На корабле была установлена четьрёхвальная паротурбинная установка. Турбозубчатые агрегаты и паровые котлы были того же типа, что и установленные на крейсерах типов «Могами» и «Тонэ». Носовые ТЗА вращали внешние гребные валы, кормовые ТЗА — внутренние, также как на крейсерах типа «Тонэ».
Паротурбинная установка
Турбозубчатые агрегаты были установлены в двух носовых и двух кормовых машинных отделениях, разделённых продольной и поперечной переборками, в корму от котельных отделений.
Каждый ТЗА имел проектную мощность 38 ООО л.с. и состоял из турбин высокого, среднего и низкого давления, работающих на один редуктор. Турбина заднего хода была установлена в корпусе ТНД. Носовые ТЗА имели турбины крейсерского хода со своими редукторами.
Пар с температурой ЗОО'С и давлением 22 кг/см2 вырабатывали восемь отапливаемых мазутом котлов тип Кампон Рого, с пароперегревателями и предварительным подогревом воздуха, установленных в восьми котельных отделениях. Дымоходы котлов выводились в две изогнутые наружу назад и вниз трубы, установленные по правому борту корабля напротив надстройки. Дымовые трубы стандартно оснащались системой охлаждения топочных газов дущем из забортной воды и аварийными крышками.
Удельная мощность механизмов составляла 65,21 л.с./т.
Выходная мощность и скорость
Проектная суммарная мощность на четырёх валах составляла 152000 л.c., при 340 оборотах в минуту Проектная скорость 34 узла.
На испытаниях на мерной миле 28 апреля 1939 г. при мощности машин 152 733 л.c., 326 оборотах винтов и водоизмещении 20 346 т «Хирю» развил скорость 34,28 узла.
На испытаниях 21 июня 1939 г в заливе Татзяма при мощности машин 152 730 л.с. и водоизмещении 20 165 т «Хирю» развил скорость 34,59 узла.
Запас топлива и дальность плавания
Нормальный запас топлива включая дизельное топливо для дизельгенераторов, составлял 2500 тонн, полный — 3750 тонн. Проектная дальность плавания при полном запасе топлива составляла 7670 миль на 18 узлах.
К этому добавлялся запас топлива для корабельных катеров — 7 и 10 тонн при водоизмещении на испытаниях и полном, соответственно.
Винты и рули
Корабль имел четыре винта. Наклон внутренних гребных валов составлял: в вертикальной плоскости 1 °18', в горизонтальной плоскости 0° 14*. Наклон внешних гребных валов составлял: в вертикальной плоскости ГО Г, в горизонтальной плоскости 1° 15'.
Рулевое устройство «Хирю» включало один полубалансирный руль с пером увеличенной. по сравнению с рулями «Сорю», площади. Однако данное изменение снова не удовлетворило японских моряков, на этот раз из-за «излишней» эффективности Оказалось, что руль «Хирю» избы¬точно чувствителен к углу перекладки. И на последующем проекте «Унрю» японские кораблестроители вернулись к рулевому устройству, аналогичному применённому на «Сорю».
Якорное устройство
Якорное устройство «Хирю» включало два становых якоря массой по 7,48 т, один кормовой стопанкер массой 2,65 т и один верп массой 0,51 т. На баке устанавливалось два электрических шпиля и один электрический шпиль на юте.
Катера и шлюпки
Корабль нёс три 12-м моторных катера, два 13-м грузовых катера специального типа, два 12-м и один 8-м моторных баркаса, два 9-м гребных спасательных катера и 6-м рабочую шлюпку. Всего 11 плавсредств.
Гребные спасательные катера размещались на заваливающихся шлюпбалках по обоим бортам корабля на уровне палубы зенитных автоматов. Катер правого борта топодъёмника. Катер левого борта размещался слева от островной надстройки. Остальные плавсредства размещались под кормовым свесом полётной палубы на кильблоках на открытом участке самой верхней палубы, который именовался шлюпочной палубой, и палубой ниже. Спуск и подъём этих плавсредств, кроме 6-м рабочей шлюпки, производился при помощи пары поперечных тельферов. 6-м шлюпка спускалась и поднималась индивидуальной поворотной шлюпбалкой.
Экипаж
Штатный экипаж «Хирю» насчитывал 125 офицеров, младших офицеров специальной службы и мичманов и 976 старшин и матросов. Всего 1 101 человек.
Жилые, бытовые и служебные помещения экипажа располагались достаточно традиционно — по большей части на верхней, средней, нижней и самой нижней палубах в нос и корму от ангаров и отсеков ЭУ. Часть жилых помещений была размещена по левому борту от нижних ярусов ангаров.
На верхней палубе в носу, сразу за кладовыми. располагался 1-й кубрик команды, а за ним шли офицерские помещения — каюта, салон и ванная адмирала, каюты командира корабля, старшего помощника
командира корабля, командиров боевых частей и служб, офицеров штаба соединения. а также канцелярия штаба и рабочее помещение штабных офицеров. По левому борту от ангара располагались жилые помещения лётчиков. Офицеры- командир авиагруппы, командиры отрядов и эскадрилий размещались в одно- и двухместных каютах, а для старшин и матросов был предназначен один большой кубрик, рассчитанный максимально на 114 человек. Зато у лётного состава была собственная отдельная столовая, располагавшаяся между каютами офицеров и кубриком старшин и матросов, слева от шахты среднего самолётоподъёмника.
На средней палубе в носу располагался 2-й кубрик команды, за которым располагалась офицерская кают-компания, занимавшая в этом месте всё пространство корпуса от борта до борта За ней снова шли каюты командиров боевых частей и служб корабля и, наконец, санитарные помещения — офицерские гальюн и баня. По левому борту от ангара № 2 снова шли каюты младших офицеров авиагруппы и младших офицеров специальной службы. И, наконец, в корму от шахты кормового самолётоподъёмника располагались кубрик мичманов и 3-й и 4-й кубрики команды.
На нижней палубе в носу располагались двухместные каюты командиров дивизионов, офицерский камбуз и ещё одна офицерская баня, а ближе к шахте носового самолётоподьёмника — 5-й, 6-й и 7-й кубрики команды. Пространство за шахтой по правому борту занимали котельные дымоходы. поэтому жилые и бытовые помещения были устроены на левом борту. Здесь располагались 8-й кубрик команды, баня команды, а за ней камбуз мичманов. За шахтой среднего самолётоподъёмников в отсеках по правому борту размещались различные мастерские, а по левому — камбуз команды. Ближе к шахте кормового самолётоподьёмника располагались 9-й и 10-й кубрики команды, кубрики и кают-компания мичманов
Наконец, на самой нижней палубе в носу располагались кубрики команды с 11-го по 16-й, а в корме — с 18-го по 22-й.
Конструкторы постарались обеспечить многочисленной команде максимально сносные бытовые условия. Начиная с крупных кораблей, построенных по 1-й программе пополнения флота, японские кораблестроители отказались от гамаков для отдыха личного состава, и перешли на трёхъярусные подвесные койки с жёсткой рамой. Каждому матросу и старшине полагался шкафчик для личных вещей. Все каюты и кубрики, включая и расположенные на самой нижней палубе, имели иллюминаторы. обеспечивающие естественное освещение и вентиляцию, в дополнение к искусственным (хотя, разумеется, возможность держать иллюминаторы кубриков самой нижней палубы открытыми зависела от ветра и волнения). В распоряжении экипажа были рефрижераторные камеры для хранения мяса, рыбы и свежих овощей. Имелась механическая прачечная (на верхней палубе, в самой корме) и швейная мастерская.
На корабле имелся хорошо оборудованный медицинский блок (на средней палубе слева и в корму от шахты среднего самолётоподъемника). включающий все необходимые медицинские помещения — терапевтические кабинеты, рентгенкабинет, лазареты офицерский и команды, изоляторы, аптеку.
Интересно были устроены бани. В соответствии с национальной традицией они повторяли традиционную японскую «фуро». В японской бане, так же как и в традиционной русской бане, было принято сначала помыться из тазика (в современном варианте — под душем), а потом забраться в бочку или большую кадку с очень горячей водой Если ёмкость с водой была достаточного размера — искусственная или природная, при естественных горячих источниках, встречающихся на Японских островах, то в такой ёмкости могло сидеть сразу несколько человек. Это заменяло японцам парную. От бочек на боевом корабле отказались, а вместо них в корабельных банях были миниатюрные бассейны с горячей водой.
Так что, несмотря на то, что очень большие объёмы корпуса были отданы для хранения и обслуживания авиации, бытовые условия на корабле получились вполне достойными.
Окраска
«Хирю» был окрашен по общим правилам окраски, принятым для кораблей японского императорского флота. В соответствии с ними надводный борт, надстройки, металлические палубы, орудия целиком окрашивались тёмно-шаровой краской. Подводная часть корпуса окрашивалась в тёмно-красный цвет. Ватерлиния и верхушки дымовых труб красились в чёрный цвет. 25-мм автоматы не окрашивались и были цвета вороненого металла. Парусиновые обвесы мостиков и чехлы на орудиях и приборах были белого или очень светло-серого цвета. Деревянный настил полётной палубы не окрашивался и сохранял естественный цвет дерева жёлтых оттенков.
В военное время добавлялся знак опознавания с воздуха «свой — чужой». «Хирю» нёс большой красный круг, с тонкой белой каймой, в носовой части полётной палубы, перед ветрозащитным щитом.
На носу корабля, над форштевнем, устанавливался императорский герб — золотая шестнадцатилепестковая хризантема, а по обоим бортам кормовой оконечности буквами слоговой азбуки хирагана белого цвета наносилось название корабля.{jcomments on}