Вступивший в строй через четыре дня после «Унрю» корабль разделил со своими систершипами печальную участь авианосца без авиации.
После официального вступления в строй «Амаги» (командир — капитан 1-го ранга Ямамори Камэноскэ) перешел из Нагасаки в Оита, где на нём поднял свой флаг вице-адмирал Одзава Дзисабуро — командующий 3-м флотом. Но всё это не помогло кораблю обзавестись собственной авиагруппой, и с сентября по декабрь 1944 г. «Амаги» занимался боевой подготовкой, совершая походы по Внутреннему морю вместе с «Унрю» и «Кацураги», входившими вместе с ним в состав 1-й ДАВ За это время на корабле сменился командир (с 23 октября им стал капитан 1-го ранга Миядзаки Тосио), а у 1-й ДАВ — командующий (10 декабря вице-адмирал Обаяси Суэо сменил вице-адмирала Комура Кэйдзо), но серьезной работы для авианосцев все равно не находилось. С 27 ноября по 12 декабря «Амаги» и «Кацу- раги» участвовали в маневрах, а 21 декабря 1944 г. «Амаги», за день до того ставший флагманом 1-й ДАВ, работал «мишенью» для торпедоносцев наземного базирования.
10 февраля 1945 г. «Амаги» пришел в Курэ, где адмирал Обаяси спустил свой флаг. В тот же день 601-я АГ флота, в которую входили все самолёты 1-й ДАВ, б¬ла исключена из состава дивизии — японские авианосцы на этот раз уже официально остались без самолётов.
После докования (10 — 24 февраля 1945 г.) авианосец остался в Курэ, где был поврежден во время американского налета 19 марта: две бомбы попали в район кормового самолётоподъемника по правому борту, выведя из строя кормовую 12,7-см артустановку № 5 и заклинив кормовой подьемник в опущенном положении (по другим данным в корабль попала только одна бомба).
Поскольку повреждения были незначительными, корабль, по некоторым данным, даже планировали после ремонта включить в состав 1-го Ударного соединения (основой которого был линкор «Ямато»).
В конце-концов «Ямато» и его эскорт ушли к Окинаве без «Амаги», а никому не нужный авианосец решили вывести из активной службы. 13 апреля 1945 г. «Амаги» присоединился к «Кацураги», стоявшему у островка Мицукодзима недалеко от Курэ, и начались работы по маскировке.
При этом 20 апреля капитан Миядзаки был сменен на должности командира «Амаги» прибывшим с «Кацураги» капитаном 1-го ранга Хирацука Сиро, а сам стал командиром «Кацураги» и начальником над обоими авианосцами. Сам «Амаги» был выведен в резерв и вместо полноценного экипажа на его боргу осталась только небольшая команда.
Маскировка авианосцев проводилась с истинно японской тщательностью и трудолюбием. Безо всякой помощи со стороны офицеры кораблей разработали, а команды осуществили, весьма оригинальный план маскировки, направленный на то, чтобы максимально «слить» силуэты авианосцев с маленьким островом. ««Амаги» был покрыт маскировочными сетями, а полётная палуба была заставлена искусственными домами и деревьями. Для большей натуральности на полётной палубе были высыпаны песком «дороги», причем цвет песка был подобран так, чтобы он походил на грунтовые дороги на берегу
Впрочем, это все равно не помогло японцам, поскольку американцы подошли к делу воздушной разведки также с истинно американским размахом и любовью к техническим новинкам, что помогло им обнаружить и «Амаги», и «Кацураги».
24 июля 1945 г. самолёты Оперативного соединения 38 нанесли удар по Курэ, надеясь покончить с остатками японского флота, находящимися в базе. Среди целей американцев были и оба замаскированных у острова Мицукодзима авианосца. Поскольку маскировка «Амаги» была похуже, чем у его соседа, именно ему досталось большинство «подарков» от американских лётчиков.
Уже во время первой атаки несколько бомб разорвалось возле носовой части по обоим бортам корабля, а один разрыв бомбы по левому борту напротив переднего края надстройки (около 4,5 м под водой) вызвал затопление носового погреба авиационных боеприпасов. Корабль начал крениться на левый борт.
Тем временем еще до полудня «Амаги» снова атаковали американские самолёты.
Первая бомба небольшого калибра (скорее всего, 500-фунтовая (227-кг)) пробила полётную палубу и разорвалась в проходе у верхнего ангара за второй дымовой трубой. Взрывом разворотило борт и, возможно, повредило полётную палубу.
Гораздо более опасной для корабля оказалась вторая бомба, попавшая почти точно посредине полётной палубы напротив поста управления зенитным огнём левого борта. Взрыв 2 000-фунтовой (907- кг) бомбы, разорвавшейся на верхней ангарной палубе, нанес «Амаги» тяжелые повреждения Полётная палуба и стены верхнего ангара на протяжении свыше 50 метров были уничтожены силой взрыва. Но самым страшным было не это, и не почти 8-метровая дыра, пробитая бомбой в верхней ангарной палубе, а взрывная волна и осколки, полетевшие вниз. Эти осколки пробили нижнюю ангарную палубу и устроили настоящий погром в котельных отделениях, практически лишив водонепроницаемости центральную часть авианосца. К счастью, отсутствие горючих материалов на борту позволило избежать пожаров.
Не успели находящиеся на мостике прийти в себя от взрыва бомб, как около 12.00 мимо надстройки пронесся 127-мм НУРС, разорвавшийся на полётной палубе на полпути от носового подъемника к надстройке. Повреждения от него были незначительными (пробоина в палубе диаметром около 80 см), но командир «Амаги» решил, что с него хватит и отдал приказ покинуть корабль.
Экипаж еще не успел полностью покинуть авианосец, когда приблизительно в 15.30 корабль снова атаковали около 20 американских самолётов. Несколько бомб, разорвавшихся по левому борту, вызвали затопление котельных отделений №№ 4 и 6, а также кормового машинного отделения левого борта.
Как это ни удивительно, но, несмотря на серьезные повреждения и полное отсутствие борьбы за живучесть. «Амаги» продолжал оставаться на плаву еще три дня, постепенно погружаясь в воду носом и кренясь на левый борт. При этом были затоплены котельные отделения №№ 3 и 5. Но кое-какие меры по борьбе с затоплениями все же велись, поскольку во время фатальной бомбежки корабля 28 июля на его борту находилась, как минимум, пожарная команда. Скорее всего, на «Амаги» вернулся и экипаж, поскольку в пртивном случае его действия очень сильно смахивали на дезертирство.
Так или иначе, 28 июля 1945 г. «Амаги» встретил с достаточно небольшим дифферентом на нос и креном на левый борт.
В тот день авианосец трижды подвергался атаке. Сначала в 9.30 корабль атаковали около 30 авианосных самолётов, потом около полудня 11 тяжелых бомбардировщиков Б-24 «Либерейтор» засыпали корабль бомбами, а в 15.30 «Амаги» атаковала новая волна самолётов с авианосцев.
Хотя в тот день в авианосец попала только одна бомба (в полётную палубу по левому борту напротив задней дымовой трубы), большое количество бомб разорвалось у левого борта корабля. Эти разрывы окончательно похоронили надежду удержать корабль на плаву: корабль все больше садился носом и кренился на левый борт. Не очень помогала сохранению остойчивости и вода, которую лили на верхнюю палубу пожарные.
К 10.00 29 июля 1945 г. «Амаги» завалился на левый борт и лег на дно с большим креном. При этом носовой самолёто-подъемник и кусок полётной палубы, поврежденной взрывом 2000-фунтовой бомбы, вывалились за борт.
Из-за небольшой глубины примерно только треть корпуса находилась под водой, поэтому на корабле решили оставить небольшую команду для «присмотра» за руинами авианосца*.
30 ноября 1945 г. «Амаги» был исключен из списков флота, а через три месяца — в феврале 1946 г. — корабль было решено, наконец, поднять и сдать на слом.
Работы по подъему лежащего на боку корабля, которые выполнял филиал верфи Харима Дзосен в Курэ, начались в июне 1946 г.
Это была нелегкая задача: нос корабля сильно «зарылся» в морское дно, в то время как корма застряла на прибрежных камнях. К этому надо прибавить разрушения подводной части по левому борту.
Японцы считали подъем 16 000-тонного «Амаги» одной из сложнейших операций такого рода.
Вначале с корабля при помощи взрывчатки и большого плавучего крана сняли надстройку, трубы и все конструкции выше верхней ангарной палубы. Потом спасателям пришлось заделать почти 400 м2 различных пробоин, люков, самолёто-подъемников и иллюминаторов. После этого к кораблю прикрепили 12 специально сделанных на верфи в Курэ 100-тонных понтонов (пустых по левому борту и наполненных водой по правому) и начали откачивать воду специальной помпой, способной качать до 7000 тонн воды в час. Корабль спрямляли постепенно (в 4 этапа), причем во время последнего этапа помпа работала непрерывно в течение 12 суток. Работы потребовали почти всех наличных в районе Курэ помп, понтонов и ремонтных материалов
Наконец, 31 июля 1947 г. «Амаги» снова оказался на плаву. Корабль был отбуксирован в Курэ, где и был разобран на металл на местном филиале верфи Харима Дзосэн (работы по разборке завершены 12 декабря 1947 г.).{jcomments on}