начала проектировался из расчёта базирования на нём новейших на тот момент самолётов.
По проекту корабль должен был нести 57 операционнопригодных и 16 запасных самолётов В состав проектной авиагруппы входило: 12 истребителей корабельного базирования тип 96 (плюс 4 запасных), 27 бомбардировщиков корабельного базирования тип 96 (плюс 9 запасных), 9 ударных самолётов корабельного базирования тип 97 (плюс 3 запасных) и 9 разведывательных самолётов корабельного базирования тип 97. Всего — 73.
После вступления корабля в строй в связи с отказом от принятия на вооружение разведывательного самолёта тип 97 состав авиагруппы «Хирю» был несколько изменён. Разведывательные самолёты тип 97 были заменены таким же числом ударных самолётов тип 97, благо габариты этих двух машин практически совпадали. Не желая мириться с ослаблением разведывательных возможностей авиагруппы, командованием флота было принято официальное решение, что эти 9 самолётов будут использоваться, прежде всего, для разведывательных целей. Таким образом, штатный состав авиагруппы «Хирю» стал идентичным составу авиагруппы «Сорю».
В соответствии с «Нормами снабжения самолётами кораблей и судов начиная с конца 1941 финансового года», откорректированных для истребителей тип 0, бомбардировщиков тип 99 и торпедоносцев тип 97, число запасных самолётов сократилось, как и для «Сорю», до 3, 3 и 1, соответственно.
Перед началом войны за Великую Восточную Азию состав авиагруппы был пересмотрен. Теперь в неё входило: 18 истребителей корабельного базирования тип О, 18 бомбардировщиков корабельного базирования тип 99 и 18 ударных самолётов корабельного базирования тип 97 (плюс по 3 запасных самолёта каждого типа). Итого, 54 операционнопригодных и 9 запасных самолётов. Всего — 63.
Именно с таким составом авиагруппы «Хирю» вышел в Гавайскую операцию Как и на «Сорю», 3 запасных истребителя были с пилотами, находились в боеготовом состоянии и использовались для БВП АУС. Хотя в течение первого полугода военных действий штатный состав авиагруппы официально не пересматривался, фактическое наличие авиационной техники привело к вынужденному отказу от запасных самолётов Так, в операцию МИ «Хирю» вышел, имея на борту 18 истребителей тип 0, 18 бомбардировщиков тип 99 и 18 ударных самолётов тип 97. Кроме собственных самолётов на борт были приняты 3 истребителя тип 0 6-й АГ, предназначенной для последующего базирования на Мидуэе.
Погреба авиационных боеприпасов располагались в носовой и кормовой части корабля, между отсеками энергетической установки и погребами артиллерийских боеприпасов, под бронированной самой нижней палубой. Для подачи боеприпасов к самолётам предназначались два элеватора. Носовой имел удлинённую платформу и служил для подачи, как бомб, так и торпед.
Штатный торпедный боезапас составляли 27 45-см авиационных торпед тип 91. Для снаряжения торпед торпедная мастерская корабля имела шесть торпедных воздушных компрессоров тип Кампон модель 3 модификация 1 и двенадцать баллонов ВВД модель 2 модификация 1.
Цистерны авиационного бензина располагались в двух группах в носовой (пять цистерн) и кормовой (четыре цистерны) частях корабля, под бронированной самой нижней палубой. Со всех сторон цистерны отгораживались от корпусных конструкций узкими коффердамами, которые могли заполняться углекислым газом. Им же, в случае необходимости, могли быть заполнены помещения бензиновых насосов, топливная система и пустое пространство в цистернах над поверхностью бензина.
Нормальный запас авиационного бензина составлял 240 тонн, полный — 360 тонн.{jcomments on}