Появление типа «Унрю» берет свое начало в той гонке вооружений, которая развернулась между США и Японией во второй половине 1930-х гг. В 1934 г. Япония приняла решение о выходе из системы договоров, ограничивающих морские вооружения, решив поддерживать паритет с США путем постройки меньшего количества более сильных кораблей (линкоры типа «Ямато». авианосцы типов «Сёкаку» и «Тайхо»). Американцы ответили принятием своих кораблестроительных программ, увенчавшихся в июле 1940 г. принятием конгрессом США т.н. «Акта о развитии Флота двух океанов», который, среди прочего, предусматривал строительство вдобавок к уже заказанным кораблям ещё 18 авианосцев. Вначале в качестве ответного шага руководство японского флота решило продолжать строить небольшое количество авианосцев по достаточно сложному и дорогому проекту «Тайхо», и в проект 5-й программы завершения военных приготовлений флота («Дайгодзи кай- гун гумби дзюдзицу кэйкаку», сокращённо — «Мару го кэйкаку»), утверждённый МГШ в 1941 г., было включено 3 авианосца модифицированного проекта «Тайхо». Однако, по мере уточнения программы, два из трёх авианосцев типа модифицированный «Тайхо» («Тайхо-кай») были заменены двумя авианосцами типа «модифицированный «Хирю» («Хирю-кай», водоизмещение 17 100 тонн). При этом плановая бюджетная стоимость постройки такого 17 100-тонного авианосца была определена 19 июля 1941 г. в 109 816 ООО иен.
Но и такую программу не утвердили, однако около половины предусмотренных ею кораблей (в основном, подводных лодок и разных мелких кораблей) вошло в три другие строительные программы 1940—41 гг. Таким образом, в Экстренную программу пополнения флота и был включен один 17 150-т авианосец — будущий «Унрю».
На строительство большего количества авианосцев у Японии просто не хватало ресурсов. Деньги на постройку корабля были выделены парламентом весной 1942 г. Как ни странно, но, несмотря на инфляцию, бюджетная стоимость постройки «Унрю» была определена всего в 87 024 ООО иен — на 22 миллиона иен дешевле, чем по проекту 5-й программы годом раньше.
Для ускорения и упрощения постройки «корабля № 302» (так назывался «Унрю» до официального присвоения названия) его было решено строить по модифицированному проекту авианосца «Хирю» в том же арсенале флота в Йокосука, который строил «Хирю» в 1936-1939 гг. Правда, необходимость исправить некоторые недостатки проекта «Хирю» привели к тому, что проект (получивший номер G-16) все-таки претерпел изменения (например, сокращение количества самолёто – подьемников, до двух и перенос надстройки на правый борт). Кроме того, некоторые изменения пришлось внести по результатам сражения у атолла Мидуэй, в результате чего корабль был заложен только 1 августа 1942 г.
Тем временем по прошествии шести месяцев после Перл-Харбора японский флот столкнулся с двумя неприятными для себя фактами. Во-первых, выяснилось, что американцы умеют неплохо топить японские авианосцы (к середине 1942 г. в сражениях в Коралловом море и при атолле Мидуэй Япония потеряла пять кораблей этого класса против двух американских). Во-вторых, возмещать эти потери было крайне сложно, поскольку на момент сражения у атолла Мидуэй в постройке был только один авианосец специальной постройки — «Тайхо».
Результатом осознания этих двух фактов было совещание, проведенное на борту линкора «Ямато» 20— 21 июня 1942 г. На нём было принято решение разработать новые тактические приемы применения авианосцев, а также позаботиться о том, чтобы иметь в наличии достаточное количество этих самых авианосцев. Результатом совещания была новая программа строительства авианосцев, одобренная 30 июня 1942 г. морским министром адмиралом Симада Сигэтаро и начальником МГШ адмиралом Нагано Осами.
Новая программа предполагала строительство ни много, ни мало 5 больших авианосцев типа «Тайхо» и 15 средних типа «Унрю». В процессе обсуждения пришлось исключить из программы два средних авианосца, т.к. арсенал флота в Йоко- сука, который должен был их строить, и без того оказывался перегружен работами по переоборудованию в авианосец недостроенного линкора «Синано». Таким образом, окончательная версия официально утвержденной 21 сентября 1942 г. Модифицированной 5-й программы завершения военных приготовлений флота вместе с другими кораблями предусматривала строительство 5 больших и 13 средних авианосцев. Но поскольку строительство больших авианосцев и в 1942 г. было не по силам Японии (верфи не справлялись даже со строительством кораблей предыдущих программ), было решено вначале строить менее затратные средние авианосцы. Закладка же первого из больших авианосцев планировалась не раньше конца 1943 г.
Увы, и эта программа оказалась не по силам японской промышленности, поэтому в 1943 г. было решено отказаться от закладки новых крупных кораблей. В результате после закладки корабля № 5007, новые авианосцы уже не закладывались.{jcomments on}