Артиллерийское вооружение «Унрю».

По первоначальному проекту артиллерийское вооружение кораблей типа «Унрю» включало двенадцать 12.7-см орудий тип 89 в шести спаренных установках и тридцать один 25-мм автомат в девяти строенных и двух спаренных установках, установленных на уровне палубы зенитных автоматов.

Зенитные орудия

Двенадцать 12.7-см зенитных орудий тип 89 устанавливались в шести спаренных артиллерийских установках модель А, размещённых точно так же, как и на «Хирю».

Первоначальным проектом предусматривалось, что кормовая артустановка правого борта будет модели A модификация 2 с дымозащитным щитом, но в ходе спешной военной постройки устанавливать щит не стали. Нормальный боезапас 12,7-см орудий составлял 250 унитарных выстрелов на ствол, максимальный — 262.

Погреба боеприпасов 12,7-см орудий располагались в носовой и кормовой частях корабля, между бомбовыми погребами и цистернами авиабензина, под бронированной самой нижней палубой. 12,7- см патроны подавались из погребов семью элеваторами в перегрузочные посты (служившие одновременно и укрытиями для орудийной прислуги), устроенные непосредственно рядом с артустановками. Из перегрузочных постов патроны подносились к орудиям вручную подносчиками.

Для тренировки заряжающих 12.7-см орудий, на шлюпочной палубе, под кормовым свесом полётной палубы, был установлен зарядный станок.

 

Зенитные автоматы

 

По первоначальному проекту предусматривалась установка тридцати одного 25-мм автомата тип 96 в девяти строенных и двух спаренных установках, разделённых на пять групп (батарей). В ходе постройки было предусмотрено усиление малокалиберной зенитной артиллерии сначала до тринадцати строенных и двадцати четырёх одноствольных 25-мм автоматов, затем до двадцати одного строенного и двадцати пяти одноствольных 25-мм автоматов тип 96. В таком виде в августе 1944 г. «Унрю» и вступил в строй, но практически немедленно после этого по левому борту слева от аварийного барьера № 3 добавили ещё один, 22-й строенный автомат. Четыре строенных автомата, расположенные по правому борту непосредственно за дымовыми трубами, полумили дымозащитные щиты. Остальные строенные автоматы получили плоские противопульные щиты, прикрывающие наводчиков. Добавочные строенные автоматы хорошо выделялись угловатыми формами ограждений своих платформ

Строенные автоматы размещались:

—           три под носовым срезом полётной палубы;

—           девять по левому борту, разделённые на три группы: слева от носового самолётоподьёмника и аварийного барьера N° 2, перед 12.7-см зенитным орудием № б и за ним;

—           семь по правому борту, разделённые на три группы: в средней части корабля, перед 12,7-см зенитным орудием № 5 и за ним и один за островной надстройкой;

—           три под кормовым срезом полётной палубы.

Одиночные автоматы были расставлены по всему кораблю на баке, на переходных мостиках — галереях, на надстройке, на площадках дежурного технического состава, на юте.

Нормальный боезапас 25-мм автоматов составлял 2 600 патронов на ствол, максимальный — 2 700.

Погреба боеприпасов 25-мм автоматов располагались в носовой и кормовой частях корабля под погребами боеприпасов 12,7-см орудий 25-мм патроны подавались из погребов четырьмя элеваторами на нижнюю палубу, откуда вручную переносились к пяти элеваторам, подающим патроны непосредственно к группам автоматов на палубу зенитных орудий. Готовый к выстрелу боезапас хранился в небольших выгородках, примыкающих к платформам, на которых устанавливались автоматы, и в расположенных непосредственно рядом с самими автоматами кранцах первых выстрелов.

Корабль № 5007 имел усиленное зенитное вооружение: проектом предусматривались тринадцать строенных 25-мм автоматов тип 96, разделённых на шесть групп, соответственно шесть постов управления огнём тип 95 и шесть элеваторов 25-мм патронов верхнего уровня. Нормальный боезапас составлял 1880 патронов на ствол, максимальный — 1980.

Ракетные пусковые установки

Кроме дополнительных зенитных автоматов »Унрю» получил на вооружение шесть двадцативосьми ствольных пусковых установок 12-см неуправляемых зенитных ракет, установленных на платформах по обоим бортам носовой части полётной палубы. Боезапас 12-см пусковых установок составлял 140 ракет на установку, то есть из расчёта на пять полных залпов.

«Амаги» и «Кацураги», так же, как и «Унрю», вооружались двадцативосьми ствольными ПУ, но для вооружения последующих кораблей предполагалась другая модель — тридцатиствольные ПУ.

Отличный сайт про моду и красоту mamajournal.ru ждет вас в гости!


Система управления огнём

 

Для управления огнём 12.7-см орудий служили два комплекса приборов управления зенитным огнём тип 94. Пост управления огнём правого борта, первоначально предполагалось установить, как и на «Хирю». на верхнем ярусе островной надстройки, но в ходе постройки его переместили на правый борт островной надстройки, чтобы освободить место для антенного поста РЛС ОВЦ. Пост управления огнём левого борта устанавливался на башенке, установленной на палубе зенитных орудий и был, по сравнению с «Хирю», сильно сдвинут в корму.

Для управления огнём 25-мм автоматов служили шесть постов управления зенитным огнём, оснащённые визирными колонками тип 95 Пост № 1 располагался в самом носу корабля, перед носовой группой (батареей) автоматов, пост № 2 — слева от носового самолётоподъёмника, пост № 3 — на спонсоне справа от сигнальной мачты, пост № 4 — слева от седьмого поперечного троса аэрофинишера, пост N° 5 — справа от восьмого поперечного троса аэрофинишера и пост N9 6 (не предусмотренный первоначальным проектом и добавленный в ходе постройки) — под кормовым обрезом полётной палубы.

Посты №№ 1 и 5 устанавливались в закрытых башенках, защищавших прислугу от забрызгивания (пост № 1) и задымления (пост N 5).

Для управления огнем 12-см пусковых установок служили два поста управления зенитным огнём, оснащённые визирными колонками тип 95, установленные непосредственно рядом с пусковыми установками.

Дальномеры

В постах управления зенитным огнём тип 94 устанавливались два 4,5-м стереоскопических зенитных дальномера. Кроме них. на островной надстройке и на запасном ходовом мостике устанавливались 1,5-м штурманские дальномеры тип 96.

Прожекторы

По проекту на корабле предусматривалось установить четыре 110-см боевых прожектора тип 96 модель 1. Три из них должны были быть установлены на скрывающихся станках под полётной палубой, четвёртый — на спонсоне в районе островной надстройки. Колодцы прожекторов закрывались сдвижными крышками. В ходе постройки вместо кормового прожектора левого борта в его помещении была установлена РЯС № 2-1 с выдвижной антенной.

Прожекторы наводились дистанционно от трёх манипуляторных колонок тип 96 модель 2. установленных на нижнем мостике островной надстройки.

Кроме боевых прожекторов корабль оснащался двумя 60-см и двумя 20-см сигнальными прожекторами. Дополняли средства световой сигнализации две 2-кВт сигнальные лампы модель 1, модификация 2.

Радиотехническое вооружение

На авианосцах типа «Унрю» радиотехническое вооружение устанавливалось с постройки.

На самом «Унрю» было установлено 3 радиолокационные станции.

Две РЯС обнаружения воздушных/надводных целей N° 2-1 были установлены: одна на КП ПВО. вторая — на полётной палубе с левого борта. Эта последняя имела выдвижную антенну, которая могла быть убрана под палубу, чтобы не мешать взлётно-посадочным операциям, а её люк закрывался сдвижной поворотной крышкой.

Аппаратура РЯС ОВЦ № 1-3 устанавливалась в островной надстройке, а её антенна была установлена на сигнальной мачте.

Кроме того, на сигнальной мачте была установлена антенна станции обнаружения работы РЯС противника Е-27.

«Амаги» и «Кацураги», по вступлению в строй, получили такой же комплект РТВ из двух РЯС № 2-1, одной РЯС ОВЦ № 1-3 и станций обнаружения работы РЯС противника. Однако, через какое-то время после окончания постройки, на этих двух кораблях РЯС № 2-1, установленная на надстройке, была заменена РЯС обнаружения надводных целей N2 2-2 модель 4 и второй РЯС N° 1-3.

Штурманское вооружение

Штурманское вооружение авианосцев типа «Унрю» включало один главный гирокомпас тип Аншютц N° 3; один магнитный компас тип 93 № 3, один магнитный компас тип 92 № 3 модель 3 и один путевой магнитный компас тип 90 № 3 модель 1.

Кроме компасов в состав штурманского вооружения входили: один лаг № 2, модификация 1; один курсограф тип 96, модель 1; автопрокладчик; один автоматический анемометр тип 91, модификация 1; оборудование для производства аэрологических наблюдений (зондирования) тип

97, модификация 1; три морских аэрологических теодолита тип 92, модификация 1 и один тип 97.

Состав штурманского вооружения корабля № 5007 отличался от базового про¬кта, как указано ниже:

—           был добавлен второй гирокомпас: тип 98, модель 2, модификация 1;

—           магнитный компас тип 92 № 3 модель 3 был заменён магнитным компасом тип 90 модель 2, модификация 1;

—           курсограф тип 96. модель 1 был заменён курсографом тип 96 № 2. модификация 1;

—           автоматический анемометр тип 91, модификация 1 был заменён автоматическим анемометром тип 91. модификация 2.

 


Оптическое вооружение

 

Авианосцы типа «Унрю» имели развитый комплект оптических средств наблюдения. Для наблюдения за надводной обстановкой штатно использовались два 18-см бинокуляра модель 13, установленных в ходовой рубке, и четыре 12-см бинокуляра тип 13, № 1, модификация 1, установленных в постах наблюдения за водной поверхностью (эти посты служили в первую очередь для обнаружения перископов подводных лодок и следов торпед).

Для наблюдения за воздушной обстановкой служили двадцать четыре 12-см и 8-см зенитных бинокуляра. установленных на КП ПВО, компасном и нижнем мостиках. Дополнительно к ним 12-см зенитными бинокулярами оснащались манипуляторные колонки боевых прожекторов.

Оптическое вооружение авианосцев типа «Унрю» дополняли два комплекта инфракрасных приборов наблюдения и связи тип 2. Их приёмопередатчики устанавливались на компасном мостике, а всенаправленные приёмники на бортах островной надстройки.

Средства радиосвязи

В состав средств радиосвязи авианосцев типа «Унрю» входило (в скобках даны данные для корабля № 5007):

—           7 радиопередатчиков (2 ДВ-диапазона N? 4. 1 «специальный» № 4 (№10). 1 КВ- диапазона № З, 1 КВ-диапазона № 4, 2 КВ-диапазона N2 5);

—           21 радиоприёмник (3 ДВ-диапазона, 16 «специальных», 2 КВ-диапазона);

—           14 (12) радиостанций для радиотелефонной связи (4 СВ-диапазона. 2 КВ-диапазона, 8 (6) УКВ-диапазона);

—           3 (4) контрольных генератора;

—           1 антенный эквивалент для передатчиков ДВ-диапазона;

—           1 антенный эквивалент для передатчиков КВ-диапазона;

—           4 (6) измерителя коэффициента бегущей/коэффициента стоящей волны (КСВ- метра) для антенн ДВ-диапазона;

—           2 измерителя коэффициента бегущей/коэффициента стоящей волны (КСВ- метра) для антенн СВ-диапазона;

—           3 (6) измерителя коэффициента бегущей/коэффициента стоячей волны (КСВ- метра) для антенн КВ-диапазона;

—           2 (3) рефлектометра для антенн УКВ- диапазона;

—           4 длинноволновых радиопеленгатора;

—           4 шифровальные машинки тип 97.

Для растяжки радиоантенн имелось две пары заваливающихся антенных мачт, установленных в кормовой части корабля, по правому и левому борту. Дополнительно к антенным мачтам для растяжки радиоантенн служили пары неподвижных выстрелов. установленных по левому борту в носовой и средней частях корабля на уровне палубы зенитных орудий.

Противоминное и противолодочное вооружение

Штатное противоминное вооружение авианосцев типа «Унрю» включало два малых минных трала модель 1 модификация 1; 13 подрывных крюков №2, модификация 1; 2 средних паравана модель 1 модификация 1.

Собственное противолодочное вооружение корабля составляли 6 глубинных бомб тип 95' и 6 катерных бомбосбрасывателей

Это противоминное и противолодочное вооружение предназначалось для корабельных катеров при охране ими якорных стоянок своих кораблей.

Из средств наблюдения за подводной обстановкой на кораблях устанавливался гидролокатор тип 91 № 4 и три гидрофона.

Авиационное вооружение.

По первоначальному проекту корабли должны были нести 57 операционнолригодных и 8 запасных самолётов. В состав авиагруппы входило: 12 истребителей корабельного базирования тип 0 (плюс 3 запасных), 27 бомбардировщиков корабельного базирования тип 99 (плюс 3 запасных) и 18 ударных самолётов корабельного базирования тип 97 (плюс 2 запасных). Всего — 65.

С появлением новых типов самолётов планируемый состав авиагруппы был изменён. Теперь на корабле предполагалось разместить 51 операционно пригодный и 2 запасных самолёта. В новый состав авиагруппы входило: 18 истребителей корабельного базирования 17-Си («Рэппу») (плюс 2 запасных), 27 ударных самолётов корабельного базирования 16-Си («Рюсэй») и 6 разведывательных самолётов корабельного базирования 17-Си («Сайун»). Всего — 53. Из этого числа 6 разведчиков «Сайун» должны были посто-янно размещаться на полётной палубе. Аналогичным должен был стать и состав авиагруппы корабля № 5007.

Погреба авиационных боеприпасов располагались в носовой и кормовой частях корабля, между отсеками энергетической установки и погребами артиллерийских боеприпасов, под бронированной самой нижней палубой Для подачи боеприпасов к самолётам предназначались два элеватора с электрическим приводом. Носовой имел удлинённую платформу и служил для подачи как бомб, так и торпед. Отдельный элеватор в носовой части корабля подавал боеприпасы для пушек и пулемётов самолётов.

Авиационный боезапас был больше, чем на «Хирю», и включал 72 800-кг, 288 250-кг, 456 60-кг бомб и 36 45-см авиационных торпед тип 91. модификация 6. Для снаряжения торпед торпедная мастерская корабля имела четыре торпедных воздушных компрессора тип Кампон модель 3 модификация 1, один компрессор тип 94, двенадцать баллонов ВВД модель 2 модификация 1 и три специальных баллона ВВД модель 2 модификация 1. Одновременно было возможно снаряжать 6 торпед.

После пересмотра штатного состава авиагруппы было пересмотрено и количество авиационных боеприпасов. 250-кг авиабомб стало 144. 60-кг — 252. Любопытно, что при одинаковом проектном составе авиагруппы проектный запас авиационных боезапасов на корабле № 5007 был большим. Он включал 72 800-кг, 240 250-кг, 360 60-кг, 144 30-кг бомб и 36 45- см авиационных торпед тип 91, модификация 6.

Цистерны авиационного бензина располагались в двух группах в носовой и кормовой частях корабля, под бронированной самой нижней палубой. Нормальный запас авиационного бензина составлял 240 т, полный запас — 360 тонн. С целью повышения взрыво и пожаробезопасно, во второй половине войны коффердамы между цистернами авиационного бензина и корпусом корабля на японских авианосцах сверху и с боков были залиты бетоном. На корабле № 5007, в дополнение к этим мерам, запас авиационного бензина было решено резко сократить: нормальный запас — до 222 т, полный запас — до 230 тонн.

Особенностью систем авиационного топлива японских авианосцев являлось одновременное наличие на борту бензина двух сортов, низко- и высокооктанового. В силу общей нехватки ресурсов японскому императорскому флоту приходилось всячески экономить, и одной из форм экономии была заправка самолётов двумя сортами бензина. При этом низкооктановый бензин планировалось использовать для полётов на крейсерской скорости, а высокооктановый использовать при взлёте с большой бомбовой нагрузкой и в бою. Исходя из этого, примерно половина цистерн авиационного бензина на японском авианосце отдавалась под высокооктановый бензин, а вторая половина — под низкооктановый. Технической разницы между этими цистернами не было, и они могли заправляться бензином любого сорта. То есть, если бы удалось «разжиться» достаточным количеством высокооктанового бензина, топливная система могла быть полностью заправлена только им.

Каждая группа бензиновых цистерн, носовая и кормовая, снабжались тремя шестерёнчатыми насосами, производительностью 40 ООО л/ч. Один насос предназначался для высокооктанового бензина, второй — для низкооктанового, а третий служил для дренажа и промывки цистерн.

Заборные патрубки топливных насосов не доходили до дна цистерн на 100 мм, где к ним присоединялась подвижная секция длиной 600 мм, снабжённая поплавком. Таким образом, бензин постоянно засасывался из толщи жидкости, но не от дна цистерны, что исключало попадание в топливопроводы бензина, загрязнённого водой. Для сбора воды цистерны имели в днищах отстойные стаканы глубиной 100 мм.  куда входили заборные патрубки дренажных насосов.

Насосы подавали бензин в топливопроводы, проходящие в ангарах и на полётной палубе. Заправка самолётов бензином производилась из топливозаправочных колонок с длинными 25-м и 30-м шлангами с заправочными -пистолетами», размещённых в ангарах и на площадках дежурного технического состава на полётной палубе, примерно поровну по обоим бортам. На площадках дежурного технического состава вокруг полётной палубы имелось шесть топливозаправочных колонок для высокооктанового бензина и пятнадцать для низкооктанового. В верхних ярусах ангаров имелось пять топливозаправочных колонки для высокооктанового бензина и семь для низкооктанового. И в нижних ярусах ангаров имелось четыре топливозаправочных колонок для высокооктанового бензина и пять для низкооктанового. Всего — сорок две заправочные колонки{jcomments on}